Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТАРИИ РАЗРАБОТКИ СЕТЕВЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Работа №115117

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы102
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 АНАЛИЗ МЕТОДОВ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ КОМПЛЕКСОВ 8
1.1 Обзор литературных источников 8
1.2 Обзор технологий и продуктов, поддерживающих систему
электронного обучения 12
Глава 2 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ SHINY 26
2.1 Структура приложения Shiny 26
2.2 Разметка HTML-страниц и каскадные таблицы стилей в приложении
Shiny 30
2.3 Раскладка web-страницы в приложении Shiny 33
2.4 Компоненты ввода и вывода в приложении Shiny 36
2.5 Серверный сценарий приложения Shiny 43
2.6 Рекомендации по созданию интерактивных учебных приложений. 55
Глава 3 РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ УЧЕБНЫХ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ 58
3.1 Анализ выборки данных Фишера, пользовательский интерфейс
интерактивного web-приложения кластеризации данных 58
3.2 Логический анализ и программный код интерактивного web-
приложения кластеризации данных 65
3.3 Анализ выборки данных mtcars, пользовательский интерфейс
интерактивного web-приложения Shiny 67
3.4 Логический анализ и программный код интерактивного web-
приложения mtcars 70
Глава 4 ТЕСТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ WEB-ПРИЛОЖЕНИЙ 74
4.1 Тестирование и анализ эффективности интерактивного web-
приложения кластеризации 74
4.2 Тестирование и анализ эффективности интерактивного web-
приложения mtcars 77
4.3 Апробация и оценка эффективности интерактивных учебных web-
приложений 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А. HTML-код приложения кластеризации Ирисы Фишера 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. HTML-код приложения mtcars 100

В современном учебном процессе все большее внимание уделяется использованию компьютерных технологий, реализуемых в виде сетевых сервисов, открывающих новые возможности распределенной учебной и профессиональной деятельности. Однако факт использования компьютера в учебном процессе еще не является залогом успеха, и значимых результатов можно добиться только при грамотном его применении.
Современный уровень компьютерной техники, быстрое развитие интернет открывают возможности для создания информационно-обучающей среды, под которой понимают комплекс современных информационных технологий, обеспеченных необходимыми методическими, программными и техническими средствами, ориентированными на процесс обучения. В связи с этим развиваются информационные ресурсы и инструменты их создания. Все больше программ ориентированы на создание web-приложений и интерактивных программных продуктов. Хорошая интерактивность и визуализация достигается путем использования встроенных инструментальных средств, создания графических объектов и эффективного языка программирования. Одним из средств формирования информационно-обучающей среды в университете является создание электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам, прежде всего естественно-научным и общепрофессиональным.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных интерактивных средств обучения. Актуальным направлением разработки образовательных ресурсов является создание интерактивных учебных модулей/компонентов, способствующих повышению эффективности учебного процесса.
Целью исследования является исследование и разработка учебных интерактивных web-приложений для демонстрации физических процессов и динамических систем по дисциплинам естественно-научного профиля.
процесс профессиональной подготовки
студентов вузов, предмет исследования - использование интерактивных электронных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов (на примере естественно-научных направлений).
Гипотеза исследования состоит в предположении, что внедрение в учебный процесс интерактивных электронных образовательных технологий упрощает формирование учебного материала и его визуальное представление, а также способствует усвояемости учебного материала и улучшению показателей успеваемости студентов.
Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:
1. На основе исследования научной литературы определить требования к технологии разработки интерактивных учебных web-компонентов.
2. Исследовать возможности программного инструментария для
разработки интерактивных учебных web-компонентов.
3. Предложить ряд рекомендаций по созданию интерактивных учебных web-приложений.
4. Разработать и протестировать интерактивные учебные web-приложения на примере решения классических задач.
5. Выработать практические рекомендации и порядок работы с разработанными учебными web-приложениями.
6. Экспериментально проверить разработанные интерактивные учебные web-приложения и определить результативность их внедрения в учебный процесс.
Методологическую базу исследования составляют фундаментальные работы, опубликованные как отечественными, так и зарубежными авторами, в области дистанционного образования (Андреев А.А., Соловов А.В., Полат Е.С., Носкова Т.Н., Батаев А.В., Ульченко Е.Н., Лисицына Л.С., Першин А.А.), различных аспектов разработки электронных учебных комплексов и материалов (Хабибуллин Р., Плещинская И.Е., Галкина Л.А., Миллз Крис, Усмонов М.С., Василевский Ю.В., Алексеев Г.В., Бриденко И.И., Савельев А.О., Ларина Э.С., Джеймс Г., Уиттон Д., Хасти Т., Тибширани Р., Вильямс Г.), разработке интерактивных компьютерных моделей и web-приложений shiny (Zev Ross, Garrett Grolemund, Joseph J. Allaire, Winston Chang и др.).
