Введение 3
Глава 1. Теоретические основы личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности 10
1.1 Проблемы исследования личностно-профессионального развития
учителя информатики в инновационной деятельности в психолого-педагогической литературе 10
1.2 Инновационная деятельность как важное профессиональное качество
педагога 18
1.3 Модель личностно-профессионального развития учителя информатики
в процессе инновационной деятельности 24
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование процесса личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной
деятельности 39
2.1 Изучение уровня личностно-профессионального развития учителя
информатики 39
2.2 Реализация модели личностно-профессионального развития учителя
информатики в инновационной деятельности 51
2.3 Динамика личностно-профессионального развития учителя
информатики в инновационной деятельности 59
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Список используемой литературы 72
Современная российская система образования в период цифрового столетия претерпевает значительные и кардинальные изменения, которые влекут за собой внедрение инновационных процессов в жизнь каждого, где роль учителя, а именно сильной личности и профессионала требует массового участия в образовательной деятельности.
ЮНЕСКО в своей стратегии определяет в качестве основы дальнейшего развития системы образования - удовлетворение потребностей в подготовке педагогических кадров, готовых к работе в условиях высокотехнологичной образовательной среды.
В «Стратегии развития образования и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015) отмечается, что стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, где ключевым элементом реализации перечисленных особенностей в современном среднем образовательном учреждении является наличие нацеленного ко всему новому профессионала - учителя.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2025 года отмечается, что уровень современной экономики в деятельности с инновациями определяется качеством и количеством высокопрофессиональных кадров, определяется необходимостью внедрения в систему образования новых современных инновационных технологий.
Непрерывность изменений в образовании обуславливает современные требования государства и общества к профессиональному развитию учителя, ориентированного на выполнение инновационной деятельности.
Бурное обсуждение многих аспектов деятельности учителя именно в инновационной, являются одним из обсуждаемых проблем в современной науке. Например, проблемы, которые касаются введения в образование инноваций, которого можно считать одним из основных устройств развития в системе образования, изучали И.Г. Богуславская, Г.Г. Солодова, Т.К. Клименко, С.В. Наумов; фундаментальные основы педноватики рассматривали А.Д. Амиралиев, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбекова, У.П. Хил; проявление у учителя мотивации к инновационной деятельности изучали К. Ангеловски, В.А. Сластенин, Е.Е. Шестернинов; различные компоненты педагогико-инновационных явлений изучались Б.С. Гершунским, И.В.Клариным, В.И. Слободчиковым, Г.Б. Бабушкиным.
Вместе с тем следует согласиться с тем, что в педагогической теории не в достаточной форме изучены аспекты, которые связанны с личностно-профессиональным развитием учителя информатики в условиях развития противоречивого общества, требующее переосмысления роли и места модернизации в системе образования и в реализации инновационных подходов.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между:
- потребностью общества в учителе и государства, готового к решению новых и сложных задач современного образования, и не в полной мере разработанностью содержания личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности ;
- необходимостью теоретического обоснования процесса личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности и отсутствием конкретных путей реализации деятельности, направленной на его развитие личностно-профессионального уровня;
- профессиональным самообразованием учителя информатики в инновационной деятельности как условие его личностно-профессионального развития и недостаточной мотивацией на организацию этого процесса.
Актуальность проблемы исследования обусловили выбор темы магистерской диссертации: «Особенности личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности».
Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и апробации модели личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности в условиях методического объединения учителей школы.
Объект исследования: процесс самообразования учителя в инновационной деятельности.
Предмет исследования: содержание модели и педагогические условия личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности.
Гипотеза исследования: личностно-профессиональное развитие
учителя информатики в процессе инновационной деятельности будет осуществляться эффективно, если:
- разработать модель саморазвития педагога и условия ее реализации в деятельности методического объединения школы;
- сформировать мотивацию учителя информатики к необходимости овладения способами организации инновационных процессов в школе;
- интенсифицировать процесс самообразования педагогов благодаря внедрению интерактивных методов и форм обучения.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать особенности личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности и выявить предпосылки их профессионального развития в условиях методического объединения школы.
2. Разработать модель и условия реализации личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности.
3. опытно-экспериментальным путем показать эффективность модели, условий ее реализации и методику личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности.
Методологическую основу исследования составляют ряд подходов: -личностно-ориентировочный ( A.A. Деркач, Е.В. Селезнева );
-личностно-деятельностный (JI.C. Выготский, М.И. Дьяченко, А.Н. Леонтьев);
-компетентностью (Д.Ц. Дугарова, В.В. Сериков).
Теоретическую основу исследования составляют:
- труды в области личностного развития, профессионального развития личности (С.Г. Вершловский, A.A. Деркач, С.И. Гессен, A.K. Маркова, Д.И. Фельдштейн);
- базовые работы исследования педагогической деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. П.Я. Гальперин).
