ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Прокурор как участник уголовного процесса 7
1.1 Понятие государственного обвинения 7
1.2 Процессуальная функция прокурора в уголовном судопроизводстве 11
1.3 Процессуальное положение прокурора в стадии судебного разбирательства 16
Глава II Поддержание прокурором государственного обвинения в стадии судебного разбирательства 27
2.1 Процессуальные формы участия государственного обвинителя в доказывании 27
2.2 Отказ государственного обвинителя от обвинения и его последствия 32
2.3. Участие государственного обвинителя в прениях сторон 35
Глава III. Результаты эмпирических данных 38
3.1 Результаты эмпирических данных, полученных в ходе подготовки магистерского исследования 38
3.2 Анализ активности государственного обвинителя в процессе доказывания на выводы суда первой инстанции на основании полученных эмпирических данных 45
Заключение 52
Список используемых источников и литературы 57
Приложение 62
Прокурор в уголовном судопроизводстве всегда являлся особой процессуальной фигурой. Если в советском уголовном процессе мнение прокурора имело практически решающее значение для выводов суда, то в настоящее время в соответствии с провозглашенным в ч.3 ст. 123 Конституции РФ принципом состязательности и равноправия, стороны являются независимыми и уравненными в правах. Это означает, что сторона обвинения обладает такими же процессуальными правами, что и сторона защиты. В связи с исторической эволюцией изменились и функции прокурора. Если ранее на прокуратуру была возложена функция надзора, то в настоящее время прокуратура выполняет функцию уголовного преследования, которая может быть реализована в форме надзора и процессуального руководства органами дознания (в досудебном производстве) и в форме поддержания государственного обвинения (в судебном производстве).
Прокурор - это единственное лицо, которое участвует в уголовном процессе на протяжении всего производства по делу в той или иной форме. Активность государственного обвинителя обусловлена обязанностью доказывания обвинения. В связи с этим, в зависимости от того, насколько активно прокурор осуществляет возложенную на него обязанность доказывания, зависят выводы суда.
Государственное обвинение - это особая процессуальная деятельность, содержанием которого выступает публичное утверждение государственного обвинителя о виновности лица в совершении преступления.
Процессуальная деятельность государственного обвинителя выступает основной движущей силой уголовного процесса, так как доказывать должен тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает.
Деятельность прокурора в доказывании и выводы, к которым пришел суд, имеют причинно - следственную связь, так как доказывая достоверность, достаточность и допустимость доказательств, прокурор достигает цель - обоснование обвинения перед судом.
Законность является одним из важнейших принципов уголовного судопроизводства. Проблема его обеспечения всегда находится под пристальным вниманием граждан, законодателей, правоприменителей, ученых, поскольку соблюдение Конституции и исполнение законов является гарантом безопасности государства, общества и жизни каждого человека. Прокурор как представитель государственной власти наделен полномочием осуществлять уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. Несмотря на то, что прокуратура была создана в нашем государстве почти три столетия назад, ее место в системе органов власти, функции и полномочия изменялись. Дискуссии относительно правового положения прокурора продолжаются и в современной России. Не так много времени прошло с момента принятия УПК РФ, однако уже в рамках него были существенно изменены полномочия прокурора на стадии предварительного расследования, что породило новые споры. Особенно остро встал вопрос о соотношении полномочий с органами следствия: насколько целесообразно было принятие федерального закона от 05.06.2007 №87 ФЗ? Какие проблемы существуют при определении статуса прокурора в уголовном процессе и его функций? Что осложняет осуществление прокурором полномочий, закрепленных за ним уголовно-процессуальным законодательством? Эти и другие спорные моменты будут представлены в данной работе.
Актуальность работы состоит в том, что в период 2017 - 2018 гг. по обнародованным данным российские суды увеличили число оправдательных приговоров до 4,5 % по сравнению с прошлыми годами1. В связи с этим, возникает потребность рассмотреть процессуальную активность государственного обвинителя в суде первой инстанции, выяснить, как влияет его деятельность на выводы суда и может ли пассивность государственного обвинителя привести к оправдательному приговору.
Целью данной работы является рассмотрение и систематизация знаний о влиянии деятельности государственного обвинителя в ходе судебного разбирательства на выводы суда, анализ активности государственного обвинителя в процессе доказывания на выводы суда первой инстанции на основании полученных эмпирических данных.
Достижение этой цели обеспечивается решением задач: раскрытие сущности и понятия «государственное обвинение»; рассмотрение процессуального положения прокурора в стадии судебного разбирательства; определение обязанности осуществления доказывания прокурором, форм участия прокурора в доказывании; анализ законодательства, регламентирующего участие прокурора в доказывании; рассмотрение деятельности по поддержанию прокурором государственного обвинения в стадии судебного разбирательства: участие в прениях; отказ прокурора от государственного обвинения; изучение практики участия государственного обвинителя в уголовном процессе.
Объектом исследования являются положения уголовно - процессуального законодательства о деятельности прокурора как субъекта уголовного преследования.
