РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВЕСНЫХ ИГР
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Характеристика словесных игр в развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр 18
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 18
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр 30
2.3 Выявление динамики развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 40
Заключение 46
Список используемой литературы 47
Приложения 49
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 8
1.2 Характеристика словесных игр в развитии связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 13
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр 18
2.1 Выявление уровня развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 18
2.2 Содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр 30
2.3 Выявление динамики развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня 40
Заключение 46
Список используемой литературы 47
Приложения 49
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста является одной из главных задач. В овладение родным языком входит умение правильно строить предложения, описывать предмет, рассказать о каком-либо событии из жизни, явлении или событии. Связная речь, построенная правильно, развивает у ребенка уверенность в своих силах, а также возможность общения. Общение со сверстниками и взрослыми является важнейшим условием для всестороннего развития ребенка. Это важно для всестороннего развития ребенка и его успешного обучения в школе.
У детей 5-6 лет с нормой связная речь находится на достаточно высоком уровне, но у детей с общим недоразвитием речи III уровня связная речь находиться на низком уровне: их словарь беден и не точен, детям сложно подобрать нужное слово и они часто заменяют его другим, что меняет смысл сказанного. Нарушен грамматический строй. Их связная речь характеризуется: неточностью, не развёрнутостью, непоследовательностью и нечеткостью высказывания.
В наше время увеличилось количество детей, у которых недостаточно сформированы навыки связной речи. Поэтому развитие связной речи у детей с нарушениями речи является актуальной и значимой в наше время.
Так как у детей 5-6 лет ведущим видом деятельности является игра, то это позволило нам рассмотреть словесную игру, как эффективное средство развития связной речи у детей. А.И. Сорокина выделяет из дидактических игр словесную игру. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Словесная игра - полезное, доступное и достаточно эффективное средство воспитания связной речи у детей как считает А.А. Люблинская.
В словесной игре дети думают о непосредственно не воспринимаемых предметах. В словесной игре не требуются особые условия и специальный материал, нужно только то, чтобы педагог знал саму игру. Проведение игр предполагает, что игры будут развивать самостоятельность, связную речь в том случае, если они проводятся в определенной последовательности и системе.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием словесных игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: словесные игры как средство развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр будет эффективно, если:
• отобраны словесные игры, направленные на развитие компонентов связной речи;
• апробированы серии словесных игр в совместной деятельности педагога и детей;
• разработаны и апробированы формы работы с родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр и определить ее эффективность.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретической основой исследования являются:
• психолого-педагогические исследования особенностей развития речи у детей (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, А.А. Люблинская, Н.В. Нищева, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко)
• исследование по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (В.П. Глухов).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования словесных игр для развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что словесные игры по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №81 «Медвежонок», г. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей с общим недоразвитием речи III уровня (10 детей - экспериментальная группа и 10 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение; две главы; заключение; список используемой литературы (24 источника); 5 приложений. Работа содержит 12 рисунков, 1 таблица.
У детей 5-6 лет с нормой связная речь находится на достаточно высоком уровне, но у детей с общим недоразвитием речи III уровня связная речь находиться на низком уровне: их словарь беден и не точен, детям сложно подобрать нужное слово и они часто заменяют его другим, что меняет смысл сказанного. Нарушен грамматический строй. Их связная речь характеризуется: неточностью, не развёрнутостью, непоследовательностью и нечеткостью высказывания.
В наше время увеличилось количество детей, у которых недостаточно сформированы навыки связной речи. Поэтому развитие связной речи у детей с нарушениями речи является актуальной и значимой в наше время.
Так как у детей 5-6 лет ведущим видом деятельности является игра, то это позволило нам рассмотреть словесную игру, как эффективное средство развития связной речи у детей. А.И. Сорокина выделяет из дидактических игр словесную игру. Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Словесная игра - полезное, доступное и достаточно эффективное средство воспитания связной речи у детей как считает А.А. Люблинская.
В словесной игре дети думают о непосредственно не воспринимаемых предметах. В словесной игре не требуются особые условия и специальный материал, нужно только то, чтобы педагог знал саму игру. Проведение игр предполагает, что игры будут развивать самостоятельность, связную речь в том случае, если они проводятся в определенной последовательности и системе.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием словесных игр в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр.
