ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1 Познавательная активность младших школьников как научное понятие 9
1.2 Психолого-педагогические особенности развития познавательной
активности младших школьников на уроках окружающего мира 15
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 23
2.1 Диагностика уровня развития познавательной активности младших
школьников на уроках окружающего мира 23
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего
мира в ГБОУ СОШ № 10 г.о. Жигулевск 36
2.3 Анализ динамики развития познавательной активности младших
школьников на уроках окружающего мира 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования проблема развития познавательной активности определена одной из центральных педагогических проблем, так как именно в начальной школе развитие познавательной активности закладывает фундамент личностного развития школьников. В основе данного процесса лежат: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, оперативное принятие решения, ответственность за свои решения, адаптация при смене рода деятельности, умение анализировать, сравнивать. Для этого необходимо развитие особых личностных качеств, формирующихся на протяжении целой жизни и в основании которых заложено рвение к активному познанию. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в целом не устойчив, вследствие этого педагогу необходимо развивать познавательную активность младших школьников во всевозможных сферах и видах деятельности.
Актуальность развития познавательной активности становится более очевидной в современных условиях, когда практически невозможно определить запас знаний, необходимый для успешной жизнедеятельности, когда возрастает скорость необходимого обновления знаний и умений, когда приоритетным становятся умения самостоятельно овладевать необходимым материалом и адаптироваться в стремительно изменяющихся социально-экономических условиях. Таким образом, одним из важнейших требований к современному ученику является актуализация у него потребности активно добывать и совершенствовать знания на протяжении всей жизни, не быть простым наблюдателем, а стремиться к преобразованию, самосовершенствованию.
Обзор научной литературы показывает, что разработка проблемы познавательной активности личности в психолого-педагогических исследованиях на основе фундаментальных работ советских психологов и педагогов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ш.А. Амонашвили) происходила по ряду направлений. Познавательная активность рассматривалась в тесном соотношении с учебной активностью и учебной деятельностью в трудах современных исследователей А.А. Волочкова, Т.И. Шамовой, М.В. Матюхиной и др. Мотивационная составляющая познавательной активности стала предметом специального изучения в исследованиях советских психологов и педагогов Л.И. Божович, B. С. Ильина, М.П. Михневич, Г.И. Щукиной. Интеллектуальная активность как составляющая познавательной изучалась Д.Б. Богоявленской, И.А. Петуховой и др.
В психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание технологиям и методам, способствующим более эффективному развитию познавательной активности младших школьников. К ним относятся технологии личностно-ориентированного, игрового, дифференцированного и информационно-коммуникационного обучения. По мнению исследователей C. И. Заир-Бека, И.В. Муштавинской одной из эффективных технологий, способной решать задачи познавательного развития является технология развития критического мышления, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Применение технологии критического мышления на уроках помогает разрешить многие противоречия между традиционной образовательной системы обучения и информационной средой ученика и учителя, а именно:
- наличие высоких требований, предъявляемых обществом к уровню образованности выпускника школы и падение мотивации учащегося к обучению;
- требование максимального раскрытия потенциала учащегося и традиционные формы организации обучения;
- желание ученика достичь профессионального роста в жизни и отсутствие практического опыта самостоятельной добычи новых знаний;
- получение теоретических знаний по предмету и умение применять их на практике.
Однако технология развития критического мышления не используется учителями начальных классов в полной мере. Нет методических разработок по использованию потенциала технологии на уроках окружающего мира.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью использования всего арсенала современных педагогических технологий в современной школе и недостаточным методическим оснащением этого процесса.
Проблема исследования: какова эффективность технологии развития критического мышления в развитии познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования технологии развития критического мышления для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: технология развития критического мышления как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира будет эффективнее, если строить процесс обучения на основе использования комплекса методов и приёмов технологии развития критического мышления, обеспечивающих стремление к успешному овладению знаниями, самостоятельность и самоорганизацию в приобретении знаний, инициативность в работе.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности учащихся.
2. Выявить уровень развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков с использованием технологии развития критического мышления, направленный на развитие познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.
Теоретическая основа исследования:
- труды, посвященные теории и практике личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман);
- работы, раскрывающие сущность понятия «познавательная активность личности» (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Ш.А. Амонашвили);
-теоретические положения, раскрывающие познавательную активность в тесном соотношении с учебной активностью и учебной деятельностью (А.А. Волочкова, Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова);
-труды исследователей об использовании технологии развития критического мышления (С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская).
Методы исследования: общетеоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта), эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент), метод обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных результатов).
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и практическом использовании технологии критического мышления младших школьников на уроках окружающего мира по развитию познавательной активности.
Практическая значимость исследования: заключается в реализации экспериментального комплекса уроков по окружающему миру, позволяющему целенаправленно совершенствовать процесс развития познавательной активности младших школьников.
База исследования: ГБОУ СОШ № 10 г.о. Жигулевск.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил раскрыть понятие познавательной активности с позиции разных научных дисциплин. Изучение педагогической литературы предоставило возможность для исследования различных подходов к понятию познавательной активности, его содержанию и основным уровням. Теоретическая часть включает в себя анализ литературы по изучению психолого-педагогических особенностей развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира.
В данной работе были представлены теоретическая и практическая часть исследования. Теоретическая часть включала в себя анализ литературы по теме исследования, где были раскрыты особенности развития познавательной активности младших школьников.
Практическая часть исследования включала в себя анализ результатов исследования и опытно-экспериментальную работу по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира. После апробации разработанного комплекса уроков по окружающему миру с использованием приемов технологии развития критического мышления, были зафиксированы уровни изучаемого процесса на констатирующем и контрольном эксперименте.
