ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1 АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН 8
1.1 Основные проблемы изучения современных языков программирования в
Республике Таджикистан 8
1.2 Обзор существующих платформ для разработки мобильного приложения
11
1.2.1 Выбор среды разработки 14
1.3 Особенности и специфика разработки 17
1.3.1 Общая схема работы приложений Android 19
1.3.2 Описание языка программирования 20
1.4 Анализ существующих приложений для формирования требований к
будущей системе 21
Глава 2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОБИЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ
ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ JAVA НА ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКЕ 25
2.1 Формирование требований к будущей системе 25
2.2 Логическое моделирование мобильного приложения 27
2.2.1 Выбор технологии логического моделирования мобильного
приложения 27
2.3 Логическая модель мобильного приложения и ее описание 30
2.4 Проектирование базы данных мобильного приложения 32
2.4.1 Выбор сервера для проектирования базы данных мобильного
приложения 32
2.4.2 Разработка концептуальной модели данных мобильной обучающей
системы 33
2.4.3 Разработка логической модели данных мобильной обучающей
системы 34
Глава 3 РЕАЛИЗАЦИЯ МОБИЛЬНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
ПРОГРАММИРОВАНИЯ JAVA НА ТАДЖИКСКОМ ЯЗЫКЕ 37
3.1 Выбор технологии разработки программного обеспечения 37
3.2 Разработка программного обеспечения 38
3.2.1 Создание проекта в Android Studio 38
3.2.2 Описание функциональности приложения 42
3.3 Тестирования мобильного приложения 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ
На современном фоне развития информационных технологий, в частности программирования, для успешного создания программного обеспечения, решения задач разного уровня сложности актуальность приобретает задача подготовки конкурентоспособных специалистов в данной области.
С вступлением Республики Таджикистан на путь демократического общества перед ней встали не только проблемы изменения политического и экономического строя, но и изменение социальных структур страны, в том числе и образования.
Данная задача всегда была на первом месте. Она имеет большое значение, особенно в нынешнее время, когда Таджикистан в мировом масштабе признан как суверенное, демократическое, правовое и светское государство. Поэтому государство и правительство Республики Таджикистан относятся к этой задаче с особой серьёзностью.
На сегодняшний день в Таджикистане идет становление новой системы образования, нацеленного на вступление в мировое информационно-образовательное пространство. Данный процесс сопровождается важными переменами в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям.
Важным шагом в развитии и применении информационно - коммуникационных технологий в Республике Таджикистан стало утверждение Указом Президента Республики Таджикистан 5 ноября 2003 г. Государственной стратегии «Информационно -коммуникационные технологии для развития Республики Таджикистан».
Формирование компьютерной грамотности является одним из основных направлений, которую поддерживает не только Правительство Республики Таджикистан, но и, Минобразования Республики Таджикистан. В последние годы при поддержке международных организаций появилось много различных специализированных курсов для развития навыков использования информационно-коммуникационных технологий.
Но даже при такой поддержке правительства республики, уровень образования компьютерных наук находиться на низком уровне. Изучение языков программирования является одним из основных проблем среди школьников, а также студентов Республики Таджикистан.
Дефицит учебников по программированию на национальном языке является одной из основных причин низкого качества освоения языков программирования в Республике Таджикистан.
Для решения данной задачи необходимо разработать соответствующее информационное обеспечение.
Разработка информационного обеспечения, адаптированного к условиям и требованиям системы образования Республики Таджикистан позволяет ускорить процесс обучения программированию на языках высокого уровня.
Таким образом, актуальность данной выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью проектирования и выбора технологии разработки мобильной обучающей системы для программирования на JAVA на таджикском языке.
Проектирование и разработка мобильного приложения имеет смысл, так как на сегодняшний день его полного и общедоступного аналога на таджикском языке не существует.
В наше время самая популярная операционная система для мобильных устройств - это ОС Android. Главная причина популярности ОС Android- бесплатные средства разработки, в то время как разработка под операционной системой IOS требует начальных затрат, поэтому приложение будет разработана именно под операционную систему Android.
Целью выпускной квалификационной работы является моделирование мобильной обучающей системы для программирования на JAVA на таджикском языке.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить основные проблемы обучения программированию в Республике Таджикистан.
2. Перевести теоретический материал для программирования на JAVA на таджикский язык.
3. Провести анализ средств проектирования по проблеме построения мобильной обучающей системы.
4. Выполнить концептуальное моделирование предметной области.
Объектом исследования процесс обучения программированию на языке Java в Республике Таджикистан.
Предмет исследования - технология создания мобильной обучающей системы.
В выпускной квалификационной работе рассматриваются вопросы моделирования мобильной обучающей системы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, список использованных литератур и приложения.
В первой главе выполнен анализ предметной области, а также обосновано выбор платформы и языка программирования для разработки мобильных приложений.
