Бюджетирование как инструмент финансового планирования (на примере предприятий полиграфической деятельности)
|
Введение 3
1 Бюджетирование в условиях отраслевой специфики (полиграфия) 11
1.1 Полиграфия - особенности бизнес-процессов 11
1.2 Бюджетирование как особая сфера деятельности финансовых
менеджеров 19
1.3 Существующие особенности бюджетирования в полиграфии 29
2 Анализ организации бюджетирования на предприятиях полиграфии
Самарской области 41
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятий
полиграфической деятельности 41
2.2 Анализ организации процесса бюджетирования в компаниях 48
2.3 Оценка эффективности бюджетирования по экономическим
показателям 52
3 Повышение эффективности бюджетирования на предприятиях полиграфии
Самарской области 74
3.1 Выбор бюджетных моделей для компаний 74
3.2 Экономическая оценка влияния выбранных моделей на экономические
показатели 80
Заключение 92
Список используемой литературы и используемых источников 98
Приложение А Отчетность ООО ПД «ДСМ» 106
Приложение Б Отчетность ООО «Алекс-Принт» 110
Приложение В Отчетность ООО «Абрис» 114
Приложение Г Расчет себестоимости в программе ASystem
1 Бюджетирование в условиях отраслевой специфики (полиграфия) 11
1.1 Полиграфия - особенности бизнес-процессов 11
1.2 Бюджетирование как особая сфера деятельности финансовых
менеджеров 19
1.3 Существующие особенности бюджетирования в полиграфии 29
2 Анализ организации бюджетирования на предприятиях полиграфии
Самарской области 41
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятий
полиграфической деятельности 41
2.2 Анализ организации процесса бюджетирования в компаниях 48
2.3 Оценка эффективности бюджетирования по экономическим
показателям 52
3 Повышение эффективности бюджетирования на предприятиях полиграфии
Самарской области 74
3.1 Выбор бюджетных моделей для компаний 74
3.2 Экономическая оценка влияния выбранных моделей на экономические
показатели 80
Заключение 92
Список используемой литературы и используемых источников 98
Приложение А Отчетность ООО ПД «ДСМ» 106
Приложение Б Отчетность ООО «Алекс-Принт» 110
Приложение В Отчетность ООО «Абрис» 114
Приложение Г Расчет себестоимости в программе ASystem
Актуальность темы исследования в рамках постановки финансового планирования и бюджетирования в современных, сложных для полиграфической отрасли условиях определяется несколькими факторами. Во-первых, недостаточностью отраслевых решений в области финансового планирования и бюджетирования в сфере малого и среднего кластера производителей полиграфической продукции в РФ, во-вторых, слабой адаптированностью классической системы бюджетирования для нужд российской полиграфической промышленности в современных условиях, в- третьих, в условиях распространения пандемии многим предприятиям полиграфии приходится корректировать планы производства и продаж из-за падения спроса на продукцию основного сегмента - рекламных и маркетинговых компаний, что напрямую связано с оптимизацией бюджетирования в рамках финансового планирования на таких предприятиях.
Адекватная современным условиям система бюджетирования на предприятиях полиграфии позволяет не только своевременно реагировать на изменения в глобальной (страновой, региональной) экономике, но и прогнозировать возможные варианты изменения конъюнктуры полиграфического рынка, в том числе и за счет грамотного построения финансового планирования.
Несмотря на богатый опыт планирования и нормативного бюджетирования в сфере полиграфической промышленности, оставшийся со времен планового хозяйства, реализованный в XX веке вариант не вполне встраивается в систему финансового планирования современных предприятий, что связано с особенностями современного рыночного механизма, усложнением технологического процесса, внедрением цифровых технологий в полиграфическое производство, сезонностью и непостоянством заказов на продукцию полиграфии, а также спецификой управления финансами малых и средних фирм. Нормативное планирование, его характеристики, подходы и методы не всегда соответствуют реалиям российского полиграфического бизнеса, а отсутствие отраслевых стандартов в области учета и отчетности компаний, занятых в данной сфере еще более осложняет ситуацию с построением эффективной системы финансового планирования.
В результате построение и организация данного аспекта управленческой деятельности сводится к формированию удобного (в лучшем случае) варианта планирования, основанного на профессиональном суждении специалистов каждой компании, который не всегда оптимален и во многих случаях приводит к росту уровня риска в области принятия неверных управленческих решений, базирующихся на несовершенном массиве плановых данных.
Масштабы предприятия, отраслевая принадлежность, преобладающие бизнес-единицы, оснащенность компании специализированными автоматизированными системами сбора и обработки информации, уровень сложности обработки результатов деятельности, обусловливают необходимость взвешенного подхода к организации данного процесса, уровняю его детализации, вычленению основных параметров, обоснованию методов интерпретации показателей, а также к своевременности и формам представления итогового бюджета (финансового плана).
В рамках крупных полиграфических комбинатов (и холдингов полиграфии с государственным участием), проблем с организацией процесса и выбором показателей финансового плана, как правило не наблюдается, отлаженная система планирования, базирующаяся на показателях госзаказа или крупных заказов издательств позволяет формировать общий бюджет и частные бюджеты, его составляющие, достаточно оперативно и оптимально, большинство проблем присущи именно небольшим полиграфическим предприятиям, ориентированным на местный рынок, не обладающим огромными финансовыми возможностями инвестиций в сферу построения бюджетирования и планирования.