При составлении комплекса уроков по развитию познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира были использованы приемы технологии развития критического мышления. Данные приемы были направлены на развитие выделенных критериев: мотивационно-потребностного, личностно-деятельностного и оценочно-результативного. В критериях были сформулированы следующие показатели: интерес к обучению, стремление к знаниям, самостоятельность в приобретении знаний, инициативность в работе, самоорганизация в процессе обучения, ответственное отношение к познанию, адекватное восприятие собственных возможностей, осознание необходимости получаемых знаний в жизни, удовлетворенность результатами интеллектуальной деятельностью. На уроках применялись парные, групповые, индивидуальные и коллективные формы работы, все приемы соответствовали стадиям урока по выбранной технологии.
Динамика уровня развития познавательной активности была выявлена в процессе контрольного эксперимента. В ходе эксперимента было доказано, что развитие познавательной активности будет проходить эффективно, если внедрить комплекс уроков с включением приемов технологии развития критического мышления.
Полученные теоретические и практические данные позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. По результатам эксперимента можно утверждать, что успешное развитие познавательной активности младших школьников возможно при использовании системной, целенаправленной и грамотно организованной работы.
1. Амонашвили Ш.А. Развитие познавательной активности
учащихся в начальной школе. М. : Просвещение, 1984. 432 с.
2. Анохина О.Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала // Начальная шк. 2013. № 12. С. 53-55.
3. Банников В.Н. Влияние нетрадиционных форм обучения на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся: дайджест // Психология обучения. 2013. № 12. С. 113-114.
4. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей // Вопросы психологии. 2015. № 4. С. 45-55.
5. Богданова Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. : Роспедагентство, 2014.72 с.
6. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности как компонент интеллектуальной активности. Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М. : Просвещение, 1988. 161 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 398 с.
8. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегия личностно¬ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. №1. С. 17-24.
9. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в
познавательной деятельности// Педагогика. 2007. № 8. С. 71-78.
10. Вергелес Г.И., Савинова Л.Ю. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов: учеб. пособие. М. : Астрель, 2013.263с.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь.
Ключевые понятия. М. : Новь,2001. 544 с.
12. Волочков А.А. Активность субъекта и развитие учащегося: теория, диагностика и проблемы развивающих технологий. М. :ПОИПКРО, 2009. 100 с.
13. Волочков А.А. Вопросник учебной активности // Вестник ПГПУ. 2002. №1. С. 46-47.
14. Вохминова Л.В. Познавательная активность младших
школьников: проблемы, перспективы развития // Вестник Северного
(Арктического) федерального университета. 2013. №4. С. 23-25.
15. Выготский Л.С. Возрастная психология: феноменология
развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. М.: Академия, 2000. 456 с.
16. Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей // Педагогика. 1997. № 4. С. 18-24.
17. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического
мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2015. 178 с.
18. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности
слабоуспевающих учащихся начальных классов. М. : Екб, 2000. 21с.
19. Коротаева Е.В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия // Директор школы. 2000. № 9. С. 75-80.
20. Красновский Э.А. Показатели в образовании// Стандарты и мониторинг в образовании. 2005. №5. С. 53-57.
21. Лейтес Н.С. Динамическая сторона психической активности и активированность мозга. М. : Просвещение, 1980. 124 с.
22. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М. : Смысл, 2001. 511 с.
23. Луцева И.Ю. Разработка опросника, направленного на выявление уровня самоорганизации учебной деятельности младшего школьника // Современная педагогика. 2015. № 1. С. 15-18.
24. Манякина Л.Е. Активизация познавательной деятельности младших школьников // Семья и воспитательно-образовательный процесс. 2014. № 1. С. 114-118.
25. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: учебник для студентов пед. вузов. М. : ВЛАДОС, 2005. 272 с.
26. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 2008. 290 с.
27. Меньшикова В.А. Психологические аспекты развития познавательной активности детей // Вестник ТГПУ. 2009. №5. С. 112-115.
28. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2013. 519 с.
29. МихневичМ.П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения: Дис. канд. пед. Наук.1989. 151 с.
30. Мухина С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М. : Ростов н/Д, 2007. 384 с.
31. Петунин О.В. Система активизации познавательной самостоятельности учащихся // Вестник Московского университета. 2010. № 4. С. 63-70.
32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 2004. 395 с.
33. Семёнова Л.В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младшего школьника// Начальная шк. плюс до и после. 2013. № 1. С. 68-70.
34. Сидорчук Т.Е. Современные образовательные технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Учитель. 2014. № 6. С. 27-30.
35. Тишук Я.В. Особенности использования современных педагогических технологий для активизации познавательной деятельности учащихся // ГрГУ им. Я.Купалы. 2008. №1. С. 185-190.
36. Ильин, В.С. Формирование личности школьника: целостный процесс. М. : Педагогика, 1984. 144 с.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373) [Электронный ресурс] // Министерство
образования и науки Российской Федерации. - URL:
минобрнауки.рф/документы/922(дата обращения: 16.10.17).
38. Чернова О.А. Познавательная активность детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. 2018. №4. С. 176-178.
39. Чумакова С.П. Изучение познавательной активности младших школьников. Могилев. : МГУ им. А.А.Кулешова, 2003. 36 с.
40. Шамова Т.И. Активизация учения школьников.М.: Знание, 1983. 96с.
41. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приёмах его активизации // Начальная школа. 2009. № 7. С. 26-29.
42. Щербакова Е.И. Активизация учения школьников. М. : Педагогика, 2007. 72 с.
43. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М. : Просвещение, 2009. 160с.
44. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 6-20.