Введение
1Теоретическое обоснование проблемы формирования
информационной культуры у младших школьников
1.1Понятие информационной культуры в психолого-
педагогической литературе
1.2Психолого -педагогические особенности детей младшего
школьного возраста
1.3Условия формирования информационно культуры младших
школьников
2Опытно-экспериментальная работа по формированию
информационной культуры у младших школьников
2.1Организация и проведение опытно-экспериментальной
работы
2.2Содержание работы по формированию информационной
культуры у младших школьников
2.3. Анализ результатов культуры
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Непрерывное образование и идея ее
реализации в настоящее время ведет к необходимости урегулирования
вопроса о возможности изменить одно из противоречий системы
образования, основанного на конфликте между деконструкцией
поступающей информации и масштабом этих знаний. Дело в том, что растет
поступающая информация, а также по мере роста круга школьных и
внеклассных источников информации мы можем заметить прирост радиуса
образования. В этом случае, если не учитывать огромные возможности
информационных технологий, то этот разрыв увеличивается.
В условиях постоянно растущего потока информации человеку
необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные
способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.
Исследователи-педагоги подчеркивают резко возросшую
информированность детей. Раньше для ребенка школа была основным
источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, а
сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей
картины мира. Расширение кругозора, высокий рост эрудиции- несомненное
преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже
на первой ступени обучения система образования должна в полной мере
использовать новые возможности - современные образовательные
технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе
информационно-коммуникационные технологии, информационный
потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
Закрепленные к настоящему времени знания и навыки пересекаются с
понятием «информационная культура личности». Информационная культура
– это успешный профессионал в образовании, самообразовании и другихзанятиях, а также важнейший фактор социальной безопасности человека в
информационном обществе.
Проблема информационной культуры активно исследуется.
Методологические проблемы развития информационной культуры Г.А.
Старовойтовой, А.П. Стародубовой, Э.П. Суханова, Г.А. Семеновкера, И.Г.
Фокеева, Э.Л. Шапиро и др.
Младший школьный возраст представляет особую важность для
формирования информационной культуры как составляющей
информационной культуры личности, так как именно в этот период
происходит активизация развития познавательных способностей,
формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих
убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а,
следовательно, и формирование информационной грамотности, т. е. умения
работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребёнка в
начальной школе, поскольку запоздалое формирование одних структурных
компонентов информационной грамотности в силу психологических
особенностей развития личности может привести к невозможности развития
других.
Проблема исследования: каковы особенности формирования
информационной культуры младших школьников?
Цель исследования: исследовать пути формирования
информационной культуры у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования информационной
культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: выступило предположение о том, что
формирование информационной культуры на уроках в начальной школе
(окружающий мир) будет осуществляться успешнее, если разработать
комплекс заданий, направленный на использование различных источниковинформации в процессе выполнения проектной работы младших
школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «информационная
культура»;
2. Рассмотреть психолого–педагогические особенности детей
младшего школьного возраста;
3. Раскрыть условия формирования информационной культуры
младших школьников.
4. Организовать опытно–экспериментальную работу по
исследованию особенностей информационной культуры младших
школьников, проанализировать его результаты;
5. Разработать содержание работы по информационной культуре
младших школьников, проанализировать ее результаты.
При решении поставленных задач применялись следующие методы
исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение психолого–
педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование, беседа, анкетирование.
База исследования: МОУ СОШ №14.
Контингент исследования: 3 «А» и 3 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.
Для современного младшего школьника важно научиться понимать,
безопасно получать и представлять информацию. Получая информацию с
помощью современных средств информации (телевизор. магнитофон,
телефон, факс, компьютер, принтер. модем) и информационных технологий
(аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), ему важно
научиться объективно оценивать полученную информацию на предмет ее
достоверности, точности, актуальности и полезности.
