Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития эмоционального восприятия художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе 9
1.1 Своеобразие эмоционального развития младших школьников 9
1.2 Особенности эмоционального восприятия художественных
произведений на уроках литературного чтения в начальной школе 18
Глава 2 Условия формирования эмоционального восприятия
художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе 27
2.1 Изучение уровня эмоционального восприятия художественного
произведения в начальной школе 27
2.2 Разработка и реализация педагогических приёмов по развитию эмоционального восприятия художественного произведения младших школьников 42
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы, анализ результатов 53
Заключение 62
Список используемой литературы 67
Приложения А Текст рассказа Аркадия Петровича Гайдара «Совесть» 73
Приложения Б Реализация комплекса методов и приемов развития эмоционального восприятия младших школьников на уроках литературного чтения 74
Приложения В Показатели уровня сформированности развития
эмоциональной сферы и умения воспринимать младшими школьниками литературное произведение
Актуальность исследования. Развитие личности, способной к сопереживанию, сочувствию, восприятию эмоциональных переживания и проявлений других людей, обеспечивает успешную адаптацию человека в современном социокультурном пространстве. Способность человека субъективно воспринимать другого человека, понимать его переживаний, внутренний мир, чувства и мысли формируется в детстве. Особое внимание и интерес в этом контексте вызывает состояние психического здоровья и психологического благополучия младших школьников.
Важное значение для формирования социально зрелой личности играет развитие эмоциональной сферы. В последнее время в значительной степени актуализировались научные исследования в направлении личностно - ориентированного воспитания, в частности углубленного изучения аффективно-личностных образований у детей, особенно младшего школьного возраста [3], [34].
Младший школьный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. В этот период формируется детская личность; усваиваются нормативное поведение и такие качества, как инициатива, духовность, нравственность, самопознание, социальная активность, самостоятельность. Именно в младшем школьном возрасте важно найти результативные пути эмоционального развития младших школьников, сформировать у них эмоциональный интеллект, эмпатию, эмоциональную отзывчивость, гуманность, доброжелательность, морально-этические чувства [51].
Содержание начального образования - основа разностороннего развития учащихся, формирования у них мышления, познавательных интересов, овладение навыками получения знания. Именно в начальной школе учащиеся получат основы знаний по учебным дисциплинам, правилам поведения, понимания нравственных норм, которые будут служить основой их успешной деятельности и поведения на протяжении всей жизни [2].
Одним из важных средств гармоничного развития личности является литература, которая дает возможность человеку понимать мир в различных его проявлениях. Изменения, которые происходят в педагогической области сегодня, требуют усиления внимания к осознанию художественных произведений. Целью уроков литературного чтения является становление и развитие качеств читателя, способного к самостоятельной читательской, коммуникативной, творческой деятельности. Одной из задач, указанных в программе, является формирование у школьников умений воспринимать, понимать, анализировать и интерпретировать литературные тексты разных видов с использованием литературоведческих понятий, определенных программой. Обновление программы в 2016 году акцентировало внимание на важности восприятия младшими школьниками литературы как искусства слова, поскольку на этом основывается анализ художественного произведения, основная задача которого - восприятие художественного образа, осознание идеи произведения [53].
Изменение образовательной парадигмы, реформирование школы и применения нового подхода в обучении требует от учителя основательной подготовки к работе над произведением, в том числе развития эмоционального восприятия литературного произведения.
Отметим, что проблема восприятия является одной из важнейших в педагогических науках. В исследовании значительное внимание уделяем определению специфики читательского восприятия, сложного психического процесса, в котором участвуют различные психические процессы, активизируют весь жизненный опыт человека в ответ на «сигналы», поступающие из художественного текста. У каждого читателя для накопления опыта чтения художественной литературы на основе общего развития речи развивается способность мыслить словесно-художественными образами, что называют литературным мышлением. Эта способность формируется в процессе восприятия художественной литературы и в то же время обеспечивает качество и уровень самого восприятия. Восприятие прочитанного, его глубина, эмоциональность рассматриваются сегодня как показатель духовной зрелости.
Особое место проблема восприятия художественного произведения занимает в системе обучения школьников, где литература становится своеобразной формой познания реальной действительности в жизни ребенка, который в этом возрасте еще не может принимать участие непосредственно во всех видах деятельности, которые отвечают за формирование личности.
