Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на труд как конституционная ценность

Работа №114952

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

конституционное право

Объем работы70
Год сдачи2022
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
120
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы характеристики конституционного права на труд 8
1.1 Понятие и содержание права на труд 8
1.2 Закрепление права на труд на конституционном уровне в РФ: историко-правовой аспект 17
1.3 Современная система нормативно-правового регулирования обеспечения прав граждан на труд 26
2 Механизм защиты прав на труд: формы и способы защиты конституционных прав и свобод человека в сфере труда в РФ 33
2.1 Понятие и структура правового механизма защиты конституционных прав и свобод в сфере труда 33
2.2 Защита трудовых прав судом, прокуратурой и иными правоохранительными органами 39
3 Участие профессиональных союзов и других общественных объединений в защите трудовых прав граждан 45
3.1 Правовое положение профсоюзов в современном обществе: его роль, правовые основы деятельности, основные функции 45
3.2 Социальное партнёрство и коллективный договор в системе защиты трудовых прав 51
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 64

Для обеспечения своей жизни человеку необходимо трудиться, так как именно труд помогает обеспечить каждому человеку жизнь. В связи с чем, право на труд является одним из важнейших гражданских прав, которые должны обеспечиваться и охраняться государством. Не имея возможности трудиться, человек утратит возможность к существованию, так как утратит жизненно важные ресурсы.
Важно подчеркнуть, что, обладая самостоятельной ценностью как субъективное право индивида, право на труд является ценностью как органичный элемент стройной системы конституционных прав и свобод в РФ. Таким образом, право на труд, провозглашённое Конституцией, есть элемент целостной правовой системы, тесно связанный с ее другими элементами. При этом важно понимать, что состояние законодательства и реального положения дел в сфере осуществления трудовых прав человека в конкретном государстве является не только показателем цивилизованности этой страны и общества, в частности, но также и условием нравственности, эффективности экономики, уровня жизни населения, причём неважно в какой стране. В связи с чем, право на труд признано одним из основных прав человека и закреплено на высшем законодательном уровне.
Без сомнения, конституционные права человека и гражданина в сфере труда являются элементом института конституционно-правового статуса человека и гражданина, определяя их место в системе основных прав и свобод человека и гражданина. В связи с чем, их изучение на современном этапе развития общества, а также в условиях динамичной изменчивости трудового законодательства, представляется весьма актуальным и значимым.
Актуальность исследования прав граждан на труд и их обеспечения обуславливается также и тем, что, во-первых, практика применения Трудового кодекса РФ обнаруживает ряд существующих проблем в области регулирования отношений в сфере труда, которые по сей день остаются не разрешёнными. Одной из основных причин этого, как представляется, является то обстоятельство, что действующее законодательство в серьёзной степени ограничивает содержание положений Конституции РФ об основных правах и свободах человека и гражданина в сфере труда.
Во-вторых, количество дел о нарушении прав и свобод трудящихся граждан с каждым годом становится только больше, а сами нарушения - всё разнообразнее: только за 2020 год Роструд выявил около 261 000 нарушений трудового законодательства в ходе проведения около 66 000 проверок на предприятиях по соответствующим заявлениям трудящихся. Проблем с непосредственной реализацией трудовых прав, а также отсутствием гарантий в трудоустройстве со стороны государства - также не становится меньше, особенно тогда, когда в современном обществе поводом для поиска работы является не только получение денежных средств, а получение определённой стабильности в обществе, получении определённого статуса, возможности развития, профессионального роста и самореализации. В складывающихся условиях, когда страна находится в глубоком экономическом кризисе, когда присутствует ярко выраженная тенденция к сокращению официальной занятости, приходится говорить о высоком уровне явной и скрытой безработицы, неформальной занятости, в условиях падения качества рабочей силы - поиск достойной работы становится все более трудно разрешаемой задачей [10].
Значимость исследования подтверждается также и вниманием федеральных органов государственной власти РФ к проблемам обеспечения и наиболее полной реализации трудовых прав граждан. В ежегодных Посланиях Президента РФ не единожды подчёркивалось, что российское общество - это свободное общество, и что в таком обществе каждый трудоспособный гражданин имеет полное право выбирать себе работу по своему личному усмотрению и способностям, получать за свой труд достойную и своевременную оплату, работать в отвечающих необходимым требованиям условиях.