- результаты исследований проблем образования (В.Г. Воронцова, С.Г.Вершловский, Л.Н. Горбунова, М.Т. Громкова, А.Е. Марон, И.А. Колесникова);
- результаты исследований введения инноваций в образование (А.Д. Амиралиев, Б.С. Гершунский, В.И.Загвязинский, Т.К. Клименко, B.C. Лазарев, A.M. Новиков, Т.Г. Новикова, В.А. Сластенина);
- результаты исследований проблемы формирования готовности к деятельности, в том числе, к инновационной деятельности (A.A. Деркач, Л.С. Подымова, Е.В. Селезнева, В.А. Сластенин).
Для решения поставленных задач, для проверки составленной гипотезы использовались методы исследования:
1) теоретические - это анализ научно научной литературы, нормативных документов, диссертационных исследований и авторефератов по проблемам личностно- профессионального развития учителя в инновационной деятельности, личностно-профессионального развития учителя, повышения квалификации в учреждении там основного общего образования, моделирование развития учителя в инновационной деятельности;
2) экспериментальные - наблюдение, анкетирование, беседа, самооценка, педагогический эксперимент.
Научная новизна личностно-профессионального развития учителя информатики в процессе и инновационной и деятельности в условиях и методического объединения учителей школы заключается в следующем:
- разработана модель личностно-профессионального развития учителя информатики, включающая: целевой, содержательный, организационно-деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты;
- определены условия реализации модели личностно-профессионального развития учителя информатики в условиях методического объединения школы;
- на основ модели разработана методика самообразования учителя информатики в инновационной деятельности, которая предполагает реализацию программы саморазвития на личностно-мотивационном, обучающем и рефлекторно-проектировочном уровне.
1) рассмотрение особенностей личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности;
2) определение основных факторы личностно-профессионального развития учителя информатики, способствующие эффективной работе в инновационной деятельности;
3) создание модели и условий реализации данной модели, обеспечивающие мотивацию на высокие достижения в деятельности, психологической направленности к профессиональной деятельности в новых условиях;
4) выявление продуктивных уровней личностно-профессионального развития педагогов в инновационной деятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит:
- в конкретизации общетеоретических представлений о личностно-профессиональном развитии учителей информатики в инновационной деятельности к числу которых принадлежат условия учета субъективных позиций учителя как исследователя;
- разработана модель личностно-профессионального развития учителя информатик в инновационной деятельности;
- обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность саморазвития личности учителя в процессе инновационной деятельности.
Практическая значимость исследования заключена в том, что:
- практический смысл работы связан с реализацией созданной модели развития учителя в инновационной деятельности в зависимости от особенностей профессионального уровня учителя и содержания самообразования учителя информатики в инновационной деятельности;
- полученные данные о динамике изменения личности учителя информатики позволяют управлять процессом ее развития, осуществлять возможность изменений;
- разработанные материалы исследования могут использовать в практике методического объединения школы в качестве программы личностно-профессионального развития учителя информатики и программы самообразования учителя в инновационной деятельности.
Положения выносимые на защиту:
1) Личностно-профессиональное развитие учителя информатики в инновационной деятельности происходит на основе формирования мотивации к освоению новшеств, овладению учителем инновационных форм работы в процессе проектировочного исследования и презентации результатов деятельности в методическом объединении школы.
2) Модель личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности учитывает возможности саморазвития педагога в деятельности методического объединения школы содержательно представленный компонентами данного процесса:
- целевой
- содержательный
- организационно-деятельностный
- оценочно-результативный
3) Условия реализации модели личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности является формированием субъективной позиции в инноватики, интенсификация процессами самообразования педагога средствами интерактивных форм профессиональной деятельности.
4) Методика личностно-профессионального развития учителя информатики основывается на реализации содержания самообразования, включающая диагностический, обучающий и рефлекторно-проектировочный этап.
«Рост числа исследований по проблеме личностно-профессионального развития отражает необходимость учета постоянно меняющегося социально-экономического, функционально-содержательного и ценностно-смыслового контекста профессиональной реализации человека. Изменения среды профессионального развития меняют требования к специалисту, нуждаясь в новых и гибких технологиях адаптивного включения специалиста в профессиональную деятельность, сопровождаясь изменениями в самой личности».
Российские ученые и их коллеги за пределами нашей страны на протяжении большого количества времени изучают столь важный и трудный вопрос, в его решении был накоплен достаточно большой опыт. Хотя в настоящее время такие предметы как психология и педагогика не имеют возможности в полной мере описать эффективный способ его решения в постоянно меняющихся социальных и экономических условиях, видах труда и системы профессиональной подготовки.