Различные аспекты использования детской литературы как средства формирования личности ребенка рассматривались в исследованиях таких ученых, как Т.В. Рыжкова, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, М.П. Воюшина, А.О. Куцаева, М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, Е.А. Бабенко и др. Авторы отмечают, что детская литература является первоосновой воспитания, ведь она формирует нравственные чувства и ценности, нормы нравственного поведения, воспитывает у детей эстетическое восприятие. Литература расширяет кругозор ребенка, знакомит его с новыми и интересными событиями, явлениями, помогает сформировать знания, умения и навыки литературоведческого, эстетического, этического характера, способность усваивать художественные ценности, воспитывает активность, любознательность, готовит к самостоятельной встречи с искусством слова, к самообразованию и самовоспитанию [11].
Однако проблема восприятия детьми содержания литературного произведения остается актуальной и сложной методической задачей для современной педагогической науки и практики.
По общему признанию ученых, учебный процесс в начальных классах должна строиться не только с учетом сегодняшних, но и потенциальных возможностей младших школьников, так как успешное обучение немыслимо без овладения эффективными приемами работы с книгой, что является основой для самостоятельного получения знаний и соответственно указано в образовательных нормативных документах, в частности ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО предполагается, что ученик начальной школы должен в полной мере воспринимать художественные тексты, между тем результаты исследований свидетельствуют о наличии значительных проблем в этом направлении. Уменьшение доли читающего населения, приостановление традиций семейного чтения приводит к появлению большого количества неквалифицированных читателей с поверхностным восприятием произведения. Читая, младшие школьники (а затем и взрослые) не осознают пробелы восприятия, что вредит адекватному пониманию литературных произведений [4].
Однако условия развития эмоционального восприятия художественного произведения у младших школьников на уроках литературного чтения недостаточно исследованы в методической литературе, поэтому рассматриваемая тема вызывает особый интерес.
Таким образом, проблема исследования - определение психолого-педагогических возможностей уроков литературного чтения в развитии эмоционального восприятия художественного произведения в начальной школе.
Цель исследования - разработка и внедрение педагогических условий и приемов по развитию эмоционального восприятия художественных произведений в начальной школе .
Объект исследования - процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: определение путей, средств, технологий развития эмоционального восприятия художественного произведения младшими школьниками средствами литературного чтения.
Гипотеза исследования. Процесс развития эмоционального восприятия художественного произведения младшими школьниками на уроках литературного чтения будет проходить результативно , если:
- создать благоприятную атмосферу для развития эмоционального восприятия произведений на уроках литературного чтения;
- побуждать учащихся к осмыслению и переживанию опыта восприятия литературных произведений;
- организовать творческую деятельность учащихся, направленную на самовыражение и проживание эмоциональных состояний героев художественных произведений посредством использования игровых ситуаций на уроке;
- применять разнообразные педагогические приёмы.
В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
- выделить особенности эмоционального развития младших школьников;
- охарактеризовать специфику эмоционального восприятия художественных произведений младшими школьниками;
- изучить уровень эмоционального восприятия художественных произведений младшими школьниками;
- разработать и внедрить педагогические приёмы, направленные на развитие эмоционального восприятия художественных произведений на уроках литературного чтения в начальной школе;
- оценить эффективность проведенной работы и сделать выводы.
Практическая значимость данной работы. Результаты исследования могут быть использованы на уроках и внеурочной деятельности с целью развития эмоционального восприятия художественных произведений младшими школьниками младших школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения цели и решения поставленных задач выбраны следующие методы исследования: теоретические (теоретико-методологический анализ, обобщение теоретических подходов к раскрытию сущности эмоциональной сферы и ее развития в младшем школьном возрасте). Изучение и анализ литературы по развитию эмоционального восприятия художественных произведений младшими школьниками на уроках литературного чтения (изучить методическую литературу на предмет педагогических приёмов и технологий, используемых на уроках литературного чтения). Эмпирические методы: наблюдение, беседа, метод ситуаций нравственного содержания, анализ рассказа А.П. Гайдара «Совесть»; эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы; методы количественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОБУ «Новоалександровская СОШ» Бузулукского района Оренбургской области. В исследовании приняли участие учащиеся 2 «А» и 2 «Б» класса.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, заключения и приложений
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Первой исследовательской задачей было выявление особенностей развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. В процессе работы был сделан вывод, что в младшем школьном возрасте эмоциональная сфера характеризуется расширением диапазона распознаваемых ребенком эмоций, возникновением новых эмоций и чувств - социальных, познавательных, эстетических, нравственных и пр. К новообразованиям младшего школьного возраста относится возникновение эмпатии и сочувствия к другим людям, становление эмоциональной регуляции общения и поведения; эмоционального взаимодействия и развития социальных эмоций.
