Развитие музыкально-игрового творчества в образовательной деятельности дошкольной организации
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития музыкально-игрового творчества в образовательной деятельности дошкольной организации. 11
1.1. Проблема исследования музыкально-игрового творчества
дошкольников в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Психолого-педагогические механизмы развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста 23
1.3. Педагогические условия развития музыкально-игрового
творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации 39
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-игрового творчества у дошкольников в процессе образовательной деятельности 49
2.1. Изучение уровня развития музыкально-игрового творчества
детей старшего дошкольного возраста 49
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
музыкально-игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности 62
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
музыкального творчества у воспитанников дошкольной организации 81
Выводы по второй главе 93
Заключение 96
Список используемой литературы 98
Приложение 11
ГЛАВА I. Теоретические основы развития музыкально-игрового творчества в образовательной деятельности дошкольной организации. 11
1.1. Проблема исследования музыкально-игрового творчества
дошкольников в психолого-педагогической литературе 11
1.2. Психолого-педагогические механизмы развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста 23
1.3. Педагогические условия развития музыкально-игрового
творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации 39
Выводы по первой главе 47
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-игрового творчества у дошкольников в процессе образовательной деятельности 49
2.1. Изучение уровня развития музыкально-игрового творчества
детей старшего дошкольного возраста 49
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
музыкально-игрового творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности 62
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию
музыкального творчества у воспитанников дошкольной организации 81
Выводы по второй главе 93
Заключение 96
Список используемой литературы 98
Приложение 11
Развития у детей музыкально-игрового творчества в образовательной деятельности дошкольной организации является одним их актуальных вопросов в современной теории и методике дошкольного образования. Игра ребенка тесно связана с творчеством, поэтому имеет максимально развивающий характер и, исходя их классических взглядов детских психологов выступает ведущей деятельностью в период дошкольного детства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) говорится о том, что содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В разнообразной деятельности происходит формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора, художественной литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, изобразительной, конструктивно - модельной и др.).
Конкретное содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными способностями ребенка, может реализовываться только в общении, познавательно - исследовательской деятельности, игре - как сквозных механизмах развития ребенка. Самым значимым является социализация детей, воспитание ценностно-смыслового отношения к искусству, к культуре мира. А пониманием социализации является потребность в творчестве, общении, любознательности, познании окружающего мира, развитии способности взаимодействовать, осваивать, достигать в процессе реальной практической деятельности.
По своей сути игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Её в дошкольной педагогике считают основной формой организации деятельности детей, рассматривают как один из основных методов воспитания и обучения.
В педагогике и психологии существует множество теорий и взглядов на игру как эстетическую творческую деятельность, её изучением и исследованием занимались как зарубежные (Дж. Дьюи, В. Штерн др.) так и отечественные (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.) выдающиеся ученые психологи и педагоги.
Д.Б. Эльконин говорил, что игра сродни искусству, которое заставляет человека переживать самые разные стороны жизни, интерпретируя их в образной форме. Роль игры огромна в развитии воображения, памяти, мышления, восприятия и творческих способностей ребенка.
В научно-педагогической литературе проблема исследования творческой деятельности человека имеет множество трактовок, отличающихся различными концептуальными положениями в объяснении природы творчества, характеристик структуры творческих способностей, факторов, влияющих на развитие творческой личности.
В работах отечественных психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева творчеств исследуется как процесс, черта личности, способность человека, трактуется как оригинальный продукт деятельности.
В педагогике занимались поиском методов и форм, активизирующих деятельность ребенка. В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С. Л. Рубин, Е.А. Пономарев, О. К. Тихомиров, А.В. Брушлинский), специальных и общих способностей, музыкальности личности (Б. М. Теплов, В.А. Крутецкий, К.В. Тарасова). Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном возрасте такими учеными как (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д. Б. Эльконин).
Значительный вклад в разработку и проблемы развития музыкально- игрового творчества у дошкольников внесли исследования Н. А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, О.П. Радыновой, также на особую значимость его развития у детей дошкольного возраста указывали такие известные педагоги как: A. Г. Гогоберидзе, Л. Н. Комиссарова, И.В. Груздова и др.
Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, А.И. Катинене, B. Н. Шацкая и многие другие).
Труды Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, А.В. Кенеман легли в основу дошкольного музыкального воспитания средствами творчества и игры. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания, а также развития музыкально-игрового творчества детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной. На основе её исследований совершенствовались методы руководства музыкально-игровой деятельностью детей в дошкольных образовательных учреждениях, корректировались программы музыкального воспитания дошкольников в дошкольных организациях.
Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы исследования. Обращаясь к актуальности исследования на научно - методическом уровне необходимо отметить, что в сегодняшнее время важно развивать музыкально-игровое творчество дошкольников, которое представляет собой деятельность детей, связанную со слушанием музыки в процессе движения и являющее собой средство, способствующее развитию музыкального восприятия и музыкальных способностей, заключает в себе благоприятные условия для взаимодействия процессов творческой активности и обучения ребенка.
В процессе изучения и исследования данной проблемы возникли ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к проблеме развития детского музыкально-игрового творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающими дошкольников. Музыкальная среда, окружающая ребенка дома ограничивается в основе своей только на развлекательной популярной эстрадной музыке. Только некоторые родители создают у себя дома условия для развития музыкально - игрового творчества детей, большинство же полагают, что никакое творчество детям не нужно, что оно не пригодится в жизни;
- наряду с тем, что в последнее время возросло количество публикаций, журналов и книг на заданную тему по проблеме развития музыкально-творческих способностей детей и музыкальной культуры в целом, наблюдается слабый уровень развития творческого воображения и способностей у дошкольников;
- музыкальное воспитание в условиях ДОО имеет элементы развития музыкально - игрового творчества у дошкольников, но не всегда обусловлено созданием специальных педагогических условий для развития музыкально-игрового творчества детей.
Вышеуказанные противоречия помогли сформулировать основную проблему исследования: каковы педагогические условия развития музыкально-игрового творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации?
Выявленная актуальность проблемы исследования обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Развитие музыкально-игрового творчества в образовательной деятельности дошкольной организации».
Цель исследования: выявить и доказать эффективность педагогических условий развития музыкально - игрового творчества у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности дошкольной организации.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей в образовательной деятельности дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие музыкально-игрового творчества будет проходить более эффективно, если выполняются следующие педагогические условия:
- расширение опыта восприятия музыкальных произведений на основе гуманного взаимодействия педагогов и воспитанников;
- создание ситуаций сотворчества в процессе музыкальных игр;
- организация синкретичной по содержанию творческой деятельности детей;
- обучение творчеству в действиях уподобления характеру музыки;
- конструирование вариативной творчески ориентированной среды в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования с целью уточнения понятия «музыкально-игровое творчество детей старшего дошкольного возраста» и выявления педагогических условий развития музыкально-игрового творчества
дошкольников.
2. Выявить уровень развития музыкально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методику развития музыкально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста, основанную на реализации выделенных педагогических условий.
4. Доказать эффективность педагогических условий и экспериментальной методики развития музыкально - игрового творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации.
Методологической основой исследования выступают научные исследования и результаты научных изысканий в области психологии личности и гуманистических идей воспитания (В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская), личностно-деятельностный подход в образовании (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), основы возрастной педагогики и психологии детства (JI.C. Выготский, B.C. Мухина, Р.С. Немов), теоретические и методические основы музыкального образования детей на этапе дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, О.П. Радынова), теория развития общих способностей и музыкальности личности (Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, К. Роджерс), исследования в области музыкознания (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Научное исследование было организовано в три этапа.
На первом этапе (2017 г.) обоснована актуальность проблемы и темы магистерской диссертации, осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, разработан пилотный эксперимент и подготовлены научно-методические материалы для проведения опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2017-2018 г.г.) реализована программа педагогического эксперимента, обновлен и сконструирован комплекс диагностических методик.