Теоретической основой исследований послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области разработки интерактивных компьютерных моделей и web-приложений и их применения в учебном процессе.
Основные методы исследования:
• теоретические - теоретический анализ, моделирование и проектирование, анализ состояния электронного обучения и образования в мире и России;
• общенаучные - моделирование, обобщение, проектирование, анализ, классификация и систематизация.
Основные этапы исследования: исследование велось с 2015 по 2017 гг. в три этапа.
1. этап (2015 г.) - изучение научной литературы, ресурсов электронных библиотек, сравнительно-сопоставительный анализ теоретических подходов к исследуемой проблеме разработки и использования в учебном процессе интерактивных технологий;
2. этап (2015-2016 гг.) - разработка интерактивных учебных моделей для образовательного процесса, проведение формирующего этапа эксперимента;
3. этап (2016-2017 гг.) - обобщение и систематизация полученной информации, статистическая обработка и качественный анализ результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на кафедре «Прикладная математика и информатика» Тольяттинского государственного университета. Результаты исследования были представлены на III научно-практической всероссийской конференции (школе-семинаре) молодых ученых «Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук» (Тольятти, 24-25 апреля 2017 года).
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем обоснованы принципы и внедрена технология создания интерактивных учебных web- приложений в среде R с использованием пакета расширения Shiny. Разработаны рекомендации по созданию интерактивных web-приложений и порядок работы с разработанными учебными демонстрациями.
Практическая значимость исследования состоит в том, что спроектированы и реализованы интерактивные учебные модели решения классических задач, позволяющие виртуализировать лабораторный практикум по дисциплинам естественно-научного профиля.
Положения, выносимые на защиту:
1. Принципы создания интерактивных учебных web-приложений в среде R с использованием пакета расширения Shiny.
2. Разработанные интерактивные учебные web-приложения.
3. Результаты тестирования разработанных учебных web-приложений, демонстрирующих эффективность внедрения интерактивных технологий в учебный процесс.
Работа является результатом теоретической и практической деятельности в области разработки интерактивных учебных компонентов для сетевых учебных комплексов.
Объем и структура диссертационного исследования: диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложений. Работа изложена на 93 страницах, содержит 37 рисунков, 7 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках диссертационной работы получены следующие основные результаты:
1. На основе исследования научной литературы определены требования к технологии разработки интерактивных учебных web-компонентов.
2. Исследованы возможности программной среды R совместно с пакетом расширения Shiny для разработки интерактивных учебных web-компонентов.
3. Сформулированы рекомендации по созданию интерактивных компонентов в среде R.
4. Разработаны и протестированы интерактивные учебные web-
приложения, реализованные на основе классических задач.
5. Выработаны практические рекомендации и порядок работы с разработанными учебными web-приложениями.
6. Проведен педагогический эксперимент, в ходе которого были получены данные, подтверждающие правильность выбранной гипотезы.
Применение разработанных интерактивных web-компонентов в лабораторном практикуме формирует у учащихся умения выполнения модельных экспериментальных исследований, отрабатываются навыки проведения измерений и обработки информации.
Таким образом, предложенную технологию разработки интерактивных web-приложений можно использовать в любых сетевых учебных комплексах естественно-научного профиля для разработки интерактивных лабораторных работ, тренингов, моделей систем и процессов, исследовательских проектов, тестов.



1. Андреев, А.В. Практика электронного обучения с использованием Moodle / А.В. Андреев, С.В. Андреева, И.Б. Доценко. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - 146 с.
2. Асоев, Б.С. Роль дистанционного обучения в образовательном процессе // Актуальные проблемы общества в современном научном пространстве: сборник статей студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. - Уфа: Аэтерна, 2016. - С. 187-188
3. Батаев, А. В. Обзор рынка систем дистанционного обучения в России и мире // Молодой ученый, 2015, №17. - С. 433-436.
4. Баженов, Р. И., Корнилков А. П., Лопатин Д. К. Проектирование web- ориентированной информационной системы университета на основе клиент- серверных технологий // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №4 - С. 68-71
5. Баженов, Р. И., Лопатин Д. К. О применении современных технологий в разработке интеллектуальных систем // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2014. № 3 (93). С. 263-264.
