ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ УРАВНЕНИЯМ И НЕРАВЕНСТВАМ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 10
§1. Роль и место уравнений и неравенств в школьном курсе математики 10
§2. Понятие показательных уравнений и неравенств, их связь со свойствами показательной функции 16
§3. Требования к предметным результатам освоения по ФГОС 22
§4. Содержание теоретического материала темы «Показательные уравнения и неравенства» в учебниках разных авторов 26
§5. Методы решения показательных уравнений 37
§6. Методы решения показательных неравенств 49
§7. Уровневая и профильная дифференциация при обучении 58
Выводы по первой главе 63
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЬНЫМ УРАВНЕНИЯМ И НЕРАВЕНСТВАМ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ 66
§8. Анализ типичных ошибок при решении показательных уравнений и неравенств 66
§9. Прикладной аспект обучения показательным уравнениям и неравенствам в школьном курсе математики 71
§10. Дифференцированная система показательных уравнений и неравенств при подготовке к Единому государственному экзамену 76
§11. Нестандартные задачи по теме «Показательные уравнения и неравенства» 98
§12. Методические рекомендации обучения показательным уравнениям и неравенствам в школьном курсе математики 103
§13. Описание проведенного педагогического эксперимента 106
Выводы по второй главе 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 117
Приложение А. Примеры задач по теме «Показательные уравнения и неравенства» 126
Приложение Б. Контрольная работа по теме «Показательные уравнения и неравенства»
Актуальность и научная значимость настоящего исследования. В настоящее время, время активной математизации науки и техники, роль и значение прочных и глубоких математических знаний выпускников школы особенно велики. Математическое образование становится существенным фактором адаптации личности к новым условиям. Это находит свое отражение в государственных документах: Концепции развития математического образования в Российской Федерации [30], Федеральном законе «Об образовании в РФ» [70]. Именно поэтому вопросы математического образования вызывают пристальное внимание педагогической и научной общественности.
В школьном курсе математики ряд традиционных разделов на протяжении длительного времени сохраняют свое важнейшее положение. Однако, переход к новой образовательной парадигме, введение инновационных методов обучения и новых программ по математике заставляют пересмотреть роль, место и объем некоторых традиционных разделов, уточнить подходы к изучению входящих в них понятий, более тщательно исследовать методические особенности преподавания математического материала в контексте междисциплинарных связей, прикладного значения и соотнесения с другими разделами в рамках единого предмета школьной математики. Сказанное, безусловно, относится и к такой центральной для школьной математики теме, как решение уравнений и неравенств, изучение которой осуществляется на протяжении всех лет пребывания учащихся в школе. Совокупность относящихся к этому вопросу знаний, умений и навыков учащихся образует определенную содержательно-методическую линию курса математики, пронизывающую весь материал обучения и тесно связанную с другими основными линиями курса - функциями, тождественными преобразованиями, числовой линией и др. Умение учащихся решать уравнения и неравенства является обязательным компонентом при проведении итоговой государственной аттестации учащихся.
Изучение данной темы дает учащимся мощный метод решения многочисленных практических задач, позволяет объединить разделы курса математики, показать описание жизненных процессов и явлений на языке математики, способствует развитию логических приемов мышления учащихся. Умения решать показательные уравнения и неравенства являются необходимыми и для успешной сдачи итоговой аттестации, и для дальнейшего изучения математики в высших учебных заведениях.
Аспекты, перечисленные выше, говорят о необходимости ориентироваться в существующих методических подходах к решению показательных уравнений и неравенств, грамотно их применять для достижения образовательных, развивающих целей, предусмотренных ФГОС.
Вопросам решения уравнений и неравенств в школьном курсе математики посвящено большое число диссертационных и других исследований. В частности, в исследовании К.И. Нешкова [45] выделен необходимый и достаточный объем материала по теме, в том числе по упражнениям. Проблема прикладной направленности темы «Показательные уравнения и неравенства», рассмотрена в работах С.И. Величко [17], Е.В. Возняк [18], В.А. Гусева [20], Л.И. Закарлюк [24], Ю.М. Колягина [29], И.А Лурье [55], Т.В. Малковой [32] и др. Вопросы взаимосвязи понятий неравенства, уравнения и функции освещены М.В. Паюл [50], И.М. Степуро [63]. Важность овладения учащимися теоретически обобщенных способов решения уравнений отмечал В.В. Давыдов [21]; основные положения методики обучения решению уравнений исследованы А.Ш. Блох [39], В.А. Гусевым [39], Ю.М. Колягиным [28], Г.И. Саранцевым [59] и др.