На третьем этапе (2018-2019г.г.) проводился анализ результатов исследования, обобщены и оформлены данные , полученные в ходе педагогического эксперимента, сформулированы выводы по исследованию.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено определение понятия « музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста»;
- выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста в образовательной деятельности дошкольной организации;
- разработана методика, основанная на поэтапном процессе развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста;
- уточнены показатели развития музыкально-игрового творчества дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключена в выявлении условий развития музыкально-игрового творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации, обосновании возможностей музыкальной игры творческого характера в развитии музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания музыкальных игр творческого характера, повышающих эффективность процесса развития музыкально-игрового творчества; разработаны конспекты и занятия с поэтапным применением методов и приемов развития музыкально-игрового творчества детей; организована творчески ориентированная среда для развития музыкально-игрового творчества детей, которая основана на уподоблении характеру музыкального образа и синкретичных творческих действиях в разнообразных формах музыкально-игрового творчества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическими условиями, способствующими успешному развитию музыкально-игрового творчества детей являются:
- накопление опыта восприятия музыкальных произведений на основе применения принципов гуманного взаимодействия;
- создание ситуаций сотворчества в процессе музыкальных игр;
- реализация синкретизма в содержании творческой деятельности детей;
- обучение творчеству в действиях уподобления характеру музыки;
- организация творчески ориентированной среды, в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (играх-уподоблениях, играх- интерпретациях, играх-импровизациях).
2. Совокупность педагогических условий развития музыкально - игрового творчества детей, реализованных на основе принципов гуманной педагогики, приводит к созданию нового для ребёнка художественного музыкального продукта в виде импровизационной музыкальной игры-сказки.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 215 наименований литературы, содержит 9 рисунков, приложение.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) говорится о том, что содержание образовательных программ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В разнообразной деятельности происходит формирование элементарных представлений о видах искусства, восприятие музыки, фольклора, художественной литературы, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (музыкальной, изобразительной, конструктивно - модельной и др.).
Конкретное содержание образовательных областей строится в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными способностями ребенка, может реализовываться только в общении, познавательно - исследовательской деятельности, игре - как сквозных механизмах развития ребенка. Самым значимым является социализация детей, воспитание ценностно-смыслового отношения к искусству, к культуре мира. А пониманием социализации является потребность в творчестве, общении, любознательности, познании окружающего мира, развитии способности взаимодействовать, осваивать, достигать в процессе реальной практической деятельности.
По своей сути игра является ведущим видом деятельности у дошкольников. Её в дошкольной педагогике считают основной формой организации деятельности детей, рассматривают как один из основных методов воспитания и обучения.
В педагогике и психологии существует множество теорий и взглядов на игру как эстетическую творческую деятельность, её изучением и исследованием занимались как зарубежные (Дж. Дьюи, В. Штерн др.) так и отечественные (К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.В. Кенеман, А.Н. Леонтьев, Н.А. Ветлугина, О.П. Радынова и др.) выдающиеся ученые психологи и педагоги.
Д.Б. Эльконин говорил, что игра сродни искусству, которое заставляет человека переживать самые разные стороны жизни, интерпретируя их в образной форме. Роль игры огромна в развитии воображения, памяти, мышления, восприятия и творческих способностей ребенка.
В научно-педагогической литературе проблема исследования творческой деятельности человека имеет множество трактовок, отличающихся различными концептуальными положениями в объяснении природы творчества, характеристик структуры творческих способностей, факторов, влияющих на развитие творческой личности.
В работах отечественных психологов Л.С. Выготского, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева творчеств исследуется как процесс, черта личности, способность человека, трактуется как оригинальный продукт деятельности.
В педагогике занимались поиском методов и форм, активизирующих деятельность ребенка. В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (С. Л. Рубин, Е.А. Пономарев, О. К. Тихомиров, А.В. Брушлинский), специальных и общих способностей, музыкальности личности (Б. М. Теплов, В.А. Крутецкий, К.В. Тарасова). Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном возрасте такими учеными как (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д. Б. Эльконин).
Значительный вклад в разработку и проблемы развития музыкально- игрового творчества у дошкольников внесли исследования Н. А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, О.П. Радыновой, также на особую значимость его развития у детей дошкольного возраста указывали такие известные педагоги как: A. Г. Гогоберидзе, Л. Н. Комиссарова, И.В. Груздова и др.
Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, О. П. Радынова, А.И. Катинене, B. Н. Шацкая и многие другие).
Труды Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, А.В. Кенеман легли в основу дошкольного музыкального воспитания средствами творчества и игры. Наиболее активно важнейшие проблемы музыкального воспитания, а также развития музыкально-игрового творчества детей разрабатывались в научной школе Н.А. Ветлугиной. На основе её исследований совершенствовались методы руководства музыкально-игровой деятельностью детей в дошкольных образовательных учреждениях, корректировались программы музыкального воспитания дошкольников в дошкольных организациях.
Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы исследования. Обращаясь к актуальности исследования на научно - методическом уровне необходимо отметить, что в сегодняшнее время важно развивать музыкально-игровое творчество дошкольников, которое представляет собой деятельность детей, связанную со слушанием музыки в процессе движения и являющее собой средство, способствующее развитию музыкального восприятия и музыкальных способностей, заключает в себе благоприятные условия для взаимодействия процессов творческой активности и обучения ребенка.
В процессе изучения и исследования данной проблемы возникли ряд противоречий:
- возросшее внимание общества к проблеме развития детского музыкально-игрового творчества не всегда воспринимается современными семьями, воспитывающими дошкольников. Музыкальная среда, окружающая ребенка дома ограничивается в основе своей только на развлекательной популярной эстрадной музыке. Только некоторые родители создают у себя дома условия для развития музыкально - игрового творчества детей, большинство же полагают, что никакое творчество детям не нужно, что оно не пригодится в жизни;
- наряду с тем, что в последнее время возросло количество публикаций, журналов и книг на заданную тему по проблеме развития музыкально-творческих способностей детей и музыкальной культуры в целом, наблюдается слабый уровень развития творческого воображения и способностей у дошкольников;
- музыкальное воспитание в условиях ДОО имеет элементы развития музыкально - игрового творчества у дошкольников, но не всегда обусловлено созданием специальных педагогических условий для развития музыкально-игрового творчества детей.
Вышеуказанные противоречия помогли сформулировать основную проблему исследования: каковы педагогические условия развития музыкально-игрового творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации?
Выявленная актуальность проблемы исследования обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Развитие музыкально-игрового творчества в образовательной деятельности дошкольной организации».
Цель исследования: выявить и доказать эффективность педагогических условий развития музыкально - игрового творчества у детей дошкольного возраста в образовательной деятельности дошкольной организации.
Объект исследования: процесс музыкального воспитания и развития детей в образовательной деятельности дошкольной организации.
Предмет исследования: педагогические условия развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста.
Гипотеза: развитие музыкально-игрового творчества будет проходить более эффективно, если выполняются следующие педагогические условия:
- расширение опыта восприятия музыкальных произведений на основе гуманного взаимодействия педагогов и воспитанников;
- создание ситуаций сотворчества в процессе музыкальных игр;
- организация синкретичной по содержанию творческой деятельности детей;
- обучение творчеству в действиях уподобления характеру музыки;
- конструирование вариативной творчески ориентированной среды в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами решались следующие задачи:
1. Осуществить психолого-педагогический анализ литературы по проблеме исследования с целью уточнения понятия «музыкально-игровое творчество детей старшего дошкольного возраста» и выявления педагогических условий развития музыкально-игрового творчества
дошкольников.
2. Выявить уровень развития музыкально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать методику развития музыкально-игрового творчества детей старшего дошкольного возраста, основанную на реализации выделенных педагогических условий.
4. Доказать эффективность педагогических условий и экспериментальной методики развития музыкально - игрового творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации.
Методологической основой исследования выступают научные исследования и результаты научных изысканий в области психологии личности и гуманистических идей воспитания (В.А. Сухомлинский, И.С. Якиманская), личностно-деятельностный подход в образовании (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин), основы возрастной педагогики и психологии детства (JI.C. Выготский, B.C. Мухина, Р.С. Немов), теоретические и методические основы музыкального образования детей на этапе дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, О.П. Радынова), теория развития общих способностей и музыкальности личности (Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, К. Роджерс), исследования в области музыкознания (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Научное исследование было организовано в три этапа.
