Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Актуальные проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений

Работа №115453

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

уголовное право

Объем работы88
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
69
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений 9
1.1 Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления в истории отечественного уголовного законодательства 9
1.2 Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления по законодательству зарубежных стран 18
Глава 2 Проблемы квалификации преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 150 УК РФ 29
2.1 Проблемы квалификации в зависимости от объективных признаков 29
2.2 Проблемы квалификации в зависимости от субъективных признаков 47
Глава 3 Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ч.ч. 2-4 ст. 150 УК РФ 59
3.1 Проблемы квалификации преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 150 УК РФ 59
3.2 Проблемы квалификации преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 150 УК РФ 64
Заключение 73
Список используемой литературы и используемых источников 77

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в последние годы в России вновь наметилась тенденция роста преступлений совершаемых несовершеннолетними под влиянием взрослых [43, с. 191]. Это объясняется рядом причин, связанных не только со стремительным ухудшением социально-экономической ситуации в стране, резким обнищанием населения, ростом безработицы, недостаточным количеством реально функционирующих учреждений дополнительного образования и спортивно-оздоровительных комплексов, что влечет маргинализацию, а впоследствии и криминализацию населения, в том числе и подростковой ее части, но и с развитием теневых социальных сетей, которые активно продвигают идеи альтернативного (криминального) образа жизни, и по сути не контролируются правоохранительными органами государства.
Во-вторых, такие деяния, как вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, как правило, характеризуются повышенной общественной опасностью, угрожая не только нравственному здоровью будущих поколений, но и нравственному состоянию нашего общества в целом. Подростки легче вовлекаются в совершение преступлений, их проще обмануть, воспользоваться их доверчивостью и наивностью, поскольку психика у подростка еще не устоявшаяся, и он легко поддается влиянию взрослых преступников. В дальнейшем такое влияние оказывает негативное воздействие на формирование взглядов, убеждений, принципов несовершеннолетних, в результате чего образуется целый пласт социума, оппортунистически относящийся к традиционным общечеловеческим ценностям, и построенному на них порядку взаимоотношений между людьми, настроенный на паразитическое существование за счет других членов социума, общества и государства, сопряженное с применением насильственных и иных криминальных методов.
Статистика совершения указанных преступлений последних лет указывает двоякую тенденцию. Если до 2018 года прослеживалась отчетливая тенденция к снижению преступлений такого рода (в 2018 году всего зарегистрировано 1662 преступлений, предусмотренных ст. 150 УК, что на 16% процентов ниже 2016 года – тогда было совершено 2003 преступления), то после 2019 года, в котором было зарегистрировано 1615 преступлений, кривая преступности поползла вверх и на третий квартал 2020 года по данным официальной статистики МВД их уже было 1320, что превысило показатели предыдущего года за аналогичный период на 15%.
Таким образом, вопрос о проблемах уголовно-правового противодействия проявлениям преступной деятельности в виде вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений имеет актуальность на сегодняшний день и требует детального анализа, а также разработки мероприятий, и рекомендаций по обеспечению тенденции к снижению совершаемой преступности такого рода, в том числе за счет устранения ошибок в правоприменительной практике, возникающих при квалификации преступлений, предусмотренных ст. 150 УК.
Объект настоящего исследования – общественные отношения, возникающие в результате вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений, направленные на предотвращение этого негативного явления средствами уголовного права.
Предмет исследования составляют действующее законодательство, практика и публикации ученых занимающихся исследованиями в области уголовного права.
Цель исследования – комплексное рассмотрение феномена уголовно-правовой борьбы с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- провести исторический анализ временных этапов развития российского уголовного законодательства об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений;
- сравнить нормы отечественного и зарубежного уголовного законодательства об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений, выявить положительные и отрицательные стороны этого опыта с формированием аргументированных предложений по использованию наиболее прогрессивных идей в российской законотворческой практике;
- дать характеристику всех значимых с точки зрения уголовного права элементов и признаков составов вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления;
- выявить и проанализировать наиболее спорные и распространенные проблемы квалификации вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления;
- сформулировать научно обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию теории и практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений, а также конкретные меры, направленные на повышение эффективности уголовно-правовой борьбы с этими деяниями.