Несмотря на наличие большого количества исследований по решению показательных уравнений и неравенств можно отметить ряд вопросов, которые требуют дальнейшего детального исследования. Например, введение уровневой дифференциации при изучении показательных уравнений и 5
неравенств. А также школьная практика свидетельствует о наличии типичных ошибок в решении данного вида уравнений, неравенств, их систем и совокупностей.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью научно-обоснованного изучения показательных уравнений и неравенств учащимися средней школы и недостаточной методической разработанностью данной темы в условиях дифференцированного обучения математике. Указанное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: выявление методических основ обучения теме «Показательные уравнения и неравенства» в общеобразовательной школе в условиях дифференцированного обучения.
Объект исследования: процесс обучения алгебре и началам математического анализа учащихся средней школы.
Предмет исследования: методика обучения показательным уравнениям и неравенствам в средней школе.
Цель исследования: выявление основ обучения решению показательным уравнениям и неравенствам, разработка методики ее реализации в условиях дифференцированного обучения в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования состоит в том, что обучение решению показательным уравнениям и неравенствам в курсе алгебры и начал математического анализа средней школы будет более эффективным, если:
- при обучении решению показательным уравнениям и неравенствам взять за основу дифференцированное обучение, то она будет способствовать повышению качества математической подготовки учащихся.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятие показательных уравнений и неравенств и их связь с показательной функцией.
2. Выделить основные методы решения показательны уравнений и неравенств.
3. Рассмотреть прикладной аспект изучения темы.
4. Выполнить анализ содержания теоретического материала по данной теме на основании различных учебных пособий.
5. На основании анализа литературы, собственного педагогического опыта выявить типичные ошибки учащихся при изучении данной темы.
6. Разработать дифференцированную систему задач по теме.
7. Провести и описать педагогический эксперимент по теме исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: основные положения дифференцированного обучения математике Р.А. Утеева [66].
Базовыми для настоящего исследования явились также: основные положения методики преподавания математики А.Ш. Блох, В.А. Гусева, Ю.М. Колягина [38,39] и методики решения уравнений и неравенств М.Э. Григоряна, Д.Х. Манаевой [19,33].
Методы исследования: анализ состояния изучаемого вопроса в практике работы школы; анализ состояния его изучения в специальной математической, методической, психолого-педагогической литературе; анализ ФГОС, учебно-программной документации для общеобразовательных школ, школьных учебников анализ и вузов; обобщение и систематизация опыта преподавания показательных уравнений и неравенств в общеобразовательной школе.
Опытно-экспериментальная база исследования, состоящая из экспериментальной проверки предлагаемых методических рекомендаций, была осуществлена в период педагогической и преддипломной практик на базе СОШ №2 Тверской области г. Торопец.
Основные этапы исследования:
1. Анализ педагогических исследований по теме диссертации, анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ).
2. Определение теоретических и методических основ исследования по теме диссертации.
3. Разработка методики обучения решению показательных уравнений и неравенств, дифференцированной системы задач по теме «Показательные уравнения и неравенства».
4. Оформление диссертации, корректировка ранее представленного материала, описание результатов экспериментальной работы, формулирование выводов.
Научная новизна исследования заключается в:
- разработке дифференцированной системы задач по теме исследования;
- разработке методических рекомендаций обучения показательным уравнениям и неравенствам.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- определении методических особенностей обучения решению показательным уравнениям и неравенствам.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные дидактические материалы, методические рекомендации, разработанная дифференцированная система заданий могут быть использованы в работе учителей математики, студентов педагогических вузов и колледжей.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
- сочетанием теоретических и практических методов исследования;
- результатами педагогической практики.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит во включенном участии на всех этапах процесса, личном участие в апробации результатов исследования, подготовке публикаций.