Второй исследовательской задачей стала характеристика специфики эмоционального восприятия художественных произведений младшими школьниками. Изучение эмоционального восприятия младшим школьником литературного произведения и его персонажей показало, что существует 3 типа данных отношений: ээмоциональное отношение, которое осознается ребенком и произвольно выражается при помощи слов «нравится» или «не нравится»; интеллектуально-оценочное, которое осознается ребенком и произвольно выражается при помощи слов «хороший» или «плохой»; отношение, которое чаще не осознается ребенком, однако имеет выражение в его деятельности при условии, что ему не нужно выражать свое отношение, например, в игре, в сочинении, в пересказе текста. Эмоциональное восприятие художественного произведения ребенка младшего школьного возраста яркое и активное, большинство детей могут эмоционально реагировать на художественную форму, например на ритм стихотворения, чувствовать красоту образа, однако они не могут объяснить причины своей эмоциональной реакции, так как не осознают ее.
Третья исследовательская задача состояла в определении средств литературного чтения, воздействующих на эмоциональную сферу младшего школьника. Насколько результативной будет работа над художественным произведением в начальных классах, зависит от верного выбора учителем методик и приемов. Среди которых беседа, рассказывание, выразительное чтение, сообщение учащимся биографии автора, анализ художественного текста, формулировка вопросов, творческие задания с литературными произведениями, проекты, игровые задания и т.д. Важным средством развития разных сторон психики младшего школьного возраста являются уроки литературного чтения. Именно в процессе изучения художественных произведений у детей формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя и своих возможностей, расширяются представления о мире, происходит эстетическое и нравственное воспитание. На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены педагогические условия, которые будут способствовать развитию эмоционального восприятия художественного произведения у младших школьников на уроках литературного чтения: активность учащихся на уроках, базирующаяся на небольшом жизненном опыте; создание доброжелательного климата на уроках, использование метода эмоционального воздействия, применение на уроках различных приёмов («Театрализация», «Задай вопрос», «Зарисовка», «Толстые и тонкие вопросы», «Синквейн», «Кубик Блума), создающих эмоциональный настрой на уроке и побуждающих детей к эмоциональному восприятию литературных произведений; использование на уроках наглядных пособий, музыкального материала, применение метода творческого чтения, создание проблемных и игровых ситуаций, включение в урок разнообразные творческие задания и другие.
Четвертая исследовательская задача состояла в изучении уровня развития эмоционального восприятия литературного произведения младших школьников.
С целью изучения эффективности условий развития эмоционального восприятия литературного произведения у младших школьников на уроках литературного чтения, на базе МОБУ «Новоалександровская СОШ» Бузулукского района Оренбургской области была проведена опытно-экспериментальная работа, в которой приняли 40 младших школьников в возраст 9-10 лет, учащиеся 2 «А» и 2 «Б» классов. Констатирующий эксперимент показал, что уровень развития эмоционального восприятия литературного произведения у младших школьников во 2 «А» классе недостаточно развит: к высокому уровню ответственности по итогам эксперимента были отнесены 20% младших школьников, средний уровень эмоционального восприятия художественного произведения выявлен у 50% обучающихся, низкий уровень ответственности выявлен у 30% второклассников. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что с младшими школьниками необходимо проводить целенаправленную систематическую работы по развитию у них развития эмоционального восприятия литературного произведения.
