Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Работа №115218

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы реализации психолого-педагогических условий развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 9
1.1 Физиологические основы развития речевого дыхания у
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи 18
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 24
2.1 Изучение уровня развития речевого дыхания у детей 5-6 лет
с тяжелыми нарушениями речи 24
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи 31
2.3 Динамика развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с
тяжелыми нарушениями речи 37
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Приложение А Список детей 48
Приложение Б Протокол проведения диагностического задания 1
«Пропой звук». Констатирующий эксперимент 49
Приложение В Протокол проведения диагностического задания 2 «Проверим, как ты сильно умеешь дуть». Констатирующий эксперимент 50
Приложение Г Протокол проведения диагностического задания 3 «Покажи, как ты дышишь». Констатирующий эксперимент 51
Приложение Д Протокол проведения диагностического задания 4 «Как ты умеешь дышать». Констатирующий эксперимент 52
Приложение Е Сводная таблица данных констатирующего эксперимента. 53
Приложение Ж Картотека дидактических игр для развития речевого дыхания 54
Приложение И Протокол проведения диагностического задания 1 «Пропой звук». Контрольный эксперимент 56
Приложение К Протокол проведения диагностического задания 2 «Проверим, как ты сильно умеешь дуть». Контрольный эксперимент 57
Приложение Л Протокол проведения диагностического задания 3 «Покажи, как ты дышишь». Контрольный эксперимент .... 58
Приложение М Протокол проведения диагностического задания 4 «Как ты умеешь дышать». Контрольный эксперимент 59
Приложение Н Сводная таблица данных контрольного эксперимента 60


Дошкольный возраст является фундаментом формирования личности, где закладываются все самые важные аспекты будущего успешного взрослого человека. К сожалению, в последние годы наблюдается тенденция увеличения числа детей, которые имеют те или иные отклонения в речевом развитии. Коррекция и развитие речи ребенка - сложный, многоуровневый процесс. Исследователи-физиологи, такие как В.Г. Ермолаева, Е.Н. Малютина, Ю. Парова и др. утверждают, что наряду с лексическим, фонетическим, грамматическим строем речи важно развитие и речевого дыхания. «Процесс дыхания является энергетической базой речепроизводства, которая у данной категории детей часто оказывается нарушенной.». Среди исследователей этой проблемы можно назвать таких, как Е.Ф. Архипова, А.А. Гуськова, М.В. Земляченко, А.Р. Лурия, А.И. Максакова, Н.М. Сеченов, И. А. Сикорский.
В своей работе мы проанализируем особенности развития речевого дыхания у детей с тяжелым нарушением речи и опишем проведенное нами исследование состояния речевого дыхания у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Предложим коррекционные мероприятия, направленные на устранение недостатков дыхательных процессов.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе активно изучается проблема речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Достаточно много внимания уделяется фонетической, лексической, грамматической сторонам речи ребенка. Наряду с этим правильное дыхание является не менее важным аспектом в становлении речи у детей и является одним из этапов коррекционной работы с речевыми нарушениями дошкольников.
Исследователи, изучавшие дыхание, как важное составляющее речи дошкольников, предлагают следующие пути и средства развития речевого дыхания: коррекционные упражнения в логопедической работе (Е.Ф. Архипова, А.А. Гуськова, А.И. Земляченко), фонетическую ритмику (В.И. Деревянников, А.В. Запорожец, Н. В. Микляева), упражнения на координацию носового и ротового вдоха и выдоха (Ф.А. Ипполитова), дыхательную гимнастику (А.Н. Стрельникова.). Однако в теории специального образования не рассматривались эффективные психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Отталкиваясь из вышеизложенного, нами было определено противоречие между необходимостью развития речевого дыхания у детей 5¬6 лет с тяжелыми нарушениями речи и отсутствием необходимых разработанных психолого-педагогических условий.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования: развитие речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи будет возможным при следующих психолого-педагогических условиях:
- учтены индивидуальные особенности речевого дефекта детей,
- включены игры и упражнения на развитие речевого дыхания в разные формы образовательного процесса,
- используются приемы побуждения детей к самоконтролю речевого дыхания в самостоятельной деятельности, направленной на речевое развитие.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития речевого дыхания у детей 5¬6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
2. Выявить уровень развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Определить и апробировать психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Для достижения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- теории о физиологическом строении дыхательной системы детей раннего и дошкольного возраста (А. Андронеск, В.Г. Ермолаев, Е.Н. Малютин, Ю. Паров, Л.К. Петрова-Брюханова и др.);
- положения специальной психологии и логопедии об общих и специфических закономерностях развития детей нормы и детей с тяжелыми нарушениями речи (В.И. Белякова, А.Н. Гвоздев, Г.И. Жаренкова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Н.А. Никашина, З.В. Савкова, Л. Ф. Спирова и др.);
- исследования по изучению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (Е.Ф. Архипова, А.А. Гуськова, М.В. Земляченко, А.И. Максаков и др.).
