Введение 3
Глава 1 Теоретические основы развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования 12
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития гибких
компетенций педагогов дошкольной образовательной организации 12
1.2 Характеристика процесса педагогического проектирования
как средства развития гибких компетенций педагогов 19
Глава 2 Экспериментальное исследование развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования 25
2.1 Выявление уровня развития гибких компетенций педагогов
дошкольной образовательной организации 25
2.2 Организация и содержание работы по развитию гибких
компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования 50
2.3 Выявление динамики развития гибких компетенций
педагогов дошкольной образовательной организации 99
Заключение 119
Список используемой литературы 122
Приложение А Список педагогов, участвующих в эксперименте 125
Приложение Б Диагностические материалы 126
Приложение В Результаты диагностики гибких компетенций педагогов 155
Приложения Г Примеры индивидуальных профилей гибких компетенций педагогов 157
Актуальность исследования. Существенные изменения социально-экономических условий в обществе оказывают значительное влияние на процессы, происходящие в образовательной сфере. Система образования на современном этапе активно внедряет и реализует новые образовательные стандарты. Внедрение образовательных стандартов вносит изменения в структуру, наполнение и ресурсное обеспечение образовательной деятельности, в систему оценки полученных образовательных результатов, а также требования к профессиональным компетенциям педагогов.
Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и профессионального стандарта педагога требует от педагога дошкольной образовательной организации необходимость владения рядом важных компетенций, среди которых: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития воспитанников в образовательной и вне образовательной деятельности, способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, результатов и обеспечения качества образовательного процесса, организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности, проектировать образовательные программы, индивидуальные образовательные маршруты воспитанников. Это Hard skills - обязательные профессиональные компетенции. Однако, реализация профессиональных функций педагога дошкольного образования требует обязательного взаимодействия с субъектами образовательного процесса: обучающимися, другими педагогами (коллегами), родителями. Продуктивное взаимодействие для создания благоприятных условий развития ребенка невозможно без владения педагогом Soft skills - гибкими компетенциями.
В данном исследовании в качестве ведущего средства развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации мы рассматриваем педагогическое проектирование.
Педагогическое проектирование является неотъемлемой функцией деятельности педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная. По мнению ученых, педагогическое проектирование представляет собой функциональный компонент образовательной деятельности, отражающий предвидение педагогом будущего образовательного процесса, а также прогнозирование его результатов. Основоположником теории и практики педагогического проектирования в отечественной педагогике считается А.С. Макаренко. Воспитательный процесс он рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники», продуманности действий, их последовательности с целью проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры.
Одна из сторон педагогического проектирования - включение педагога в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей реконструирования образовательных систем и создание условий для развития полноценной творческой личности. Такая направленность деятельности педагога позволяет обеспечить не только совершенствование системы образования, но и адаптацию ее структурных элементов в аспекте процесса социальных преобразований; требует готовности педагога к данному виду деятельности.
С начала 90-х годов на основе психолого-педагогических исследований и разработок начала складываться «проектная парадигма в образовании» как новый подход к развитию образования в целом и к становлению гибких профессиональных компетенций педагога.
Педагогическое проектирование как средство, влияющее на развитие гибких компетенций педагога, представляется образовательной тенденцией будущего и занимает все большее место в профессиональной деятельности. Предоставление дошкольным образовательным организациям более широких прав, введение в образовательные программы федерального компонента, определяемого государственными образовательными стандартами, а также регионального компонента и компонента, определяемого самой дошкольной образовательной организацией, требует от педагога умения проектировать содержание образования - образовательные программы, рабочие программы, методический материал любого уровня.
В этой связи в личностно-ориентированной образовательной парадигме на первый план выдвигается задача развития гибких компетенций в процессе педагогического проектирования, соответствующих потребности педагога в модернизации образовательной деятельности. Перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска, обоснования и использования эффективных путей развития гибких компетенций педагога.