Апробация результатов исследования осуществлялась путём выступлений на: II Международной заочной научно-практической конференции «Теоретико-методологические аспекты преподавания математики в современных условиях» на базе Луганского национального университета (ЛНУ) имени Тараса Шевченко 3-9 июня 2019, г. Луганск; Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество». Некоторые теоретические положения были представлены в научном издании «Вестник магистратуры» (январь 2019).
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации обучения теме «Показательные уравнения и неравенства» в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы.
2. Дифференцированная система задач по теме «Показательные уравнения и неравенства» в курсе алгебры и начал математического анализа общеобразовательной школы.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, содержит 18 рисунков, 14 таблиц, список используемой литературы (81 источник), 2 приложения. Основной текст работы изложен на 125 страницах.
В ходе проведенного исследования были проанализированы роль и место изучения показательных уравнений и неравенств в школьном курсе математики.
Сделаны выводы, что можно выделить три ключевых (основных) направления линии уравнений и неравенств в школьном курсе математики: прикладное направление, теоретико-математической направление, установление связей с остальным содержанием курса математики . Показательные уравнения имеют не только важное теоретическое значение, но и служат практическим целям. Большое количество задач сводится к решению показательных уравнений и неравенств.
В данной работе раскрыты понятия показательных уравнений и неравенств, выделены основные цели и задачи обучения показательным уравнениям и неравенствам, проанализированы требования к предметным результатам освоения по ФГОС.
Проанализированы учебные пособия 10-11 классов в рамках изучения темы «Показательные уравнения и неравенства», сделаны выводы об отличии последовательности изложения материала, введения определений и рассмотрения методов решения показательных уравнений и неравенств.
В данном исследовании выделены типы показательных уравнений и неравенств и методы их решения, выделены основные типы задач на решение показательных уравнений и неравенств, рассмотрена трактовка понятия «дифференциация обучения» в современной научно-методической и педагогической литературе.
Во второй главе исследования проанализированы типичные ошибки, которые возникают у школьников при решении показательных уравнений и неравенств. Выделены ошибки, связанные со случайными некорректными преобразованиями, ошибками в вычислениях, систематическими ошибками. Также, освящен прикладной аспект обучения показательным уравнениям и неравенствам.
Разработана дифференцированная система заданий с уровневой и профильной дифференциацией.
Рассмотрены нестандартные задачи, которые редко встречаются в рамках общеобразовательной программы по теме «Показательные уравнения и неравенства».
Изложены методические рекомендации обучения показательным уравнениям и неравенствам в школьном курсе математики.
Проведен педагогический эксперимент, который состоял из обучающего и контролирующего этапов, результаты которого позволяют утверждать, что большинство учащихся владеет навыками решения задач по данной теме, но изучение данной темы требует дополнительного времени для проработки применения различных методов и приемов решения задач.
1. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин; под ред. А. Б. Жижченко. - М.: Просвещение, 2011. - 368 с.
2. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин- М.: Просвещение,2018.- 432 с.
3. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) / Мордкович А.Г., Семенов П.В. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 311 с.
4. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (базовый и углублённый уровни) / Мордкович А.Г., Семенов П.В. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 264 с.
5. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Ю. М. Колягин, М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова, М. И. Шабунин; под ред. А. Б. Жижченко. - М.: Просвещение, 2010. - 336 с.
6. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни /С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин-М.: Просвещение,2018. - 464 с.
7. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций (базовый и углублённый уровни) / Мордкович А.Г., Семенов П.В. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 311 с.
8. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (базовый и углублённый уровни) / Мордкович А.Г., Семенов П.В. - 2-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2014. - 264 с.
9. Алимов, Ш.А. Рабочая программа по алгебре к учебнику «Алгебра и начала математического анализа» для 10-11 кл /Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, и др. — Просвещение, 2016 - 36 с.
10. Атаманская, Г.А. Организация уровневой дифференциации учащихся в процессе обучения математике/ Г.А. Атаманская// Международный студенческий научный вестник. - 2014. - № 4. - С. 11.