Предметом исследования служат вопросы об уголовно - процессуальной функции государственного обвинителя, о полномочиях по участию в доказывании в стадии судебного разбирательства.
Методологической основой данного исследования является сравнительно - правовой, системно - структурный, логико-юридический методы.
Теоретическая основа работы включает в себя труды отечественных ученых по проблемам процессуального положения прокурора в уголовном процессе, доказательственной деятельности, процессуальной функции прокурора в уголовном судопроизводстве.
Законодательную базу составили положения Конституции Российской Федерации, УПК РФ, Федеральный Закон «О прокуратуре Российской Федерации», постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, методические рекомендации Генерального прокурора РФ.
В качестве эмпирической основы при подготовки магистерского исследования была проанализирована активность государственного обвинителя в процессе доказывания путем изучения материалов трех уголовных дел, проведения анкетирования пяти работников прокуратуры.
Прокуратура занимает особое и важное место среди органов государственной власти. Задача, преследуемая при ее создании Петром I в 1722 году - обеспечить законность в государстве - актуальна и в настоящее время. Позже прокурор стал осуществлять надзор за органами предварительного расследования и принимать участие в суде при рассмотрении уголовных дел, что, опять же, существует и сейчас. В современном уголовном процессе прокурор выполняет функцию обвинения (уголовного преследования), которая в досудебных стадиях уголовного судопроизводства реализуется в форме процессуального руководства и надзора за исполнением законов в отношении дознания, в отношении следствия - в форме надзора за исполнением законов, а на судебных стадиях - в форме поддержания государственного обвинения.
Для реализации возложенной на него функции обвинения в уголовном процессе прокурор наделен широким перечнем полномочий, которые, однако, были сокращены ФЗ от 05.06.2007г. №87. Тем самым прокурор был лишен такого важного полномочия как возбуждать уголовные дела, а также процессуального руководства за органами следствия (отсюда - отсутствие возможности у прокурора более оперативно реагировать на нарушения, допущенные следственными органами). На мой взгляд, необходимо вновь наделить прокурора полномочием по возбуждению уголовных дел (это позволит обеспечить в полной мере права и законные интересы лиц, которым причинен вред в результате совершения преступления) и процессуальным руководством за органами следствия. Так как обязанность по поддержанию государственного обвинения в суде возложена на прокурора, а не на следователя, то все производство по делу должно вестись под чутким руководством первого, поскольку в случае, если производство по делу велось ненадлежащим образом (например, вовремя не были проведены следственные действия), то поддержание государственного обвинения в суде может быть затруднено.
В суде первой инстанции прокурор представляет сторону обвинения. В судебном следствии прокурор представляет доказательства, подтверждающие виновность лица и участвует в исследовании доказательств, представленных стороной защиты. Указание по активному участию на данном этапе судебного разбирательства, данное прокурорам, на практике соблюдается ими не во всех случаях, что подтверждается полученными мною эмпирическими данными. Ситуация аналогична с обвинительной речью прокурора. Хотя законодательство не регулирует вопрос о содержании речи, существуют определенные требования, соблюдение которых позволит наиболее полно достичь цели выступления: проанализировав доказательства, убедить суд в виновности лица (не учитываем случаи отказа от обвинения) и добиться назначения ему определенной меры наказания, предварительно обосновав ее применение.
В проверочных стадиях уголовного судопроизводства прокурор также представляет интересы обвинения и посредством принесения апелляционного, кассационного или надзорного представлений обжалует решения судов при несогласии с ними. В случае, если решение обжалуется участниками уголовного судопроизводства, прокурор вправе представить апелляционное, кассационное или надзорное возражение. Обнаружив новые или вновь открывшиеся обстоятельства, прокурор возобновляет производство по уголовному делу.
Прокурор - единственный участник со стороны обвинения, который участвует на протяжении всего процесса в той или иной форме и деятельность которого способствует движению дела, он инициатор самого уголовного процесса. Являясь таким инициатором обвинения, путем оглашения обвинения государственный обвинитель определяет пределы судебного разбирательства, за рамки которого суд выйти не вправе.
Обвинение, предъявляемое лицу прокурором имеет статус государственного обвинения. Государственное обвинение представляет собой специфическую деятельность должностных лиц органов прокуратуры, основанная на выводе, к которому пришел орган предварительного расследования о совершении лицом противоправного уголовно - наказуемого деяния, направлена на изобличение лица, совершившего преступление и адресована для суда.
Единственная функция прокурора в уголовном процессе - функция уголовного преследования. Отсюда цель прокурора - изобличение лица, совершившего преступление. Данная цель достигается путем предоставления доказательств, в полной мере необходимых для обоснования обвинения перед судом.
Процессуальная активность государственного обвинителя по доказыванию начинает проявляться уже в подготовительной части судебного разбирательства и заканчивается в прениях сторон, но в случае, если прокурор не согласен с решением суда, он вправе подать апелляционное представление, тем самым продолжив свою деятельность.