Внедрение элементов бюджетирования и формирование внутрифирменной системы планирования не решают проблему получения актуальной и своевременной управленческой информации, которая бы позволила основывать решения не на интуиции и нестабильной динамике, а на объективном информационном базисе, отражающем весь цикл производственного и финансового учета, объем доходов, расходов, затрат по каждому виду производимой продукции и услуг.
Таким образом, построение системы бюджетирования, как элемента финансового планирования в малых полиграфических компаниях актуально и обусловлено не только закономерными требованиями собственников к качеству информации для принятия управленческих решений, но и объективными условиями современной экономической системы.
Степень разработанности проблемы. Применительно к общей системе построения бюджетирования в рамках финансового планирования и управления, теоретические и методические вопросы, разрабатывались в зарубежной теории и практике начиная с 1930-х годов, к исследователям западной школы следует отнести А. Томпсона, А. Стрикленда, К. Друри, М. Портера, П. Дойля и др.
В российском научном сообществе преобладали разработки по бюджетированию и планированию, начиная с 1950-х годов, среди представителей российской науки в контексте темы важно отметить Г. Л. Азоева, О. С. Виханского, В.Б. Ивашкевича, В.Б. Либермана, И.С. Мацкевичюса, С.А. Николаеву, В.Ф. Палия, М. Минаева, К. Мурзова, А. Глебанова, В. Г. Лебедева.
Непосредственно отраслевую специфику учета бизнес-процессов исследовали ряд отечественных и зарубежных авторов, таких как: Э.А. Аткинсон, Дж. Боуэн, Р.Д. Банкер, Р. Браймер, Р.С. Каплан, Д. Мейкенз, Г.Пейдж, С. Янг.
Процесс организации и важнейшие аспекты планирования и бюджетирования в российских условиях в национальной науке изучались многими учеными. в числе которых: М.И. Баканов, М.А. Бахрушина, А.Б. Волов, И.П. Василевич, М.Б. Виноградова, Г.П. Герасименко, А.Б. Глущенко, С.К. Егорова, В.Б. Ивашкевич, Н.Н. Илышева, Т.К. Карпова, А.И. Кривцов, Л.В. Н.Т. Лабынцев, Попова, В.Ф. Палий, Л.И. Усенко, Е.А. Шароватова и многими другими.
Однако актуальных отраслевых исследований в области бюджетирования в сфере полиграфии в последние годы недостаточно, среди соответствующих можно отметить: монографию Н.Н. Шишкоедовой 2007 г. года «Введение в бюджетирование деятельности издательств и полиграфических предприятий», работу к.э.н. С.А. Бескоровайной «Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия» 2007 г., диссертации И. Ю. Грязновой «Контрольно-аналитическое сопровождение системы бюджетирования предприятий» 2012 г., а также магистерскую диссертацию А.А. Колеговой «Бюджетирование. как основной инструмент учета» 2019 г. В некоторых вышеназванных работах изучались именно отраслевые аспекты бюджетирования в полиграфии, но акцент смещен в область управленческого учета, а не финансового планирования.
Степень изученности проблемы показала, что вопросам организации отраслевого бюджетирования в полиграфическом бизнесе уделяется незаслуженно мало внимания, недостаточно разработан методологический аспект, не решены проблемы обеспечения АСУ и концептуальные вопросы финансового моделирования в российском сегменте данного бизнеса.
Все вышеизложенное позволило сформулировать цель исследования и определить круг потенциальных задач.
Цель и задачи исследования. Целью представленного исследования является разработка концепции повышения эффективности бюджетирования на предприятиях полиграфии Самарской области.
В качестве задач исследования определены следующие:
- - исследовать особенности бизнес-процессов в полиграфии;
- рассмотреть бюджетирование как особую сферу деятельности финансовых менеджеров
- определить существующие особенности бюджетирования в полиграфии;
- представить организационно-экономическую характеристику предприятий полиграфической деятельности;
- представить результаты анализа организации процесса бюджетирования в компаниях;
- дать оценку эффективности бюджетирования по экономическим показателям;
- рассмотреть концепцию повышения эффективности бюджетирования на предприятиях полиграфии Самарской области с помощью выбора бюджетных моделей для компаний;
- рассчитать экономическую оценку влияния выбранных моделей на экономические показатели.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются теоретические и организационно-методические вопросы бюджетирования в полиграфическом бизнесе.
Объектом исследования являются представители малого и среднего бизнеса полиграфической отрасли Самарской области: ООО ПД «ДСМ», ООО «Алекс-Принт» и ООО «Абрис».
Научная новизна заключается в том, что спроектирована модель бюджетирования в рамках финансового планирования, определены критерии выбора и порядок внедрения, также разработаны и обоснованы теоретические положения и методические рекомендации в части организации системы бюджетирования в отраслевом контексте.
