Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В ДВИГАТЕЛЬНОМ РЕЖИМЕ

Работа №105657

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы59
Год сдачи2020
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в процессе двигательного режима 8
1.1 Психолого-педагогические основы коррекции нарушений
опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет 8
1.2 Характеристика организации двигательного режима
с целью коррекции у детей 4-5 лет нарушений 15
Глава 2 Экспериментальная работа по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме 21
2.1 Выявление проявлений нарушений опорно-двигательного
аппарата у детей 4-5 лет 21
2.2 Организация и содержание коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме 29
2.3 Определение изменений в проявлениях нарушений
опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет 37
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение А Список детей и характеристика их нарушений опорно-двигательного аппарата 47
Приложение Б Протоколы проведения диагностических заданий констатирующего эксперимента 50
Приложение В Содержание работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет 54
Приложение Г Протоколы проведения диагностических заданий контрольного эксперимента 56


Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Период дошкольного детства - наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.
Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления, остается крайне острой, требующей серьезного осмысления и решения в XXI веке. Общеизвестно, что здоровье формируется с детства. Медики в последние десять лет столкнулись с тем, что возраст детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата молодеет. Это зачастую приводит к серьёзным заболеваниям, утомляемости и неправильному формированию растущего организма. Разработка вопросов, касающихся коррекции возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата и оздоровления детей, уже имеющих подобные нарушения, является актуальной.
Коррекция рассматривается в рамках нашего исследования как система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.
К настоящему времени накоплен большой практический материал, характеризующий клинико-психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, вопросы обучения и воспитания детей с двигательными нарушениями, педагогические средства коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Вопросом изучения таких детей занимались Л.Г. Голубева, В.А. Доскина, И.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, К.А. Семенова, Н.В. Симонова. Однако не рассматривался вопрос организации двигательного режима в детском саду с целью коррекции нарушений опорно-двигательных нарушений.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречие между необходимостью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет и недостаточной степенью разработанности подходов к организации двигательного режима в дошкольной образовательной организации.
Выявленное противоречие и необходимость его решения определило проблему исследования: какова возможность коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в процессе двигательного режима?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме.
Объект исследования: процесс коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в процессе двигательного режима возможна, если:
- определены индивидуальные двигательные проявления нарушений опорно-двигательного аппарата у детей;
- разработан каталог физических упражнений для коррекции разных проявлений нарушений опорно-двигательного аппарата;
- включены коррекционные физические упражнения в разные формы физкультурно-оздоровительной работы двигательного режима.
В соответствии с поставленной целью и выделенной гипотезой были определенны следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции нарушений опорно-двигательных нарушений у дошкольников.
2. Выявить типичные и индивидуальные проявления нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать содержание и организацию коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в процессе двигательного режима.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическую основу исследования составляют:
- теория компенсации дефекта Л.С. Выготского;
- теория о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского;
- исследования об общих и специфических закономерностях развития детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (И.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, К.А. Семенова, Н.В. Симонова);
- исследования коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата педагогическими средствами (Л.Г. Голубевой; В.А. Доскина).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в процессе двигательного режима в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании содержания и организации двигательного режима с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный каталог физических упражнений может быть использован при построении работы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в процессе двигательного режима.
База исследования: МБУ детский сад № 5 «Филиппок» г.о. Тольятти. В исследовании принимали участие 12 детей 4-5 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Структура бакалаврской работы представлена из введения, двух глав, заключения, списком используемой литературы (21 источник) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 17 таблицами