На первом этапе (2017 г.) обоснована актуальность проблемы и темы магистерской диссертации, осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, разработан пилотный эксперимент и подготовлены научно-методические материалы для проведения опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2017-2018 г.г.) реализована программа педагогического эксперимента, обновлен и сконструирован комплекс диагностических методик.
На третьем этапе (2018-2019г.г.) проводился анализ результатов исследования, обобщены и оформлены данные , полученные в ходе педагогического эксперимента, сформулированы выводы по исследованию.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- уточнено определение понятия « музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста»;
- выявлены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста в образовательной деятельности дошкольной организации;
- разработана методика, основанная на поэтапном процессе развития музыкально-игрового творчества детей дошкольного возраста;
- уточнены показатели развития музыкально-игрового творчества дошкольников.
Теоретическая значимость исследования заключена в выявлении условий развития музыкально-игрового творчества детей в образовательной деятельности дошкольной организации, обосновании возможностей музыкальной игры творческого характера в развитии музыкально-игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания музыкальных игр творческого характера, повышающих эффективность процесса развития музыкально-игрового творчества; разработаны конспекты и занятия с поэтапным применением методов и приемов развития музыкально-игрового творчества детей; организована творчески ориентированная среда для развития музыкально-игрового творчества детей, которая основана на уподоблении характеру музыкального образа и синкретичных творческих действиях в разнообразных формах музыкально-игрового творчества.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогическими условиями, способствующими успешному развитию музыкально-игрового творчества детей являются:
- накопление опыта восприятия музыкальных произведений на основе применения принципов гуманного взаимодействия;
- создание ситуаций сотворчества в процессе музыкальных игр;
- реализация синкретизма в содержании творческой деятельности детей;
- обучение творчеству в действиях уподобления характеру музыки;
- организация творчески ориентированной среды, в разнообразных формах музыкально-игровой деятельности (играх-уподоблениях, играх- интерпретациях, играх-импровизациях).
2. Совокупность педагогических условий развития музыкально - игрового творчества детей, реализованных на основе принципов гуманной педагогики, приводит к созданию нового для ребёнка художественного музыкального продукта в виде импровизационной музыкальной игры-сказки.
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 215 наименований литературы, содержит 9 рисунков, приложение.
Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Рассматривая проблему развития детского музыкального творчества было установлено, музыкально-игрового творчества старших дошкольников, может обеспечить успешное его развитие, но вместе с тем недостаточно разработаны условия организации музыкальной игры с учетом современного развития теории и практики музыкального образования детей дошкольного возраста, не достаточно в теории методических решений по организации музыкальной творческой игры с применением взаимосвязи слова, движения и музыки.
2. Установлено, что педагогическими условиями, способствующими повышению уровня развития музыкально-игрового творчества старших дошкольников являются:
- расширение опыта восприятия музыкальных произведений на основе личностного взаимодействия педагогов и воспитанников;
- создание ситуаций сотворчества в процессе музыкальных игр;
- обучение творчеству в действиях уподоблениях характеру музыки;
- опора на синкретизм в содержании творческой деятельности детей;
- создание творчески ориентированной и художественно насыщенной среды в дошкольной организации.
Универсальным средством для самовыражения в творчески ориентированной среде служит процессы уподобления музыкальному звучанию различными вариативными способами ,основанными на игровом и ассоциативном восприятии эмоционально-образного содержания музыки. Сотворчество педагог и ребенка в процессе расширения опыта восприятия музыки способствует созданию творческой среды, включающей вариативные формы организации музыкально-игривой деятельности. Элементарному музицированию в сотворчестве со взрослым и сверстниками присуща гуманистическая направленность, поскольку для каждого ребёнка открывается возможность для самостоятельной инициативной творческой интерпретации музыки с содержании музыкально-игровой деятельности детей. Следовательно, для развития творчества старших дошкольников лучшим средством является музыкально-игровая деятельность, так как педагогические условия ее организации и построения дают возможность интегрировать все стороны творческого развития детей.