В связи с вышесказанным, представляется важным исследование вопросов обеспечения прав и свобод человека и гражданина в РФ в области труда, повышения эффективности предусмотренных главным законом нашей страны механизмов защиты этих прав во имя реальной, а не декларативной юридической защищенности конкретного трудящегося, ведь это всё является неотъемлемой составной частью государственной политики в сфере регулирования социально-трудовых отношений.
Степень разработанности темы исследования. Проведённый анализ соответствующей теме данного исследования научно-правовой литературы показал, что вопросы трудовых прав и свобод человека и гражданина, а также проблемы их обеспечения и защиты никогда не были в тени научного внимания. Отдельным вопросам защиты прав в области трудовых отношений посвящены многочисленные статьи в периодических изданиях, но отсутствует более глубокое научное изучение данных вопросов, например в рамках монографических и диссертационных исследований. Среди авторов, затрагивающих вопросы конституционного обеспечения трудовых прав граждан в своих научных работах, следует выделить: Н.И. Витрук, В.Е. Чиркина, А.М. Куренного, Ю.П. Орловского, И.Я. Киселёва и многих других не менее известных авторов. Однако ещё раз следует подчеркнуть, что озвученные проблемные вопросы затрагиваются названными авторами лишь фрагментально, что обуславливает необходимость обращения к их подробному анализу.
Объектом данного исследования выступают общественные отношения, которые образуются в процессе реализации конституционного права на труд в РФ.
Предметом - конституционно-правовые нормы, обеспечивающие право на труд в РФ.
Целью исследования является комплексный теоретический и правовой анализ прав граждан на труд и механизм их конституционного обеспечения в РФ, а также выявление практических проблем реализации конституционных прав граждан на труд, выработка предложений по их устранению и совершенствованию действующего законодательства в сфере труда.
Поставленную цель возможно достичь при разрешении ряда задач, среди которых:
• рассмотреть понятие и содержание права на труд;
• исследовать закрепление права на труд на конституционном уровне в РФ: историко-правовой аспект;
• изучить современную систему нормативно-правового регулирования обеспечения прав граждан на труд;
• охарактеризовать понятие и структуру правового механизма защиты конституционных прав и свобод в сфере труда;
• проанализировать защиту трудовых прав судом, прокуратурой и иными правоохранительными органами;
• исследовать правовое положение профсоюзов в современном обществе: его роль, правовые основы деятельности, основные функции;
• рассмотреть социальное партнёрство и коллективный договор в системе защиты трудовых прав.
Успех в решении поставленных задач во многом зависит от выбранных методов исследования. В связи с чем, методологической основой исследования стали: общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, метод сравнительного правоведения и другие научные методы изучения социально-правовых процессов. Применение указанных методов в процессе работы способствовало изучению важных вопросов в совокупности, целостности, а также всесторонне и объективно.
Нормативно-правовой базой исследования стали: Конституция Российской Федерации и многие другие нормативно-правовые акты и официальные правовые документы, в том числе и международные.
Теоретической основой исследования стали: научная, учебная и специальная литература по изучаемым вопросам, статьи из периодических изданий, материалы научно-практических конференций, диссертационные и монографические исследования известных авторов правоведов, таких как: А.Е. Канаковой, А.М. Лушникова, В.С. Соловьёва, Д.Н. Ярошенко, Ю.П. Орловского, Е.М. Рузаевой, В. Крюкова, Я.А. Майер, О.В. Моцная, Ю.В. Щедриной и многих других специалистов в области правовой доктрины.
Структура исследования обусловлена целью и поставленными задачами. Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, состоящих из 7 параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подведем итоги исследования. Право на труд представляет собой одно из фундаментальных прав любого человека, признанное всеми государствами мира. Данное право имеет важное значение, в связи с чем, входит в группу основных социально-экономических прав каждого человека и гражданина. В общем смысле право на труд выражает потребность каждого человека создавать и приобретать источники существования для себя и своих близких, реализовывать свой творческий потенциал, выражать свою личность именно в области трудовых отношений.
