Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности 12
1.1 Формирование у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности
как психолого-педагогическая проблема 12
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности 21
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности в созданных психолого-педагогических условиях 38
2.1 Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет
познавательной самостоятельности 38
2.2 Содержание работы с детьми по реализации психолого-
педагогических условий формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности 65
2.3 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-6 лет
познавательной самостоятельности 91
Выводы по второй главе 100
Заключение 102
Список используемой литературы 105
Приложения 112
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что в условиях становление современного информационного общества одной из актуальных проблем образования становится формирование у детей способности самостоятельно осуществлять поиск информации, решать разнообразные поисковые задачи. В соответствии с целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2013), ребенок должен проявлять инициативу и самостоятельность в деятельности, в том числе познавательно-исследовательской. Поэтому важной образовательной задачей становится развитие у дошкольников познавательной самостоятельности. От этого во многом зависит успешность обучения ребенка в школе. Познавательная самостоятельность становится основой формирования познавательных и регулятивных метапредметных универсальных учебных действий. Неравномерность развития или недостаточность проявления познавательной самостоятельности может негативно сказаться на отношении ребенка к себе, отношениях со сверстниками, взрослыми, на его личностном развитии в целом.
Становление познавательной самостоятельности предполагает способность ребенка делать четкие суждения по поводу своей деятельности, принимать соответствующие решения, инициировать собственную активность, брать на себя ответственность за процесс деятельности и ее результат.
Актуальность исследования на научно-теоретическом уровне связана с тем, что традиционно исследовалась познавательная самостоятельность учащихся, их способность к саморегуляции в учебной деятельности (Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.). Вместе с тем стремление к самостоятельности по мнению психологов (Р.С. Буре, Л.С. Выготского, В.Д. Иванова, И.С. Кона, К.П. Кузовковой, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, Л.Ф. Островской, С.Л. Рубинштейна, Е.О. Смирновой) является внутренней потребностью маленького ребенка, которую необходимо поддерживать и развивать.
Развитие самостоятельности личности человека является предметом изучения разных наук. В философии самостоятельность исследуется в связи с проблемой свободы и саморазвития. В исследованиях отечественных педагогов и психологов самостоятельность рассматривается с нескольких позиций, таких как: 1) объективная необходимость жизни и деятельности человека
(Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.А. Половникова, Л.П. Аристова); 2) средство и одновременно результат образования (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Ш.А. Амонашвили); 3) свойство личности, связанное с активной работой воли, чувств, выработкой мировоззрения (Л.В. Жаров, Е.П. Ильин, Г.И. Щукина); 4) способность к рефлексивным действиям (Г.А. Цукерман, А.В. Карпов).
Современные ученые характеризуют данное понятие как: интерес к познанию, умение осуществлять познавательную деятельность через целенаправленный творческий поиск (И.Я. Лернер), как готовность самостоятельно вести целенаправленную познавательную деятельность (Л.П. Аристова, Н.А. Половникова), как относительно устойчивое независимое от вида деятельности качество личности (Л.А. Беляева, Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), как волевую черту личности (Е.П. Ильин), как интегративное (интегральное) качество личности (В.В. Зайко, З.Ф. Чехлова, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина и др.).
В современных исследованиях познавательная самостоятельность дошкольников как объект исследования представлена слабо (Г.Н. Гришкова, Т.В. Коломиец, М.Ю. Калашникова).
Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение познавательной самостоятельности как личностного образования, которое начинает свое формирование в дошкольном возрасте, обусловлено становлением у ребенка позиции субъекта познавательно-исследовательской деятельности и связано с формированием таких свойств личности как способность к саморегуляции, волевому усилию, рефлексии и др.
Актуальность исследования на научно-методическом уровне обусловлена тем, что методические аспекты формирования познавательной самостоятельности дошкольников широко не представлены.
Исследователи (П.И. Пидкасистый, В.Н. Пустовойтов, Г.И. Щукина, и др.) уделяют пристальное внимание формированию познавательной самостоятельности у детей школьного возраста, подростков и студентов, предлагают приемы, методы, психолого-педагогические условия формирования познавательной самостоятельности у данных категорий обучающихся. Выделены познавательные и регулятивные метапредметные универсальные учебные действия, представлен ряд рекомендаций по их формированию, что и обеспечивает проявление самостоятельности в учебной деятельности (В.Г. Закирова, Е.О. Иванова, М.П. Калинина, В.И. Орлов, Э.Г. Сабирова и др.).
