Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Малороссийское влияние в Русской Православной Церкви в XVIII в.

Работа №115227

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
I Петр I, государство и духовная реформ………………………………………7
1.1 Отношение к Малороссии и малороссийскому духовенству императора Петра I……………………………………………………………………………...7
1.2 Святейший Синод…………………………………………………………...15
1.2.1 Митрополит Стефан Яворский, архиепископы Феофан Прокопович и Феодосий Яновский их деятельность в составе Синода……………………...15
II Общее значение архиереев – малороссов в истории Русской Церкви синодального периода…………………………………………………………...23
2.1 Условия и обстоятельства их появления и умножения в Великороссии в период междупатриаршества и до учреждения Святейшего Синода………..23
2.2 Духовные школы и их педагоги – западноруссы………………………….29
2.2.1 1700 г., как начало наивысшего школьно-просветительского влияния малороссов на Великороссию…………………………………………………..29
2.2.2 Общие условия перехода южнорусских ученых людей на север, в епархиальные великорусские школы…………………………………………..32
2.2.3 Московская академия, особые способы комплектования ее преподавательского состава южнорусскими учителями до учреждения Синода и после…………………………………………………………………...37
2.2.4 Крутицкие школы………………………………………………………….41
2.2.5 Новгородская семинария………………………………………………….43
2.3 Проповедники, экзаменаторы, законоучители и учители светских школ, домашние учителя, переводчики и справщики книг………………………….50
2.4 Духовенство………………………………………………………………….54
Ш Заключение…………………………………………………………………..62
Список использованной литературы…………………………………………...65


Актуальность исследования. Эпоха Просвещения. Именно такое громкое название XVIII в. зафиксировано в анналах истории европейской культуры. Этот период для России связан с активным процессом организации светской культуры. Масштабные мероприятия по секуляризации сознания способствовали избавления от всеобъемлющего религиозного влияния. В рамках государства трансформировался статус Церкви. Эпоха Петра I, благодаря которой российское государство вышло на совершенно иной уровень развития, закладывала, развивала и реализовывала самые разные реформы. В истории России это период считается переломным. События, связанные с эпохой масштабных реформирований целого государства, и сегодня являются серьезно темой для дискуссий. Полемику ведут ученые историки, политики и общественные деятели. В центре внимания вопросы целесообразности реформирования и его результаты. Оценки неоднородны, а, порой, и кардинально противоположны. Однако не вызывает споров факт того, что осуществляемые изменения требовали выхода на первый план талантливых, энергичных, образованных, неординарных, смелых личностей. Благодаря их нестандартному мышлению и стремлению к переменам, помогло им реализовать возможность стать частью великого государства, оставить свой след в ее истории, политике, экономике и культуре. Деятельность Петра I в рамках обширных реформ была весьма содержательна и интенсивна. Однако и ей требовалась идеологическая поддержка. Русская Православная Церковь в том время была серьезной силой, которая и могла гарантировать необходимое концептуальное содействие.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе выявлено, что реформа в церковной сфере представляла собой, реализованную Петром I в 1701-1722 гг., совокупность мер. Они были ориентированы на ограничение церковного влияния церкви, ее автономности. Преследовали цель интенсификации контроля над вопросами церковного администрирования и финансирования. Главным достижением предпринятых преобразований стали действия по упразднению должности Патриарха. Следствием этого шага стало формирование и ратификация Святейшего правительствующего Синода. Духовная Коллегия начала деятельность в конце января 1721 года.
Задуманные Петром I реформы не нашли поддержки у духовенства. В рядах монахов, в основном старообрядцы, монарха признавали антихристом. Подобные мысли не скрывались, а высказывались и оформлялись в рукописные листовки, которые раздавались среди паствы во всех населенных пунктах.
Влияние церкви было чрезмерным. У Патриарха были силы и влияние, сопоставимые с императорскими. Подобное положение дел не устраивало Петра I, оно выходило за рамки придуманной им модели абсолютистского государства. В его видении монарх должен был стать единоличным полноправным властителем.
Разногласия с митрополитом Стефаном позволили Петр I лучше понимать настроения, которые распространялись в среде ученого монашества Киева. Монарх постоянно находился в поиске тех, у кого хватит сил и знаний для реализации задуманной реформы. Основное внимание, в своих поисках, он сосредотачивал на людях особого склада. Его интересовали противники латинского, «папежеского» направления. Именно такие личности, по его мнению, должны были поддержать его чаяния и стремления к реформам.
...


1. Андреев А. Ю. Начало университетского образования в России в отечественной и зарубежной историографии // Отечественная история. – 2008. – № 4. С. 157–169.
2. Анисимов Е. В. Петр I. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/domestic_history/text/3826088 (дата обращения: 05.02.2023).
3. Базарова Т.А. «Петербургский класс» Новгородской епархиальной школы 1715–1717 гг. // Труды Государственного Эрмитажа. [Т.] 43: Петровское время в лицах-2008: Материалы науч. конф. – СПб., 2008. С. 40–45.
4. Бодрин А. В. Формирование синодального режима церковного управления в контексте взаимоотношений светских и духовных властей в 1721-1725 годах (на материалах Нижегородской епархии) / А. В. Бодрин // Научный диалог. – 2021. – № 4. – С. 304-324.
5. Бородкина Н. Н. Церковь, общество и государство в эпоху Петра Великого / Н. Н. Бородкина. – Саратов: Изд-во СГУ, 1997. – 319 с.
6. Верховский П. П. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент. – Ростов-н/Д: Типография М. И. Гузмана, 1916. – 207 с.
7. Владимирский-Буданов М.Ф. Государство и народное образование в России XVIII в. – Ярославль, 1874. Ч. 1. – 337 с.
8. Вознесенская И. А. Новгородская школа братьев Лихудов // Новгородский исторический сборник. Вып. 10(20). – СПб., 2005. С. 205–235.
9. Григорьева И. Л., Салоников Н. В. Новгородская школа братьев Лихудов как восточнославянская академия // Лихудовские чтения: Материалы науч. конф. «Первые Лихудовские чтения». Великий Новгород, 11–14 мая 1998 г. / Отв. ред. В.Л. Янин, Б.Л. Фонкич. – Великий Новгород, 2001. – 211 с.
10. Григорьева И.Л., Салоников Н.В. Новгородская «академия»: К истории учебных заведений Новгорода XVIII в. // Новгородский исторический сборник. Вып. 11 (21). – СПб., – 2008. – С. 185-218.
11. Гуркина Н.К. История образования в России (X–XX века): Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУАП, – 2001, –314 с.
12. Демков М.И. История русской педагогии. Часть 2. Новая русская педагогия (XVIII-й век). Издание 2-е, исправленное. – М.: типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1910. – 210 с.
13. Долгий XVIII век и становление модернизационной империи. Часть 2. От «современного государства» к «современной империи» //Ab imperio. – 2015. – № 1. – С. 387-447.
14. Знаменский, П. В. История Русской Церкви / П. В. Знаменский. – Москва : Директ-Медиа, 2021. – 316 с.
15. Карамзин Н.М. История государства российского: 12 томов в 3 кн. – М., 2005. Кн. 2. – 447 с.
...всего 43 источника

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