Введение
Глава 1 Теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр
1.1Психолого-педагогические основы коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой
структуры слова
1.2Характеристика интерактивных игр как средства коррекции у
детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звукослоговой структуры слова
Глава 2 Экспериментальное исследование коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр
2.1Выявление уровня сформированности у детей 5-7 лет с
общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова
2.2Содержание и организация работы по коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством использования интерактивных
игр
2.3Выявление динамики уровня сформированности у детей 5-7
лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента
Приложение В Перспективное планирование формирующего
эксперимента
Приложение Г Консультация для воспитателей
Приложение Д Памятка для воспитателей по использованию интерактивных игр в совместной деятельности
Приложение Е Интерфейс интерактивных игр
Приложение Ж Результаты контрольного эксперимента
Приложение И Шаблоны для создания интерактивных игр
Речь – одна из важнейших функций психики человека. Развитие звуко-
слоговой структуры слова происходит уже в дошкольном возрасте и к
5-7 годам ребенок овладевает основными ее категориями, а в процессе
школьного обучения она развивается и расширяется. Однако дети с общим
недоразвитием речи имеют специфические особенности. В связи с этим
актуальными становятся вопросы диагностики и коррекции звуко-слоговой
структуры слова.
Одной из основных детерминант успешности обучения, развития и
коррекции является мотивация ребенка. Как показывает практика,
современных детей сложно увлечь, удерживать у них познавательный
интерес к логопедическим занятиям. Особенно это касается детей с
ограниченными возможностями здоровья. Внимание этих детей
неустойчивое, они быстро утомляются, им сложно переключиться с одного
вида деятельности на другой. Изучением данной проблемы занимались такие
ученые, как Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше,
Т.А. Ткаченко, Ю.С. Донченко.
Звуко-слоговая структура слова является предметом изучения
фонетики, раздела лингвистики. Звуки происходят благодаря деятельности
речевого или как его еще называют артикуляционного аппарата и нервной
системы. Непосредственно голосовой звук представляет собой потоки
воздуха, которые моделируются при помощи вибраций голосовых связок и
сталкиваясь с препятствиями в виде языка, зубов и губ. Именно смыкания и
размыкание губ являются источниками шума.
В логопедии в настоящее время существует определенная методика
коррекции и развития звуко-слоговой структуры слова, которая складывалась
десятилетиями. Тем не менее, психолого-педагогические технологии не стоят
на месте и современная дефектология не исключение. Особое внимание в
последние годы уделяется средствам информативно-коммуникативныхтехнологий. Внимание учителей-логопедов также обращено к использованию
интерактивных средств, с целью организации образовательной деятельности
и индивидуальной работы.
Методика коррекции звуко-слоговой структуры речи требует
пересмотра традиционных методов коррекции и формирования звуко-
слоговой структуры слова у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III
уровня.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить
противоречие между необходимостью коррекции у детей 5-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова и
недостаточным использованием интерактивных игр в образовательном
процессе дошкольных образовательных организаций.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему
исследования: каковы возможности интерактивных игр как средства
коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-
слоговой структуры слова?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема
исследования: «Коррекция у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III
уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием
речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством интерактивных
игр.
Объект исследования: процесс коррекции у детей 5-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
Предмет исследования: интерактивные игры как средство коррекции
у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой
структуры слова.
Исходя из данной проблемы, была сформулирована гипотеза
исследования, которая заключается в предположении о том, что коррекция удетей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой
структуры слова посредством интерактивных игр возможна, если:
– отобраны интерактивные игры с учетом индивидуальных
особенностей речевого развития детей;
– включены интерактивные игры в образовательную деятельность и
индивидуальную работу учителя-логопеда и ребенка;
– включены интерактивные игры в совместную деятельность ребенка и
воспитателя в режимных моментах.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы коррекции у детей 5-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством
интерактивных игр.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
3. Разработать, апробировать содержание работы по коррекции у детей
5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры
слова посредством интерактивных игр.
4. Выявить динамику уровня сформированности у детей 5-7 лет с
общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
– положения о единства интеллекта и аффекта (Л.С. Выготский,
С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
– комплексный подход к процессу формирования личности ребенка в
коррекционном обучении и воспитании (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Е.А. Стребелева);
– исследования речевого развития дошкольников с общим
недоразвитием речи Н.С. Жуковой, Н.В. Нищевой, С.Н. Цейтлин;
– исследования в области применения интерактивных игр и технологий
в работе по развитию речи Е.В. Орловой, Ю.С. Донченко,
Т.К. Королевской, В.В. Севостьяновой, М.Н. Морозовой.Для решения поставленных задач использовались следующие методы
исследования:
– анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
– психолого-педагогический эксперимент (констатирующий,
формирующий и контрольный этапы);
– качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ с. Мусорка
СПДС «Солнышко» Самарской области. В исследование приняли участие 10
дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы
потенциальные возможности интерактивных игр в коррекции у детей 5-7 лет
с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова;
подобраны интерактивные игры по коррекции у детей 5-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова.
