Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с российским законодательством
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 9
1.1. Понятие гражданско-правовой ответственности публичных образований 9
1.2. Публичные образования как субъекты гражданской ответственности 17
ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ 25
2.1. Понятие и правовая природа специального деликта как основания гражданско-правовой ответственности органов государственной власти,
органов местного самоуправления и их должностных лиц 25
2.2. Ответственность за вред, причиненный в результате издания актов
государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту 31
2.3. Особенности ответственности государства за вред, причиненный незаконными действиями должностных лиц государственных органов и
органов местного самоуправления 35
2.4. Ответственность за вред, причиненный правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
Список используемой литературы 46
Сегодня в судебной практике нашего государства все чаще стали появляться дела, которые связаны с возмещением вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) публичных органов и их должностных лиц. Это вытекает из острейшей проблемы отношений органов публичной власти их должностных лиц с физическими и юридическими лицами. Разрешая вопросы взаимоотношений, некоторыми должностными лицами, государственными органами применяются меры государственного принуждения, которые связаны с существенным ограничением субъективных прав физических и юридических лиц и возможностью причинения им значительного ущерба.
В Российской Федерации пока не принято единого нормативно-правового акта, регулирующего процедуру осуществления права гражданина на возмещение государством вреда, который причиняется незаконными действиями (бездействием) публичных органов и их должностных лиц, в связи с чем вопросы взаимоотношения граждан и организаций с публичными органами и их должностными лицами сегодня чрезвычайно остра и актуальна и требует к себе детального внимания и исследования.
Так как возмещение вреда это стандартный гражданско-правовой способ охраны нарушенных прав, норма ст. 53 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на возмещение государством вреда, который причинен незаконными действиями (бездействием) публичных органов власти или их должностных лиц, приобрела развитие в статьях 1069, 1070 ГК РФ.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с возмещением вреда, причиненного публичными образованиями и их должностными лицами.
Предметом исследования выступили нормы права, регламентирующие отношения по возмещению вреда, причиненного публичными образованиями и их должностными лицами.
Цель работы - провести комплексный гражданско-правовой и доктринальный анализ института гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный публичными образованиями и их должностными лицами.
Для этого определены следующие задачи:
1) определение правовой природы возмещения государством вреда, причиненного органами публичной власти и их должностными лицами;
2) выявление субъектного состава обязательств из причинения вреда органами публичной власти и их должностными лицами;
3) изучение специфики гражданско-правовой ответственности в результате издания акта органа власти, не соответствующего закону или другому правовому акту, в результате незаконных и правомерных действий публичных органов и их должностными лицами;
4) выявление отдельных вопросов, возникающих в практике возмещения вреда, причиненного публичными образованиями.
Методология исследования основывалась как на общенаучных методах познания (системном, формально-логическом, анализе, обобщении), так и ряде частно-научных методов (формально-юридическом, сравнительно-правовом).
Теоретическую базу исследования составили труды таких авторов как: Андреев Ю.Н., Бабаков В.А., Басманова Н.К., Белоусова Е.В., Блинкова Е.В., Богданов Д.Е., Головизнин А., Есенова В.П., Жилейкин В.А., Жметкин Р.Г., Закиров Р.Ф., Зуева М.В., Иоффе О.С., Кабанова И.Е., Кантор Н., Кирилова Н.А., Комягин Д.Л.,Королев И.И., Коршунов Н.М., Красавчикова Л.О., Любимова Р.Н., Небратенко О.О., Песин С.В., Поляков С.Б., Свирин Ю.А., Слыщенков В.А., Тактаев И., Талапина Э.В., Токанова А.В., Токарева М.В., Усков О.Ю., Федосеева С.В., Ярошенко К.Б.
При написании работы были использованы Конституция РФ, Гражданский кодекс, иные федеральные законы, а также подзаконные акты. Эмпирическая база исследования представлена материалами судебной практики.
