Гражданско-правовое регулирование осуществления права муниципальной собственности
|
Введение 3
Глава 1. Право муниципальной собственности на современном этапе реформирования гражданского законодательства 6
1.1 Муниципальная собственность и право муниципальной
собственности 6
1.2 Субъекты права муниципальной собственности 16
1.3 Особенности объектов и содержания права муниципальной
собственности 19
Глава 2. Осуществление права собственности муниципальными образованиями 24
2.1 Осуществление права собственности муниципальными
образованиями посредством деятельности муниципальных предприятий и учреждений 24
2.2 Осуществление права собственности муниципальными
образованиями посредством деятельности органов местного самоуправления 33
Заключение 43
Список используемой литературы и источников 46
Приложение А Методы управления муниципальной собственностью 51
Приложение Б Структура и состав муниципального имущества 52
Приложение В Способы возникновения муниципальной собственности 53
Приложение Г Методика оценки эффективности функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий .. 54
Приложение Д Задачи контроля муниципальной собственности
Глава 1. Право муниципальной собственности на современном этапе реформирования гражданского законодательства 6
1.1 Муниципальная собственность и право муниципальной
собственности 6
1.2 Субъекты права муниципальной собственности 16
1.3 Особенности объектов и содержания права муниципальной
собственности 19
Глава 2. Осуществление права собственности муниципальными образованиями 24
2.1 Осуществление права собственности муниципальными
образованиями посредством деятельности муниципальных предприятий и учреждений 24
2.2 Осуществление права собственности муниципальными
образованиями посредством деятельности органов местного самоуправления 33
Заключение 43
Список используемой литературы и источников 46
Приложение А Методы управления муниципальной собственностью 51
Приложение Б Структура и состав муниципального имущества 52
Приложение В Способы возникновения муниципальной собственности 53
Приложение Г Методика оценки эффективности функционирования государственных и муниципальных унитарных предприятий .. 54
Приложение Д Задачи контроля муниципальной собственности
Тема выпускной квалификационной работы является одной из наиболее актуальных.
Во-первых, муниципальная собственность как форма собственности появилась совсем недавно, еще пару лет назад такой формы не существовало. Поэтому изучение этого института актуально и сейчас.
Во-вторых, местное самоуправление является фундаментом для функционирования всей муниципальной системы низшего ранга. В связи с этим местное самоуправление должно эффективно работать.
Граждане видят и оценивают результаты государственной политики через призму удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов. Именно для удовлетворения потребностей и нужд граждан созданы и функционируют органы местного самоуправления.
Одной из форм удовлетворения потребностей является муниципальная собственность. Местное самоуправление выступает одним из самых мощных факторов для реализации потенциала человека и его интеграции в социальные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Исходя из этого основным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является баланс экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью.
Сложность научной проблемы привела к широкому поиску и анализу научной литературы по этому вопросу. Есть две основные исследовательские группы.
В первой группе, теоретической части работы были исследованы научные труды Л.В. Щенникова. Е.А. Суханов, С.Г. Соловьева, А.М. Шахвердова, В.Г. Игнатова, В.В. Рудова и другие.
Во второй группе, проблем управления муниципальной собственностью представлены такие авторы как: А.Ю. Ануприенко, И.В. Ефимчук, А.Д. Иванов, В.И. Кошкин, Д.С. Львов, В.А. Максимов, А.А. Михеев, О.М. Толкачев, А.В. Савченко, Р.А. Шамсутдинов и др.
Современные подходы в управлении муниципальной собственностью представлены в работах Р. Гровера, Е. Глора, М.М. Соловьёва.
Завершая обзор литературы, можно отметить, что проблемы управления собственности на муниципальном уровне является малоизученным.
Цель исследования - комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования и правоприменительной практики по вопросам возникновения и осуществления права собственности муниципальных образований.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия муниципальной собственности;
- определить субъекты права муниципальной собственности;
- рассмотреть особенности объекты и содержание права муниципальной собственности;
- изучить вопросы осуществления права собственности муниципальными образованиями посредством деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
- рассмотреть проблемы осуществления права собственности муниципальными образованиями посредством деятельности органов местного самоуправления.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является система управления муниципальной собственностью.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является процесс управления муниципальной собственностью в России.
Методологическая основа исследования. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы применялись общенаучные методы - аналогии, сравнения, описания, и анализа документов (законов, других нормативных правовых актов органов местного самоуправления), методы системного разбора и обобщения нормативных и практических материалов, диалектический и конкретно-исторический подходы к рассмотрению изучаемых проблем.
Также использовались такие методы научного исследования как: сравнительно-правовой, функционально-структурный, формально-юридический.