В связи с тем, что прокурор участвует на протяжении всего процесса, следует различать две классические формы участия государственного обвинителя в доказывании: непосредственную и опосредованную. Данные формы находятся между собой во взаимосвязи, так как в опосредованной форме участия в доказывании прокурор осуществляет надзорные функции, сопряженные с доказыванием, которые необходимы для его дальнейшего участия в форме непосредственного доказывания в суде. Взаимообусловленность этих форм вызвана тем, что в стадии предварительного расследования подготавливается основа, доказательственная база, которой далее будет оперировать государственный обвинитель в суде, так как в случае если в стадии предварительного расследования существуют пробелы, то восполнить их в судебной стадии будет невозможно, что в дальнейшем вызовет ослабление позиции государственного обвинителя.
Поэтому можно сказать, что результативность и эффективность поддержания государственного обвинения в суде находится в прямой связи с качеством произведенного по делу предварительного расследования.
Как показала практика, обвинение, сформулированное органами предварительного расследования чаще всего подлежит изменению в сторону смягчения. Это обстоятельство может быть вызвано недостатками работы в стадии предварительного расследования - неполнотой расследования, ошибочностью полученных доказательств, либо данной изначально квалификацией деяния «с запасом».
Если же изменение обвинения представляет собой переквалификацию преступления, исключение из него признаков, отягчающих наказание; исключения из обвинения ссылки на норму УК; переквалификации на более мягкое наказание, то отказ от обвинения - это полное отрицание обвинения, прекращение уголовного преследования. Тогда здесь можно говорить о том, что надзор прокурора за предварительным расследованием был проведен ненадлежащим образом, в связи с этим возникает пробел в деятельности государственного обвинителя на судебной стадии, но также есть вероятность возникновения ситуации, при которой отказ, либо частичный отказ прокурора от обвинения может быть вызван появлением новых обстоятельств, возникших при рассмотрении уголовного дела.
Поэтому отказ прокурора от обвинения практически исключительная ситуация. Фактически это означает, что прокурор признает всю свою ранее произведенную деятельность - надзор за следствием, руководство дознанием по уголовному делу ничтожным.
Процессуальная активность прокурора - необходимая составляющая в уголовном процессе, основная движущая сила процесса, так как подсудимый не обязан доказывать свою невиновность, он де - юре считается невиновным. На прокурора же наоборот, закон возлагает обязанность доказывания.
Результаты проведенного анкетирования среди работников прокуратуры свидетельствуют о том, что деятельность государственного обвинителя существенно влияет на выводы суда. Это нашло свое подтверждение и в уголовных делах, рассмотренных в период прохождения преддипломной практики. При этом во всех трех рассмотренных уголовных делах прокурор был активным участником процесса, он задавал вопросы участникам процесса, заявлял ходатайства, высказывал свое мнение относительно исследованных в деле доказательств, произносил речь в прениях. Так, во всех трех случаях суд согласился с позицией стороны государственного обвинения, следовательно прокурор достиг поставленной цели путем предоставления доказательств в полной мере необходимых для обоснования обвинения перед судом.
Иными словами можно сказать, что обвинительный приговор по уголовному делу - это положительная оценка судьей процессуальной деятельности прокурора на протяжении всего уголовного процесса, которая означает что государственный обвинитель достиг своей цели - изобличение лица, совершившего преступление.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. - М.: Юридическая литература, 2014
2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 18-п от 8 декабря 2003 г. по делу о проверке конституционности положений статей 125, 219, 227, 229, 236, 237, 239, 246, 254, 271, 378, 405 и 408, а также глав 35 и 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами судов общей юрисдикции и жалобами граждан // Российская газета. - 2003. - № 257- 23 декабря.
3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202-1 // Собрание законодательства. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Действующая редакция.
5. Письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 12/13-93 от 12.03.1993 «О методических рекомендациях об участии прокурора в исследовании доказательств в судебном разбирательстве».
6. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации № 465 от 25 декабря 2012 г. «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства».
7. Настольная книга прокурора / Под ред. С.И. Герасимова. - М., 2002. - С. 34.
8. Иванова Т.Ю. Участие прокурора в доказывании на предварительном следствии. Дис. Канд. юрид. наук. - Самара, 1999. - С. 71 - 74.
9. Козлова Е. К, Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 310.
10. Куликов В. В России выросло число оправдательных приговоров // Российская газета. - 2014. - № 6447. - С. 3.
11. Лазарева В.А. Прокурор в уголовном процессе: учеб. пособие. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - С. 49.
12. Лазарева В.А. Теория судебной речи: Учебное пособие. Самара: Изд- во «Самарский университет», 2001. - С. 123.
13. Уголовный процесс: учебник / коллектив авторов ;под ред. В.А. Лазаревой. - М.: ЮСТИЦИЯ, 2015. - С.94.
14. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. - М., 1986. - С.5.
15. Мельников Н. В. Прокурорская власть // Государство и право. - 2002. - № 2. - С. 20.
...