Реализация права на труд исключительно важная задача, поскольку входящие элементы в право на труд, определяют положение человека в сфере труда, его социальной защищённости, при которых каждый человек может чувствовать себя спокойно, быть свободным от какой-либо нужды, обеспечивают поддержание и нормативное закрепление социально-экономических условий жизни конкретно определённого индивида.
Конституция РФ не содержит прямого закрепления категории «право на труд», определение её границ необходимо осуществлять посредством толкования её содержания, которое как раз таки и декларирует Конституция РФ в ст. 37. Так, анализ ст. 37 показывает, что право на труд включает: право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ч. 1 ст. 37); право на труд в условиях, которые отвечают требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37); право на вознаграждение (ч. 3 ст. 37); право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ч. 4 ст. 37); право на забастовку (ч. 4 ст. 37) и право на отдых (ч. 4 ст. 37).
Труд регулируется не только нормативными правовыми актами, но и особыми органами на федеральном и местном уровнях. Например, прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе соблюдение обязательств между работником и работодателем. Конституционный Суд РФ, помимо надзора за соблюдением конституционных норм, занимается толкованием Конституции для совершенствования правовой системы России.
Систему нормативно-правового регулирования обеспечения прав граждан на труд открывает весьма разноуровневый комплекс международно- правовых документов. Главный закон нашей страны - Конституция РФ проецирует систему нормативно-правового регулирования обеспечения прав граждан на труд уже на уровне национального законодательства. Нормативно-правовое регулирование прав граждан на труд очень разнообразно и представлено разноуровневой правовой системой.
В подавляющем большинстве случаев судами рассматриваются трудовые споры, связанные с принуждением нанимателя/работодателя к заключению трудового договора на определённых условиях, споры о досрочном прекращении трудового контракта/договора, о нарушении работодателем трудового законодательства; связанные с восстановлением на работе; с изменением формулировки причины увольнения в записях трудовой книжки; с невыплатой или задержкой заработной платы; с невыдачей трудовой книжки; об отмене дисциплинарного взыскания и т.п.
Учитывая специфику рассмотрения трудовых споров, законодательство предусматривает весьма сокращенные сроки обращения в суд. Примером может служить ст. 392 ТК РФ.
В последние годы возрастает роль Конституционного Суда РФ в вопросах защиты нарушенных трудовых прав граждан. На современном этапе развития нашего общества, нельзя переоценить роль данной судебной инстанции.
Считаем, что аналогично Европейским странам необходимо создать систему специализированных судов по рассмотрению трудовых споров. Выгодой создания специализированных судов по разрешению трудовых споров является и то, что данными инстанциями могла бы учитываться специфика их рассмотрения, повышалось качество рассмотрения дел по существу и сокращались сроки рассмотрения дел, связанных с трудовыми отношениями.
Нельзя не отметить и деятельность федеральной инспекции по труду, которая также осуществляет защиту нарушенных трудовых прав граждан. Федеральная инспекция труда является единственной централизованной системой органов государства, которая производит надзор и контроль за соблюдением правовых норм ТК РФ и других правовых актов, которые также содержат нормы трудового права, на территории нашей страны. Государство в лице Федеральной инспекции труда гарантирует работникам защиту их трудовых прав.
Социальная защита населения является очень важным аспектом современного общества. Главным субъектом социальной защиты населения является государство, которое, согласно Конституции, должно обеспечивать защиту прав своих граждан. Также на территории страны создаются органы социальной защиты, которые оказывает материальную поддержку гражданам, находящимся в кризисном положении.
Помимо названных субъектов, существуют и такие, которые обеспечивают социальную защиту на отдельных предприятиях. Таким субъектом является профсоюзы. Они создаются с целью защиты интересов работников в различных сферах, в том числе, если их права нарушил сам работодатель.
Профсоюзные организации выступают как бы посредником между работником и работодателем и обеспечивают соблюдение основных прав работника: права на достойный труд и права на достойную оплату этого труда. Так же они обеспечивают материальную поддержку работникам, которые находятся в трудном жизненном положении, организуют отдых и лечение работников, их семей и детей.
