Введение 5
1 Административное правовое регулирование предпринимательской
деятельности и деятельности саморегулируемых организаций 10
1.1 Предпринимательская деятельность как объект административно-
правового регулирования 10
1.2 Регулирование административно-правовых отношений в сфере
функционирования саморегулируемых организаций 16
2 Особенности административной ответственности за правонарушения в
сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций 27
2.1 Основания и признаки административной ответственности за
правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций 27
2.2 Виды административных правонарушений в области
предпринимательской деятельности и деятельности СРО 37
3 Проблемы, связанные с привлечением к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций 47
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 66
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности. Указанный вид ответственности устанавливается государством путем издания нормативно-правовых актов, которые определяют основания ответственности, меры, которые применяются к правонарушителям, а также порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и исполнения указанных мер.
В административном праве назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций — это реализация административно-правовых санкций, применение административных наказаний судами, органом исполнительной власти или должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Спецификой данной работы является изучение института административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, который сложился относительно недавно.
Актуальность темы заключается в том, что сегодня создается большое количество организаций с различной организационно-правовой формой, что в рамках проведения административной реформы и постоянных изменений законодательства способствует возникновению коллизий и пробелов в законодательстве, в свою очередь это влечет за собой рост правонарушений, совершаемых ими.
В настоящее время вопросы административной ответственности субъектов предпринимательской деятельности приобретают все большую актуальность, как в юридической теории, так и правоприменительной практике.
Отдельно стоит выделить институт саморегулирования, выражаемый в самостоятельной инициативной деятельности субъектов предпринимательства по регулированию собственной деятельности, который на данный момент проходит стадию стремительного развития. Саморегулирование и государственное регулирование в развитых государствах являются конкурирующими механизмами, призванными совместно обеспечивать стабильный правопорядок.
В отличие от западных стран в России регулирование сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций традиционно оставалось за государством и выражалось, как правило, в системе лицензирования.
Саморегулирование является правовым институтом, регулирующим определенные законодательством сферы предпринимательской деятельности без прямого участия государства, что позволяет саморегулируемым организациям (далее: СРО) в соответствии с законодательно определенными процедурами управлять поведением субъекта регулирования, а это, в свою очередь, требует проработки вопросов в области административно-правового регулирования и разработки вопросов административной ответственности в данной сфере.
Проблема заключается в том, что любые излишние нагрузки и давление на субъектов предпринимательской деятельности грозит их уходом с рынка и общей негативной тенденцией для экономики страны. Как следствие, требуется создать такой механизм правового регулирования предпринимательской деятельности, который обеспечит баланс частных и государственных интересов.
Государство, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности, вместе с тем осуществляет контроль за деятельностью таковых. Но как определить, где существует та грань, когда государство не должно каким-либо образом регулировать деятельность субъекта предпринимательской деятельности? Данный вопрос приобретает особую актуальность в условиях рыночной экономики, когда число субъектов предпринимательской деятельности растет с каждым днем и требуются новые приемы и способы упорядочивания их деятельности, которые предотвратят нарушения ими закона.
Исследование позволит выявить пробелы и недостатки действующего законодательства.
Степень изученности темы. Актуальными, при рассмотрении темы, являются труды таких теоретиков административного права, как С.В. Алексеев, Д.Н. Бахрах, И.А. Галаган, М.Б. Лазарев, Н.В. Макарейко, Б.В. Россинский, Н.Г. Салищева, В.Д. Сорокин, Х.И. Цечоев создали теоретическую базу в понимании административной ответственности как правового явления.
Административная ответственность юридических лиц стала предметом исследований А.П. Алехина, Ю.Б. Аникиеенко, А.Г. Березницкого, К.Н. Ивановой, Е.В. Кирильчик, Ю.Ю. Колесниченко, П.И. Кононова, Л.А. Косицыной, Н.А. Морозовой, А.Б. Панова, М.П. Петрова, Р.А. Ражкова, А.А. Резникова, Я.Н. Чапурных и других авторов.
Изучение вопросов саморегулирования и исследование перспективных форм организации взаимодействия государственных органов и саморегулируемых организаций освещены в работах современных ученых С.В. Васильевой, М.Ю. Викторова, А.О. Егоровой, И.В. Ершовой, А.В. Забелина, М.А. Лебедевой, Ю.Г. Лесковой, Д.А. Мхитаряна, Д.А. Петрова.
В силу того, что административная ответственность сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций не лишена внутренних противоречий и является предметом дискуссий, цель настоящей работы заключается в исследовании административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Для достижения поставленной цели выделен ряд задач:
- рассмотреть административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций;
- выделить особенности административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности;
- определить проблемы в области привлечения к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения к ответственности соответствующих субъектов, которые совершили административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Предметом исследования являются законодательство, практика российских судов и органов исполнительной власти
Методологическая основа исследования основана на таких общенаучных и специально-научных методах как диалектический; сравнительно-правовой; формально-юридический и др. При этом преобладающий в работе формально-юридический метод является способом познания реальности, путем изучения нормативно-правовой базы и использования специальных научно-правовых конструкций.