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме является актуальной в настоящее время. Об этом говорят исследования таких ученых, как Л.Г. Голубевой, В.А. Доскина, Э.С. Калижнюк, И.В. Ипполитов, И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, И.И. Панченко, К.А. Семенова, Н.В. Симонова, Г.И. Турнер.
По мнению многих ученых, коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата нужно начинать проводить в младшем дошкольном возрасте, чтобы легкие нарушения не перешли в стадию грубого стойкого необратимого нарушения.
По мнению В.К. Бальсевича, «стратегия физического воспитания ребенка должна состоять в том, чтобы научить его возможно большему числу разнообразных движений...». Овладение различными двигательными навыками обогащает двигательный опыт, расширяет диапазон двигательных способностей детей, способствует повышению функциональных возможностей организма. С учетом того, что в период дошкольного и младшего школьного возраста скелетные мышцы находятся в стадии интенсивного формирования и развития, одна из наиболее важных задач физического воспитания детей является задача по формированию правильной осанки и предупреждению деформации опорно-двигательного аппарата.
В процессе двигательного режима возможно скорректировать типичные и индивидуальные проявления нарушений.
Диагностика по выявлению типичных и индивидуальных проявлений нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет показала, что 41,7% детей (5 человек) имеют низкий уровень двигательных умений. 50% детей (6 человек) имеют средний уровень сформированности двигательных навыков, индивидуальных проявлений диагноза, нарушений опорно-двигательного аппарата. 8,3% детей (1 ребенка) диагноз имеется, но типические проявления не видны.
Мы доказали, что коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме будет эффективнее, если:
- определены индивидуальные двигательные проявления нарушений опорно-двигательного аппарата у детей;
- разработан каталог физических упражнений для коррекции разных проявлений нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет;
- включены коррекционные физические упражнения в разные формы физкультурно-оздоровительной работы двигательного режима.
Проведенная экспериментальная работа позволила выявить положительную динамику сформированности двигательных навыков, которые являются индивидуальными проявлениями нарушений опорно-двигательного аппарата у детей 4-5 лет в двигательном режиме. Основываясь на полученный результата контрольного среза, мы можем сделать вывод, что проделанная нами работа дает положительный результат, так как у детей появились хоть и незначительные, но улучшения. Данная организация двигательного режима может быть использована педагогами дошкольных организаций в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей.



1. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М. : Просвещение, 2018. 445 с.
2. Бальсевич В. К. Онтокинеозиология человека. М. : Теория и практика физической культуры, 2017. 275 с.
3. Богина Т. Л. Сохранение и укрепление здоровья ребенка // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. 61 с.
4. Вареник Е. Н. Физкультурно - оздоровительные занятия с детьми 5 - 7 лет. М. : «Творческий Центр», 2015. 36 с.
5. Грядкина Т. С. Взаимодействие семьи и детского сада в укреплении здоровья дошкольников // Детство: Педагогический альманах. № 1. / (РГПУ им. А.И. Герцена). : Акцидент, 2017. 81 с.
6. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия. М. : «Творческий Центр», 2018. 78 с.
7. Короткова Е. А. Интеграция профилактики нарушения опорно- двигательного аппарата детей в образовательный процесс по физической культуре // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 4. С. 10-15.
8. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. / Под ред. С.М. Иванова. М. : Медицина, 2015. 318 с.
9. Лукина Г. Г. Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания. СПб. : АКАЛИС, 2019. 18 с.
10. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. М. : Просвещение, 2018. 360 с.
11. Матвеев С. В. Оздоровление детей в детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания. Издательство ГПМА, 2019. 44 с.
12. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет. М. : Просвещение,2016. 112 с.
13. Потапова Н. А. Системная коррекция последствий сколиоза у детей и подростков средствами адаптивной физической культуры: Программно-методический комплекс. М. : АСТ Слово, 2006. 36с.
14. Потапчук А. А. Осанка и физическое развитие детей. Речь, 2017. 166 с.
15. Потапчук А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте. Речь, 2017. 464 с.
16. Потапчук А. А. Программа коррекции деформации опорно-двигательного аппарата у дошкольников «Правильная осанка». Детство- Пресс. 2018. 54 с.
17. Соловьева Т. А. Профилактическая физическая культура как базовая основа физкультурных занятий с ослабленными детьми. Новая Ладога, 2017. С. 6-8.
18. Солодков А.С. Коррекция физического и функционального развития детей путём рационализации двигательного режима // Адаптивная физическая культура. 2016. № 3. С. 17-22.
19. Таллер Л.А. Фундамент здоровья с детства. М. : Полымя, 2019. 173 с.
20. Хиетала В. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития. М. : Просвещение, 2016. 67 с.
21. Язловецкий B. C. Физическое воспитание детей и подростков с ослабленным здоровьем. Киев : Здоровья, 2016. 232 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