При изучении научных трудов в области профессиональной деятельности не было выявлено общепринятого понятия личностно-профессионального развития специалиста, его становления и достижения высшей степени мастерства.
Подобная ситуация заставляет рассмотреть проблемы в подготовке современных специалистов, в особенности проблемы совершенствования и становления личности в первую очередь.
Такие способности как самостоятельная организация и создание своего собственного профессионального поведения педагога можно достичь с помощью правильной постановки целей. Самыми главными целями в развитии у педагога этих способностей являются образование и культурно - исторические условия жизни современного общества. Когда педагог участвует в инновационном образовательном процессе, формируются наиболее благоприятные условия для увеличения его личностного и профессионального роста. Педагогу необходимо принимать самостоятельные решения, гибко реагировать на постоянно меняющиеся индивидуальные и групповые потребности в образовании, к чему и призывают инновационные образовательные процессы. Среди их ориентиров значатся качественное обновление системы образования и ее оптимизация.
При разработке модели личностно-профессионального развития учителе информатики в инновационной в условиях методического объединения школы принималось во внимание, что для формирования подобного процесса требуется создание содержания, форм, средств, способов, методов, которые будут направлены на решение проблем с индивидуальным образовательным дефицитом. На основе сущности профессионального становления учителя, были обусловлены внешние (организационные) и внутренние факторы, которые оказывают влияние на этот процесс. Основываясь на исследовании теорий и инновационных практик, факторами организационного характера были названы образование педагога и формирование рефлексии его инновационной деятельности, а собственные усилия (внутренний фактор) были соотнесены к процессу создания и осуществления модели.
В ходе конструирования модели личностно-профессионального развития учителей к инновационной деятельности будет укреплена практическая направленность процесса обучения педагогов.
Главная цель проектируемой модели - сформировать готовность к инновационной деятельности у педагогов.
Наряду с теоретическим обоснованием проблемы личностно-профессионального развития учителя информатики в инновационной деятельности, научным подтверждение разработанной нами модели в исследовании следовало определить цели, задачи, содержание оценки личностно-профессионального развития в условиях методического объединения учителей школы и экспериментальным путем проверить поэтапную методику личностно-профессионального развития учителей в инновационной деятельности. Одним из основных условий формирования высокого личностно-профессионального уровня в инновационной деятельности считается необходимость в переустройстве субъективного отношения к инновациям, к собственной деятельности, к самообразованию. Именно стремление и мотивация учителя к инновационной деятельности содействуют решению многих проблем в сфере педагогической инновации.
Условия, способствующие личностно-профессиональному развитию учителя, могут проявляться в «ситуациях включения» учителя в инновационно-образовательных процессах, преобразуя процесс и требуя от современного педагога более гибкого реагирования на изменения образовательных потребностей, запросы.
Программ «Самообразование и инновационный поиск» это инструмент, способствующий личностно-профессиональному саморазвитию учителя в условиях развития инноваций, при этом, на каждом этапе реализуется программа повышения человеческих «ресурсов», которые должны стремиться повысить свою специализацию. Системность является наиболее значимым механизмом организации развития в инновационной деятельности методического объединения школы, а так же частью планово-системной работы.
Данная работа не решает всех вопросов связанных с личностно-профессиональным развитием учителя информатики к инновационной деятельности. Следовательно, выводы, полученные в результате исследования не претендуют на окончательное решение данной проблемы.
1) Ананьев, Б. Г. А 11 Избранные психологические труды: В 2-х т.
Т. II / Под ред. А. А. Бодалева и др. — М.: Педагогика, 1980
2) Ангеловски, К. Учителя и инновации: Книга для чтения: Пер. с макед. - М:: Просвещение, 1991. 158c:
3) Амиралиев, А.Д. Использование инфокоммуникационных технологий в развитии творческого потенциала будущих учителей физики в педвузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Махачкала, 2003 170 c. РГБ ОД, 61:04¬13/479-4
4) Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд.-Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -С. -71; 171-235; 431-451
5) Бабушкин, Г. Д., Смоленцева В. Н. Профессиональное развитие педагога. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2007.
6) Богуславская, Инна Григорьевна. Повышение квалификации классных руководителей в условиях гуманизации общества : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Казан. ун-т. - Казань, 1992. - 17 с.
7) Борытко, Н.М. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков / под ред. Н.М.Борытко. —М. : Издательский центр «Академия», 2007. —496 с.
8) Вершинина, Л.В. Теоретические основы формирования ценностного
сознания будущего учителя : монография / Л.В.Вершинина. - М. :
Московский психолого-социальный институт
9) Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика пресс, 1966.-533с.
10) Гершунский, Б.С. Философия образования: Учебное пособие
для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Б.С. Гершунский -М.: Московский психолого-социальный институт, 1998.- 432 с.
11) Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.,1982. - 160 с.
12) Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 150 с.
13) Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития. разное. М.: Академия, 2006
14) Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — Издание
второе, дополненное, исправленное и переработанное. — М.:
Издательская корпорация "Логос", 2000. — 384 с.
15) Каминская, М.В.. Профессиональное развитие. АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени. доктора психологических наук. Москва - 2004
16) Карпенко, Л. А., Кольцова; В. А. Шадриков // Персоналии /
Под. ред. Л. А. Карпенко// Психологический лексикон.
Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред.А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 784 с.
17) Клименко, Т.К. Методологические подходы к проектированию образовательной программы магистратуры / Т.К. Клименко // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1 (37). - С. 56-60.
18) Климов, Евгений Александрович. Пути в профессионализм. Психологический взгляд. Уч. пособие. — М., 2003
19) Кортнев, Г.Б. Педагогическая парадигма базовой модели личности: Учеб.пособие./Г.Б.Кортнев. -М.: Изд-во РАО, 2001.- 124 с.
20) Лазарев, Валерий Семенович// Психологический лексикон : энциклопедический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского. — М.: Per Se, 2005. — Т. 1: История психологии в лицах. Персоналии / Ред.- сост.: Л. А. Карпенко.
21) Лазарев, B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. М., 2004. - № 4. - С. 11-21.
22) Наумов, C.B. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: автореф. дис. . докт. пед. наук. — СПб., 2009. — 46 с.
23) Новиков, П.Н., Зуев, В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РГАТиЗ, 2000.- 260 с.
24) Новикова, Л.И. Педагогическое воспитание: Педагогические труды / Л.И. Новикова / под. ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. - М., 2010. - 256 с.
25) Подымова, Л.С. Теоретическая основа подготовок учителей в инновационной деятельности: Автореф. дис. докт. пед. наук. М.,1996. - 32 с.
26) Современный философский словарь. Кемеров В.Е.,Керимов Т.Х. Издательство: Академический проект, 2015 г.
27) Солодова, Г. Г. Профессионально определение студентов в
педагогическая культуры изменяющегося социума :
Монография [Текст] /Г. Г. Солодова. - Томск: Изд-во ТГПУ,
2008. - 232 с. (13,7 п. л.).
28) Солодова, Г. Г. Педагогики в эпохи социальных перемена культурный подход в педагогической теории и практик: Монография [Текст] /Г. Г. Солодова. - Кемерово, 2009. - 180 с. (11 п. л.)
29) Сластёнин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: "Магистр", 1997. - 221с.
30) Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика: учебн. пособие для студентов пед. уч. зав. М.: "Школа Пресс", 2000. - 512 с.
31) Сластёнин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика. Инновационная
деятельность. М.: "Магистр", 1997. - 221с.
32) Слободчиков, В.И: Инновации в образовании: основания и? смысл // Исследовательская работа школьников. М., 2004. - №2. - С. 6-18; №' 3. -С. 5-15.
33) "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва
34) Хомерики, О.Г. Образование, наука, культура в глобальном
информационном пространстве / О.Г. Хомерики. - М.:
Издательство «Перспектива», 2008. - 380 с.
35) Хуторской, А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с
36) Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982.-180 с
37) Шестернинов, Е.Е. Креатизация образования как фактор развития инновационного потенциала, муниципальной образовательной системы: автореф. дис. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. - 25 с.
38) Шургина, С. А. Организация экспертизы инновационной деятельности в образовании // Справочник руководителя образовательного учреждения: журнал. М., 2006. - № 8. - С. 22-30.
39) Штофф, В.А. Моделирование и философия. М.:- Л.: Наука, 1966.-302 с.
40) Юсуфбекова, Н.Р. Общие основы педагогической инноватики:
опыт разработки теории инновационных процессов в образовании / Н.Р. Юсуфбекова. - М.: Педагогическое общество, 1991. - 91 с
41) Celina A. A., Abar P. Computer algebra, virtual learning environment and meaningful learning: is it possible? // Acta Didactica Napocensia. 2011. № 4(1. P. 31-38.
42) Djatmiko I. W. A study on the empowering teachers’ professional development and quality assurance to increase teachers’ effectiveness in vocational secondary schools // Pendidikan Teknologi dan Kejuruan. 2016. №23(2). P. 144-151.
43) Hasan S. The new nature of cultural diplomacy in the age of online communication // Journal of Media Critiques. 2017. №3(10). P. 43-49.
44) Plish I.V. Cloud technology as a component of it for school // Informacijni Tehnologii v Osviti. 2013. №15. P. 192-197.
45) Sarquis S. E. Review Essay: Talking about Challenges of Being a Teacher // Forum: Qualitative Social Research. 2004. № 5(3). P. 567-570.