Пятой исследовательской задачей стала разработка приёмов использования художественных произведений в процессе развития эмоционального восприятия литературного произведения младших школьников. В связи с этим были разработаны и внедрены педагогические приёмы, основаны на комплексе практических упражнений по развитию развития эмоционального восприятия литературного произведения у младших школьников на уроках литературного чтения. В процессе формирующего эксперимента в течение 2х месяцев были проведены уроки литературного чтения и занятия внеурочной деятельности, на которых была организована систематическая целенаправленная работа по развития эмоционального восприятия литературного произведения у младших школьников. В процессе разработки системы упражнений был учтен широкий круг общедидактических и общеметодических принципов организации учебного процесса. Опираясь на требования ФГОС НОО, программ по литературному чтению и результаты исследований восприятия и понимания младшими школьниками художественных произведений, были определены основные умения, которые должны быть сформированы у младших школьников на конец обучения в начальной школе: выделять героев произведения, различать среди них главных и второстепенных; определять события, причины, время и место событий в произведении и как они связаны между собой; рассказывать о своих впечатлениях, чувствах, которые возникли во время знакомства с произведением; раскрывать характер персонажа на основании авторских характеристик, через действие, яркие портретные детали, устанавливать авторское отношение к персонажам; формулировать собственное отношение к изображаемому, находить характерные образные выражения для аргументации своего мнения. Важным аспектом разработки эксперимента был отбор художественных текстов. Данные занятия были направлены на формирование эмоционального восприятия и других духовно-нравственных ориентиров у младших школьников и совершенствование их нравственного воспитания. В процессе обучения использовались использованы разнообразные методы и приемы: выразительное чтение, подбор слов-характеристик с опорой на перечень и без него; поиск в тексте подтверждение или отрицание определенных характеристик персонажей, составление рассказа о персонаже по плану и в свободной форме; составление пересказа от имени одного из героев, словесное и графическое рисование.
Шестая исследовательская задача состояла в оценке эффективности проведенной работы. Поэтому после формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого стало выявление динамики развития эмоционального восприятия литературного произведения младших школьников. Контрольный этап эксперимента показал эффективность внедренной методики, как на уровне развития отзывчивости, так и на уровне восприятия персонажей и понимания произведения. Исследование показало, что детская литература как основа развития эмоционального восприятия литературного произведения младших школьников является совокупностью событий, состояний, изменений, сопровождающих непосредственное и опосредованное движение путями ценностных ориентаций учащихся от эгоцентрических к высоконравственных чувств; от первичных представлений о добре и зле до моральных убеждений; от поступков, обусловленных принуждением или страхом, до высоконравственного поведения.
Таким образом, можно утверждать, что проведённая работа по развитию развития эмоционального восприятия литературного произведения у младших школьников на уроках литературного чтения показала себя эффективной.
Результаты эксперимента полностью подтвердили актуальность избранной темы исследования, правильность выдвинутой гипотезы, а также рациональность использованных приемов педагогического воздействия.
1. Андрусякова И.П., Кучманова Е.Г., Игнатьева А.Н. Особенности восприятия младшими школьниками художественного произведения // Наука через призму времени. - 2021. - № 11 (56). - С. 89-91.
2. Архипова И. Диагностика психического развития ребенка. 250 тестов, заданий и упражнений для адаптации ребенка к школе. - М.: Наука и техника, 2013. - 256 с.
3. Астахова А.А., Кузьминов Н.Н. К вопросу о психологии эмоциональной сферы младших школьников // В сборнике: Актуальные проблемы психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований. - 2018. - С. 18-22.
4. Баюкова О.А. Интегративный подход при изучении художественного произведения в начальной школе в аспекте ФГОС // В сборнике: Качество современного образования: опыт, тенденции развития. - 2016. - С. 74-82.
5. Бессонова О.В. Формирование эстетических чувств в процессе анализа художественного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе // Филологическое образование в период детства. - 2017. - № 24. - С. 103-109.
6. Богомолова Е.А. Развитие эмоциональной сферы младшего школьника во внеурочной деятельности // В сборнике: Информация как двигатель научного прогресса. - 2018. - С. 6-8.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. - М.: Просвещение, 2010. - 464 с.
8. Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Программа для четырехлетней начальной школы «Чтение и начальное литературное образование». - М.: БАЛАСС, 2012. - 221 с.
9. Буракина К.С., Смирнова Ю.Л. Творческие задания на уроках литературного чтения как средства формирования полноценного восприятия художественного произведения // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. - 2019. - С. 132-134.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
11. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. - М.: Педагогика, 1977. - 215 с.
12. Воеводин А.П. К методологии восприятия и теоретико-эстетического анализа художественного произведения // Искусствознание: теория, история, практика. - 2022. - № 1 (33). - С. 53-61.
13. Воюшина М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: монография. - СПб.: Сударыня, 2007. - 320 с.
14. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р. Методика обучения литературному чтению. - М.: Академия, 2013. - 288 с.
15. Вшивцева А.А., Дутикова Ю.С. Художественная литература как
средство формирования нравственных качеств у младших школьников // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт,
проблемы, перспективы. - 2018. - С. 316-319.
16. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо,
2014. - 512 с.
