Введение 5
1 Теоретические аспекты формирования навыков персонала организации 7
1.1 Понятие и сущность soft-skills навыков персонала 7
1.2 Методика выявления и развития soft-skills навыков персонала 10
2 Оценка методики выявления и управления навыками soft-skills персонала
компании 15
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании АО
«Тинькофф Банк» 15
2.2 Оценка эффективности управления навыками soft-skills персонала АО
«Тинькофф Банк» 19
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию методики выявления и
развития soft-skills навыков персонала 30
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления
навыками soft-skills персонала 30
3.2 Оценка социально-экономической эффективности предложенных мероприятий 37
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Тема компетенций, или «скилов» (от англ. skills - навыки, умения), сегодня является одной из самых обсуждаемых. Как когда-то алхимики искали философский камень для превращения металла в золото, так современные управленцы пытаются найти уникальное сочетание неких «ключевых компетенций 21 века», наличие которого превращало бы сотрудника организации или компании в «универсального солдата», способного выживать в сверхсложную турбулентную эпоху и двигать вперед свою корпорацию. Такой дискурс далеко не всегда является сам по себе компетентным. Во многих случаях он имеет чисто спекулятивный характер, то есть ведется без какого-либо погружения в научные знания и реальную практику. Чтобы убедиться в этом, достаточно набрать в любом поисковике соответствующее словосочетание. В результате появляется огромное количество ссылок на ресурсы, каждый из которых предлагает своё заветное число тех или иных навыков-скилов, гарантированно превращающих обычного человека в «лидера».
Целью данной бакалаврской работы является разработка методики выявления и развития soft-skills навыков персонала.
Достижение данной цели предполагает решение ряда следующих задач:
- Исследование теоретических аспектов формирования навыков персонала организации,
- Оценка реализуемых методов развития компетенций персонала АО «Тинькофф Банк»,
- Разработка мероприятий по повышению эффективности управления навыками soft-skills персонала.
Объектом исследования является предприятие АО «Тинькофф Банк».
Предмет исследования - эффективность существующих методик по выявлению soft-skills персонала компании.
Теоретической и методологической базой для настоящего исследования послужили труды как отечественных, так и зарубежных ученых идеологов менеджмента, теорий управления человеческим ресурсом и персоналом: Фредерика Тейлора, Анри Файоля, Макса Вебера, Р.Лайнкерта, Д.Мак-Грегора, Ф.Герцберга, Элтона Мэйо, К.Арджириса, М.П. Фоллета, А.Я. Кибанова и других.
В процессе написания бакалаврской работы использовались такие методы исследования и изучения собранной информации, как: прогнозирование, анализ, синтез, статистическая обработка результатов.
Структура настоящей бакалаврской работы состоит из следующих элементов: введение, три раздела, заключение, список используемой литературы и приложения.
Первый раздел посвящен теоретическому обоснованию особенностей понятия компетенций персонала, описанию базовых основ soft-skills персонала.
Во втором разделе работы представлено описание организационно-экономической деятельности компании и произведен детальный анализ процесса управления персоналом и определению методик по развитию soft- skills.
Третий раздел работы носит практикоориентированный характер и содержит рекомендации по совершенствованию методики выявления и развития soft-skills навыков персонала АО «Тинькофф Банк».
В заключении работы отражены основные выводы и результаты проведенного исследования, сформулированы рекомендации и их обоснования.
Список используемой литературы завершает бакалаврскую работу, состоит из 50 источников и включает в себя нормативно-правовые акты, периодические издания, журналы и научные статьи по тематике исследования.
По результатам проведенного в выпускной квалификационной работе исследования можно сделать следующие выводы.
Специалисту важно осознавать потребность в развитии тех или иных soft-skills, поскольку именно правильное сочетание мягких качеств и профессиональных компетенций открывает для соискателя возможность достичь успеха в выбранной профессии. Во многих средних и крупных компаниях созданы модели компетенций, которые позволяют сотрудникам увидеть, какими именно навыками должен владеть специалист на определенных должностях..
Теоретический анализ позволил выявить основные особенности по выявлению и развитию надпрофессиональных навыков персонала, понять специфику и полную классификацию таких компетенций.
Цель работы, заключающаяся в разработке методики выявления и развития soft-skills навыков персонала АО «Тинькофф Банк», была достигнута в полном объеме.
В качестве объекта исследования данной бакалаврской работы был выбран АО «Тинькофф Банк», основным видом деятельности которого является оказание обширного спектра услуг по основным денежным операциям. Тинькофф — технологическая компания с банковской лицензией, лидер на рынке финансовых технологий АО «Тинькофф Банк» - динамично развивающийся онлайн банкинг, о чем свидетельствуют данные проведенного организационно-экономического анализа. Данный факт подтверждают результаты хозяйственной деятельности за 2017-2019 года, а также их экономический анализ. Согласно данным, полученным в ходе исследования, можно сделать вывод о том, что себестоимость конечных продуктов имеет тенденцию к значительному росту. Так, по сравнению с 2017 годом, в 2019 себестоимость возросла с 9427000 рублей до 17207000 рублей. Этот рост обусловлен совершенствованием IT технологий, обновлением средств работы и географии продаж, а также увеличением управленческих и коммерческих расходов банка.