В качестве итоговых положений, имеющих научную новизну и выносимых на защиту определены следующие:
1) Подтверждено, что используемые в западной практике стандарты бюджетирования в основном подходят для крупных полиграфических холдингов российского сегмента, для малых и средних фирм, не обладающих достаточными ресурсами (финансовыми и профессиональными) лучше использовать альтернативные варианты финансового планирования, соответствующие масштабам и специфике деятельности, необходим индивидуальный подход к российским полиграфическим фирмам.
2) Доказана необходимость и востребованность новых моделей бюджетирования для описания производственных процессов в полиграфии.
3) В процессе оценки эффективности бюджетирования выявлено, что несмотря на отсутствие специальных отделов финансового планирования и бюджетирования, финансовое управление и планирование себестоимости заказа «методом прайс-листа» для малых предприятий вполне приемлемый метод планирования на этапе начальной стадии жизненного цикла, что показал расчет экономически эффективности планирования для компаний.
4) Предложена обновленная финансовая структура, соответствующая модели бюджетирования.
5) Проведена классификация затрат с точки зрения финансового планирования и бизнес-процессов в полиграфии.
6) Предложен следующий вариант отнесения затрат, накопленных в центрах (ОЦД, ВЦД): в соответствии с источниками финансирования, в рамках: 1) выполнения государственных заказов (в соответствии с выигранными тендерами); 2) коммерческой деятельности.
7) Разработана приблизительная форма отчетности по доходам с элементами бюджетирования составленная на основе структуры счета «Продажи».
Теоретико-методические основы исследования. Теоретико-методическими источниками исследования явились действующие принципы и методические положения в области организации управленческого учета и бюджетирования в полиграфии, заложенные в законодательных и нормативных документах, стандарты и положения РСБУ и МСФО, практические данные организации, теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных авторов по исследуемой тематике, материалы научно-практических конференций.
Методы исследования: теоретические методы исследования - анализ экономической и управленческой литературы, исследование литературы зарубежных и отечественных ученых по вопросам финансового планирования и бюджетирования, сравнение концепций; эмпирические: анализ, синтез, сравнение, анализ документов.
Информационная база исследования. В качестве информации использовались данные учета, отчётности и официальной статистики предприятий полиграфической отрасли Самарской области; внутренние документы и управленческая отчетность ООО ПД «ДСМ», ООО «Алекс- Принт» и ООО «Абрис»; материалы в периодической отечественной и зарубежной литературе; информация сети Internet.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что предложенная финансовая модель позволит сформировать оптимальную структуру бюджетирования на малых полиграфических предприятиях. Система классификация затрат применима для всех фирм, занимающихся производством и услугами полиграфии. Отчетность может легко трансформироваться под нужды малых полиграфических компаний отрасли.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научной конференции. Отдельные положения диссертации внедрены в практику деятельности ООО ПД «ДСМ».
Публикации. Основные положения исследования опубликованы в трех статьях на 0,8 печатных листах.
Объем и структура работы. Структура работы отвечает логике проводимого исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников, 4 приложений, 21 рисунка, 34 таблицы, представленных на 97 страницах.
Во введении представлена актуальность темы исследования, степень ее изученности, цели и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, обозначены положения, выносимые на защиту. В первой главе работы рассмотрены теоретико-методические подходы экономической науки к основным базовым понятиям бюджетирования в контексте отраслевой специфики и формировании модели финансового планирования в полиграфии. Во второй главе проведен анализ существующей практики бюджетирования и моделей организации системы финансового планирования трех полиграфических компаний. В третьей главе представлены предложения по повышению эффективности бюджетирования на основе финансового моделирования и разработана концепция модернизации моделей для исследуемых объектов, рассчитана экономическая эффективность от их внедрения. В заключение дается обобщенная информация по итогам проведенного исследования.
Адекватная современным условиям система бюджетирования на предприятиях полиграфии позволяет не только своевременно реагировать на изменения в глобальной (страновой, региональной) экономике, но и прогнозировать возможные варианты изменения конъюнктуры полиграфического рынка, в том числе и за счет грамотного построения финансового планирования.
Несмотря на богатый опыт планирования и нормативного бюджетирования в сфере полиграфической промышленности, оставшийся со времен планового хозяйства, реализованный в XX веке вариант не вполне встраивается в систему финансового планирования современных предприятий, что связано с особенностями современного рыночного механизма, усложнением технологического процесса, внедрением цифровых технологий в полиграфическое производство, сезонностью и непостоянством заказов на продукцию полиграфии, а также спецификой управления финансами малых и средних фирм. Нормативное планирование, его характеристики, подходы и методы не всегда соответствуют реалиям российского полиграфического бизнеса, а отсутствие отраслевых стандартов в области учета и отчетности компаний, занятых в данной сфере еще более осложняет ситуацию с построением эффективной системы финансового планирования.
В результате построение и организация данного аспекта управленческой деятельности сводится к формированию удобного (в лучшем случае) варианта планирования, основанного на профессиональном суждении специалистов каждой компании, который не всегда оптимален и во многих случаях приводит к росту уровня риска в области принятия неверных управленческих решений, базирующихся на несовершенном массиве плановых данных.
