Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Работа №115064

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы51
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Проблема развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством дидактической игры в психолого-педагогических исследованиях 9
1.1 Специфика развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 9
1.2 Значение дидактической игры для развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 13
Глава 2. Экспериментальное исследование развития лексики у детей в 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр 21
2.1 Исследование уровня развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи 21
2.2 Содержание работы по развитию лексики у детей в 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр 30
2.3 Определение динамики уровня развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи после проведения формирующей работы 36
Заключение 43
Список используемой литературы 46
Приложение 51

Любой нормально развивающийся ребенок уже к 5-6 годам свободно владеет всей системой своего родного языка: он связно говорит; излагает свои мысли полно, легко строит различные сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки.
Совершенно другая картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. У них к 5-6 годам эти речевые функции имеют специфическое развитие. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшее развитие и обучение ребенка, поскольку, чем шире, богаче и правильнее речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли и тем шире его возможности познавать окружающих мир.
Недостатки речевого развития у детей обнаруживаются особенно легко в школе и зачастую становятся причиной неуспеваемости, а также порождают неуверенность в своих силах.
Развитие лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи имеет свою специфику и значительно отличается от развития лексики детей с нормальным речевым развитием. У детей в возрасте 5-6 лет с общим недоразвитием речи наблюдается задержка в формировании всех компонентов речевой деятельности. Кроме того, у них отмечается нарушение в развитии лексики, которое проявляется в неточном употреблении слов, слабой сформированности обобщающих понятий и трудностях в актуализации слов.
Ряд авторов (В.К. Воробьева, Б.М. Грин-Шпун, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.) отмечают, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается ограниченный словарный запас. Поэтому важнейшим компонентом системы задач, направленных на развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи в возрасте 5-6 лет, является словарная работа, потому что с помощью слов обеспечивается содержание любого общения.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время согласно содержанию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из важнейших задач в развитии речи дошкольников является развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, а реализация данного требования невозможна без развития лексики детей [30].
Важная роль при развитии лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи отводится дидактическим играм, в ходе которых, по мнению Р.Е. Левиной, Т.В. Волосовец, Л.И. Ефименковой, Л.Н. Моисеенко, Л.А. Тишиной, Т.Б. Филичевой у детей формируются умение самостоятельно образовывать новые формы слов, притяжательные и относительные прилагательные; умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, числительными, местоимениями; слова в предложениях, используя предлоги, по существующим правилам; умение грамматически правильно строить различные предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные).
На практике мы сталкиваемся с противоречием между пониманием педагогами дошкольных образовательных организаций необходимости развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и недооценкой возможностей дидактической игры в этом процессе.
Исходя из актуальности проблемы и выявленного противоречия мы сформулировали проблему исследования: каковы возможности дидактической игры при развитии лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования дидактических игр для развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является процесс развития лексики у детей 5­6 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - дидактическая игра как средство развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством дидактической игры будет более эффективен, если:
• специально подобранные дидактические игры будут включаться как в содержание логопедических занятий, так и использоваться при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах;
• комплекс дидактических игр будет составлен в соответствии с направлениями развития лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи;
• организация дидактических игр будет проводиться с учетом принципов систематичности, усложнения, наглядности и последовательности.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие основные задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические и методические источники по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
3. Разработать содержание работы по развитию лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством дидактической игры.
4. Провести анализ эффективности применения дидактической игры для развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, сделать выводы.
Методы исследования:
• теоретическое исследование проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), анализ проблемных ситуаций, наблюдение, сравнение;
• методы анализа: количественная и качественная характеристика полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
• теоретические положения о выраженной особенности развития лексики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - ограниченный словарный запас, значительное расхождение в объемах активного и пассивного словаря (В.К. Воробьева, Б.М. Грин-Шпун, В.А. Ковшиков, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева и др.);
• теоретические положения о роли дидактических игр, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи умения самостоятельно образовывать новые формы слов, притяжательные и относительные прилагательные; умение правильно согласовывать существительные с прилагательными, числительными, местоимениями; умение грамматически правильно строить различные предложения (Р.Е. Левина, Т.В. Волосовец, Л.И. Ефименкова, Л.Н. Моисеенко, Л.А. Тишина).
Новизна исследования: определены возможности дидактической игры при развитии лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании показателей и описании характеристики уровней развития лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи, выявлении специфики использования по направлениям дидактической игры при развитии лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Экспериментальная база исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 23 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение «Детский сад №70».
Практическая значимость исследования обуславливается тем, что предложенное содержание работы по развитию лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр может использоваться педагогами ДОО, работающими в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с нарушениями речи.
Структура бакалаврской работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (44 источника), приложение. Работу иллюстрируют 18 таблиц и 3 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенный анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы показал, что развитие лексики у детей 5-6 лет с ОНР имеет свою специфику и значительно отличается от развития лексики детей с нормальным речевым развитием.
У детей в возрасте 5-6 лет с ОНР наблюдается задержка в формировании всех компонентов речевой деятельности. Кроме того, у них отмечается нарушение в формировании лексики, которое проявляется, главным образом, в значительной ограниченности словарного запаса, а также расхождении объемов активного и пассивного словарей, а также неточном употреблении слов, слабой сформированности обобщающих понятий и трудностях в актуализации слов.
Развитие лексики у детей 5-6 лет с ОНР - важнейшая задача их речевого развития, которая должна быть связана с развитием представлений об окружающем мире. При этом важная роль при развитии лексики у детей 5­6 лет с ОНР отводится дидактическим играм. Это отмечается в работах Р.Е. Левиной, Т.В. Волосовец, Л.И. Ефименковой, Л.Н. Моисеенко, Л.А. Тишиной, Т.Б. Филичевой и др.
Дидактические игры дают представление об окружающем мире, о таких важнейших понятиях как цвет, величина. Дидактические игры позволяют развивать мышление, память. Они очень важны для малышей, начинающих познавать мир. В зависимости от используемого материала дидактические игры классифицируются на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Любая дидактическая игра имеет определенную структуру, вне зависимости от вида, отличающего ее от других видов игр и упражнений. Таким образом, обязательными структурными элементами любой дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая дидактическая задача, игровые действия и правила.
На констатирующем этапе было проведено исследование уровня развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и сделаны следующие выводы:
• во-первых, нарушение формирования лексики у детей с ОНР характеризуется не только ограниченностью словарного запаса, но и резким расхождением объемов активного и пассивного словарей, а также неточным употреблением слов;
• во-вторых, в ходе проведенного анализа уровня развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи по методике Г.А. Волковой было выявлено, что никто из детей не показал высокий уровень развития лексики. К среднему уровню развития лексики мы условно отнесли 4 детей (40%). Эти дети пытались самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, не прибегали к помощи взрослого. Ими были допущены незначительные ошибки. В случае затруднения при помощи педагога давали правильные ответы. К низкому уровню мы условно отнесли 6 детей (60%), которые даже при помощи педагога затруднялись давать правильные ответы. В ходе обследования приходилось использовать повторные наводящие вопросы, на которые все равно правильного ответа не последовало.
С учетом результатов анализа научно-методической литературы нами было определено содержание коррекционной работы по развитию лексики у детей 5-6 лет с ОНР посредством дидактических игр.
Коррекционная работа была организована по двум направлениям:
• во-первых, специально подобранные дидактические игры включались в содержание логопедических занятий
• во-вторых, специально подобранные дидактические игры проводились при организации совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах.
После проведения формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент.
Анализируя данные исследования, которые были получены после окончания коррекционной работы, можно отметить рост всех показателей. Так, показатели высокого уровня развития лексики до коррекционной работы составляли 0%, а после коррекционной работы выросли на 30%. Показатели среднего уровня развития лексики составляли 40%, а после коррекционной работы увеличились на 20% и составили 60%. Показатель низкого уровня составлял 60%, а после проведения коррекционной работы снизился до 10%.
Подводя итог экспериментальной работы, необходимо отметить, что при использовании дидактических игр с целью развития лексики были получены очень хорошие результаты. И как показал опыт проведенной работы, использование дидактических игр способствовало развитию лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Следовательно, гипотеза исследования подтвердилась. Цель работы достигнута. Задачи исследования решены.