Информационной базой послужили действующие законодательные акты и документы, учебная и научная литература, а также результаты научных исследований, опубликованные практические материалы, а также материалы официальных сайтов и порталов в сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования. Положения и выводы, сделанные в теоретической части исследования выпускной квалификационной работы, могут использоваться при дальнейшем изучении научных и практических проблем, которые связаны с вопросами управления муниципальной собственностью.
Практическая значимость исследования. Предложения по совершенствованию управления муниципальной собственностью могут быть использованы в практической деятельности органов местного самоуправления.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенной на параграфы, заключения и списка используемой литературы и источников, приложений.
Во-первых, муниципальная собственность как форма собственности появилась совсем недавно, еще пару лет назад такой формы не существовало. Поэтому изучение этого института актуально и сейчас.
Во-вторых, местное самоуправление является фундаментом для функционирования всей муниципальной системы низшего ранга. В связи с этим местное самоуправление должно эффективно работать.
Граждане видят и оценивают результаты государственной политики через призму удовлетворения своих жизненных потребностей и интересов. Именно для удовлетворения потребностей и нужд граждан созданы и функционируют органы местного самоуправления.
Одной из форм удовлетворения потребностей является муниципальная собственность. Местное самоуправление выступает одним из самых мощных факторов для реализации потенциала человека и его интеграции в социальные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Исходя из этого основным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является баланс экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью.
Сложность научной проблемы привела к широкому поиску и анализу научной литературы по этому вопросу. Есть две основные исследовательские группы.
В первой группе, теоретической части работы были исследованы научные труды Л.В. Щенникова. Е.А. Суханов, С.Г. Соловьева, А.М. Шахвердова, В.Г. Игнатова, В.В. Рудова и другие.
Во второй группе, проблем управления муниципальной собственностью представлены такие авторы как: А.Ю. Ануприенко, И.В. Ефимчук, А.Д. Иванов, В.И. Кошкин, Д.С. Львов, В.А. Максимов, А.А. Михеев, О.М. Толкачев, А.В. Савченко, Р.А. Шамсутдинов и др.
Современные подходы в управлении муниципальной собственностью представлены в работах Р. Гровера, Е. Глора, М.М. Соловьёва.
Завершая обзор литературы, можно отметить, что проблемы управления собственности на муниципальном уровне является малоизученным.
Цель исследования - комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования и правоприменительной практики по вопросам возникновения и осуществления права собственности муниципальных образований.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты понятия муниципальной собственности;
- определить субъекты права муниципальной собственности;
- рассмотреть особенности объекты и содержание права муниципальной собственности;
- изучить вопросы осуществления права собственности муниципальными образованиями посредством деятельности муниципальных предприятий и учреждений;
- рассмотреть проблемы осуществления права собственности муниципальными образованиями посредством деятельности органов местного самоуправления.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является система управления муниципальной собственностью.
Предметом исследования данной выпускной квалификационной работы является процесс управления муниципальной собственностью в России.
Методологическая основа исследования. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы применялись общенаучные методы - аналогии, сравнения, описания, и анализа документов (законов, других нормативных правовых актов органов местного самоуправления), методы системного разбора и обобщения нормативных и практических материалов, диалектический и конкретно-исторический подходы к рассмотрению изучаемых проблем.
Также использовались такие методы научного исследования как: сравнительно-правовой, функционально-структурный, формально-юридический.
Информационной базой послужили действующие законодательные акты и документы, учебная и научная литература, а также результаты научных исследований, опубликованные практические материалы, а также материалы официальных сайтов и порталов в сети Интернет.
Теоретическая значимость исследования. Положения и выводы, сделанные в теоретической части исследования выпускной квалификационной работы, могут использоваться при дальнейшем изучении научных и практических проблем, которые связаны с вопросами управления муниципальной собственностью.
Практическая значимость исследования. Предложения по совершенствованию управления муниципальной собственностью могут быть использованы в практической деятельности органов местного самоуправления.
Структура и содержание работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав основной части, разделенной на параграфы, заключения и списка используемой литературы и источников, приложений.
Таким образом, в заключение выпускной квалификационной работы хотим отметить, что в исследовании были рассмотрены понятия муниципальной собственности и способов ее формирования, а также отдельные направления управления собственностью муниципального образования.
Под муниципальной собственностью в соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ понимается имущество, которое на праве собственности принадлежит муниципальным образованиям, в частности, городским и сельским поселениям. Муниципальную собственность классифицируют по различным признакам - например, как движимое и недвижимое имущество.
Право собственности предусматривает триаду правомочий: владение, пользование, распоряжение.
Главный субъект муниципальной собственности - местное самоуправление. Оно выступает первичным звеном в иерархии полномочий по управление муниципальной собственностью.