Не вызывает сомнения тот факт, что развитие гибких компетенций в процессе педагогического проектирования на высоком уровне определяет инновационный подход к педагогической деятельности, обеспечивает ее целостность, не позволяя распадаться на серию педагогических приемов; способствует освоению в единстве теории и практики, творческому педагогическому самоопределению, самопроектированию педагогом собственного роста и профессиональных достижений.
Различные аспекты проблемы развития умений педагогического проектирования изучались психологами, педагогами, методистами на протяжении многих лет. Основу составили работы в области философии, науковедения, культурологии (Ю. Громыко, Э.В Ильенков, М.С. Каган, В.С. Шубинский, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин), раскрывающие основные принципы построения проектно-творческого процесса, выбора его стратегии и выделения характерных этапов педагогического проектирования.
Рассмотрены исторические и социальные аспекты педагогического проектирования (Е.С. Заир-Бек, В.В. Краевский, В.Е. Родионов, A. П. Тряпицына).
Выявлены сущность и функции педагогической деятельности (3.И. Васильева, В.Ф. Взятышев, В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина), объектом внимания ученых стали проблемы прогнозирования и моделирования образовательных систем и процессов (И.В. Бестужев-Лада, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин, Л.А. Регуш, Г.С. Сухобская), диагностики и целеполагания в педагогическом процессе (И.С. Батраков, Б.П. Битинас. О.Е. Лебедев, Н.Ф. Маслова, С.А. Расчетина), проектирования, конструирования и технологизации образовательных процессов (Г.А. Балл, B. П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин).
Наряду с разработанностью проблемы анализ научных исследований и педагогической практики позволил выявить существующие противоречия.
В практике современного образовательного пространства только начинает развиваться педагогическое проектирование, что свидетельствует о слабом понимании педагогами важности развития гибких компетенций в процессе педагогического проектирования, а содержание развития гибких компетенций педагогов не соответствует социальному заказу и педагогической практике.
Развитие умений педагогического проектирования у педагогов призвано снять противоречия между социальным заказом на формирование активной личности, способной к творчеству, самоорганизации, способной включаться в преобразовательную деятельность и отсутствием у педагогов понимания методологии педагогического проектирования, недостаточная сформированность специальных компетенций педагогического проектирования, ее обеспечивающих.
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы возможности педагогического проектирования в развитии гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, была сформулирована тема исследования: «Развитие гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования.
Объект исследования: процесс развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: педагогическое проектирование как средство развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования основана на следующих предположениях:
- изменение уровня гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации возможно благодаря процессу педагогического проектирования;
- стимулирование развития гибких компетенций педагогов на каждом этапе педагогического проектирования (прогнозирование, моделирование, планирование, конструирование) обеспечивается применением методического конструктора;
- методический конструктор включает в себя модули методических приемов (упражнений) для развития определенных гибких компетенций (критическое мышление, координация, креативность, коммуникация) на каждом этапе педагогического проектирования.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы исследования, степень ее научной разработанности; определить категориальное поле исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий, выявить уровни развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации, составить индивидуальные профили гибких компетенций.
3. Разработать и апробировать содержание и методический конструктор развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения:
- о содержании гибких компетенций педагогов (А.В. Гиззатуллина, Н.Н. Логинова, О.В. Шатунова);
- сущности и структуре процесса педагогического проектирования (А.А. Беляев, В.П. Беспалько И.В. Вострикова, Н.А. Юкина);
- развитии умений педагогического проектирования с помощью рефлексии как механизма образования личностного опыта (М.П. Горчакова-Сибирская, В.Н. Куминова, И.А. Колесникова).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение передового педагогического опыта;
- наблюдение за деятельностью педагогов, анализ проектной деятельности педагогов и воспитанников, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных данных, методы графической обработки результатов.
Экспериментальная база исследования: МБУ «Школа №73» СП детский сад «Облачко».