Масштабы предприятия, отраслевая принадлежность, преобладающие бизнес-единицы, оснащенность компании специализированными автоматизированными системами сбора и обработки информации, уровень сложности обработки результатов деятельности, обусловливают необходимость взвешенного подхода к организации данного процесса, уровняю его детализации, вычленению основных параметров, обоснованию методов интерпретации показателей, а также к своевременности и формам представления итогового бюджета (финансового плана).
В рамках крупных полиграфических комбинатов (и холдингов полиграфии с государственным участием), проблем с организацией процесса и выбором показателей финансового плана, как правило не наблюдается, отлаженная система планирования, базирующаяся на показателях госзаказа или крупных заказов издательств позволяет формировать общий бюджет и частные бюджеты, его составляющие, достаточно оперативно и оптимально, большинство проблем присущи именно небольшим полиграфическим предприятиям, ориентированным на местный рынок, не обладающим огромными финансовыми возможностями инвестиций в сферу построения бюджетирования и планирования.
Внедрение элементов бюджетирования и формирование внутрифирменной системы планирования не решают проблему получения актуальной и своевременной управленческой информации, которая бы позволила основывать решения не на интуиции и нестабильной динамике, а на объективном информационном базисе, отражающем весь цикл производственного и финансового учета, объем доходов, расходов, затрат по каждому виду производимой продукции и услуг.
Таким образом, построение системы бюджетирования, как элемента финансового планирования в малых полиграфических компаниях актуально и обусловлено не только закономерными требованиями собственников к качеству информации для принятия управленческих решений, но и объективными условиями современной экономической системы.
Степень разработанности проблемы. Применительно к общей системе построения бюджетирования в рамках финансового планирования и управления, теоретические и методические вопросы, разрабатывались в зарубежной теории и практике начиная с 1930-х годов, к исследователям западной школы следует отнести А. Томпсона, А. Стрикленда, К. Друри, М. Портера, П. Дойля и др.
В российском научном сообществе преобладали разработки по бюджетированию и планированию, начиная с 1950-х годов, среди представителей российской науки в контексте темы важно отметить Г. Л. Азоева, О. С. Виханского, В.Б. Ивашкевича, В.Б. Либермана, И.С. Мацкевичюса, С.А. Николаеву, В.Ф. Палия, М. Минаева, К. Мурзова, А. Глебанова, В. Г. Лебедева.
Непосредственно отраслевую специфику учета бизнес-процессов исследовали ряд отечественных и зарубежных авторов, таких как: Э.А. Аткинсон, Дж. Боуэн, Р.Д. Банкер, Р. Браймер, Р.С. Каплан, Д. Мейкенз, Г.Пейдж, С. Янг.
Процесс организации и важнейшие аспекты планирования и бюджетирования в российских условиях в национальной науке изучались многими учеными. в числе которых: М.И. Баканов, М.А. Бахрушина, А.Б. Волов, И.П. Василевич, М.Б. Виноградова, Г.П. Герасименко, А.Б. Глущенко, С.К. Егорова, В.Б. Ивашкевич, Н.Н. Илышева, Т.К. Карпова, А.И. Кривцов, Л.В. Н.Т. Лабынцев, Попова, В.Ф. Палий, Л.И. Усенко, Е.А. Шароватова и многими другими.
Однако актуальных отраслевых исследований в области бюджетирования в сфере полиграфии в последние годы недостаточно, среди соответствующих можно отметить: монографию Н.Н. Шишкоедовой 2007 г. года «Введение в бюджетирование деятельности издательств и полиграфических предприятий», работу к.э.н. С.А. Бескоровайной «Особенности бюджетной модели полиграфического предприятия» 2007 г., диссертации И. Ю. Грязновой «Контрольно-аналитическое сопровождение системы бюджетирования предприятий» 2012 г., а также магистерскую диссертацию А.А. Колеговой «Бюджетирование. как основной инструмент учета» 2019 г. В некоторых вышеназванных работах изучались именно отраслевые аспекты бюджетирования в полиграфии, но акцент смещен в область управленческого учета, а не финансового планирования.
Степень изученности проблемы показала, что вопросам организации отраслевого бюджетирования в полиграфическом бизнесе уделяется незаслуженно мало внимания, недостаточно разработан методологический аспект, не решены проблемы обеспечения АСУ и концептуальные вопросы финансового моделирования в российском сегменте данного бизнеса.
Все вышеизложенное позволило сформулировать цель исследования и определить круг потенциальных задач.
Цель и задачи исследования. Целью представленного исследования является разработка концепции повышения эффективности бюджетирования на предприятиях полиграфии Самарской области.
В качестве задач исследования определены следующие:
- - исследовать особенности бизнес-процессов в полиграфии;
- рассмотреть бюджетирование как особую сферу деятельности финансовых менеджеров
- определить существующие особенности бюджетирования в полиграфии;
- представить организационно-экономическую характеристику предприятий полиграфической деятельности;
- представить результаты анализа организации процесса бюджетирования в компаниях;
- дать оценку эффективности бюджетирования по экономическим показателям;
- рассмотреть концепцию повышения эффективности бюджетирования на предприятиях полиграфии Самарской области с помощью выбора бюджетных моделей для компаний;
- рассчитать экономическую оценку влияния выбранных моделей на экономические показатели.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются теоретические и организационно-методические вопросы бюджетирования в полиграфическом бизнесе.
