Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование информационной культуры у младших школьников

Работа №115358

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы61
Год сдачи2022
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1Теоретическое обоснование проблемы формирования
информационной культуры у младших школьников
1.1Понятие информационной культуры в психолого-
педагогической литературе
1.2Психолого -педагогические особенности детей младшего
школьного возраста
1.3Условия формирования информационно культуры младших
школьников
2Опытно-экспериментальная работа по формированию
информационной культуры у младших школьников
2.1Организация и проведение опытно-экспериментальной
работы
2.2Содержание работы по формированию информационной
культуры у младших школьников
2.3. Анализ результатов культуры
Заключение
Список используемой литературы

Актуальность исследования. Непрерывное образование и идея ее
реализации в настоящее время ведет к необходимости урегулирования
вопроса о возможности изменить одно из противоречий системы
образования, основанного на конфликте между деконструкцией
поступающей информации и масштабом этих знаний. Дело в том, что растет
поступающая информация, а также по мере роста круга школьных и
внеклассных источников информации мы можем заметить прирост радиуса
образования. В этом случае, если не учитывать огромные возможности
информационных технологий, то этот разрыв увеличивается.
В условиях постоянно растущего потока информации человеку
необходима способность выбирать и реализовывать на практике адекватные
способы ее получения, то есть быть информационно грамотной личностью.
Исследователи-педагоги подчеркивают резко возросшую
информированность детей. Раньше для ребенка школа была основным
источником получения информации о мире, человеке, обществе, природе, а
сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей
картины мира. Расширение кругозора, высокий рост эрудиции- несомненное
преимущество современных детей. По мнению современных педагогов, уже
на первой ступени обучения система образования должна в полной мере
использовать новые возможности - современные образовательные
технологии, формирующие умения работать с информацией, в том числе
информационно-коммуникационные технологии, информационный
потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
Закрепленные к настоящему времени знания и навыки пересекаются с
понятием «информационная культура личности». Информационная культура
– это успешный профессионал в образовании, самообразовании и другихзанятиях, а также важнейший фактор социальной безопасности человека в
информационном обществе.
Проблема информационной культуры активно исследуется.
Методологические проблемы развития информационной культуры Г.А.
Старовойтовой, А.П. Стародубовой, Э.П. Суханова, Г.А. Семеновкера, И.Г.
Фокеева, Э.Л. Шапиро и др.
Младший школьный возраст представляет особую важность для
формирования информационной культуры как составляющей
информационной культуры личности, так как именно в этот период
происходит активизация развития познавательных способностей,
формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих
убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной культуры, а,
следовательно, и формирование информационной грамотности, т. е. умения
работать с информацией, должны начинаться в период обучения ребёнка в
начальной школе, поскольку запоздалое формирование одних структурных
компонентов информационной грамотности в силу психологических
особенностей развития личности может привести к невозможности развития
других.
Проблема исследования: каковы особенности формирования
информационной культуры младших школьников?
Цель исследования: исследовать пути формирования
информационной культуры у младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования информационной
культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: выступило предположение о том, что
формирование информационной культуры на уроках в начальной школе
(окружающий мир) будет осуществляться успешнее, если разработать
комплекс заданий, направленный на использование различных источниковинформации в процессе выполнения проектной работы младших
школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «информационная
культура»;
2. Рассмотреть психолого–педагогические особенности детей
младшего школьного возраста;
3. Раскрыть условия формирования информационной культуры
младших школьников.
4. Организовать опытно–экспериментальную работу по
исследованию особенностей информационной культуры младших
школьников, проанализировать его результаты;
5. Разработать содержание работы по информационной культуре
младших школьников, проанализировать ее результаты.
При решении поставленных задач применялись следующие методы
исследования:
1. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение психолого–
педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование, беседа, анкетирование.
База исследования: МОУ СОШ №14.
Контингент исследования: 3 «А» и 3 «Б» классы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для современного младшего школьника важно научиться понимать,
безопасно получать и представлять информацию. Получая информацию с
помощью современных средств информации (телевизор. магнитофон,
телефон, факс, компьютер, принтер. модем) и информационных технологий
(аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), ему важно
научиться объективно оценивать полученную информацию на предмет ее
достоверности, точности, актуальности и полезности.
Согласно требованиям стандарта к выпускнику начальной школы, для
дальнейшего успешного обучения па средней и старшей ступенях среднего
образования обучающимся, к моменту перехода па новую ступень,
необходимо освоить такие познавательные универсальные учебные действия
по работе с информацией, как умение: воспринимать информацию, которая
представлена в тексте, таблице, схеме, .другой модели; способность
представить полученную информацию (краткая запись задачи, оформление
ответа па вопрос и т.д.). выбрать, применить и интерпретировать данные;
преобразовывать информацию п использовать заданную или самостоятельно
выбранную модель: анализировать полученную информацию, подтверждать
или опровергать ее достоверность
При обучении работе с информацией важно учить детей правильно
использовать свой опыт, формировать специальные «информационные
действия», знакомить с разными способами представления информации.
Учащихся необходимо учить самостоятельно извлекать, интерпретировать,
использовать информацию.
Поиск информации как универсальное учебное действие предполагает
развитие следующих мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения
Развитие данных операций помогает найти нужную информацию, выделить в
потоке информации необходимую часть, сравнивая информацию, искать
актуальную для поставленной задачи информацию.Существующие частные методики не только помогают учителю
развивать предметные умения, но и способствуют переводу отдельных
общепредметных умений в универсальные. Среди этих умений есть ряд
дефицитных, которым будет посвящено это исследование. К таким умениям
относятся: работа с учебными текстами: «чтение» схем, таблиц, диаграмм и
др.: интерпретация данных и проверка утверждений. Неумение младшего
школьника самостоятельно найти, представить, интерпретировать
информацию, представленную, например, в тексте задания, приводит к тому,
что ученик не может его выполнить.
Для работы над освоением информационных действий учеников
второго класса был разработан комплекс упражнений. Задания были
направлены на освоение общеучебных универсальных действий,
направленных на работу с информацией: поиск информации, оценка
информации, представление информации.
Результаты экспериментальной группы учащихся 2 класса показали,
что систематическая работа над освоением информационной культуры
повышает уровень развития информационной грамотности ученика, а также
его общепредметных умений.
Таким образом, подтверждена гипотеза исследования.