Согласно требованиям стандарта к выпускнику начальной школы, для
дальнейшего успешного обучения па средней и старшей ступенях среднего
образования обучающимся, к моменту перехода па новую ступень,
необходимо освоить такие познавательные универсальные учебные действия
по работе с информацией, как умение: воспринимать информацию, которая
представлена в тексте, таблице, схеме, .другой модели; способность
представить полученную информацию (краткая запись задачи, оформление
ответа па вопрос и т.д.). выбрать, применить и интерпретировать данные;
преобразовывать информацию п использовать заданную или самостоятельно
выбранную модель: анализировать полученную информацию, подтверждать
или опровергать ее достоверность
При обучении работе с информацией важно учить детей правильно
использовать свой опыт, формировать специальные «информационные
действия», знакомить с разными способами представления информации.
Учащихся необходимо учить самостоятельно извлекать, интерпретировать,
использовать информацию.
Поиск информации как универсальное учебное действие предполагает
развитие следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения
Развитие данных операций помогает найти нужную информацию, выделить в
потоке информации необходимую часть, сравнивая информацию, искать
актуальную для поставленной задачи информацию.Существующие частные методики не только помогают учителю
развивать предметные умения, но и способствуют переводу отдельных
общепредметных умений в универсальные. Среди этих умений есть ряд
дефицитных, которым будет посвящено это исследование. К таким умениям
относятся: работа с учебными текстами: «чтение» схем, таблиц, диаграмм и
др.: интерпретация данных и проверка утверждений. Неумение младшего
школьника самостоятельно найти, представить, интерпретировать
информацию, представленную, например, в тексте задания, приводит к тому,
что ученик не может его выполнить.
Для работы над освоением информационных действий учеников
второго класса был разработан комплекс упражнений. Задания были
направлены на освоение общеучебных универсальных действий,
направленных на работу с информацией: поиск информации, оценка
информации, представление информации.
Результаты экспериментальной группы учащихся 2 класса показали,
что систематическая работа над освоением информационной культуры
повышает уровень развития информационной грамотности ученика, а также
его общепредметных умений.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования.
1. Альбекхаджиева З.Г. Формирование информационной культуры
младших школьников// Мир науки, культуры, образования, 2016. № 2. С. 53–
54.
2. Агешин Ю.А. Информационная культура// НТИ. Сер. 1. 2010. №
3. С. 10–12.
3. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в
школе и вузе: материалы конференции / под редакцией М.В. Егуповой, Л.И.
Боженковой. М.: МПГУ, 2020. 464 с.
4. Андреев С.С. Информационная культура: уровень
содержательности духовных ценностей// Социально– политический журнал.
2018. № 2. С. 79–93.
5. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника:
программа для учащихся 5–6 классов // Школьная библиотека. 2019. № 3. С. 9.
6. Виноградов В.А. Информационные потребности и
информационная культура // Теория и практика общественно–научной
информации. 2018. Вып. 4. С.48–60.
7. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника
школы: итоги одного исследования// Научные и технические библиотеки.
2018. № 7. С. 34–41.
8. Ганицкая И.И. Взаимодействие детских и школьных библиотек в
образовательно–воспитательной работе со школьниками 1–8 классов:
автореф. дис. … канд. пед. наук / И. И. Ганицкая. М., 2006. 16 с.
9. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная
культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований)//
Школьная библиотека. 2017. № 3. С. 22.
10. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника
школы: итоги одного исследования// Научные и технические библиотеки.
2018. № 7. С. 34–41.11. Гендина Н.И. Информационная грамотность или
информационная культура: альтернатива или единство (результаты
российских исследований// Школьная библиотека. 2017. № 3. С. 22.
12. Гречихин А.А. Информационная культура: опыт типологического
определения // Проблемы информационной культуры: Сборник статей.
Москва, 2017. С. 66–74.
13. Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные
характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. №
1. С. 65–74.
14. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И. Ф.
Девятко.М.: Книжный дом, 2002. 296 с.
15. Жарова Л.В. Организация самостоятельной научно–
познавательной деятельности учащихся: учебное пособие / Л.В. Жарова.
Ленингард, 2016. 79 с...