У дошкольников психолого-педагогические условия формирования познавательной самостоятельности недостаточно исследованы и выделены в современной педагогике, методы и приемы разработаны поверхностно.
Анализ педагогической практики и исследований позволили выявить следующие противоречия:
- между необходимостью формирования познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным исследованием сущности данного процесса;
- между возможностью формирования познавательной самостоятельности у детей 5-6 лет и недостаточной разработкой соответствующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данной работы в дошкольной образовательной организации.
Таким образом, из выделенных противоречий, сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования познавательной самостоятельности у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности.
Гипотеза исследования состоит из следующих предположений: формирование у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности происходит при следующих психолого-педагогических условиях:
- обеспечение мотивации детей и эмоционально благоприятного фона для
проявления самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
- накопление детьми опыта саморегуляции, самоконтроля, самооценки, рефлексии познавательно-исследовательской деятельности;
- трансляция детям образца-ориентира проявления познавательной самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
- поэтапная реализация содержания, методов и средств образовательной работы с детьми, обеспечивающих становление у ребенка позиции субъекта познавательно-исследовательской деятельности и освоение компонентов познавательной самостоятельности;
- создание предметно-пространственной среды, обуславливающей проявление познавательной самостоятельности детей в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи.
1. Раскрыть теоретическое состояние исследуемой проблемы на современном этапе, уточнить компоненты познавательной самостоятельности, специфику процесса ее формирования.
2. Определить показатели познавательной самостоятельности и выявить уровни ее сформированности у детей 5-6 лет, изучить особенности образовательной работы с детьми по ее формированию.
3. Выделить и описать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности, методы и средства их реализации.
4. Выявить динамику в уровне сформированности у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности после реализации разработанных психолого-педагогических условий.
Теоретическая основа исследования:
- теория субъектно-деятельностного подхода к развитию личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);
- положение о единстве сознания и деятельности (Л.А. Венгер);
- идеи личностно-ориентированного подхода в образовании (Н.А. Алексеев, В.А. Петровский, Е.Н. Шиянов, Е.И. Русина, И.С. Якиманская);
- психолого-педагогические положения о закономерностях познания и этапах формирования у детей познавательной самостоятельности (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.Л. Князева, А.К. Осницкий, А.Н. Поддьяков, Т.А. Серебрякова, Т.И. Шамова, В.В. Щетинина);
- теоретические положения о сущности познавательной самостоятельности и ее формировании у детей (Г.Н. Гришкова, Т.В. Коломиец, М.Ю. Калашникова М.И. Лисина, В.В. Щетинина, Е.И. Щербакова и др.).
Для того чтобы решить поставленные задачи необходимо использовать следующие методы исследования:
- теоретические методы (анализ педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме; разработка гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах работы);
- эмпирические методы (наблюдение, беседы с детьми, анализ проблемных ситуаций; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы));
- методы анализа и обработки результатов (количественный и качественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов).
Экспериментальная база исследования: МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 40 детей 5-6 лет (20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы), 8 педагогов (воспитателей).
Основные этапы и организация и исследования. В исследовании мы можем выделить три этапа.
В ходе первого этапа (сентябрь 2017 г. - июнь 2018 г.) осуществлялось накопление материала. Проводилось изучение, систематизация, анализ и отбор психолого-педагогической и методической литературы для установления изученности и научной разработанности исследуемой проблемы. Были сформулированы тема и рабочая гипотеза, определены объект, предмет, цель и основные задачи исследования. Была составлена программа исследования, определены исходные параметры, методы, понятийный аппарат. Был выбран диагностический инструментарий для определения уровня сформированности у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности и изучения состояния педагогической практики и особенностей организации и проведения образовательной деятельности с использованием познавательно-исследовательской деятельности детей.
В ходе второго этапа (июнь 2018 г. - февраль 2019 г.) уточнялись теоретические основы исследования. Проводилось выявление у детей 5-6 лет уровня сформированности познавательной самостоятельности, изучение состояния педагогической практики, психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности. Осуществлялась экспериментальная проверка содержания гипотезы, и обработка результатов констатирующего этапа экспериментальной работы. Проводились формирующий и контрольный этапы экспериментальной работы.