Объектом исследования являются представители малого и среднего бизнеса полиграфической отрасли Самарской области: ООО ПД «ДСМ», ООО «Алекс-Принт» и ООО «Абрис».
Научная новизна заключается в том, что спроектирована модель бюджетирования в рамках финансового планирования, определены критерии выбора и порядок внедрения, также разработаны и обоснованы теоретические положения и методические рекомендации в части организации системы бюджетирования в отраслевом контексте.
В качестве итоговых положений, имеющих научную новизну и выносимых на защиту определены следующие:
1) Подтверждено, что используемые в западной практике стандарты бюджетирования в основном подходят для крупных полиграфических холдингов российского сегмента, для малых и средних фирм, не обладающих достаточными ресурсами (финансовыми и профессиональными) лучше использовать альтернативные варианты финансового планирования, соответствующие масштабам и специфике деятельности, необходим индивидуальный подход к российским полиграфическим фирмам.
2) Доказана необходимость и востребованность новых моделей бюджетирования для описания производственных процессов в полиграфии.
3) В процессе оценки эффективности бюджетирования выявлено, что несмотря на отсутствие специальных отделов финансового планирования и бюджетирования, финансовое управление и планирование себестоимости заказа «методом прайс-листа» для малых предприятий вполне приемлемый метод планирования на этапе начальной стадии жизненного цикла, что показал расчет экономически эффективности планирования для компаний.
4) Предложена обновленная финансовая структура, соответствующая модели бюджетирования.
5) Проведена классификация затрат с точки зрения финансового планирования и бизнес-процессов в полиграфии.
6) Предложен следующий вариант отнесения затрат, накопленных в центрах (ОЦД, ВЦД): в соответствии с источниками финансирования, в рамках: 1) выполнения государственных заказов (в соответствии с выигранными тендерами); 2) коммерческой деятельности.
7) Разработана приблизительная форма отчетности по доходам с элементами бюджетирования составленная на основе структуры счета «Продажи».
Теоретико-методические основы исследования. Теоретико-методическими источниками исследования явились действующие принципы и методические положения в области организации управленческого учета и бюджетирования в полиграфии, заложенные в законодательных и нормативных документах, стандарты и положения РСБУ и МСФО, практические данные организации, теоретические и методические наработки отечественных и зарубежных авторов по исследуемой тематике, материалы научно-практических конференций.
Методы исследования: теоретические методы исследования - анализ экономической и управленческой литературы, исследование литературы зарубежных и отечественных ученых по вопросам финансового планирования и бюджетирования, сравнение концепций; эмпирические: анализ, синтез, сравнение, анализ документов.
Информационная база исследования. В качестве информации использовались данные учета, отчётности и официальной статистики предприятий полиграфической отрасли Самарской области; внутренние документы и управленческая отчетность ООО ПД «ДСМ», ООО «Алекс- Принт» и ООО «Абрис»; материалы в периодической отечественной и зарубежной литературе; информация сети Internet.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что предложенная финансовая модель позволит сформировать оптимальную структуру бюджетирования на малых полиграфических предприятиях. Система классификация затрат применима для всех фирм, занимающихся производством и услугами полиграфии. Отчетность может легко трансформироваться под нужды малых полиграфических компаний отрасли.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на научной конференции. Отдельные положения диссертации внедрены в практику деятельности ООО ПД «ДСМ».
Публикации. Основные положения исследования опубликованы в трех статьях на 0,8 печатных листах.
Объем и структура работы. Структура работы отвечает логике проводимого исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и источников, 4 приложений, 21 рисунка, 34 таблицы, представленных на 97 страницах.
Во введении представлена актуальность темы исследования, степень ее изученности, цели и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, обозначены положения, выносимые на защиту. В первой главе работы рассмотрены теоретико-методические подходы экономической науки к основным базовым понятиям бюджетирования в контексте отраслевой специфики и формировании модели финансового планирования в полиграфии. Во второй главе проведен анализ существующей практики бюджетирования и моделей организации системы финансового планирования трех полиграфических компаний. В третьей главе представлены предложения по повышению эффективности бюджетирования на основе финансового моделирования и разработана концепция модернизации моделей для исследуемых объектов, рассчитана экономическая эффективность от их внедрения. В заключение дается обобщенная информация по итогам проведенного исследования.
Исследование теоретических аспектов бюджетирования в рамках финансового планирования позволило выделить ряд существенных моментов, влияющих на актуальность эмпирического изучения.
Деятельность полиграфических предприятий в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей их клиентов путем улучшения качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Тем самым эффективность деятельности предприятий данной сферы напрямую зависит от эффективности применяемых концепций планирования, в том числе и бюджетного.
В зависимости от страны ведения бизнеса, доступности ресурсов и конкретного рынка полиграфических услуг формируются требования к управленческой информации и подходы к планированию бюджетов компании, однако предполагается, что собственники и менеджеры компании осознают какого типа информация необходима и какие управленческие воздействия следует предпринять, чтобы улучшить ситуацию, усилить конкурентную позицию и повысить эффективность предприятия в целом.