Теоретическая значимость исследования:
– определены критерии качественной оценки сформированности у
детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой
структуры слова;
– дано теоретическое обоснование возможности коррекции у детей 5-7
лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры
слова посредством интерактивных игр.
Практическая значимость исследования состоит в возможности
использования на практике апробированных материалов: интерактивных игр
по коррекции у детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня звуко-
слоговой структуры.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение,
список используемой литературы (28 источников), 8 приложений. Работа
иллюстрирована 2 рисунками и 15 таблицами.
Коррекция и развитие звуко-слоговой структуры речи у детей с общим
недоразвитием речи одна из актуальных проблем в логопедии. Особое
значение данная проблема приобретает в возрасте 5-7 лет, когда активно
происходит подготовка к обучению в школе.
Без должного уровня развития таких умений как умение произносить
слова различной структурной сложности, способность отраженно и
сопряженно проговаривать слова различной структуры, воспринимать
осознанно слова различной слоговой структуры, определять количество
слогов в слове, опознавать и дифференцировать слова, имеющие одинаковые
фрагменты, невозможно формирование звуко-буквенного анализа и синтеза,
являющихся основой для обучения грамоте.
Диагностика выделенных умений, проведенная в рамках исследования
на констатирующем этапе эксперимента, показала, что у детей 5-7 лет с
общим недоразвитием речи уровень сформированности звуко-слоговой
структуры достаточно низкий.
Стоит также отметить, что интерес к образовательной деятельности
также снижен, в результате чего дошкольники часто отвлекаются, внимание
рассеянное. Все это приводит к частым ошибкам в восприятии,
воспроизведении и дифференциации слов различной слоговой структуры.
Мы предположили, что коррекция у детей 5-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня звуко-слоговой структуры слова посредством
интерактивных игр возможна, если:
– отобраны интерактивные игры с учетом индивидуальных
особенностей речевого развития детей;
– включены интерактивные игры в образовательную деятельность и
индивидуальную работу учителя-логопеда и ребенка;
– включены интерактивные игры в совместную деятельность ребенка и
воспитателя в режимных моментах.Контрольный эксперимент показал, что в результате формирующего
эксперимента с применением разработанных в рамках исследования
интерактивных игр, повысился уровень сформированности умения
дифференцировать слова различной слоговой структуры, определения
количества слогов в слове, правильного произношения слов различной звуко-
слоговой структуры.
Стоит также отметить, что отобранные нами интерактивные игры
достаточно универсальны и их наполнение можно легко заменять и
усложнять в зависимости от коррекционно-развивающих задач.
Таким образом, результаты исследования носят достоверный и
практико-ориентированный характер. Выдвинутая нами гипотеза нашла свое
подтверждение в результате проделанной работы, также можно
констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы
достигнута.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для
воспитателей детского сада // Перспективы науки. №2 (77). 2016. 85с.
2. Атрепьева В. Б. Наглядно-дидактический материал для работы с
детьми дошкольного возраста с нарушениями : учеб. пособие для студентов
педвузов. М. : НЦ ЭНАС, 2002. 134 с.
3. Берлина Н. П. Развитие связной речи у старших дошкольников //
Начальная школа/ 2006. 67с.
4. Венгер Л. А. Развитие: программа нового поколения для
дошкольных образовательных учреждений // М. : Гном, 2000. 164 с.
5. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. М., 2009. 679с.
6. Волкова Л. С., Селиверстова В. И. Хрестоматия по логопедии в 2- х
томах. М. :, 2015. 314с.
7. Володина В. С. Альбом по развитию речи. М. :, 2005. 95с.
8. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М. :, 2003. 413с.
9. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушением речи. М., 2002. 213с.
10. Гойхман О. Я. Речевая коммуникация. М. : Инфа, 2006. 272с.
11. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической
речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием.
М., 1987. 312с.
12. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию
связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению
рассказыванию // Дефектология. 1994. №2.113с.
13. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2013.
132с.
14. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников. Екатеренбург, 2004. 245с.15. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ. М. :
Сфера, 2011. 250 с...