ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Проблема личности в психологии 5
1.2 Современные личностные теории 7
ГЛАВА 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА 14
2.1 Психодинамический подход 14
2.2 Применение психоаналитической теории Зигмунда Фрейда 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Согласно психологической науке личность – это одна из наиболее изучаемых категорий данной науки, которая представляет интерес для изучения как отечественных, так и зарубежных психологов на разных этапах развития науки. Изучение личности с позиции различных теоретических подходов представляет широкие возможности для рассмотрения данного понятия. Именно поэтому спектр данных подходов довольно широк и чрезвычайно многопланов [6].
Как правило, проблематика исследования личности связана с изучением ее структуры, процессов и условий развития. Что представляет собой личность, какова ее структура, как личность влияет на поведение человека, почему индивид обладает определенными личностными особенностями? В различных теоретических традициях данные вопросы решаются по-разному. Следует отметить, что наиболее известными из них являются: когнитивная, психодинамическая, конструктивистская, интеракционистская. В рамках данного исследования остановимся на характеристике данных традиций более подробно.
Объект исследования – теория личности в понимании современных условий.
Предмет исследования – личность человека, ее личностные характеристики, которые определяют сущность личности в современных личностных теориях.
Цель исследования: проанализировать теоретические предпосылки и аспекты развития личности в психологии как исторически сложившиеся подходы к ее исследованию, так и современные.
В соответствии с целью, были определены и задачи исследования:
1. Определить проблематику понимания и специфики личности в психологии на современном этапе.
2. Изучить современные личностные теории.
3. Проанализировать психодинамическую теорию Зигмунда Фрейда.
4. Выявить особенности применения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда .
Методологическая база исследования заключается в применении теоретического анализа учебной и научной литературы по теме исследования; провести исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта по изучению личности в психологии; аналогия и сравнение; а также иные общенаучные и частные методы.
Информационную базу исследования составили научные труды известных зарубежных и отечественных психологов, учебные пособия, публикации в сети Интернет, справочные и методические источники.
Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию в рамках темы курсовой работы, можно отметить, что в отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к осмыслению законов развития личности. Наблюдаемая многогранность непосредственно феномена «личность» обуславливает существующие серьезные расхождения в понимании движущих сил развития личности, значения в процессе ее развития общества, этапов и закономерностей развития личности, роли кризисов и других существенных моментов в данном процессе. Представления о развитии личности отличаются в различных концепциях личностного развития.
Психоаналитическая концепция, к примеру, относится к процессу развития личности, как к адаптации к социальной жизни биологического естества субъекта, выработке у него определенных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Сторонники данной теории при этом выражают уверенность, что процесс зарождения, стабилизации, преобразования черт личности подчиняется небиологическим факторам и законам.
Как формирование определенных способов межличностного взаимодействия индивидов рассматривает процесс развития личности теория социального научения. А гуманистическая и иные феноменологические теории трактуют развитие личности как процесс становления «Я».
Несмотря на различные современные теории личности и процесс его развития, лежит философское представление о природе человека. Рациональное представление о человеке присуще одной из теорий, которая человека рассматривает как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение. А другая теория, например, в человеке видит организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений, то есть представление о человеке как о животном. Механическому представлению о человеке свойственно представлять человека как механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы.
Теории личности различаются по типу структурных элементов или концепций, которые они используют; они также различаются своим концептуальным подходом к организации этих элементов. Некоторые теории создают сложную структурную систему, в которой многие компоненты взаимосвязаны по-разному. Другие теории отдают предпочтение простой структурной системе, состоящей всего из нескольких компонентов, соединенных несколькими звеньями.
1. Ахметова Г., Бекболганова М.Е., Мухаева А. Понятие и сущность логического мышления в психологии и педагогике // Евразийский союз ученых. - 2016. - № 1-3. - С. 9 - 11.
2. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: онтологическое измерение // Мир психологии. - 2009. - № 2. - С. 78 - 93.
3. Божович Е.Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 19 - 30.
4. Вовченко Р.А., Рагрин Л.А., Гайворонский Г.В. Память и шаблоны поведения в когнитивной психологии // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - 2016. - № 3. - С. 70 - 71.
5. Виленский, О.Г. Зигмунд Фрейд и психоанализ / О.Г. Виленский. - М.: Вузовская книга, 2009. - 152 c.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Национальное образование, 2016. - 368 с.
7. Гуревич, П.С. Психоанализ. Т.1. Фрейдизм и неофрейдизм: Учебник для магистров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 531 c.
8. Джеймс У. Психология. - М.: Академический проект, 2011. - 320 с.
9. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1986. - 614 с.
10. Иванова Е.М. Познавательная деятельность как основа социализации личности и профессионального самоопределения // Психология в экономике и управлении. - 2014. - № 1. - С. 14 - 19.
11. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2016. - 736 с.
12. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. - М.: ПЭР СЭ, 2002. - 480 с.
13. Купцова О.В. Внимание как особый психический процесс // Проблемы современной науки и образования. - 2017. - № 20. - С. 83 - 85.
14. Леонтьев А.Н. Эволюция, движение, деятельность. - М.: Смысл, 2012. - 560 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.
16. Нурков В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. - М.: Юрайт, 2017. - 526 с.
17. Ортикбаев Д.О., Уста-Азизова Д.А. Теории личности в социальной психологии // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. - 2016. - № 1. - С. 262 - 264.
18. Перемолотова Л.Ю. К вопросу о теориях личности // Юридическая мысль. - 2014. - № 6. - С. 29 - 31.
19. Перемолотова Л.Ю. Психологические теории личности: обзор и анализ // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2015. - № 4. - С. 66 - 69.
20. Стронин А.И. Теория личности. - М.: Инфра-М, 2016. - 188 с.
21. Четвериков И.П. Понятие личности (из лекций по общей психологии) // История российской психологии в лицах: Дайджест. - 2017. - № 1. - С. 215 - 224.
22. Тихонов, Г. М. Феномен одиночества: опыт философско-социологического анализа : автореф. … дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: 19.00.05 / Г. М. Тихонов. – Екатеринбург, 1992. – 19 с.
23. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / В. Б. Хозиев. – М. : Академия, 2013. – 272 с.
24. Шостак, В. И. Психофизиология: учеб. пособие / В. И. Шостак, С. А. Латыев, М. С. Березанцева. – СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2012. – 352 с.