6. Башмаков, А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информационно-издательский дом «Филинъ». 2003.-616с.
7. Бершадская, Е.А. Метод интеллект-карт как инструмент визуализации когнитивных процессов учащихся / Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции, Москва Уфа: БГПУ имени М. Акмулы, 2013. -290с.
8. Венэбльз, У.Н., Смит Д.М. Введение в R. Заметки по R: среда программирования для анализа данных и графики. Вер. 3.1.0. Москва, 2014. 109 с.
9. Вислобоков, Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. 2011. - N 6. - С. 111-114.
10. Галкина, Л.А. Андрагогический подход к разработке конкурентоспособных сетевых учебно-методических комплексов для оказания образовательных услуг по профессиональной переподготовке специалистов экономического профиля // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. - №4. - с.53-58.
11. Джеймс, Г., Уиттон Д., Хасти Т., Тибширани Р. Введение в статистическое обучение с примерами на языке R. Пер. С.Э. Мастицкого. М.: ДМК Пресс, 2016. 450 с.
12. Доррер, А.Г., Иванилова Т.Н. Моделирование интерактивного адаптивного обучающего курса // Современные проблемы науки и образования. 2007. - № 5. - С. 52-59
13. Ермолаев, О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ: Флинта. 2002. - С. 207-215.
14. Интерактивные системы Scilab, Matlab, Mathcad [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. Е. Плещинская [и др.]; Казанский нац. исслед. технол. ун-т. - Казань : КНИТУ, 2014. - 195 с. : ил.
15. Каменева, Т. Н. Педагогические технологии в электронном образовательном пространстве: традиции и инновации // Образовательные технологии и общество, 2013. - Т. 16. - №. 1. - С. 609-626.
16. Кит Джереми. HTML5 для веб-дизайнеров. Серия «Актуальные книги для тех, кто создает сайты», книга 6, 2012
17. Киреев, В.И. Численные методы в примерах и задачах: Учеб. пособие / В.И. Киреев, А.В. Пантелеев. - 2-е изд. стер. - М.: Высшая школа, 2006. - 480 с.: ил.
18. Куклев, В.А. Мобильное обучение: от теории к практике / Высшее образование в России, 2010, №7.
19. Левкин, Г. Г., Глухих В. Р., Базилевич С. В. Организация дистанционного обучения в профессиональной переподготовке: Аспекты использования социальных сетей, электронных учебников и учебного сайта в дополнительном образовании. - «Scientific magazine» Kontsep, 2012
20. Лисицына, Л.С., Першин А.А. К вопросу создания Fab lab для подготовки разработчиков пользовательских веб-интерфейсов на основе HTML и CSS // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. №1. С. 32-38.
21. Минько, А.А. Статистика в бизнесе. Руководство менеджера и финансиста / А.А. Минько. - М.: Эксмо, 2008. - 504 с.
22. Миркин, Б. Г. Методы кластер-анализа для поддержки принятия
решений: обзор: препринт WP7/2011/03 / Б. Г. Миркин; Национальный
исследовательский университет «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 2011.
23. Михеева, Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - «Издательство «Проспект», 2013.
24. Орчаков, О.А., Калмыков А.А. Проектирование дистанционных курсов. -М.: МНЭПУ,2002.-52с.
25. Осин, А.В Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. - М.: Издательский сервис, 2010. - 328 с.
26. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. П. Панфилова. - Гриф УМО. - Москва : Академия, 2009. - 191, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - Библиогр.: с. 187-189.
27. Пасько, А. Моделирование и визуализация на основе функционального представления в многоуровневой образовательной практике / А. Пасько, В. Аджиев, E. Маликова, В. Пилюгин. - Научная визуализация, т.4, №1, 2012. - с.1-11
28. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: справ. для студентов : [учеб. пособие] / авт.-сост. А. В. Виневская ; под общ. ред. И. А. Стеценко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 254 с. - (Библиотека студента). - Библиогр.: с. 233-254.
29. Полат, Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. Учебное пособие. М.: Академия, 2004, 416 с.
30. Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы: учебно- методическое пособие / под ред. Т.Н. Носковой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. - 114с.
31. Соловов, А.В. Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология. - Самара: «Новая техника», 2006. - 464 с.
32. Стебеняева, Т.В., Ларина Т.С., Юрятина Н.Н. Новая технология разработки электронных образовательных ресурсов как фактор информатизации сферы образования // Новые педагогические технологии. - 2014. - № 17. - С. 159-165.
33. Усмонов, М.С. Технология создания интерактивных электронных учебных курсов и ее структура // Молодой ученый, 2014. - №5. - С. 560-563.