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснованы психолого-педагогических условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи;
- определены диагностические задания для выявления уровня развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные психолого-педагогические условия развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи помогут в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 200 «Волшебный башмачок». В исследовании принимали участие 13 детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (23 источника), приложения. Работа проиллюстрирована 13 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического исследования дают возможность утверждать, что вопрос о развитии речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в настоящее время является особо актуальным.
Исследования А. Андронеска, П.К. Анохина, Е.Н. Голубевой, Л.К. Петровой-Брюхановой и других ученых указывают, что ребенок с нормальным развитием совершает быстрый и глубокий вдох перед началом речи. Такой вдох называют речевым вдохом. Он обладает достаточным количеством воздуха, чтобы «обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения» [7], а также достаточный объем воздуха для произнесения высказывания. Для этого время выдоха длится такое количество времени, сколько потребуется для произнесения и интонационно-логического завершения высказывания. Такой выдох называют «речевым выдохом».
Вопрос развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи изучались Е.Ф. Архиповой, А.А. Гуськовой, В.И. Деревянниковым, А.В. Запорожец, А.И. Земляченко, Ф.А. Ипполитовой, Н. В. Микляевой, А.Н. Стрельниковой, Н.М. Фатеевой и другими.
Исследователи указывают на важность создания психолого-педагогических условий, способствующих развитию речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Доказывая и обосновывая свою точку зрения, что у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи имеется возможность развить речевое дыхание, что способствует улучшению речевой деятельности детей. К таким условиям они (ученые) относят игры и упражнения на развитие речевого дыхания.
Диагностирование процесса развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи в констатирующем эксперименте показало общие и индивидуальные особенности уровня развития речевого дыхания.
Целью констатирующего эксперимента было выявление первоначального уровня развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. На этом этапе эксперимента был проведен комплекс диагностических заданий, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей с нарушениями речи.
В процессе формирующего эксперимента проводилась разработка и реализация психолого-педагогических условий развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Мы доказали, что развитие речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи будет эффективнее, если:
- учтены индивидуальные особенности речевого дефекта у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи,
- включены в образовательный процесс игры и упражнения на развитие речевого дыхания в соответствии с программными требованиями;
- используются приемы побуждения детей к самоконтролю речевого дыхания в самостоятельной деятельности, направленной на речевое развитие.
Работа, проведенная на формирующем этапе эксперимента, а именно введение психолого-педагогических условий, позволила выявить эффективность и положительную динамику в развитии речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Итоговые показатели эксперимента позволяют констатировать эффективность подобранных психолого-педагогических условий с целью развития речевого дыхания у детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи. Цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М. : Медицина, 2005. 448 с.
2. Арутюнян Э. А. Особенности дыхания при речи : автореф. дис.... канд. биол. наук. Ленинград-Ереван, 1967. 15 с.
3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М. : АСТ ; Астрель, 2008. 254 с.
4. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М. : АСТ : Астрель,
2007. 331 с.
5. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 416 с.
6. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М.: Книголюб, 2004. 56 с.
7. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. Земляченко М. В. Формирование речевого дыхания у дошкольников 5-7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель- логопед - ребенок - родитель» // Молодой ученый. 2017. №10. С. 421-424.
9. Ипполитова А. Г. Открытая ринолалия : Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 2003. 95 с.
10. Кривилева Т. А. Методическая разработка [Электронный ресурс]: Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях. URL: htt://nsportal.ru/detskii-sad(дата обращения 12.12.2019).
11. Леонтьев А. Н. Речь // Психология. М. : Учпедгиз, 1948.
12. Максимов И. Фониатрия. М. : Медицина, 2017. 288с.
13. Мартынова Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей - дислаликов и дизартриков // Очерки по патологии речи и голоса.
2008. Выпуск 3. С. 98-110.
14. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. М. : Айрис-пресс, 2005. 112с.
15. Мухамедьярова Е. Ф. Дыхательная гимнастика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи : дис. ... канд. пед. Наук. Омск, 2002. 158 с.
16. Петрова - Брюханова Л. К. Особенности внешнего дыхания у практически здоровых детей в возрасте от рождения до 14 лет, выявленные метом пнеймографии : автореф. дис. на соискание уч. ст. канд. мед. наук. Куйбашев, 1960. 28 с.
17. Посохова М. А. Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией // Здоровье и образование в XXI веке. 2012. Т. 14. №1. С. 163.
18. Привес М. Г. Анатомия человека. М. : Медицина, 2015. 672 с.
19. Физиология подростка : педагогическая наука - реформе школы // Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков. 2007. 208 с.
20. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей
дошкольного возраста: практ. пособие. М. : Айрис-пресс, 2008. 224 с.
(Библиотека логопеда-практика).
21. Чулкова Н. Ю. Становление речевого звукопроизводства в раннем онтогенезе : дис. ... канд. биолог. наук. М., 2001. 152 с.
22. Шишкова Т. Г. Развитие речевого дыхания у заикающихся дошкольников в системе коррекционно-педагогической работы: дис. . канд. пед. наук. М., 2001. 132 с.
23. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М. : Метафора, 2007.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