Используемые в западной практике стандарты бюджетирования в основном подходят для крупных полиграфических холдингов российского сегмента, для малых и средних фирм, не обладающих достаточными ресурсами (финансовыми и профессиональными) лучше использовать альтернативные варианты финансового планирования, соответствующие масштабам и специфике деятельности.
К организации системы бюджетирования в рамках финансового менеджмента постепенно будут вынуждены переходить все отечественные организации полиграфической отрасли, поскольку без этого перехода невозможно организовать эффективное финансово-экономическое управление, как подразделениями, так и всей организацией в целом.
Механизм бюджетирования современных полиграфических предприятий находится в постоянном развитии, поскольку вместе с внедрением цифровых технологий меняется сам процесс производства, изменяются не только виды затрат, но и их структура. Публикации последних лет подтверждают тенденцию к значительному расширению области применения бюджетирования и финансового планировании в полиграфии и свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований по вопросам управления затратами и ценообразованием в данной области. В современной экономической теории предприятия прибегают к использованию передовых производственных технологий, преобразующих модели поведения прямых затрат. Следовательно, становятся востребованы новые модели бюджетирования для описания производственных процессов.
Таким образом, корректно организованное и методологически обоснованное бюджетирование в сфере полиграфической промышленности может способствовать выявлению тенденций в развитии и формированию эффективной финансовой стратегии и дальнейшему развитию компаний отрасли, и в результате для эмпирического исследования выбраны три малых предприятий Самарской области, относящихся к отрасли полиграфии.
ООО ПД «ДСМ» зарегистрировано 8 октября 2015 г. Заявление о регистрации и присвоение реквизитов происходило в ИФНС по Железнодорожному району г. Самары. В настоящее время фирма зарегистрирована по ОГРН1156313060837, ей присвоены ИНН/КПП 6311160569/ 631101001. Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью полиграфический дом «ДСМ».
Начиная с 2015 г. ООО ПД «ДСМ» занимается оказанием полиграфических услуг для компаний и частных фирм в области широкоформатной печати; полиграфического производства рекламной продукции, буклетов, визиток, рекламных брошюр, журналов, книг в мягком и твердом переплете, а также занимается дополнительными видами дизайнерских и оформительских услуг на рынке Самары и Самарской области.
Организационная структура предприятия - линейная.
Расчеты свидетельствуют о поступательном развитии компании за рассматриваемый период. Так как фирма работает на рынке с 2015 г. объемы выпуска и продаж начали расти с 2017 г., постепенно стабилизировался и объем прибыли, можно отметить, что фирма успешно выдержала серьезную конкуренцию на рынке полиграфических услуг и нашла свою клиентскую нишу.
Самым негативным моментом можно считать резкое снижение денежных средств на расчетном счете на 99,9%, что показывает неэффективность управления финансами.
При отсутствии долгосрочных обязательств и высоком темпе роста краткосрочных происходит снижение всех показателей финансовой стабильности, что позволяет предварительно оценить финансовое управление в компании как низкокачественное.
Предприятие является малым и занесено в реестр малых предприятий с 1 августа 2016 г. В связи с небольшим количеством сотрудников и невысокими объемами производства в ООО ПД «ДСМ» отсутствует финансовая служба, как отдельное подразделение, частично ее функции выполняет бухгалтерия (в сфере контроля денежных потоков, отслеживания задолженности контрагентов, расчета прибыли).
Проведенный анализ показал, что несмотря на функционирование в одном сегменте, компании имеют различный подход к организации управления, используют различные варианты производственной и финансовой структуры, обладают различным потенциалом в производственном и конкурентном плане.
Применяемая в настоящее время система формирования себестоимости происходит только в рамках финансового учета компании, анализ показал ее недостаточную информативность для целей управления, а также выявлены пороки самой методологии определения себестоимости заказа. Кроме этого, отмечена ограниченность внедрения бюджетирования на базе центров ответственности ввиду недостаточности квалификации имеющихся сотрудников (бухгалтеров).
В процессе оценки эффективности бюджетирования выявлено, что несмотря на отсутствие специальных отделов финансового планирования и бюджетирования, финансовое управление и планирование себестоимости заказа «методом прайс-листа» для малых предприятий вполне приемлемый метод планирования на этапе начальной стадии жизненного цикла, что показал расчет экономически эффективности планирования для компаний.
Исследование проблем организации бюджетирования в компаниях полиграфии позволило сделать вывод о необходимости принятия адекватных управленческих решений в области модернизации данного направления, основанного на следующих позициях:
1. С учетом специфических особенностей принадлежности к субъектам малого предпринимательства, а также специфики, связанной с отраслевой принадлежностью к полиграфии, на первоначальном этапе предложено осуществить внедрение системы бюджетирования, без привязки к управленческому учету, но соответствующего характеру финансового планирования деятельности.
2. Разработать концепцию модернизации бюджетной модели с учетом специфики деятельности полиграфической отрасли, для чего: определить единый центр финансового планировании в организационном и функциональном аспекте; разработать упрощенный вариант классификации затрат, включаемых в плановую себестоимость заказа; определить единую методику распределения затрат; разработать концепцию планирования затрат по видам услуг; разработать требования к составу и уровню детализации управленческой отчетности; подобрать автоматизированную программу для бюджетирования с возможностью интеграции с имеющейся в настоящий момент.