11. Афоничева, Ю.А., Методика обучения решению показательным уравнениям и неравенствам в школьном курсе математике/ Ю.А. Афоничева// Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество». - 2019.
12. Афоничева, Ю.А., Методика решения задач по теме «Показательные уравнения» / Ю.А. Афоничева // II Международная заочно научно¬практическая конференция «Теоретико-методологические аспекты преподавания математики в современных условиях» на базе Луганского национального университета (ЛНУ) имени Тараса Шевченко, г. Луганск. - 2019-С. 93-96.
13. Афоничева, Ю.А., Некоторые аспекты изучения показательных уравнений и неравенств в средней школе / Ю.А. Афоничева // Научный журнал Вестник магистратуры. - 2019. - №2-1-С. 76-79.
14. Бабенко, А.С. Анализ результатов проверки заданий с развернутым
ответом единого государственного экзамена по математике за 2015 год / А.С. Бабенко, Н.Л. Марголина, Т.Н. Матыцина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2016. - №2-С. 14-16.
15. Бекаревич, А.Н. Уравнения в школьном курсе математики. Книга для учителей математики / А.Н. Бекаревич - Минск- М.: Народная асвета, 1968. - 152 с.
16. Бурмистрова, Т.А. Учебное пособие - Программы общеобразовательных учреждений Алгебра и начала математического анализа 10-11 класс / Т.А. Бурмистрова - М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
17. Величко, Е.В. Реализация прикладной направленности курса алгебры неполной средней школы: автореф. дисс. канд. пед. наук. / Е.В. Величко. - М., 1987. - 15 с.
18. Возняк, Г.М. Прикладные задачи в мотивации обучения / Г.М Возняк // Математика в школе. -1990. - № 2- С. 9-11.
19. Григорян, М.Э. Теория и методика обучения школьников решению уравнений / М.Э. Григорян, П.Б. Болдыревский, М.Л. Залесский, Р.В. Троицкий // Международный журнал экспериментального образования - 2017- № 8- С. 28-33.
20. Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике / В.А. Гусев - М.: ООО «Издательство «Вербум-М», ООО «Издательский центр «Академия», 2003. - 432 с.
21. Давыдов, В.В. Обучение математике / В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов и др.. - М.: Мирос, 1994. - 192 с.
22. Далингер, В.А. Типичные ошибки учащихся по математике и их причины / В.А. Далингер // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 12-1. - С. 94-97.
23. Далингер, В.А. Типичные ошибки учащихся при решении
логарифмических уравнений, неравенств и их систем, и пути их предупреждения/ В.А. Далингер// Международный журнал
экспериментального образования. - 2015. - № 4-2. - С. 445-450.
24. Закарлюк, Л.И. Реализация прикладной направленности изучения функций в курсе алгебры 6-8 (7-9) классов Текст. / Л.И. Закарлюк // Дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 171 с.
25. Иванов, А.А Математика. Пособие для подготовки к ЕГЭ / А.А. Иванов, А.П. Иванов. -М.: Физматкнига, 2011. -52 с.
26. Кисельников, И.В. Типичные ошибки при решении задания 17 участниками ЕГЭ по математике профильного уровня в Алтайском крае/ И.В. Кисельников // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 4 - С. 64-65.
27. Книга для учителя к учебнику «Математика». 5 класс. Под редакцией акад. РАН В.В. Козлова и акад. РАО А.А. Никитина /авт.-сост. В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 256 с. - (ФГОС. Инновационная школа).
28. Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике: В 2-х ч. Ч I. Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. / Ю.М. Колягин- М.: Просвещение, 1977. - 110 с.
29. Колягин, Ю.М. О прикладной и практической направленности обучения математике/ Ю.М. Колягин, В.В. Пикан //Математика в школе.1985 -№6 -С.26-32.
30. Концепции развития математического образования в Российской
Федерации [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70452506/.
31. Крутихина, М. В. Типичные ошибки и затруднения школьников при
решении неравенств различными способами на едином государственном экзамене по математике / М.В. Крутихина, Н.А. Зеленина, М.Ю. Здоровенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 10
(октябрь). - С. 176-180.