Таким образом, в ходе исследования и оценки эффективности существующей в АО «Тинькофф Банк» методики выявления и развития soft- skills навыков персонала, был выявлен ряд проблем:
1. Отсутствие сформированной эффективной методологии по выявлению и развитию soft-skills навыков персонала. Руководство АО «Тинькофф Банк» недооценивает важность процесса развития персонала, их профессиональных и надпрофессиональных компетенций, вследствие чего в отделении имеет место высокая текучесть кадров, низкая удовлетворённость персонала процессом системой развития и обучения;
2. Отсутствие современных подходов и инструментов по развитию soft-skills навыков персонала.
3. Несоответствие должностной инструкции менеджера по персоналу предъявляемому перечню трудовых обязанностей, что влечет за собой снижение уровня удовлетворенности менеджеров по персоналу
Для решения выявленных проблем были предложены следующие мероприятия:
1. Разработка эффективной методологии по выявлению и развитию soft- skills навыков персонала
2. Применение индивидуальных траекторий развития персонала для развития надпрофессиональных навыков
3. Доработка должностной инструкции менеджера по персоналу.
Проведенные расчеты показали, что экономический эффект от предложенных мероприятий составит 3 122 900 рублей, что говорит о том, что предложенные мероприятия окажутся экономически выгодными для АО «Тинькофф Банк».
1. Акбулатова А.М. Основные направления совершенствования кадровой политики / А.М. Акбулатова // «Научно-практический журнал Аллея Науки» . - 2018. — №1(17). - С. 1-4.
2. Бабаян Э. А. Основные подходы кадровой политики предприятий в сфере высоких технологий / Э.А. Бабаян // Институт экономики им. М. Котаняна. - 2018. — № 9. - С. 60-63.
3. Бабаян Э.А. Пути повышения эффективности кадровой стратегии / Э.А. Бабаян // Институт экономики им. М. Котаняна Национальной Академии Наук Республика Армения. - 2018. — №9. - С. 63-68.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Academia, 2017. - 32 c.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: Практикум / Т.Ю. Базаров. - М.: Academia, 2017. - 39 c.
6. Бацунов Сергей Николаевич, Дереча Ирина Ивановна, Кунгурова Ирина Михайловна, Слизкова Елена Владимировна Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. №4.
7. Бурмистров Сергей Владимирович, Волочай Анна
Владимировна, Самыгин Сергей Иванович Социальные механизмы управления формированием и развитием компетенций инновационно¬ориентированного персонала (на примере образовательных организаций) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №3.
8. Бычков, В.П. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
9. Виссема Иохан Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. - М.: Сбербанк, 2016. 422 с
10. Гладких, Я. Н., Семенова, В.Г. Современные маркетинговые инструменты развития инфраструктуры ВУЗа // Экономика и социум. 2016. № 2(33)
11. Головко, Н.В., Зиневич, О.В., Рузанкина, Е.А. Университет третьего поколения: Б. Кларк и Й. Уисема // Высшее образование в России. 2016. № 8+9 (204). С. 40-47.
12. Ивонина Анна Ивановна, Чуланова Оксана Леонидовна, Давлетшина Юлия Маратовна Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Вестник евразийской науки. 2017. №1 (38).
13. Кадрова, Г.Р. Применение процессного подхода к управлению современной организацией // Огарёв-Online. 2018. №1 (106).
14. Куликова, Т. А. Куликов, М. В., Данилин, Д. В. К вопросу о применении семи инструментов контроля качества в высших военных учебных заведениях // Научный журнал КубГАУ - Scientific Journal of KubSAU. 2017. №130.
15. Мишурова И. В. Управление компетенциями персонала как фактор конкурентоспособности компании // Вестник Академии знаний. 2020. №2 (37).
16. Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А. Развитие soft-skills как ресурс формирования предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 6.;
17. Петрова Е. В. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №1¬2.
18. Раицкая Лилия Климентовна, Тихонова Елена Викторовна Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2018. №3.
19. Руденко, А.М. Управление персоналом: Учебное пособие / А.М. Руденко. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 480 с.
20. Чуланова Оксана Леонидовна Компетенции персонала в цифровой экономике: операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well being // Вестник евразийской науки. 2019. №2.
21. Чуланова О.Л. Идентификация компонентов эмоциональной компетентности руководителя как базовой в структуре soft skills // Материалы Афанасьевских чтений. 2018. №3 (24).
22. Gary Dessler. Human Resource Management, Global Edition [Print Replica] Kindle Edition. Print Length: 720 pages/Simultaneous Device Usage: Up to 2 simultaneous devices, per publisher limits. Publisher: Pearson; 15 edition (March 28, 2017)
23. Jon Younger, Dave Ulrich. HR from the Outside In: Six
Competencies for the Future of Human Resources. Hardcover: 336
pages/Publisher: McGraw-Hill Education; 1 edition (July 17, 2018). Language: English. ISBN-10: 0071802665. ISBN-13: 978-0071802666
24. Alfes, K, Shantz, AD, Bailey, C, Conway, E, Monks, K, Fu, N. Perceived human resource system strength and employee reactions toward change: Revisiting human resource's remit as change agent. 2019; 58: 239- 252.
25. Mitchell, R, Boyle, B. Inspirational leadership, positive mood, and team innovation: A moderated mediation investigation into the pivotal role of professional salience. Hum Resour Manage. 2019; 58: 269- 283.
26. Zhou, Y, Fan, X, Son, J. How and when matter: Exploring the interaction effects of high-performance work systems, employee participation, and human capital on organizational innovation. Hum Resour Manage. 2019; 58: 253¬268.
27. Amarnani, RK, Restubog, SLD, Bordia, P, Abbasi, AA. Age as double-edged sword among victims of customer mistreatment: A self-esteem threat perspective. Hum Resour Manage. 2019; 58: 285- 299.