Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №114905

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей 6-7 лет представлений о мире профессий в процессе использования
информационных технологий
1.1Ознакомление детей 6-7 лет с миром профессий как психолого-педагогическая проблема
1.2Информационные технологии, их роль в формировании
представлений у детей 6-7 лет о мире профессий
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 6-7 лет представлений о мире профессий в процессе использования информационных технологий
2.1Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о мире профессий
2.2Содержание, формы, методы формирования представлений о
мире профессий у детей 6-7 лет в процессе использования информационных технологий
2.3Изучение динамики уровня сформированности у детей 6-7 лет
представлений о мире профессий
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Процесс ознакомления ребенка с миром профессий со временем
становится все актуальнее. Проблема самоопределения человека как
профессионального специалиста является центральной задачей на пути
становления личности, ведь от этого зависит будущее ребенка, то, кем он
станет. Процесс самоопределения начинается с ранних лет и происходит на
протяжении всей жизни. Поэтому важно с дошкольного возраста знакомить
детей с широкими возможностями профессионального мира взрослых, чтобы
они имели представления об основных профессиях, особенностях
профессиональных действий и качествах взрослых. Известны исследования
В.И. Логиновой, С.А. Козловой, Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжниковым, в которых
ученые указывали на важность самоопределения личности, на то, что в
процессе познания мира профессий ребенок расширяет собственные
представления о жизни взрослых, их труде и отдыхе.
Мир профессий – это широкий спектр, включающий в себя
многообразие профессий взрослых, особенности их труда, а также
качественную характеристику каждой профессии и профессиональных
действий специалистов.
На данный момент работа по ознакомлению детей с миром профессий
взрослых проводится с помощью различных форм и средств, чаще всего в
процессе дидактических и сюжетно-ролевых игр. Немаловажное значение
при ознакомлении с профессиями, на наш взгляд, занимают
информационные технологии. Информационные технологии – это ряд
технологий, используемых в сфере образования с применением специальных
технических средств (таких как компьютеры, ноутбуки, магнитофоны,
интерактивные доски и т.д.) для достижения педагогических задач.
Информационные технологии позволяют включить детей в
интерактивные игры, интерактивные викторины, презентации, используя
видеоматериалы, электронные фотоколлажи. Это обеспечивает возможностьдошкольникам активнее усваивать мир профессий взрослых, занимать
субъективную позицию по оценке востребованности вида труда человека
труженика.
Анализ исследований свидетельствует, что недостаточно изучены
возможности информационных технологий в процессе формирования у детей
6-7 лет представлений о профессиях взрослых.
Можно выделить следующее противоречие между:
– необходимостью формирования у детей 6-7 лет представлений о мире
профессий взрослых и недооценкой потенциальных возможностей
информационных технологий в данном процессе.
Выявленное противоречие и необходимость его разрешения
обусловило проблему исследования, каковы возможности информационных
технологий в процессе формирования у детей 6-7 лет представлений о
профессиях взрослых?
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема бакалаврской
работы «Формирование у детей 6-7 лет представлений о мире профессий в
процессе использования информационных технологий».
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально
доказать возможности информационных технологий в процессе
формирования у детей 6-7 лет представлений о мире профессий.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет
представлений о мире профессий.
Предмет исследования: педагогический процесс формирования у
детей 6-7 лет представлений о мире профессий при использовании
информационных технологий.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что
формирование у детей 6-7 лет представлений о мире профессий возможно,
если:определена характеристика понятия «мир профессий» и раскрыта
сущность информационных технологий с учетом специфики работы по
развитию у детей 6-7 лет представлений о мире профессий;
– дано опытно-экспериментальное обоснование критериального
аппарата, необходимого для объективной оценки уровней сформированности
у детей 6-7 лет представлений о мире профессий;
– реализуется поэтапная работа с детьми, в которой происходит
постепенное формирование представлений у детей 6-7 лет о мире профессий
в процессе использования информационных технологий.
Задачи исследования:
1. На основе анализа проблемы формирования у детей представлений о
мире профессий раскрыть степень ее разработанности на современном этапе,
определить понятийно-категориальное поле исследования, охарактеризовать
информационные технологии и их возможности в формировании у детей
представлений о мире профессий.
2. Определить и экспериментально проверить этапы и содержание
работы с детьми по формированию представлений о мире профессий в
процессе использования информационных технологий.
3. Разработать показатели и определить уровни сформированности у
детей 6-7 лет представлений о мире профессий.
Методы исследования. В исследовании использовался комплекс
методов, а именно: теоретические (анализ психолого-педагогической
литературы по изучаемой проблеме); эмпирические (психолого-
педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий
и контрольный этапы, качественный и количественный анализ эмпирических
данных).
Теоретическо-методологической основой нашего исследования
послужили научные труды следующих авторов: Т.С. Комарова, С.А. Козлова,
В.И. Логинова, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, Н.В. Алешина.Новизна исследования: выявлена возможность рассмотрения
формирования представлений о мире профессий у детей подготовительного
дошкольного возраста; изучены потенциальные возможности
информационных технологий при осуществлении непрерывной
образовательной деятельности, направленной на формирования
представлений у детей 6-7 лет о мире профессий.
Теоретическая значимость исследования: раскрыты необходимые
для детей подготовительного дошкольного возраста представления о мире
профессий, описаны информационные технологии и их эффективность в
образовательной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем
представлены апробированные и используемые на практике методические
рекомендации воспитателям по диагностике формирования представлений о
мире профессий у детей подготовительного дошкольного возраста, по
использованию информационных технологий в процессе формирования
представлений у детей 6-7 лет о мире профессий.