Теоретическая база исследования состоит из работ ведущих ученых юристов, которые выделяют отдельные и общие проблемы уголовно-правового противодействия феномену вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Их рассматривали в трудах такие ученые, как: В.В. Агильдин, П.О. Магомедрасулова, Е.П. Коровин, Н.Н. Маршакова, А.В. Осипьян, Г.М. Миньковский, Г.З. Брускин, Н.Н. Косова, С.Р. Степанян, П.Ф. Тельнов, И.Я. Козаченко, Н.Н. Косова, Е.Н. Макарова, А.П. Перминова, М.В. Иванова, В.Н. Жадан, В.М. Гарманов, Д.В. Павлов и др. Следует отметить, что несмотря на достаточно высокую степень разработанности данной темы, вопросы квалификации по-прежнему имеют много белых пятен, сохраняя почву для научных дискуссий и выработки новых решений.
Методологическая основа исследования традиционна для юридической науки. Решение обозначенных задач обеспечено за счет применения традиционных для юридических исследований общенаучных методов познания в совокупности со специальными методами правового познания объективной действительности. Прежде всего, это законы и диалектики, и построенные на их основе всеобщий метод, а также общенаучные (логический, статистический, системного анализа, индукции, дедукции и т. д.) и собственно юридические методы научного познания, такие, как сравнительно-правовой, историко-правовой, юридико-инструментальный и др.
Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени актуальности и разработанности различных ее аспектов.
Кроме того, научная новизна исследования выражается в положениях, выносимых на защиту:
1. Основным непосредственным объектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право несовершеннолетнего на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
2. Под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) следует понимать не только традиционно рассматриваемые в этом качестве целенаправленные, обусловленные различными мотивами действия представителей возрастной категории от 18 лет и выше, то есть лиц, достигших совершеннолетия, ориентированные на формирование решимости или готовности участвовать в совершении конкретного общественно опасного деяния у подростков, не достигших восемнадцати лет, равно как и действия направленные на приобщение несовершеннолетних к криминальному образу жизни или формирование у них криминально-ориентированного менталитета (мировосприятия). По тому же критерию по ст. 150 УК РФ целесообразно квалифицировать и действия, которые состоят в использовании в совершении преступления несовершеннолетнего, не осознающего факт своего участия в преступной деятельности (факт совершения им преступления или общественно опасного деяния).
3. В целях приведения в точное соответствие норм и положений действующего законодательства с принципами вины и законности при внесении изменений в диспозицию рассматриваемой нормы, необходимо заменить понятие «преступление» в диспозиции ч. 1 ст. 150 УК РФ понятием «общественно опасное деяние». Такой подход позволит скорректировать и сделать более эффективной судебную практику, поскольку даст возможность правоприменителю отойти в принятии процессуальных решений при квалификации преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ, от формализованных правил.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное магистерское исследование имеет определенную теоретическую значимость, которая обусловлена комплексным подходом к исследованию, сочетающим анализ широкого спектра вопросов. Помимо квалификации, он включает освещение спорных моментов законодательного регулирования, теории и практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и содержит пути совершенствования как соответствующих доктринальных положений в рассматриваемой области, так и самого уголовного закона. Сформулированные предложения и рекомендации способствуют развитию научной основы механизма уголовно-правового обеспечения нормального процесса формирования полноценной личности несовершеннолетних, расширяют теоретические представления о средствах уголовно-правового противодействия вовлечению подростков в преступную деятельность и способствуют дальнейшей эволюции уголовно-правовой науки в целом.
Практическая значимость исследования определяется его направленностью на решение спорных, проблемных вопросов квалификации случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений. Сделанные в ходе работы выводы и предложения могут быть положены в основу совершенствования методов правоприменительной деятельности правоохранительных и судебных органов по практике квалификации преступлений, предусмотренных ст. 150 УК РФ. Результаты представленной научной работы также могут быть использованы при разработке программ и учебных пособий по дисциплинам уголовно-правового цикла.
Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование, анализ законодательства, судебной практики и доктринальных положений, позволяют сформировать следующие выводы:
1. Обращение к истории развития российского уголовного законодательства указывает на то, что интересы нормального физического и нравственного развития несовершеннолетних всегда были в центре внимания отечественного законодателя. Развитие и совершенствование методов борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений в России началось с момента возникновения государства, с появления первых законодательных актов. Это развитие не прекращалось на протяжении всей истории и продолжает развиваться до сих пор.
2. Сравнительно-правовой анализ Российского уголовного законодательства и зарубежного уголовного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в ряде зарубежных стран отсутствует норма, регулирующая ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. В подобных случаях действуют нормы о подстрекательстве и соучастии. Кроме того, можно отметить, что санкции большинства уголовных кодексов зарубежных стран жестче санкций УК РФ, в частности санкции статей УК Франции устанавливают более длительные сроки лишения свободы, чем УК РФ. Помимо этого, в качестве наказания всегда применяется крупный денежный штраф, а дополнительными наказаниями являются временное лишение политических, гражданских и семейных прав, лишение водительских прав.
3. Родовым объектом исследуемого посягательства следует считать общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование личности. Под видовым объектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступлений следует понимать совокупность интересов семьи и несовершеннолетних, а также общественных отношения, складывающиеся внутри семьи и вокруг нее. Основным непосредственным объектом данного состава преступления следует признать общественные отношения, обеспечивающие правильное воспитание несовершеннолетнего, а также его нормальное нравственное и духовное развитие.
4. Основным непосредственным объектом вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления являются общественные отношения, обеспечивающие право несовершеннолетнего на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
5. Правовой статус и возрастные критерии несовершеннолетнего недостаточно четко определены в отечественном уголовном законодательстве. УК РФ признает несовершеннолетним лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18. Давая это понятие в главе «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», законодатель рассматривает несовершеннолетнего как субъекта преступления. В результате, на практике встречаются случаи, когда лицам, вовлекающим малолетних в совершение преступления, ст. 150 УК РФ не вменяется, а причиненный малолетним вред квалифицируется как причиненный взрослым путем посредственного исполнения соответствующего состава преступления. В данной связи представляется целесообразным заменить в диспозиции рассматриваемой нормы в ст. 150 УК термин «несовершеннолетний» на определение «лицо, не достигшее возраста 18 лет».
6. Вовлечение несовершеннолетнего с совершение преступления следует рассматривать как действия взрослого лица, направленные на возбуждение у несовершеннолетнего желания совершить преступление. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление, разжигания чувства зависти, мести и т.д.
При этом под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) следует понимать не только традиционно рассматриваемые в этом качестве «активные действия достигшего совершеннолетия лица, направленные на лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, по укреплению у него решимости или готовности участвовать в совершении общественно опасного деяния или деятельности либо по приобщению и подготовке его к преступному образу жизни», но и действия, которые состоят в использовании в совершении преступления несовершеннолетнего, не осознающего факт своего участия в преступной деятельности (факт совершения им преступления или общественно опасного деяния).
7. Чаще всего несовершеннолетние вовлекаются в совершение преступлений путем обещаний, предложения или угрозы.
8. Принимая во внимание повышенную общественную опасность исследуемого преступления, его состав должен быть сконструирован по типу формального. Однако в ходе проведенного исследования установлены случаи, когда в практической деятельности момент окончания такого рода преступлений является спорным. Постановление Пленума Верховного Суда от 01.02.2011 года разрешает этот вопрос, устанавливая, что преступления, ответственность за которые предусмотрена ст. 150 УК РФ, являются оконченными с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению или покушения на преступление. Таким образом, вовлечение рассматривается в правоприменительной практике фактически не как действие, а как результат, хотя должно быть наоборот.
9. Предлагаются варианты совершенствования законодательства об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. Необходимо внесение изменений и дополнений в УК, а именно: внесения разъяснений о моменте окончания вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления; ужесточение санкций, так например, за вовлечение несовершеннолетнего с совершение преступления, совершенное родителем, педагогом или иным лицом на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего следует предусмотреть штраф помимо указанных наказаний; выделения самостоятельного состава попустительства преступлениям несовершеннолетних; дополнение ст. 150 УК нормой об ответственности за использование несовершеннолетнего для достижения преступных целей взрослого.