17. Джафарова О.С. Приемы активизации эстетического восприятия младшими школьниками художественных произведений // В сборнике: Модернизация современной начальной школы в аспекте национального проекта «Образование». - 2021. - С. 227-230.
18. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение : программа: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.
19. Зайцева О.А. Влияние художественного произведения на формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников // В сборнике: Современная образовательная среда: теория и практика. - 2019. - С. 8-10.
20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2014. - 783 с.
21. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Программа по литературному чтению УМК: «Школа России»: Литературное чтение. - М.: Просвещение, 2018. - 210 с.
22. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие
программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций. -
М.: Просвещение, 2014. - 128 с.
23. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.
Литературное чтение. 3 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС. -
М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
24. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
25. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. В 2-х частях. ФП. ФГОС. - М.: Просвещение, 2019. - 160 с.
26. Козырева И.А. Восприятие художественных произведений как один из критериев литературного развития младших школьников // В сборнике: Молодой исследователь: от идеи к проекту. - 2020. - С. 213-215.
27. Комарова Е.Н., Лопина Е.А. Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста // В сборнике: Инновации в современной науке. - 2015. - С. 103-106.
28. Кубасова О.В. Методические рекомендации по литературному чтению для начальной школы: 3 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. - 208 с.
29. Лаврентьева В.В. Уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками // В сборнике: Евразийская педагогическая конференция. - 2019. - С. 85-87.
30. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М.: Лайда, 1994. - 192 с.
31. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2019.
32. Литературное чтение. 3 класс: рабочая программа по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной / авт.-сост. С.В. Николаева, И.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2014. - 67 с.
33. Мали Л.Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальных классах. Введение. Методика обучения грамоте. Методика литературного чтения: учебное пособие. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - 220 с.
34. Мазур Ю.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. - 2018. - С. 204-207.
35. Маматова И.С. Литвинова Л.П. Рысаева Е.В., Михайлюкова Л.А. Художественная литература как средство нравственного воспитания младшего школьника во внеурочной деятельности // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. - 2017. - С. 136-138.
36. Маркова М.В., Кузина О.Е. Особенности восприятия
художественного литературного произведения младшими школьниками // Colloquium-journal. - 2020. - № 7-3 (59). - С. 45-48.
37. Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик - Пашаев и др. - Дубна.: Феникс +, 2009. - 272 с.
38. Морозова Н.Н. Влияние уроков чтения в начальной школе на эмоциональное развитие детей // В сборнике: Проблемы теории и практики психологии развития. - 2018. - С. 35-36.
39. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2013. - 496 с.
40. Огородникова Е.Л., Цыбулина М.А. Особенности развития художественного восприятия литературных произведений младшими школьниками // В сборнике: Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования. - 2019. - С. 272-276.
41. Павлова Е.П., Павлова В.А. Роль творческого пересказа в проблеме восприятия художественного произведения младшими школьниками // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 4 (77). - С. 223-225.
42. Платонова Е.В. Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками // В сборнике: Педагогическое призвание. - 2020. - С. 84-92.
43. Рибо Т. Психология чувств. - СПб.: Ленан, 2018. - 248 с.
44. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2018. - 712 с.
45. Рудковская М.Ю. Урок литературного чтения в духовно-нравственном воспитании младших школьников: учебно-методическое пособие. - Анжеро - Судженск, 2012. - 84 с.
46. Румянцева Е.С., Филиппова Л.В. Педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости младших школьников на уроках литературного чтения // В сборнике: Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей. - 2018. - С. 241-248.
47. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. - 381 с.
48. Рыжкова Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
49. Содномов С.Ц. Критерии литературного развития и уровни восприятия художественного произведения младшими школьниками // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2019. - № 2. - С. 231-241.
50. Столяренко, Л. Д. Основы психологии: учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - 14-е изд. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2015. - 671с.
51. Тобагабылова А.Ж. Теоретические аспекты развития
эмоционально-нравственной отзывчивости учащихся в современных образовательных условиях // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. - 2019. - С. 465-473.
52. Толмачева А.С. Работа в начальной школе по восприятию
художественных текстов // В сборнике: Единое образовательное
пространство как фактор формирования и воспитания личности. - 2020. - С. 297-302.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Министерство образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2014. - 31 с.
54. Шилова А.А. Формирование эмоционально-нравственной
отзывчивости в младшем школьном возрасте // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. - 2018. - С. 183-185
55. Эльконин Д.Б. Детская психология: Уч. пос. для вузов. - М.: Академия, 2017. - 223 с