Оценка показателей подтверждает, что для полиграфических компаний необходима коррекция модели и организации бюджетирования с учетом выявленных недостатков, а именно:
- внедрение единой системы управления бизнес-процессами с учетом отраслевой специфики;
- внедрение в организационную структуру отделов финансового планирования и бюджетирования;
- внедрение адекватной модели бюджетирования, как инструмента финансового планирования.
В рамках апробации модернизированной системы планирования бизнес-процессов на полиграфическом предприятии:
- предложена обновленная финансовая структура, соответствующая модели;
- проведена классификация затрат с точки зрения финансового планирования и бизнес -процессов в полиграфии;
- предложен следующий вариант отнесения затрат, накопленных в центрах (ОЦД, ВЦД): в соответствии с источниками финансирования, в рамках: 1) выполнения государственных заказов (в соответствии с выигранными тендерами); 2) коммерческой деятельности.
- апробирована технология планирования и распределения затрат в соответствии с бюджетной моделью;
- разработана приблизительная форма отчетности по доходам с элементами бюджетирования составленная на основе структуры счета «Продажи»;
- представлена экономическая оценка внедрения бюджетной модели на примере полиграфической фирмы.
Главным итогом проекта мероприятий по модернизации системы бюджетирования является плановое увеличение валовой прибыли. Кроме этого, наличие адекватной системы бюджетирования позволит:
- обеспечить единство финансового, управленческого учета и бюджетирования доходов;
- сократить трудовые затраты компании на подготовку и ввод данных в автоматизированную систему учета и отчетности;
- обеспечить высокую аналитичность и своевременность подготовки информации для принятия управленческих решений в области финансового планирования и управления бизнес-процессами полиграфического предприятия, разработки стратегии по видам печати и оказываемых услуг, а также работе с клиентами в части недополученных доходов.
Деятельность полиграфических предприятий в первую очередь направлена на удовлетворение потребностей их клиентов путем улучшения качества производимой продукции и предоставляемых услуг. Тем самым эффективность деятельности предприятий данной сферы напрямую зависит от эффективности применяемых концепций планирования, в том числе и бюджетного.
В зависимости от страны ведения бизнеса, доступности ресурсов и конкретного рынка полиграфических услуг формируются требования к управленческой информации и подходы к планированию бюджетов компании, однако предполагается, что собственники и менеджеры компании осознают какого типа информация необходима и какие управленческие воздействия следует предпринять, чтобы улучшить ситуацию, усилить конкурентную позицию и повысить эффективность предприятия в целом.
Используемые в западной практике стандарты бюджетирования в основном подходят для крупных полиграфических холдингов российского сегмента, для малых и средних фирм, не обладающих достаточными ресурсами (финансовыми и профессиональными) лучше использовать альтернативные варианты финансового планирования, соответствующие масштабам и специфике деятельности.
К организации системы бюджетирования в рамках финансового менеджмента постепенно будут вынуждены переходить все отечественные организации полиграфической отрасли, поскольку без этого перехода невозможно организовать эффективное финансово-экономическое управление, как подразделениями, так и всей организацией в целом.
Механизм бюджетирования современных полиграфических предприятий находится в постоянном развитии, поскольку вместе с внедрением цифровых технологий меняется сам процесс производства, изменяются не только виды затрат, но и их структура. Публикации последних лет подтверждают тенденцию к значительному расширению области применения бюджетирования и финансового планировании в полиграфии и свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований по вопросам управления затратами и ценообразованием в данной области. В современной экономической теории предприятия прибегают к использованию передовых производственных технологий, преобразующих модели поведения прямых затрат. Следовательно, становятся востребованы новые модели бюджетирования для описания производственных процессов.
Таким образом, корректно организованное и методологически обоснованное бюджетирование в сфере полиграфической промышленности может способствовать выявлению тенденций в развитии и формированию эффективной финансовой стратегии и дальнейшему развитию компаний отрасли, и в результате для эмпирического исследования выбраны три малых предприятий Самарской области, относящихся к отрасли полиграфии.
ООО ПД «ДСМ» зарегистрировано 8 октября 2015 г. Заявление о регистрации и присвоение реквизитов происходило в ИФНС по Железнодорожному району г. Самары. В настоящее время фирма зарегистрирована по ОГРН1156313060837, ей присвоены ИНН/КПП 6311160569/ 631101001. Полное наименование: общество с ограниченной ответственностью полиграфический дом «ДСМ».
Начиная с 2015 г. ООО ПД «ДСМ» занимается оказанием полиграфических услуг для компаний и частных фирм в области широкоформатной печати; полиграфического производства рекламной продукции, буклетов, визиток, рекламных брошюр, журналов, книг в мягком и твердом переплете, а также занимается дополнительными видами дизайнерских и оформительских услуг на рынке Самары и Самарской области.
Организационная структура предприятия - линейная.
Расчеты свидетельствуют о поступательном развитии компании за рассматриваемый период. Так как фирма работает на рынке с 2015 г. объемы выпуска и продаж начали расти с 2017 г., постепенно стабилизировался и объем прибыли, можно отметить, что фирма успешно выдержала серьезную конкуренцию на рынке полиграфических услуг и нашла свою клиентскую нишу.