3. Условием развития музыкально-игрового творчества дошкольников является освоение и расширение опыта восприятия музыки в ассоциативной игровой форме синкретичного характера, в процессе музицирования, где происходит слиянии музыки, движения и речи. Принципиально важной особенностью развития детского музыкально-игрового творчества является его субъективная значимость для самого ребёнка. Результат открытия музыки для себя являет не столько создание нового продукта, сколько изменения, которые происходят в самом ребёнке, возникновение у него новых способов музыкальной и художественно-эстетической деятельности.
4. Разработанная на основе выявленных педагогических условий методика организации и содержание музыкально-игрового творчества дошкольников обеспечивает создание нового для ребёнка художественного продукта. Методика развития музыкально-игрового творчества предполагает логическую последовательность обучения способом творческого
самовыражения ребенка в музыкальной игре. Развитие музыкально-игровой деятельности происходит первоначально на основе усвоения вариативных творческих действий в играх-уподоблениях, затем включение в процесс музыкальных игр, основанных на синестезии и синкретичном характере творческих действий детей и в заключении освоение способов свободной импровизации путем создания собственных сюжетов музыкальной игры.
1. Рассматривая проблему развития детского музыкального творчества было установлено, музыкально-игрового творчества старших дошкольников, может обеспечить успешное его развитие, но вместе с тем недостаточно разработаны условия организации музыкальной игры с учетом современного развития теории и практики музыкального образования детей дошкольного возраста, не достаточно в теории методических решений по организации музыкальной творческой игры с применением взаимосвязи слова, движения и музыки.
2. Установлено, что педагогическими условиями, способствующими повышению уровня развития музыкально-игрового творчества старших дошкольников являются:
- расширение опыта восприятия музыкальных произведений на основе личностного взаимодействия педагогов и воспитанников;
- создание ситуаций сотворчества в процессе музыкальных игр;
- обучение творчеству в действиях уподоблениях характеру музыки;
- опора на синкретизм в содержании творческой деятельности детей;
- создание творчески ориентированной и художественно насыщенной среды в дошкольной организации.
Универсальным средством для самовыражения в творчески ориентированной среде служит процессы уподобления музыкальному звучанию различными вариативными способами ,основанными на игровом и ассоциативном восприятии эмоционально-образного содержания музыки. Сотворчество педагог и ребенка в процессе расширения опыта восприятия музыки способствует созданию творческой среды, включающей вариативные формы организации музыкально-игривой деятельности. Элементарному музицированию в сотворчестве со взрослым и сверстниками присуща гуманистическая направленность, поскольку для каждого ребёнка открывается возможность для самостоятельной инициативной творческой интерпретации музыки с содержании музыкально-игровой деятельности детей. Следовательно, для развития творчества старших дошкольников лучшим средством является музыкально-игровая деятельность, так как педагогические условия ее организации и построения дают возможность интегрировать все стороны творческого развития детей.
3. Условием развития музыкально-игрового творчества дошкольников является освоение и расширение опыта восприятия музыки в ассоциативной игровой форме синкретичного характера, в процессе музицирования, где происходит слиянии музыки, движения и речи. Принципиально важной особенностью развития детского музыкально-игрового творчества является его субъективная значимость для самого ребёнка. Результат открытия музыки для себя являет не столько создание нового продукта, сколько изменения, которые происходят в самом ребёнке, возникновение у него новых способов музыкальной и художественно-эстетической деятельности.
4. Разработанная на основе выявленных педагогических условий методика организации и содержание музыкально-игрового творчества дошкольников обеспечивает создание нового для ребёнка художественного продукта. Методика развития музыкально-игрового творчества предполагает логическую последовательность обучения способом творческого
самовыражения ребенка в музыкальной игре. Развитие музыкально-игровой деятельности происходит первоначально на основе усвоения вариативных творческих действий в играх-уподоблениях, затем включение в процесс музыкальных игр, основанных на синестезии и синкретичном характере творческих действий детей и в заключении освоение способов свободной импровизации путем создания собственных сюжетов музыкальной игры.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Развитие музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие музыкально-ритмических способностей детей среднего дошкольного возраста в условиях игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Театрализация песен как средство развития музыкальных способностей дошкольников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2007 - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (СКАЗКИ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