Экспериментальная база исследования: образовательное учреждение
АНО ДО Планета детства «Лада» д/с № 72 «Подсолнушек» г. Тольятти. В
эксперименте приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Бакалаврская
работа включает в себя введение, две главы, заключение, список
используемой литературы, приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтверждает гипотезу нашей работы и
позволяет сделать следующие выводы.
Анализ теоретических аспектов работы подтвердил актуальность
проблемы формирования представлений о мире профессий у детей 6-7 лет в
процессе использования информационных технологий. Положения ученых
(С.А. Козловой, В.И. Логиновой, Е.А. Климова, Э.Ф. Зеер, О.В. Дыбиной и
др.) о важности ознакомления детей со взрослыми позволили раскрыть
разные пути данного процесса. Среди которых важное место занимают
информационные технологии, которые обладают потенциальными
возможностями в процессе ознакомления детей с миром профессий и
формирование на этой основе личностного отношения к взрослым, их
деятельности.
В процессе теоретического анализа были уточнены понятия «мир
профессий» и «мир взрослых», которые рассматриваются как целостная
представленность человека труда с его личностными и деловыми качествами.
Раскрыто понятие «информационных технологий» и их возможностей в
формировании у детей 6-7 лет представлений о мире профессий.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствует, что в
основном дети испытывают затруднения в процессе характеристики
профессиональных действий таких специфических профессий, как
фармацевт, композитор, метеоролог. Они имеют узкие представления о
разнообразии профессий, называя в основном широко известные профессии:
врач, учитель, строитель, пожарный, не знакомы с разнообразием мира
профессий взрослых, с профессиональными действиями специалистов и их
профессиональными качествами, и не проявляют стремления к освоению
наиболее предпочтительных специальностей.
Формирующий эксперимент доказал эффективность информационных
технологий в формировании представлений о мире профессий у детейподготовительной группы при осуществлении поэтапной работы
(мотивационный, деятельностный и рефлексивный этапы), соблюдении
правил по работе детей с информационными технологиями и разнообразии
форм работы (НОД с использованием презентаций и интерактивных игры,
создание фотоколлажа, беседы и пр.). Дети активно взаимодействовали друг
с другом, знакомились с профессиями и с профессиональными качествами
взрослых, а также высказывали собственные предпочтения и интересы в
сфере трудовой деятельности взрослых. Разнообразие форм работы и яркий
наглядный материал способствовали возникновению у детей интереса к
познанию разнообразия мира профессий взрослых.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную
динамику в формировании представлений о мире профессий у детей 6-7 лет в
процессе использования информационных технологий. Дети стали называть
не только широко известные, но и специфические профессии, качественно
характеризовать профессиональные действия взрослых и аргументировать
свою заинтересованность в определенных профессиях. Была подтверждена
закономерность о том, что чем шире представления детей о мире профессий
взрослых, тем выше их интерес к труду взрослых, на основе чего появляется
мотивация к выбору собственных предпочтений в профессиональном
разнообразии.
Данное исследование показывает, что формирование у детей 6-7 лет
представлений о мире профессий взрослых эффективнее осуществляется в
процессе использования информационных технологий.


1. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и
социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы [Текст]
/ Н.В. Алешина. – М. : Элизе Трейдинг, 2004. – 128 с.
2. Алябьева, Е.А. Поиграем в профессии. Занятия, игры и беседы с
детьми 5-7 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 97 с.
3. Антонова, М.В. Ранняя профориентация как элемент социально-
коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста
[Текст] / М.В. Антонова // Современные наукоемкие технологии. – 2017. –
№2. – С. 93-96.
4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения
[Текст] / В.П. Беспалько. – М., 1995. – 336 с.
5. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная
общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред.
Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2014. – С. 46-50.
6. Дыбина, О.В. Теории и технологии социализации детей: учеб.-метод.
пособие для подготовки бакалавров педагогики очной и заочной форм
обучения [Текст] / О.В. Дыбина. – Тольятти : ТГУ, 2010. – 59 с.
7. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб.
пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / И.Г. Захарова. –
М., 2003. – С. 34-38.
8. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов
высших учебных заведений [Текст] / Э.Ф. Зеер. – 5-е издание,
переработанное и дополненное. – М.: Академический проект: фонд «Мир»,
2008. – 336 с.
9. Калинина, Т.В. Новые информационные технологии в дошкольном
детстве [Текст] / Т.В. Калинина. – М. : Сфера, 2008. – С. 21-26.10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения
[Текст] / Е.А. Климов. – М. : Академия, 2004. – 304 с.
11. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с
социальной действительностью [Текст] / С.А. Козлова. – М., 1998. – 156 с.
12. Комарова, Т.С. Информационно – коммуникационные технологии в
дошкольном образовании [Текст] / Т.С. Комарова. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2011. – 170 с.
13. Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в
условиях игровой деятельности дошкольников [Текст] / В.П. Кондрашов. –
Саратов : Изд-во СГУ, 2001.
14. Красновский, Л.И. Опыт ранней профориентации [Текст] /
Л.И. Красновский // Дошкольное воспитание. – 1991. – №10. – С. 39-44.
15. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: система
работы с детьми 3-7 лет [Текст] / Л.В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез,
2012. – 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