Проблема личности в психологии
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Проблема личности в психологии 5
1.2 Современные личностные теории 7
ГЛАВА 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА 14
2.1 Психодинамический подход 14
2.2 Применение психоаналитической теории Зигмунда Фрейда 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГИИ 5
1.1 Проблема личности в психологии 5
1.2 Современные личностные теории 7
ГЛАВА 2. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА 14
2.1 Психодинамический подход 14
2.2 Применение психоаналитической теории Зигмунда Фрейда 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Согласно психологической науке личность – это одна из наиболее изучаемых категорий данной науки, которая представляет интерес для изучения как отечественных, так и зарубежных психологов на разных этапах развития науки. Изучение личности с позиции различных теоретических подходов представляет широкие возможности для рассмотрения данного понятия. Именно поэтому спектр данных подходов довольно широк и чрезвычайно многопланов [6].
Как правило, проблематика исследования личности связана с изучением ее структуры, процессов и условий развития. Что представляет собой личность, какова ее структура, как личность влияет на поведение человека, почему индивид обладает определенными личностными особенностями? В различных теоретических традициях данные вопросы решаются по-разному. Следует отметить, что наиболее известными из них являются: когнитивная, психодинамическая, конструктивистская, интеракционистская. В рамках данного исследования остановимся на характеристике данных традиций более подробно.
Объект исследования – теория личности в понимании современных условий.
Предмет исследования – личность человека, ее личностные характеристики, которые определяют сущность личности в современных личностных теориях.
Цель исследования: проанализировать теоретические предпосылки и аспекты развития личности в психологии как исторически сложившиеся подходы к ее исследованию, так и современные.
В соответствии с целью, были определены и задачи исследования:
1. Определить проблематику понимания и специфики личности в психологии на современном этапе.
2. Изучить современные личностные теории.
3. Проанализировать психодинамическую теорию Зигмунда Фрейда.
4. Выявить особенности применения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда .
Методологическая база исследования заключается в применении теоретического анализа учебной и научной литературы по теме исследования; провести исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта по изучению личности в психологии; аналогия и сравнение; а также иные общенаучные и частные методы.
Информационную базу исследования составили научные труды известных зарубежных и отечественных психологов, учебные пособия, публикации в сети Интернет, справочные и методические источники.
Как правило, проблематика исследования личности связана с изучением ее структуры, процессов и условий развития. Что представляет собой личность, какова ее структура, как личность влияет на поведение человека, почему индивид обладает определенными личностными особенностями? В различных теоретических традициях данные вопросы решаются по-разному. Следует отметить, что наиболее известными из них являются: когнитивная, психодинамическая, конструктивистская, интеракционистская. В рамках данного исследования остановимся на характеристике данных традиций более подробно.
Объект исследования – теория личности в понимании современных условий.
Предмет исследования – личность человека, ее личностные характеристики, которые определяют сущность личности в современных личностных теориях.
Цель исследования: проанализировать теоретические предпосылки и аспекты развития личности в психологии как исторически сложившиеся подходы к ее исследованию, так и современные.
В соответствии с целью, были определены и задачи исследования:
1. Определить проблематику понимания и специфики личности в психологии на современном этапе.
2. Изучить современные личностные теории.
3. Проанализировать психодинамическую теорию Зигмунда Фрейда.
4. Выявить особенности применения психоаналитической теории Зигмунда Фрейда .
Методологическая база исследования заключается в применении теоретического анализа учебной и научной литературы по теме исследования; провести исследование и обобщение отечественного и зарубежного опыта по изучению личности в психологии; аналогия и сравнение; а также иные общенаучные и частные методы.
Информационную базу исследования составили научные труды известных зарубежных и отечественных психологов, учебные пособия, публикации в сети Интернет, справочные и методические источники.
Таким образом, подводя итоги проведенному исследованию в рамках темы курсовой работы, можно отметить, что в отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к осмыслению законов развития личности. Наблюдаемая многогранность непосредственно феномена «личность» обуславливает существующие серьезные расхождения в понимании движущих сил развития личности, значения в процессе ее развития общества, этапов и закономерностей развития личности, роли кризисов и других существенных моментов в данном процессе. Представления о развитии личности отличаются в различных концепциях личностного развития.
Психоаналитическая концепция, к примеру, относится к процессу развития личности, как к адаптации к социальной жизни биологического естества субъекта, выработке у него определенных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Сторонники данной теории при этом выражают уверенность, что процесс зарождения, стабилизации, преобразования черт личности подчиняется небиологическим факторам и законам.
Как формирование определенных способов межличностного взаимодействия индивидов рассматривает процесс развития личности теория социального научения. А гуманистическая и иные феноменологические теории трактуют развитие личности как процесс становления «Я».
Несмотря на различные современные теории личности и процесс его развития, лежит философское представление о природе человека. Рациональное представление о человеке присуще одной из теорий, которая человека рассматривает как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение. А другая теория, например, в человеке видит организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений, то есть представление о человеке как о животном. Механическому представлению о человеке свойственно представлять человека как механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы.
Теории личности различаются по типу структурных элементов или концепций, которые они используют; они также различаются своим концептуальным подходом к организации этих элементов. Некоторые теории создают сложную структурную систему, в которой многие компоненты взаимосвязаны по-разному. Другие теории отдают предпочтение простой структурной системе, состоящей всего из нескольких компонентов, соединенных несколькими звеньями.
Психоаналитическая концепция, к примеру, относится к процессу развития личности, как к адаптации к социальной жизни биологического естества субъекта, выработке у него определенных средств удовлетворения потребностей и защитных функций. Концепция черт основывается на том, что абсолютно все черты личности вырабатываются прижизненно. Сторонники данной теории при этом выражают уверенность, что процесс зарождения, стабилизации, преобразования черт личности подчиняется небиологическим факторам и законам.
Как формирование определенных способов межличностного взаимодействия индивидов рассматривает процесс развития личности теория социального научения. А гуманистическая и иные феноменологические теории трактуют развитие личности как процесс становления «Я».
Несмотря на различные современные теории личности и процесс его развития, лежит философское представление о природе человека. Рациональное представление о человеке присуще одной из теорий, которая человека рассматривает как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение. А другая теория, например, в человеке видит организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений, то есть представление о человеке как о животном. Механическому представлению о человеке свойственно представлять человека как механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы.
Теории личности различаются по типу структурных элементов или концепций, которые они используют; они также различаются своим концептуальным подходом к организации этих элементов. Некоторые теории создают сложную структурную систему, в которой многие компоненты взаимосвязаны по-разному. Другие теории отдают предпочтение простой структурной системе, состоящей всего из нескольких компонентов, соединенных несколькими звеньями.
Подобные работы
- Проблемы личности в социальной психологии
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2010 - Проблема личности в социальной психологии
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2012 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ И ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОДРАМЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Основные представления о структуре личности в психологии
Рефераты, психология. Язык работы: Русский. Цена: 970 р. Год сдачи: 2012 - СУБЪЕКТ КАК КАТЕГОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ (19.00.01)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004