Если работодатель нарушает законодательство о труде, члены профсоюзной организации вправе обратиться в профсоюз для защиты своих прав и устранения нарушений. В случае нарушения норм охраны труда и провоцирования профессиональных заболеваний работников предприятия, постановки их жизни и безопасности под угрозу, профсоюзная организация должна потребовать от него немедленного устранения нарушений. В свою очередь профсоюзы имеют право осуществлять контроль в вопросах соблюдения трудового договора, оплаты труда, рабочего времени и отдыха, а также обеспечения льгот и гарантий. Они могут создать профсоюзную инспекцию труда, которая будет контролировать соблюдение трудового законодательства.
Среди способов реализации целей социального партнерства выделяют заключение договоров и соглашений, посредством которых стороны выражают свое стремление к достижению компромисса по наиболее важным, социально и экономически ориентированным для них вопросам.
Принципы социального партнерства - это те ориентиры, которыми должны руководствоваться стороны при согласовании своих интересов. Их соблюдение позволяет обеспечить эффективное функционирование института, исключить возможность злоупотребления права субъектами, привести к благоприятным социальным и экономическим последствиям для каждого участника общественных отношений.
Основные цели и задачи социального партнерства: разработка и реализация согласованной социально-экономической политики и политики в области трудовых отношений; обеспечить оптимальную согласованность социально-экономических и социально-профессиональных интересов сторон социального партнерства; создание эффективного механизма регулирования смежных социальных, профессиональных и экономических отношений; совершенствование законодательства, регулирующего общественно-профессиональные отношения и связанные с ними экономические отношения.
Если стороны социального партнерства между собой договорились, то они должны подписать коллективный договор, соглашение. В случае невозможности принятия решения по всем или каким-либо отдельным вопросам, они должны составить протокол разногласий. Далее возникший спор между сторонами социального партнерства может быть разрешен в рамках комиссии по трудовым спорам.
Коллективный договор - универсальный локальный нормативный акт, в котором возможно охватить весь спектр вопросов регулирования трудовых отношений, что не представляется возможным сделать в трудовом договоре или ином локальном нормативном акте работодателя. В противном случае эти акты были бы слишком объёмными и нецелесообразными.
В содержание коллективного договора обязательно включается указание о сроке действия, порядке изменения договора, сроке отчёта сторон о его выполнении. Как правило, в нём содержатся нормативные, информационные, обязательственные и организационные условия, что свидетельствует о его смешанной юридической природе.


1. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В. А. Агафонов [и др.]; под редакцией В. Ш. Шайхатдинова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 605 с.
2. Бережнов А.А. Перспективы совершенствования судебной защиты трудовых прав // В сборнике: Гуманистический фактор в современном праве Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сошникова Тамара Аркадьевна. 2016. С. 156-159.
3. Баркетова Т.А., Верещагина Л.С. К вопросу о содержании организационной культуры современной организации. //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. № 5 (69). С. 42-45
4. Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // «Российская газета», 10.12.1998.
5. Головина, С. Ю. Трудовое право : учебник для вузов / С. Ю. Головина, Ю. А. Кучина ; под общей редакцией С. Ю. Головиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 313 с.
6. Гейхман В. Л. Трудовое право: учебник для СПО / под ред. В. Л. Гейхмана. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство «Юрайт», 2019. - 198 с.
7. Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» (принята в г. Женева 18.06.1998) // «Российская газета», № 238, 16.12.1998.
8. Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // СПС «Консультант Плюс».
9. Елькин Д.М., Редикульцева Е.Н. Сроки обращения за защитой трудовых прав работников // Вестник гуманитарного образования. 2017. № 1. С. 75-77.
10. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.07.2017) «О занятости населения в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
11. Зливко А.П., Репьева П.В., Некрасова И.Е. Правовое регулирование социальной защиты граждан от безработицы // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2. С. 65-68.
12. Зобова А. В. Профсоюз как гарант интересов работников / А. В. Зобова // Отдел кадров бюджетного учреждения. 2017. № 4. С. 69-77.
13. Карабельников Б.Р. Отношения работодателей с профсоюзами и представительными органами работников в свете норм ТК РФ // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2018. № 2. 41-45 с.
14. Кулахметов Р.Р., Маннапова А.Р. Защита трудовых прав граждан Конституционным Судом Российской Федерации // В сборнике: ПРАВО И ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2017. С. 326-331.
15. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1. 13.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