Вторая глава посвящена непосредственно моделированию мобильной обучающей системы языка программирования Java на таджикском языке.
Третья глава посвящена процессу реализации мобильной обучающей системы с помощью среды разработки Android Studio.
В заключении представлены результаты и выводы о выполненной работе.
Поднимая вопрос о недостаточной информационной поддержке при изучении языков программирования в Республике Таджикистан, нельзя не сказать о необходимости разработки соответствующего программного обеспечения, реализованного в соответствие с новейшими информационными технологиями для решения данной проблемы.
В рамках данной работы были изучены основные проблемы изучения языков программирования в Республике Таджикистан.
В ходе выполнения бакалаврской работы была разработана мобильная обучающая система языка программирования Java на таджикском языке. При разработке приложения использовалась среда разработки Android Studio.
В процессе работы над выпускной квалификационной работой были решены следующие задачи:
1) выполнен анализ предметной области, а также изучены основные проблемы при изучении языков программирования в Республике Таджикистан;
2) выполнен обзор существующих платформ для разработки
мобильной обучающей системы;
3) проведен анализ средств проектирования по проблеме построения мобильной обучающей системы;
4) разработана мобильная обучающая система языка программирования Java на таджикском языке.
Были описаны основные принципы работы с приложением, а также проведено тестирование приложения на разных устройствах.
Разработанное приложение соответствует условиям и требованиям системы образования Республики Таджикистан, тем самым позволяет ускорить процесс обучения программированию на языке Java.
1. Голощапов Алексей Google Android. Программирование для мобильных устройств; БХВ-Петербург - Москва, 2012. - 448 с.
2. Дэрси Лорен, Кондер Шейн Android за 24 часа. Программирование приложений под операционную систему Google; Рид Групп - Москва, 2011. - 464 с.
3. Заботина, Н. Н. Проектирование информационных систем - М.: ДРОФА, 2013. - 336 с.
4. Каримов И. И. Повышение эффективности подготовки студентов гуманитарных специальностей в области информационных технологий в Республике Таджикистан / И.И. Каримов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Калуга - 2013.
5. Медникс Зигард , Дорнин Лайрд , Мик Блэйк , Накамура Масуми Программирование под Android; Питер - Москва, 2013. - 560 с.
6. Норенков, И.П. Автоматизированные информационные системы. Москва: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011 - 342 с.
7. Парамонов Ф. И., Колесниченко О. В. Основы проектирования АСУПУчебное пособие. - М.: Изд-во МАИ, 2015. - 92 с.
8. Рахмонов З.Ф. Социально-экономические аспекты внедрения информационных технологий в сфере высшего профессионального образования Республики Таджикистан / З.Ф. Рахмонов // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Душанбе - 2011.
9. Филлипс Б., Стюарт К., Марсикано К. Android. Программирование для профессионалов. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2017. — 688
10. Цехнер Марио Программирование игр под Android; Питер - Москва, 2012. - 688 с.
Электронные ресурсы
11. Изменения в Android 4.4 [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://geektimes.ru/post/242645/(дата обращения 10.02.2018).
12. Лучшие операционные системы для смартфонов [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://topmira.com/tehnika/item/176-os-smartfony(дата обращения 10.02.2018)
13. Обзор платформы Eclipse [Электронный ресурс] / Режим доступа:
URL: https://hightech.in.ua/content/art-eclipse-platform(дата обращения
21.02.2018).
14. Официальный сайт Android [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://android.com(дата обращения 21.02.2018).
15. Java. Progopedia [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://progopedia.ru/language/java/(дата обращения 25.02.2018).
16. The Mobile Learning Network (MoLeNET) [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.molenet.org.uk/(дата обращения 21.02.2018).
17. The MOBI learn project [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://www.mobilearn.org(дата обращения 13.03.2018).
18. Visual Studio и Xamarin [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: https://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/mt299001.aspx(дата обращения 12.04.2018).
Литература на иностранном языке
19. Avisekhar, R. The Android Game Developer's Handbook [Article] / R. Avisekhar // Birmingham. - Mumbai, 2016. - PP. 330-339.
20. Charland, A., Leroux, B. Mobile Application Development [Article] / A. Charland, B. Leroux // Article development led by acm queue. - Vancouver, 2011. - PP. 49-53.
21. Harwani, В. Android Programming Unleashed [Article] / B. Harwani // Indianapolis. - Indiana, 2012. - PP. 675-687.
22. Gavalas D., Economou, D. Development Platforms for Mobile
Applications: Status and Trends [Article] / D. Gavalas, D. Economou // University
of the AegeanVancouver. - Greece, 2011. - PP. 77-86.
23. Phillips B., Stewart C. Android Programming: The big nerd ranch
guide [Article] / B. Phillips. C. Stewart // Big Nerd Ranch. - Atlanta, 2015. - PP.
618-623