1. Бакунина, А.М. Мониторинг развития речи дошкольников с ОНР в контексте компетентностного подхода [Текст] / А.М. Бакунина // Дошкольная педагогика. - 2013. - № 9. - С. 44-45.
2. Бутакова, Е.Г. Релаксационные упражнения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ОНР : [дети 4-7 лет] [Текст] / Е.Г. Бутакова, С.М. Степанова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2013. - № 7. - С. 100-105.
3. Виноградов, В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове [Текст] / В.В.Виноградов. - М. : Высшая школа, 2006. - 639 с.
4. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб. : Детство-Пресс, 2006. - 144 с.
5. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т.В. Волосовец. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2002. - 256 с.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 472 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников [Текст] / Б.М. Гриншпун // Дошкольное воспитание. - 1968. - № 6. - С. 63-67.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. Дети с общим недоразвитием речи. Книга для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мостюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург : Издательство АРДЛТД, 1998. - 320 с.
12. Зюзгина, Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников [Текст] / Л.А. Зюзгина, Ю.А. Исаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 11. - С. 42-46.
13. Китаева, Н.Н. К проблеме изучения и преодоления нарушений предложно-падежного управления у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / Н.Н. Китаева // Логопедия сегодня. - 2010. - № 4 (окт.-дек.). - С. 45-49.
14. Коновалова, С.Н. Особенности формирования словаря синонимов у дошкольников с общим недоразвитием речи различного генеза [Текст] / С.Н. Коновалова // Логопед в детском саду. - 2010. - № 6/7 (49/50). - С. 5-7.
15. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М. : Просвещение, 1988. - 190 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