Основные этапы исследования. В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
На первом этапе (2020-2021 гг.) - организационно-подготовительном - изучены психолого-педагогические аспекты развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования; определены методологические и теоретические основы исследования, характеристика процесса педагогического проектирования, сформулированы проблема, цель, задачи исследования.
На втором этапе (2021-2022 гг.) - содержательно-технологическом - разработаны и апробированы содержание и методические приемы развития гибких компетенций педагогов в процессе педагогического проектирования.
На третьем этапе (2022 г.) - итогово-диагностическом - обобщены результаты эксперимента и оформлены материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- педагогическое проектирование обосновано как средство развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации;
- выявлены возможности каждого этапа педагогического проектирования в развитии конкретных гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации;
- определено содержание и модули методических приемов (упражнений) для развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации на каждом этапе педагогического проектирования.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации возможностей этапов педагогического проектирования в развитии определенных гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что возможен перенос в деятельность образовательных организаций осмысленного в работе теоретико-практического опыта развития гибких компетенций педагогов в процессе педагогического проектирования:
- диагностический инструментарий для выявления уровни развития гибких компетенций и составления индивидуального профиля гибких компетенций каждого педагога;
- методический конструктор развития гибких компетенций педагогов в процессе педагогического проектирования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, воспроизводимостью и репрезентативностью полученных экспериментальных данных, подтверждением гипотезы исследования его результатами.
Личное участие магистранта в исследовании выражено в изучении теоретического состояния проблемы; выявлении уровня развития гибких компетенций педагогов и составлении индивидуальных профилей; внедрении результатов исследования в практику дошкольной образовательной организации; анализе результатов.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались и обсуждались на отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, а также на педагогических советах в МБУ «Школа №73» СП детский сад «Облачко» г.о. Тольятти. Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Обоснование роли педагогического проектирования как средства развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации. Процесс педагогического проектирования, направленный на комплексное многоуровневое решение педагогических проблем, состоит в разработке вариантов предстоящей педагогической деятельности и прогнозировании ее результатов с учетом ресурсов и рисков, что непосредственно связано с развитием таких гибких компетенций педагогов, как критическое мышление, координация (тайм-менеджмент), креативность, коммуникация, проектной мышление.
2. Стимулирование развития гибких компетенций педагогов на каждом этапе педагогического проектирования (прогнозирование, моделирование, планирование, конструирование) обеспечивается применением методического конструктора. Методический конструктор включает в себя модули методических приемов (упражнений) для развития определенных гибких компетенций (модуль «Критическое мышление», модуль «Координация», модуль «Креативность», модуль «Коммуникация», модуль «Проектное мышление») на каждом этапе педагогического проектирования. Методический конструктор носит метапредметный характер: методические приемы (упражнения) в составе модулей могут быть выстроены на содержании конкретной темы педагогического проекта.
3. Динамику развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации позволяет выявить индивидуальный профиль. Это графическая визуализация результатов диагностики, показывающая степень выраженности каждого показателя в общей структуре гибких компетенций педагога.
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы (30 наименований) и 4 приложений. Текст содержит 1 рисунка, 16 таблиц. Основной текст работы изложен на 124 страницах.
Проведенное исследование, позволило подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что проблема развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования актуальна. Гибкие компетенции представляют собой комплекс навыков или компетенций, которые являются метапредметными или общими для различных видов деятельности и включают в себя некоторые характерные черты когнитивной и в целом интеллектуальной деятельности, эмоционального интеллекта, управления собственной деятельностью и конструктивного взаимодействия с другими людьми. В современных реалиях, когда нужно уметь приспосабливаться к разного рода условиям и искать нестандартные пути решения, именно гибкие компетенции делают специалиста конкурентоспособным, поскольку являются универсальным набором основных черт современного развивающегося специалиста.
Процесс педагогического проектирования, направленный на комплексное многоуровневое решение педагогических проблем, состоит в разработке вариантов предстоящей педагогической деятельности и прогнозировании ее результатов с учетом ресурсов и рисков, что непосредственно связано с развитием таких гибких компетенций педагогов, как критическое мышление, координация (тайм-менеджмент), креативность, коммуникация, проектной мышление.