32. Малкова, Т.В. Математическое моделирование необходимый компонент современной подготовки школьников/ Т.В. Малкова, В.М. Монахов // Математика в школе. - 1984. №3. - С. 19-21.
33. Манаева, Д.Х. Некоторые аспекты решения систем показательных и логарифмических уравнений и неравенств по ЕГЭ / Д.Х. Манаева// Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2017 - С. 16-18.
34. Марчевская, Е.В. Элементарная алгебра. Методы решения уравнений и неравенств: Учеб. пособие / Е.В. Марчевская, И.К. Марчевский. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 232 с.
35. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровени / Ш. А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачев и др. - М.: Просвещение, 2016. - 463 с.
36. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни /В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др.; под ред. В.В. Козлова, А.А. Никитина - М.: «Русское слово - учебник», 2014 - 464 с.
37. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни / В.В. Козлов, А.А. Никитин, В.С. Белоносов и др.; под ред. В.В. Козлова, А.А. Никитина -М.: «Русское слово - учебник»,2013- 464 с.
38. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов. / Ю.М. Колягин, В.А. Оганесян, В.Я. Саннинский, Г.Л. Луканкин. - М.: Просвещение, 1975. - 462 с.
39. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: Уч. пос. для студ. пед. инст-в по физ-мат. спец-м/А. Блох, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев и др. Сост. В.И. Мишин. -М.: Просвещение, 1987-416 с.
40. Моисеева, В.А. Методика формирования у старшеклассников логических приемов мышления при решении уравнений и неравенств: дисс. на соиск. к.п.н. / В.А. Моисеева. - М., Астрахань, 2010 - 25 с.
41. Муравин, Г.К. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - М.: ДРОФА, 2013. - 287 с.
42. Муравин, Г.К. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, О.В. Муравина. - М.: ДРОФА, 2013. - 253 с.
43. Муравин, Г.К. Алгебра и начала математического анализа. Углубленный уровень. 10 класс. Учебник / Г.К. Муравин, О.В. Муравина - М.: ДРОФА, 2013. - 318 с.
44. Муравин, Г.К. Алгебра и начала математического анализа. Углубленный уровень. 11 класс. Учебник / Г.К. Муравин, О.В. Муравина - М.: ДРОФА, 2014. - 318 с.
45. Нешков, К.И. Неравенства в курсе математики средней школы: автореф. дис. канд. пед. наук / К.И. Нешков - М., 1956. - 20 с.
46. Никаноркина, Н.В. Подготовка будущего учителя математики к использованию задач как средства дифференциации обучения учащихся средней школы: дис. канд. пед. наук / Н.В. Никаноркина - М., 2006. - 212 с.
47. Овсянникова, Т.Л. Дифференцированные учебные задания как средство систематизации знаний студентов при изучении аналитической геометрии: дис. канд. пед. наук / Овсянникова Т.Л. - Орел, 1998. - 153 с.
48. Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе. / В.А. Оганесян - М.: Просвещение, 1980. - 368 с.
49. Открытый банк заданий ЕГЭ [Электронный ресурс] /. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: fipi.ru, свободный.
50. Паюл, М.В. Методика изучения уравнений и неравенств в 6-8 классах: Дис. канд. пед. наук. / М.В. Паюл. - Киев: 1985. - 198 с.
51. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
52. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-ух кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
53. Пратусевич, М.Я. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / М.Я. Пратусевич, К.М. Столбов, А.Н. Головин. - М.: Просвещение, 2018. - 416 с.
54. Пратусевич, М.Я. Алгебра и начала математического анализа. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: профил. уровень / М.Я. Пратусевич, К.М. Столбов, А.Н. Головин. - М.: Просвещение, 2017. - 464 с.
55. Пути усиления прикладной и практической направленности обучения математике: Сб. науч. тр. / под ред. И.А. Лурье - М.: изд. АПН СССР,1988 -88 с.
56. Рисберг, В.Г. Решение показательных, логарифмических, степенных и степенно-показательных уравнений, неравенств и систем уравнений / В.Г. Рисберг - Пермь: ПКИПКРО, 2011. -52 с.