Отдельное внимание следует уделить квалифицирующему признаку, содержащемуся в ч. 1 ст. 150 УК и усиливающему степень репрессивного воздействия на лицо, вовлекающее несовершеннолетнего в совершение преступлений, если оно является для вовлекаемого родителем, воспитателем или наставником.
В настоящее время назрела необходимость совершенствования уголовного закона об ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления взрослыми, которых осуществляют фактическое воспитание подростков и имеют в связи с этим на них соответствующее влияние. В целях оптимизации системы средств уголовно-правового противодействия исследуемому криминальному феномену предлагается дополнить содержание ч. 2 ст. 150 УК положением об ответственности за то же деяние в отношении не только родителей, педагогических работников и иных лиц, на которые обязанности по воспитанию несовершеннолетнего возложены законом, но и любых других лиц, которые осуществляют фактическое воспитание несовершеннолетнего. Кроме того, требуется проведение комплексных социологических, медицинских, психологических, уголовно-правовых, криминологических и криминалистических исследований, направленных на всестороннее исследование различных аспектов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления. Только на этой основе возможна разработка эффективных мер борьбы с указанными преступлениями и их последовательная реализация на практике.


1. Александров В.Б. Предупреждение преступлений против
несовершеннолетних: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2009. 29с.
2. Александров В.Б. Понятие и виды преступлений против
несовершеннолетних // Современное право. 2007. No 11. С. 86-91.
3. Астемиров З.А. Некоторые пути совершенствования уголовно-
правовой защиты несовершеннолетних // Вестник Дагестанского
государственного университета. 2012. No 2. С. 160-161.
4. Белоглазов А.Е. Субъективные признаки вовлечения
несовершеннолетнего в совершение преступления // Евразийский
юридический журнал. 2020. No 6 (145). С. 298-301.
5. Бельцов Д.В. Уголовная ответственность за преступления
несовершеннолетних и против несовершеннолетних: автореф. дис.... канд.
юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. 29с.
6. Бирюкова В.С Субъективные признаки вовлечения
несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных
действий // В сборнике: Современная юриспруденция: актуальные вопросы,
достижения и инновации: сборник статей XXVII Международной научно-
практической конференции. Пенза, 2020. С. 123-126.
7. Бирюкова В.С., Карташов И.И. Особенности объективных признаков
вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления // Chronos.
2020. No 5 (43). С. 55-58.
8. Боровиков В.Б. Ответственность за вовлечение
несовершеннолетнего в совершение преступления // Вестник российского
нового университета. 2008. No 2. С. 231-235.
9. Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право: учебник / Н.И. Ветров,
Ю. И. Ляпунов. 4-е изд., испр. и доп. М. : ИД Юриспруденция, 2010. 752 с.
10. Винокуров В.Н. Объект преступления: аспекты понимания,
способы установления и применение уголовного закона. М., 2012. 288 с.
11. Волков К.А. Преступления против несовершеннолетних: вопросы,
требующие решения // Вопросы ювенальной юстиции. 2014. No 3. С. 4-7.
12. Воронин М.А. Некоторые проблемы преступлений против половой
неприкосновенности несовершеннолетних // ЭЖ- Юрист. 2013. No 5. С. 295-297.
13. Гайков В.Т., Лемчик Т.А. Исторические аспекты уголовной
ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественную
деятельность // Экономический вестник Ростовского университета. 2009.
No 4. С. 51- 53.
14. Галахова А.В. Оценочные признаки в Уголовном кодексе
Российской Федерации: научное и судебное толкование: научно-
практическое пособие / под ред. А.В. Галаховой. М. : Норма, 2014. 736 с.
15. Галимов О.Х., Тыченко В.С. К вопросу о возрасте лица,
вовлекаемого в совершение преступления // Вестник Сибирского
юридического института МВД России. 2019. No 1 (34). С. 22-27.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