По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени, служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.
В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.
Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы: образование, культура и медицина.
Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.
Из этого следует, что муниципальное имущество - один из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.
В качестве субъекта гражданского права муниципальное образование выступает собственником муниципального имущества. При этом исполнение функций собственника от имени муниципального образования осуществления уполномоченными Уставом муниципального образования представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Проанализированная в ходе работы информация дает нам возможность выделить признаки осуществления права муниципальной собственности.
Так мы выделяем:
1) различия, усматриваемые между субъектом права муниципальной собственности, где непосредственно субъектом является муниципальное образование, и субъектом осуществления права муниципальной собственности, где субъектом будут считаться в первую очередь органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения муниципального образования;
2) вопросы муниципального уровня, социальное значение целей непосредственно и неразрывно связанны с осуществлением права муниципальной собственности;
3) «разграничение обязанностей между представительным органом местного самоуправления, выражающего и формулирующего волеизъявление населения муниципального образования, и органа местного самоуправления, являющегося исполнительно-распорядительным, в непосредственные обязанности которого входит осуществление решений и действий, связанных с реализацией прав и обязанностей владения, пользования и распоряжения имуществом» [37, С.277];
4) «использование императивно-диспозитивного метода в правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением права муниципальной собственности и многоуровневый характер правового регулирования;
5) способы и средства осуществления права муниципальной собственности регулируются законодательством различных уровней и не могут избираться муниципальным образованием по своему усмотрению;
6) двуединый характер правомочий собственника и его обязанностей, обусловленный публичным характером преследуемой цели и частноправовой природой возникающих отношений» [37, С.278].
В заключение стоит отметить, что тема довольно широкая: в рамках данной работы освещаются не все аспекты. Следовательно, остается большое поле для исследования проблем управления муниципальной собственностью.
Под муниципальной собственностью в соответствии с п. 1 ст. 215 ГК РФ понимается имущество, которое на праве собственности принадлежит муниципальным образованиям, в частности, городским и сельским поселениям. Муниципальную собственность классифицируют по различным признакам - например, как движимое и недвижимое имущество.
Право собственности предусматривает триаду правомочий: владение, пользование, распоряжение.
Главный субъект муниципальной собственности - местное самоуправление. Оно выступает первичным звеном в иерархии полномочий по управление муниципальной собственностью.
По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени, служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.
В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.
Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы: образование, культура и медицина.
Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.
Из этого следует, что муниципальное имущество - один из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.
В качестве субъекта гражданского права муниципальное образование выступает собственником муниципального имущества. При этом исполнение функций собственника от имени муниципального образования осуществления уполномоченными Уставом муниципального образования представительными и исполнительными органами местного самоуправления.
Проанализированная в ходе работы информация дает нам возможность выделить признаки осуществления права муниципальной собственности.
Так мы выделяем:
1) различия, усматриваемые между субъектом права муниципальной собственности, где непосредственно субъектом является муниципальное образование, и субъектом осуществления права муниципальной собственности, где субъектом будут считаться в первую очередь органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения муниципального образования;
2) вопросы муниципального уровня, социальное значение целей непосредственно и неразрывно связанны с осуществлением права муниципальной собственности;
3) «разграничение обязанностей между представительным органом местного самоуправления, выражающего и формулирующего волеизъявление населения муниципального образования, и органа местного самоуправления, являющегося исполнительно-распорядительным, в непосредственные обязанности которого входит осуществление решений и действий, связанных с реализацией прав и обязанностей владения, пользования и распоряжения имуществом» [37, С.277];
4) «использование императивно-диспозитивного метода в правовом регулировании отношений, связанных с осуществлением права муниципальной собственности и многоуровневый характер правового регулирования;
5) способы и средства осуществления права муниципальной собственности регулируются законодательством различных уровней и не могут избираться муниципальным образованием по своему усмотрению;
6) двуединый характер правомочий собственника и его обязанностей, обусловленный публичным характером преследуемой цели и частноправовой природой возникающих отношений» [37, С.278].
В заключение стоит отметить, что тема довольно широкая: в рамках данной работы освещаются не все аспекты. Следовательно, остается большое поле для исследования проблем управления муниципальной собственностью.
Подобные работы
- Право муниципальной собственности
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовое регулирование осуществления государственных закупок (Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Муниципальная собственность в системе региональной экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовое регулирование строительства для государственных и муниципальных нужд
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Право собственности на недвижимое имущество: особенности гражданско-правового регулирования
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - Механизм формирования гражданско-правовой ответственности в сфере оказания медицинских услуг
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2012 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Общая характеристика права собственности
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