Самым негативным моментом можно считать резкое снижение денежных средств на расчетном счете на 99,9%, что показывает неэффективность управления финансами.
При отсутствии долгосрочных обязательств и высоком темпе роста краткосрочных происходит снижение всех показателей финансовой стабильности, что позволяет предварительно оценить финансовое управление в компании как низкокачественное.
Предприятие является малым и занесено в реестр малых предприятий с 1 августа 2016 г. В связи с небольшим количеством сотрудников и невысокими объемами производства в ООО ПД «ДСМ» отсутствует финансовая служба, как отдельное подразделение, частично ее функции выполняет бухгалтерия (в сфере контроля денежных потоков, отслеживания задолженности контрагентов, расчета прибыли).
Проведенный анализ показал, что несмотря на функционирование в одном сегменте, компании имеют различный подход к организации управления, используют различные варианты производственной и финансовой структуры, обладают различным потенциалом в производственном и конкурентном плане.
Применяемая в настоящее время система формирования себестоимости происходит только в рамках финансового учета компании, анализ показал ее недостаточную информативность для целей управления, а также выявлены пороки самой методологии определения себестоимости заказа. Кроме этого, отмечена ограниченность внедрения бюджетирования на базе центров ответственности ввиду недостаточности квалификации имеющихся сотрудников (бухгалтеров).
В процессе оценки эффективности бюджетирования выявлено, что несмотря на отсутствие специальных отделов финансового планирования и бюджетирования, финансовое управление и планирование себестоимости заказа «методом прайс-листа» для малых предприятий вполне приемлемый метод планирования на этапе начальной стадии жизненного цикла, что показал расчет экономически эффективности планирования для компаний.
Исследование проблем организации бюджетирования в компаниях полиграфии позволило сделать вывод о необходимости принятия адекватных управленческих решений в области модернизации данного направления, основанного на следующих позициях:
1. С учетом специфических особенностей принадлежности к субъектам малого предпринимательства, а также специфики, связанной с отраслевой принадлежностью к полиграфии, на первоначальном этапе предложено осуществить внедрение системы бюджетирования, без привязки к управленческому учету, но соответствующего характеру финансового планирования деятельности.
2. Разработать концепцию модернизации бюджетной модели с учетом специфики деятельности полиграфической отрасли, для чего: определить единый центр финансового планировании в организационном и функциональном аспекте; разработать упрощенный вариант классификации затрат, включаемых в плановую себестоимость заказа; определить единую методику распределения затрат; разработать концепцию планирования затрат по видам услуг; разработать требования к составу и уровню детализации управленческой отчетности; подобрать автоматизированную программу для бюджетирования с возможностью интеграции с имеющейся в настоящий момент.
Оценка показателей подтверждает, что для полиграфических компаний необходима коррекция модели и организации бюджетирования с учетом выявленных недостатков, а именно:
- внедрение единой системы управления бизнес-процессами с учетом отраслевой специфики;
- внедрение в организационную структуру отделов финансового планирования и бюджетирования;
- внедрение адекватной модели бюджетирования, как инструмента финансового планирования.
В рамках апробации модернизированной системы планирования бизнес-процессов на полиграфическом предприятии:
- предложена обновленная финансовая структура, соответствующая модели;
- проведена классификация затрат с точки зрения финансового планирования и бизнес -процессов в полиграфии;
- предложен следующий вариант отнесения затрат, накопленных в центрах (ОЦД, ВЦД): в соответствии с источниками финансирования, в рамках: 1) выполнения государственных заказов (в соответствии с выигранными тендерами); 2) коммерческой деятельности.
- апробирована технология планирования и распределения затрат в соответствии с бюджетной моделью;
- разработана приблизительная форма отчетности по доходам с элементами бюджетирования составленная на основе структуры счета «Продажи»;
- представлена экономическая оценка внедрения бюджетной модели на примере полиграфической фирмы.
Главным итогом проекта мероприятий по модернизации системы бюджетирования является плановое увеличение валовой прибыли. Кроме этого, наличие адекватной системы бюджетирования позволит:
- обеспечить единство финансового, управленческого учета и бюджетирования доходов;
- сократить трудовые затраты компании на подготовку и ввод данных в автоматизированную систему учета и отчетности;
- обеспечить высокую аналитичность и своевременность подготовки информации для принятия управленческих решений в области финансового планирования и управления бизнес-процессами полиграфического предприятия, разработки стратегии по видам печати и оказываемых услуг, а также работе с клиентами в части недополученных доходов.
Подобные работы
- БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АРСТРОЙ+»
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы управления производственной программой
предприятия на примере ООО "Буинский сахарный завод"
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «МЕДНОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГ»)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Разработка стратегии продвижения компании на рынке услуг тендерного сопровождения (на примере АО «Агентство развития бизнеса и микрокредитная компания»)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Определение путей повышения эффективности системы управления внутренней и внешней средой организации (на примере ООО «Редакция газеты «Туапсинские вести»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2018 - Развитие системы управления затратами и результатами с целью максимизации прибыли компании
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