Структура работы представлена введением, двумя главами, подразделенными на шесть параграфов, заключением и библиографическим списком.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Под гражданско-правовой ответственностью государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц необходимо понимать предусмотренную законом меру воздействия имущественного характера, которая опосредована правом, направлена на восстановление нарушенных прав лица и применяется по отношению к государству в силу непосредственного указания на это в законе для предотвращения осуществления новых деликтов, обеспечения стабильности гражданского оборота.
При возмещении вреда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Основание гражданско-правовой ответственности государства это гражданское правонарушение - нарушение нормы права, которое влечет нарушение субъективного права лица и причинение ему вреда, а условия, квалифицирующие указанный факт как правонарушение, - это предусмотренная законом необходимость для использования мер ответственности.
Институт обязательств из причинения вреда органами публичной власти состоит из двух специальных деликтов: ответственности за вред, который причинен публичными органами власти и их должностными лицами и ответственности за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Особенность правовых отношений гражданско-правовой ответственности публичных органов за вред, который причинен изданием акта власти, происходит через процедуру установления противоправности.
Установление противоправности акта власти как необходимого условия гражданско-правовой ответственности публичных образований осуществляется посредством установления несоответствия данного акта закону или другому правовому акту, т.е. посредством установления признаков его недействительности. Появившийся в итоге издания акта публичного органа вред является последствием, которое не может применяться без установления причины, что обусловливает необходимость решения в процессе по иску о возмещении вреда вопроса о недействительности акта государственного органа ненормативного характера, нормативного правового акта и возмещения причиненного в итоге вреда.
Ответственность за неправомерные действия органов государства и их должностных лиц возникает при наличии общих и специальных условий. Особенностями наступления деликтной ответственности по данной разновидности споров следует признать, что причинителем вреда выступает специальный субъект - орган государства или его должностное лицо.
Необходимым условием для возмещения внедоговорного вреда является вина лица, которое причинило вред. В исследуемой разновидности споров вина публичных органов и должностных лиц тесно связывается с противоправностью их действий.
В отношении обязательств из причинения вреда, причиненного правомерными действиями публичных органов и их должностными лицами, сформулировано правило о возмещении вреда, который причинен такими действиями, в ситуациях, установленных законом, в независимости от субъектного состава правовых отношений.
1. Конституция Российской Федерации // РГ. 1993. 25 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 1. Ст. 3.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
6. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
7. Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 № 750 «О
порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (вместе с «Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий») // Собрание законодательства РФ. 2008. № 42. Ст. 4822.
Специальная литература:
1. Андреев Ю.Н. Гражданско-правовая ответственность государства по деликтным обязательствам: теория и судебная практика. СПб.: Юридический центр пресс, 2006.
2. Бабаков В.А. Концепция участия государства в гражданско- правовых отношениях с позиции компонентов методологии цивилистики // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. № 3.
3. Бабаков В.А. Непосредственное возмещение вреда должностными лицами в контексте механизма осуществления гражданско- правовой защиты государством // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2 (40).
4. Бабаков В.А. Правосубъектность государства как участника гражданско-правовых отношений // Гражданское право. 2014. № 5.
5. Басманова Н.К. О подходах к определению сущности правоотношений возмещения и компенсации // Закон и право. 2008. № 7.
6. Белоусова Е.В. Частноправовые аспекты при реализации публичных функций органами публичной власти // Административное и муниципальное право. 2014. № 12.
7. Блинкова Е.В., Сурков А.Н. Государство как субсидиарный ответчик // Гражданское право. 2012. № 4.
8. Богданов Д.Е. Особенности ответственности за вред, причиненный публично-правовыми образованиями // Адвокат. 2012. № 3.
9. Есенова В.П. Специальный деликт: некоторые особенности правовой природы и механизма правового регулирования // Юрист. 2013. №10.
10. Жилейкин В.А. Гражданско-правовая ответственность Российской Федерации за вред, причиненный гражданам в результате совершения террористических актов // Юрист. 2008. № 1.