34. Хабибуллин, Р. Опыт разработки учебных компьютерных моделей по
физике в среде Adobe Flash для раздела «Электромагнитные колебания и волны» курса физики средней школы // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные
компьютерные технологии в образовании, 2015. - №11. - С. 94-100
35. Хортон, У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты технологии / Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2009. 640 с.
36. Шарков, Ф.И. Интерактивные электронные коммуникации: (возникновение "Четвертой волны") : учеб. пособие [для вузов] / Ф. И. Шарков. - 2-е изд. - Москва: Дашков и К°, 2010. - 259 с. : ил. - Библиогр.: с. 254-255.
Электронные ресурсы
37. Бирюкова, С. Анализ последовательностей в R: TraMineR. НИУ ВШЭ. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.hse.ru
38. Введение в HTML5 / Миллз Крис [и др.]. Электрон. текстовые данные. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016. - 

39. ГиперМетод. Конструктор электронных курсов eAuthor. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://hypermethod.ru/product/2.
40. Инькова, Н.А. Сетевой учебно-методический комплекс для
начинающих разработчиков электронных учебных курсов / Н.А. Инькова, В.Е. Подольский. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //ito .edu.ru/2003/II/4/II-4- 1564.html
41. Ларина, Э.С. Создание интерактивных приложений в Adobe Flash [Электронный ресурс]/ Ларина Э.С.— Электрон. текстовые данные. — М.: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2016.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39568.html.
42. Полат, Е.С. Организация ДО в РФ. [Электронный ресурс]: Код доступа. URL. http: //vio .uchim.info/V io_20/cd_site/articles/art_1_20.htm
43. Редактор электронных курсов CourseLab. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.courselab.ru.
44. Роберт, И, Кабаков. R в действии. Анализ и визуализация данных в
программе R. [Электронный ресурс] / И. Роберт, Кабаков. — Электрон. дан. — М. : ДМК Пресс, 2014. — 588 с. — Режим доступа:
http://e.lanbook.com/book/58703
45. Савельев, А.О. Проектирование и разработка веб-приложений на
основе технологий Microsoft [Электронный ресурс]/ Савельев А.О., Алексеев А.А.— Электрон. текстовые данные. — М.: Интернет-Университет
Информационных Технологий (ИНТУИТ), 2010. — 240 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop .ru/16729.html.
46. Ульченко, Е.Н. Разработка интерактивных мультимедийных ресурсов
при помощи социальных сервисов сети интернет [Электронный ресурс]: материалы научных исследований/ Ульченко Е.Н.— Электрон. текстовые данные. — Волгоград: Волгоградский государственный социально-
педагогический университет, «Перемена», 2012.- 64 c.- Режим доступа:
http: //www.iprbookshop .ru/21457.html.
47. Шипунов, А.Б. Наглядная статистика. Используем R!. [Электронный ресурс] / А.Б. Шипунов, Е.М. Балдин, П.А. Волкова, А.И. Коробейников. — Электрон. дан. — М. : ДМК Пресс, 2014. — 298 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/book/50572
Литература на иностранном языке
48. Официальный сайт RStudio - Режим доступа: http://shiny.rstudio.com/
49. Data Visualization Tools for Big Data [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://blog.profitbricks.com/39-data-visualization-tools-for-big-data/
50. Dean Atttali. Building Shiny apps - an interactive tutorial, 2015. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://deanattali.com/blog/building-shiny- apps-tutorial/
51. F. Sebastiani. Machine learning in automated text categorization. ACM Computing Surveys, 34:1-47, 2002. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://scholar.google.com/citations?user=WZBcZV4AAAAJ&hl=ru
52. Robert I.Kabacoff. R in Action: Data analysis and graphics withR / Shelter Island, 2014
53. Zev Ross, Andrew Clark. R Powered Web Applications with Shiny, 2016.
[Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://bookdown.org/aclark/zevRossShinyBook.
54. Garrett Grolemund. The Shiny Cheat sheet, 2014. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://shiny.rstudio.com/articles/cheatsheet.html
55. Allaire, JJ, Joe Cheng, Yihui Xie, Jonathan McPherson, Winston Chang, Jeff Allen, Hadley Wickham, Aron Atkins, Rob Hyndman, and Ruben Arslan. Rmarkdown: Dynamic Documents for R., 2017.
56. Cheng Joe. MiniUI: Shiny Ui Widgets for Small Screens, 2016. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://github.com/rstudio/miniUI
57. e-Learning Software - Easygenerator URL. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.easygenerator.com.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