Объект исследования: процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: словесные игры как средство развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: развитие связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр будет эффективно, если:
• отобраны словесные игры, направленные на развитие компонентов связной речи;
• апробированы серии словесных игр в совместной деятельности педагога и детей;
• разработаны и апробированы формы работы с родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр.
2. Выявить уровень развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Разработать, апробировать содержание работы по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр и определить ее эффективность.
В ходе решения поставленных задач использовались такие методы, как изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, педагогический эксперимент, который включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Теоретической основой исследования являются:
• психолого-педагогические исследования особенностей развития речи у детей (О.С. Ушакова, А.М. Бородич, А.А. Люблинская, Н.В. Нищева, Л.П. Якубинский, А.Р. Лурия, Т.А. Ткаченко)
• исследование по проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями (В.П. Глухов).
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность использования словесных игр для развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования: обоснована возможность развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр.
Практическая значимость исследования заключается в том, что словесные игры по развитию связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня могут быть использованы в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №81 «Медвежонок», г. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей с общим недоразвитием речи III уровня (10 детей - экспериментальная группа и 10 детей - контрольная группа).
Структура бакалаврской работы: введение; две главы; заключение; список используемой литературы (24 источника); 5 приложений. Работа содержит 12 рисунков, 1 таблица.
Результаты анализа психолого-педагогической литературы позволяют нам говорить о том, что и в настоящее время актуальна данная проблема.
Исследования Л.С. Выготского, О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Ф.А. Сохина говорят нам о том, что дошкольный возраст прекрасно подходит для того, чтобы заложить предпосылки для успешного развития связной речи, а также для обучения в школе. Обуславливается это тем, что связная речь показывает как уровень речевого развития, так и умственного.
С помощью подобранных диагностических заданий нам удалось определить, что детей с низким уровнем в КГ - 80% , а в ЭГ - 60%. Это позволяет нам говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию связной речи у детей с ОНР III уровня.
Наше исследование позволило нам предположить, что процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр будет эффективным, если: отобраны словесные игры, направленные на развитие компонентов связной речи; апробированы серии словесных игр в совместной деятельности педагога и детей; разработаны и апробированы формы работы с родителями.
На основе интереса к словесным играм у детей 5-6 лет с ОНР III уровня дал возможность повысить их уровень связной речи.
Экспериментальная работа, проведенная нами, позволила определить эффективность использования словесных игр и выявить положительную динамику развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработанных нами серий словесных игр на развитие связной речи у детей 5-6 лет ОНР III уровня. После формирующего этапа в экспериментальной группе детей с высоким уровнем увеличилось на 20%, со средним уровнем на 60%, а с низким уменьшилось на 80%.
Исследования Л.С. Выготского, О.С. Ушаковой, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и Ф.А. Сохина говорят нам о том, что дошкольный возраст прекрасно подходит для того, чтобы заложить предпосылки для успешного развития связной речи, а также для обучения в школе. Обуславливается это тем, что связная речь показывает как уровень речевого развития, так и умственного.
С помощью подобранных диагностических заданий нам удалось определить, что детей с низким уровнем в КГ - 80% , а в ЭГ - 60%. Это позволяет нам говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию связной речи у детей с ОНР III уровня.
Наше исследование позволило нам предположить, что процесс развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством словесных игр будет эффективным, если: отобраны словесные игры, направленные на развитие компонентов связной речи; апробированы серии словесных игр в совместной деятельности педагога и детей; разработаны и апробированы формы работы с родителями.
На основе интереса к словесным играм у детей 5-6 лет с ОНР III уровня дал возможность повысить их уровень связной речи.
Экспериментальная работа, проведенная нами, позволила определить эффективность использования словесных игр и выявить положительную динамику развития связной речи у детей 5-6 лет с ОНР III уровня.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности разработанных нами серий словесных игр на развитие связной речи у детей 5-6 лет ОНР III уровня. После формирующего этапа в экспериментальной группе детей с высоким уровнем увеличилось на 20%, со средним уровнем на 60%, а с низким уменьшилось на 80%.
Подобные работы
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРИТМИКИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Развитие эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 111 уровня посредством сюжетно-ролевой юры
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Особенности диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2020 - Особенности сформированности умения составлять описательные рассказы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017