На основании исследований А.В. Гиззатуллиной, О.В. Шатуновой, Н.Н. Логиновой, Н.А. Юкиной, И.В. Востриковой, А.А. Беляевой, В.Н. Куминовой, И.А. Колесниковой, М.П. Горчаковой-Сибирской, были выделены показатели гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации, на основе которых определены результаты констатирующего и контрольного экспериментов: умение анализировать поставленные вопросы и предлагать ответы, применяя гибкость, используя аргументацию; умение продуктивно сотрудничать с людьми; умение выстраивать свой тайм-менеджмент; умение творчески подходить к решению ситуаций, требующих креативного подхода; умение выстраивать коммуникацию с партнерами по совместной деятельности, выбирать соответствующий стиль общения; умение выстраивать проектную деятельность.
В данном исследовании установлено и экспериментально проверено, что педагогического проектирования выступает средством развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации. Стимулирование развития гибких компетенций педагогов на каждом этапе педагогического проектирования (прогнозирование, моделирование, планирование, конструирование) обеспечивается применением методического конструктора. Методический конструктор включает в себя модули методических приемов (упражнений) для развития определенных гибких компетенций (модуль «Критическое мышление», модуль «Координация», модуль «Креативность», модуль «Коммуникация», модуль «Проектное мышление») на каждом этапе педагогического проектирования. Методический конструктор носит метапредметный характер: методические приемы (упражнения) в составе модулей могут быть выстроены на содержании конкретной темы педагогического проекта.
Динамику развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации позволяет выявить индивидуальный профиль. Это графическая визуализация результатов диагностики, показывающая степень выраженности каждого показателя в общей структуре гибких компетенций педагога.
В результате проведенной работы отмечена динамика развития гибких компетенций педагогов экспериментальной выборки по всем выделенным показателям. Высокий уровень развития гибких компетенций на контрольном этапе эксперимента, по сравнению с констатирующим этапом, вырос на 15% и был выявлен у 25% педагогов. Средний уровень развития гибких компетенций на контрольном этапе эксперимента снизился на 10% и был выявлен у 55% педагогов. Низкий уровень гибких компетенций на контрольном этапе эксперимента снизился на 5%, по сравнению с констатирующим экспериментом, и был выявлен только у 20% педагогов.
Таким образом, положительная динамика в развитии гибких компетенций педагогов позволяет сделать вывод о том, что положения гипотезы исследования доказаны, цель работы достигнута, задачи решены.
Выполненное нами исследование развития гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования вносит определённый вклад в совершенствование системы повышения квалификации специалистов ДОО, их осознанного отношения к профессиональной деятельности и личностному росту. В качестве перспективы рассматриваем разработку программы методического интенсива для краткосрочного корпоративного обучения педагогов образовательных организаций на основе применения разработанного и апробированного в настоящем исследовании методического конструктора развития гибких компетенций педагогов в процессе педагогического проектирования.
1. Ахмедова-Чекина А. А. Развитие гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования [Электронный ресурс]. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/AP-2022-05-2.pdf Научный электронный журнал «Академическая публицистика», 2022. № 5-2. С. 364-376.
2. Ахмедова-Чекина А. А. Развитие гибких компетенций педагогов дошкольной образовательной организации в процессе педагогического проектирования [Электронный ресурс]. URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/AP-2022-05-2.pdf Международный научный электронный журнал «Инновационная наука», 2021. № 5. С. 152-154
3. Ахмедова-Чекина А. А. Выявление развития гибких компетенций
педагогов дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] URL: https: //internauka. org/j ournal/science/internauka/243. Научный
электронный журнал «Интернаука», 2022. № 20 (243). С. 17-22.
4. Бахрах Э. Гибкий ум. Как видеть вещи иначе и думать нестандартно. М. : Миф, 2016. 240 с.
5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М. : Педагогика, 1989. 192 с.
6. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей // Мир педагогики и психологии. Москва, 2019. № 4 (33). С. 105 - 110.
7. Иванов М. С. Коуч-книга Smart Reading 12 softskills 21 века. М. : Smart Reading, 2020. 232 с.
8. Илюхина Л. В. Инновации в образовании: процесс организационных преобразований (социальный аспект). Новочеркасск, 1999. 141 с.
9. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование. Учебное пособие для высших учебных заведений. М. : Академия, 2005. 288 с.
10. Куминова В. Н. Рефлексия как средство развития умений педагогического проектирования будущего учителя. Психология и педагогика: методики и проблемы. С. 144-148.
11. Логинова Н. Н., Зотова В. А. Формирование и развитие SoftSkills в учреждении дополнительного образования детей и молодёжи. Страховские чтения. СПб., 2019. № 27. С. 102-113.
12. Моровкина Л. Книга-тренажер для развития SoftSkills. М. : ЛитРес : Самиздат, 2021. 199 с.
13. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М. : Сфера, 2010. 128 с.
14. Новикова Т. Г. Проектирование инновационной деятельности в образовании. Красноярск, 2002. 110 с.
15. Пегги П. Софт для карьериста. СПБ. : Поппури, 2009. 192 с.
16. Перевалова А. А. Профессиональная стабильность будущего педагога. Статья 3. Исследование профессиональной устойчивости педагога // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2014. № 4-1 (60). С. 81-86
17. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сборник научных статей. Выпуск 16. Под ред. О. В. Дыбинои, С. Е. Анфисовои, А. Ю. Козловой, А. А. Ошкинои. Тольятти: НаукоПолис, 2020. 1 оптический диск.
18. Профессиональная устойчивость, как ключевая «Softskills» педагога [Электронный ресурс]. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/professionalnaya-ustoychivost-kak-klyuchevaya-soft-skills-pedagoga/viewer (дата обращения: 10.11. 2020).
19. Свиридов А.Н., Шаталова Е.А. Социально-педагогическое проектирование. Учебное пособие. М. : Флинта, 2018. 150 с.
20. Современные направления теоретических и методических
разработок в области управления: роль softskills и hardskills в
профессиональном и карьерном развитии сотрудников [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennye-napravleniya-
teoreticheskih-i-metodicheskih-razrabotok-v-oblasti-upravleniya-rol-soft-skills-i-hard-skills-v-professionalnom (дата обращения: 04.11. 2020).
21. Флеминг К. Эмоциональная гибкость. Завоевать расположение коллег, управлять решениями партнеров. М. : Бомбора, 2019. 224 с.
22. Формирование системы гибких навыков softskils в образовательном процессе [Электронный ресурс]. URL:https://urok.1sept.ru/articles/675727(дата обращения: 07.11. 2020).
23. Шлейдер Д., Малларки М., Добиас М. Развиваем гибкое мышление. М. : Буккинистика, 2022. 144 с.
24. Юкина Н. А., Вострикова И. В. Сущность, содержание и структура педагогического проектирования в инновационной образовательной среде. Вестник Марийского государственного университета, 2017. № 1 (25). С. 41¬44.
25. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование. Учебно¬практическое пособие. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. 124 с.
26. Dan White. The Soft Skills Book: The Key Difference to Becoming Highly. USA: LID Publishing, 2021. 160 p.
27. John Sonmez. Soft Skills Training: A Workbook to Develop Skills for Employment. USA: Manning Publications 1st edition, 2015. 504 p.
28. Prashant Sharma. Soft Skills 3rd Edition: Personality Development for Life Success. USA: BPB Publications, 2021. 274 p.
29. Richard Almonte. A Practical Guide to Soft Skills Communication, Psychology, and Ethics for Your Professional Life. USA: Routledge, 2021. 188 p.
30.Soft skills of teachers [Электронный ресурс].URL:https://scipress.ru/pedagogy/articles/nadprofessionalnye-navyki-uchitelej.html(дата обращения: 05.11. 2020).