Эмпирической базой исследования являются нормативные правовые акты Российской Федерации, акты судов Российской Федерации, статистические данные, характеризующие административную ответственность в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Практическая значимость заключается в детальном исследовании основных правовых явлений, касающихся привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Выводы, сформулированные в данном исследовании, могут содержать рекомендации для совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Научная новизна исследования видится в попытке разработать практически применимый подход к пониманию административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Структура работы определяется исходя из предмета, задач и целей, подлежащих исследованию. Работа включает в себя введение, три главы, заключение и список используемой литературы и используемых источников.
Таким образом, в результате последовательного решения задач выпускной квалификационной работы, были сделаны следующие выводы.
Были рассмотрены общие вопросы регулирования предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Предпринимательская деятельность является сферой взаимодействия частно-правовых и публичных интересов и средств.
Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности проводится по трем базовым направлениям. Первоначальный этап связан с регистрацией субъекта предпринимательской деятельности. Он выражается в форме регистрации лица или группы лиц в качестве субъектов предпринимательской деятельности, или в выдаче лицензии на осуществление определенного вида деятельности, а также проведения аттестации, аккредитации. Второе направление - проведение мероприятий, направленных на предоставление доступа субъекту предпринимательской деятельности на рынок с целью реализации производимых им товаров и услуг. Осуществляется предоставление такого доступа путем выдачи документов на соответствие в форме деклараций и сертификации. Третье направление заключается в контроле над оборотом товаров и услуг, реализуемых субъектами предпринимательской деятельности на рынке.
«Саморегулирование» - это явление в профессиональной среде, которое представляет собой определенные условия и имеет набор правил, сформулированных участниками рынка для регулирования своей деятельности, в которой они принимают непосредственное участие. Именно эта самостоятельность и инициативность саморегулируемой среды отличает ее деятельность от государственного регулирования. В свою очередь, в российском праве сформировались два вида саморегулирования: добровольное и делегированное.
Саморегулируемые организации действуют в публичном интересе и реализуют функции государственного управления, т. е. являются субъектами административно-правовых отношений. Из этого следует, что саморегулирование является одним из средств административно-правового воздействия на экономические отношения, т. е. институтом административного права. Стоит также отметить, что реализацию публичных функций саморегулируемыми организациями большинство авторов рассматривают только в контексте СРО с обязательным для осуществления определенной деятельности членством.
В современном российском праве этот институт, наделенный государством публично-властными функциями, имеет особый, отличный от других общественных организаций, административно-правовой статус. Закрепление в отраслевом законодательстве обязательного членства в СРО как условия осуществления некоторых видов деятельности приводит к тому, что саморегулирование является частью государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Нами было определено, административная ответственность - вид юридической ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов об административных правонарушениях, за совершение соответствующих противоправных деяний. Признаками административной ответственности
- относимость к видам юридической ответственности;
- определение в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях;
- применение за совершение административных правонарушений области в предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Мы определили, что квалификация административного правонарушения в области предпринимательской деятельности или деятельности саморегулируемых организаций предполагает наличие состава правонарушения - субъективных и объективных элементов, позволяющих установить наличие признаков противоправного деяния или их отсутствие. В качестве родового объекта следует выделить общественные отношения в области предпринимательской деятельности и саморегулируемых организаций. Большинство составов правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций носят формальный характер, т. е. для привлечения виновного лица к юридической ответственности не требуется, чтобы его противоправное деяние причинило какие-либо общественно опасные последствия. Вместе с тем, имеются и исключения из общего правила. Субъектом административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, совершивший противоправное деяние и способный нести административную ответственность. Правонарушения данной категории могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Мотивы совершения административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций могут быть различны. Вне всякого сомнения, основным мотивом выступает корысть. Вместе с тем, вне зависимости от мотива и цели совершения данной категории правонарушений, лицо равно подлежит административной ответственности.
нами были проанализированы составы различных административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Основное отличие данных составов кроется в объективной стороне, в то время как остальные элементы состава правонарушений почти идентичны.
Статья 3.2 КоАП РФ закрепляет закрытый перечень видов административных наказаний, которые применяются ко всем субъектам административной ответственности.
Целью ответственности является превенция, как общая, так и частная, которая достигается путем возложения на лицо негативных последствий совершенного правонарушения (административного наказания, закрепленного в санкции статьи, устанавливающей ответственность).
Считаем необходимым реформирование действующего административного законодательства, которое на данный момент отличается несовершенством и наличием множества пробелов, что порождает и противоречивую практику его применения, в свою очередь, оказывая негативное влияние на субъекты предпринимательской деятельности.
К числу наиболее обсуждаемых в научном сообществе вопросов деятельности органов административной юрисдикции по привлечению юридических лиц к административной ответственности в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО:
- проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения технических регламентов, в том числе нарушения, связанные с неразграничением смежных составов;
- проблемы, связанные с определением правового статуса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- проблемы привлечения юридических лиц, функционирующих в отдельных сферах предпринимательской деятельности.