57. Сабинина, Л.В. Методика в понятиях и терминах. Ч.1. / Л.В.
Сабинина- М.: Просвещение, 1978. - 320 с.
58. Саранцев, Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов / Г.И. Саранцев - М.: Просвещение. - 2002. - 224с.
59. Саранцев, Г.И. Методология обучения математике / Г.И. Саранцев - Саранск: 2001. -141 с.
60. Сборник задач по математике для поступающих во втузы/ Под редакцией М.И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988. - 516 с.
61. Смыковская, Т.К. Технология дифференцированного обучения учащихся 7-9 классов решению текстовых задач алгебраическим методом/ Т.К. Смыковская, Ю.А. Машевская, О.М. Вихляева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-11. - С. 2468-2472.
62. Соболь, Б.В. Пособие для подготовки к ЕГЭ и Централизованному тестированию по математике / Соболь Б.В., Виноградова И. Ю., Рашидова Е. В. - М.: Феникс. - 2004.
63. Степуро, И.М. Взаимная связь в процессе изучения понятий алгебраической функции, алгебраического уравнения и алгебраического функционального неравенства действительного переменного: автореф. дис. канд. пед. наук / И.М. Степуро. - Москва: 1970. - 21 с.
64. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / А.А. Темербекова - М.: ВЛАДОС. - 2003. - 176 с.
65. Титарева, Г.А. Роль и место функций в школьном курсе математики / Г.А. Титарева // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 6. - С. 17-18
66. Утеева, Р.А. Дифференцированное обучение математике учащихся средней школы: Пособие по спецкурсу и спецсеминару для студентов математических специальностей педагогических вузов / Р.А. Утеева - М.: Прометей. - 1996. - 118 с
67. Утеева, Р.А. Дифференцированные задания по математике: 6 класс: Пособие для учителя / Р.А. Утеева - Тольятти, 1996. - 53 с.
68. Утеева, Р.А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: Монография. / Р.А. Утеева - М.: Прометей. - 1997. - 230 с.
69. Федеральный государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. URL: http://fgos.ru.
70. Федеральный закон «Об образовании в РФ» https://fzrf.su/zakon/ob- obrazovanii-273-fz/.
71. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.fpu.edu.ru.
72. Федорова, Н.Е. Алгебра и начала математического анализа.
Методические рекомендации 10 - 11 классы: учебное пособие для
общеобразоват. организаций / Н.Е. Федорова, М.В. Ткачева. - М.:
Просвещение, 2017. - 172 с.
73. Фридман, Л. М. Как научиться решать задачи. / Фридман Л. М., Турецкий Е. Н. - М.: Просвещение. - 1989. - 192 с.
74. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов - М.: Гардарики. - 1999.
- 520 с.
75. Чулков П.В. Уравнения и неравенства в школьном курсе математики.
- URL: Нйр8://курсы.1сентября.рф/каталог/Еи-11-004 (Дата обращения
05.12.2018)
76. Шарова, О.П. О некоторых аспектах методики обучения учащихся решению сюжетных задач арифметическим методом/ Вопросы методики обучения математике в средней школе: Учебное пособие/ отв. ред. Т.Н. Карпова, Т.М. Корикова. - Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002
77. Caroline Chen. The Paradox of the Proof. [Electronic resource] // Project
Wordsworth, 2013. - URL: http://projectwordsworth.com/ the-paradox-of-the-
proof.
78. Daniel J. Brahier. Teaching Secondary and Middle School Mathematics [Text]/ J. Brahier. Daniel // The Teaching of Number Sense, 2016. - PP. 235-244
79. Smith, Mark. К. Keeping a learning journal. A guide for educators and social practitioners [Электронный ресурс] / Smith, Mark K // The encyclopaedia of informal education. - 2013.
80. Stephen Wolfram. My Life in Technology—As Told at the Computer History Museum. [Electronic resource] // Stephen Wolfram, 2016.
81. Thompson, P.W. The design of tasks in support of teachers’ development of coherent mathematical meanings [Электронный ресурс]/ Thompson, P.W., Carlson, M.P. & Silverman, J. J // Math Teacher Educ. - 2007. - № 4. - с. 415-432.