1. Альбекхаджиева З.Г. Формирование информационной культуры
младших школьников// Мир науки, культуры, образования, 2016. № 2. С. 53–
54.
2. Агешин Ю.А. Информационная культура// НТИ. Сер. 1. 2010. №
3. С. 10–12.
3. Актуальные проблемы обучения математике и информатике в
школе и вузе: материалы конференции / под редакцией М.В. Егуповой, Л.И.
Боженковой. М.: МПГУ, 2020. 464 с.
4. Андреев С.С. Информационная культура: уровень
содержательности духовных ценностей// Социально– политический журнал.
2018. № 2. С. 79–93.
5. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника:
программа для учащихся 5–6 классов // Школьная библиотека. 2019. № 3. С. 9.
6. Виноградов В.А. Информационные потребности и
информационная культура // Теория и практика общественно–научной
информации. 2018. Вып. 4. С.48–60.
7. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника
школы: итоги одного исследования// Научные и технические библиотеки.
2018. № 7. С. 34–41.
8. Ганицкая И.И. Взаимодействие детских и школьных библиотек в
образовательно–воспитательной работе со школьниками 1–8 классов:
автореф. дис. … канд. пед. наук / И. И. Ганицкая. М., 2006. 16 с.
9. Гендина Н.И. Информационная грамотность или информационная
культура: альтернатива или единство (результаты российских исследований)//
Школьная библиотека. 2017. № 3. С. 22.
10. Витухновская А.А. Информационная культура выпускника
школы: итоги одного исследования// Научные и технические библиотеки.
2018. № 7. С. 34–41.11. Гендина Н.И. Информационная грамотность или
информационная культура: альтернатива или единство (результаты
российских исследований// Школьная библиотека. 2017. № 3. С. 22.
12. Гречихин А.А. Информационная культура: опыт типологического
определения // Проблемы информационной культуры: Сборник статей.
Москва, 2017. С. 66–74.
13. Данильчук Е.В. Методологические предпосылки и сущностные
характеристики информационной культуры педагога // Педагогика. 2003. №
1. С. 65–74.
14. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования / И. Ф.
Девятко.М.: Книжный дом, 2002. 296 с.
15. Жарова Л.В. Организация самостоятельной научно–
познавательной деятельности учащихся: учебное пособие / Л.В. Жарова.
Ленингард, 2016. 79 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