Кроме того, выделена такая проблема, как отсутствие гарантии смягчения наказания за административное правонарушение, даже если правонарушитель признал вину и принял меры для предотвращения повторения административного правонарушения в будущем.
Для устранения данного недостатка необходимо законодательно закрепить или включить в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации положение, в соответствии с которым субъект предпринимательской деятельности может признать факт совершения административного правонарушения, добровольно исполнить до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписание об устранении нарушений, изданный органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и предотвратит вредные последствия административного правонарушения либо добровольно возместит причиненный ущерб, либо добровольно устранит причиненный вред, а суд обязан смягчить наказание виновному в совершении данного административного правонарушения лицу.
Таким образом, следствием данных действий, вид и размер назначенного административного наказания должны быть наименьшими в пределах санкции соответствующей статьи или части статьи Особенной части КоАП.
1. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М.: Просвещение, 2016. 518 с.
2. Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2017. 613 с.
3. Алгазина А. Ф. Административно-правовой статус саморегулируемых организаций во взаимосвязях с органами исполнительной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. № 1. С. 25-29.
4. Алехин А. П. Административная ответственность за правонарушения на транспорте. М.: Наука, 1968. 112 с.
5. Антонова Л.Б. Проблемы назначения административных наказаний. // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. С. 72-78.
6. Басова А. В. Саморегулируемые организации как субъекты
предпринимательского права: дис. канд. юр. наук. М., 2008. 218 с.
7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.
Административное право: Учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2017. 748 с.
8. Березницкий, А. Г. Административная ответственность юридических лиц: дис.... канд.юр.наук:12.00.14., Москва, 2003. 216 с.
9. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание Законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
11. Данелян Р. Н. Система источников правового регулирования предпринимательской деятельности: история и современность / Р.Н. Данелян // Концепт. - 2014. - № S 15. - С. 1-5.
12. Домнич К.О. Саморегулируемые организации в области строительства // Эпомен. 2018. № 11. С. 45-50.
13. Ермолова О. Н. Юридические лица как субъекты предпринимательской и некоммерческой деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2015. - № 7. - С. 10-14.
14. Жарова А. Г. Понятие и особенности института саморегулирования в Российской Федерации // European Science. 2017. № 10 (32). С. 48-52.
15. Информация о привлечении СРО и их должностных лиц к
административной ответственности в 2019 году.
http://gosnadzor.ru/building/inspect/proverki_2019.
16. Кванина В. В. Системные недостатки института саморегулирования // Закон. 2014. № 8. С. 141-149.
17. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от
24.04.2020) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
18. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
19. Крючкова П. В., Обыденов А. Ю. Издержки и риски саморегулирования. М.: ИИФ «СПРОС-КонфОП», 2013. 104 с.
20. Лазарев Б. М. Административные правонарушения и ответственность за их совершение // Советское государство и право. 1985. №8. С. 30-40.
21. Липинский Д. А. Функции административной ответственности // Административное право и практика администрирования. 2015. № 3. С. 6 1¬72.
22. Марцев А. И. Общие вопросы учения о преступлении. Омск, 2000. 158 с.
23. Масалаб А. Ф. Саморегулируемые организации как юридические лица публичного права // Правоприменение. 2019. Т. 3. №. 4. С. 9-15.
24. Мицкевич Л. А. Классическая теория административных правоотношений: современное исполнение // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 1. С. 3-8.
25. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета. - № 153-154. -10.08.2001.
26. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
27. О личном подсобном хозяйстве: Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2881.
28. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от
12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.12.2019) // Российская газета. № 14. 24.01.1996.
29. О саморегулируемых организациях: Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.12.2007, N 49, ст. 6076.
30. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Российская газета. № 168. 30.07.2010.
31. Об утверждении Требований к обеспечению саморегулируемыми организациями доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах саморегулируемых
организаций, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких саморегулируемых организаций: Приказ Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 803. (Зарегистрировано в Минюсте России
31.03.2014 № 31780) // Российская газета. № 83. 11.04.2014.
32. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2014 N Ф09-8951/14 по делу N А76-16714/2014 // Архив решений арбитражных судов и судов общей юрисдикции URL: http: //sudrf. ko deks .ru/ro spravo/do cument/414275056.
33. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2005 № 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. № 1.
34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 (ред. от 07.07.2015) «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.11.2004.
35. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (ред. от 25.06.2019) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.10.2006.
36. Тихомиров Ю. А. Управление делами общества. М.: Мысль, 1984. 223 c.
37. Чапурных Я.Н. «Административная ответственность
юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности»: дис. ... кан.юрид.наук. М., 2009. 312 с.
38. Шерстобоев О. Н. Административно-правовые проблемы саморегулирования // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 1. С. 54-57.
39. Шлафман А. И. Место и роль государственного регулирования интеграционных процессов предпринимательства в новых экономических условиях // Экономические науки. 2013. № 105. С. 26-28.
40. Якуба О. М. Административная ответственность. М., 1972. 312 с.