11. Жметкин Р.Г. К вопросу о классификационных основаниях наступления гражданско-правовой ответственности государства и иных публичных образований // Власть закона. 2014. № 3 (19).
12. Закиров Р.Ф. Детализация норм о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок // Вестник гражданского процесса. 2016. №
3.
13. Зуева М.В. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный государственными органами и их должностными лицами: автореф. дисс. ... юрид. наук. Волгоград, 2011.
14. Иоффе О.С. Ответственность по советскому гражданскому праву // Избранные труды: В 4 т. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. Т. 1.
15. Кабанова И.Е. Гражданско-правовая ответственность публичных субъектов за нарушения в сфере налогообложения // Имущественная ответственность в Российской Федерации. 2016. № 9 (180).
16. Кабанова Е.И. Меры гражданско-правовой ответственности и их применение к публичным субъектам // власть закона. 2016. № 1 (25).
17. Кабанова И.Е. Ответственность казны за действия публичных субъектов и ответственность публичных субъектов перед казной: гражданско-правовые аспекты // Юрист. 2015. № 22.
18. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010.
19. Комягин Д.Л. Ответственность государственной казны: публичное и частное // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2013. № 1.
20. Королев И.И. Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. М., 2014.
21. Коршунов Н.М. Частное и публичное право: проблемы формирования основ современной теории конвергенции // Журнал российского права. 2010. № 5.
22. Красавчикова Л.О. Вопросы компенсации пострадавшим в результате террористических актов в свете практики Конституционного Суда РФ // Закон. 2006. № 11.
23. Небратенко О.О. К вопросу условий гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный органами публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 3.
24. Поляков С.Б. Безответственные органы в механизме российского государства: что делать? // Адвокат. 2012. № 2.
25. Свирин Ю.А. Некоторые аспекты гражданско-правовой ответственности государства // Современное право. 2016. № 3.
26. Тактаев И. Кто в ответе за теракт? // ЭЖ-Юрист. 2003. № 1.
27. Талапина Э.В. Проблемы имущественной ответственности
государства // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 7.
28. Токанова А.В. Право гражданина на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов исполнительной власти // Журнал российского права. 2001. № 11.
29. Усков О.Ю. Проблемы гражданской правосубъектности государственных органов и органов местного самоуправления // Журнал российского право. 2003. № 5.
30. Федосеева С.В. Понятие «должностное лицо»: неоднозначность в толковании // Администратор суда. 2009. № 1.
Материалы судебной практики:
1. Определение конституционного Суда РФ от 13.06.2006 № 194-О // ВКС РФ. 2006. № 5.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.1997 № 139-О // ВКС РФ. 2007. № 2.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2009 № 1005- О-О // СПС «Гарант».
4. Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 523-О // ВКС РФ. 2006. № 3.
5. Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 № 440-О «По жалобе гражданки Аликиной Татьяны Николаевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации» // ВКС РФ. 2004. № 3.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова» // ВКС РФ. 2001. № 3.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 № 1-П // ВКС РФ. 2001 № 3.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // БВС РФ. 1997. № 5.
9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» // БВС РФ. 2008. № 1.
10. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // ВВАС РФ. 2006. № 8.
11. Постановление Президиума Высшего арбитражного Суда РФ от 28.02.2012 г. № 14489/11 по делу № А26-5295/2010 // СПС «Гарант».
12. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 99 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // ВВАС РФ. 2006. № 3.
13. Постановление ФАС Московского округа от 12.01.2009 № КГ- А40/12816-08-П по делу № А40-42331/07-65-380 // СПС «Гарант».
14. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2007 по делу № А56-31895/2005 // СПС «Гарант».
15. Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм законодательства, регулирующих предоставление земельных участков для строительства (одобрен президиумом Федерального арбитражного суда Уральского округа 15.06.2007) // СПС «Гарант».