В ходе третьего этапа (февраль - июнь 2019 г.) производилось теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы, анализ, обобщение и систематизация результатов экспериментального этапа исследования, оформление диссертационной работы.
Новизна исследования состоит в следующем: выявлено состояние изучаемой проблемы в теории и педагогической практике на современном этапе; получены экспериментальные данные о проявлении у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности; определены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: уточнены показатели познавательной самостоятельности у детей 5-6 лет, охарактеризованы ее уровни; обоснованы и охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе с дошкольниками могут быть использованы диагностические методики по изучению уровня сформированности у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности; а также апробированное содержание, методы и средства образовательной работы с детьми по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности.
Достоверность, объективность и обоснованность основных положений и выводов исследования подтверждено концептуальными научными положениями психологии и педагогики; результатами теоретического и экспериментального этапов исследования.
Практическая апробация и внедрение результатов исследования. В магистерской диссертации представлен опыт научной работы автора. Основные положения исследования были представлены на научно-практической конференции «Студенческие Дни науки» ТГУ (2018 г.).
Разработанные конспекты образовательной деятельности с детьми включены в перспективный план старшей группы общеразвивающей направленности МАОУ ДС № 200 «Волшебный башмачок» г. о. Тольятти, в рамках реализации образовательной области «Познавательное развитие».
По итогам исследования опубликовано три работы.
Основные положения исследования, представленные на защиту:
1. Познавательная самостоятельность детей дошкольного возраста представляют собой личностное образование, которое охватывает когнитивную, мотивационную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы личности ребенка, обеспечивает саморегуляцию целенаправленной познавательно-исследовательской деятельности, определяет ее процессуальные особенности и эффективность. Формирование познавательной самостоятельности ребенка происходит как постепенное становление ее компонентов (мотивационно-волевой, ориентационный, исполнительский, контрольно-оценочный) и предполагает становление рефлексивности субъекта деятельности, осознание мотивов, целей, способов деятельности, установление их соотношения; освоение навыков самоконтроля и самооценки во всей совокупности действий на всех этапах деятельности (предвосхищающий, итоговый и процессуальный самоконтроль).
2. Этапы работы с детьми по формированию познавательной самостоятельности (мотивационный этап, обучающий этап, этап саморегуляции самостоятельной деятельности) определяются с учетом следующих линий усложнений: 1) в освоении детьми навыков самоконтроля, самооценки и саморегуляции - от освоения ориентировочной основы действий в соответствии с логикой механизма интериоризации, к их применению при решении конкретных поисковых задач; 2) в руководстве познавательной деятельностью детей - от внешней регуляции педагогом к внутренней, личностной саморегуляции самостоятельной деятельности.
3. Конкретизация психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности определяется овладением детьми позицией субъекта познавательно-исследовательской деятельности, накоплением опыта самоконтроля, самооценки, рефлексии в решении поисковых задач, возможностью восприятия детьми образца-ориентира выполнения, использованием методов и средств проблемного обучения.
Структура магистерской диссертации обусловлена логикой исследования. Магистерская диссертация содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (53 наименования), 5 приложений. Для иллюстрации текста используется 10 таблиц, 6 рисунков.
Анализ различных подходов к определению понятий «самостоятельность», «познавательная самостоятельность» позволяет рассматривать познавательную самостоятельность детей 5-6 лет как интегративное качество личности, которое затрагивает все личностные сферы, и характеризуется тесной взаимосвязью компонентов (эмоционально-волевой компонент, ориентационный, исполнительский, контрольно-оценочный). Познавательная самостоятельность формируется и развивается в познавательно-исследовательской деятельности. Психолого-педагогическими условиями формирования познавательной самостоятельности у детей 5-6 лет служат: обеспечение мотивации детей и эмоционально благоприятного фона для проявления самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; накопление детьми опыта саморегуляции, самоконтроля, самооценки, рефлексии познавательно-исследовательской деятельности; трансляция детям образца-ориентира проявления познавательной самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности; поэтапная реализация содержания, методов и средств образовательной работы с детьми, обеспечивающих становление у ребенка позиции субъекта познавательно-исследовательской деятельности и освоение компонентов познавательной самостоятельности; создание предметно-пространственной среды, обуславливающей проявление познавательной самостоятельности детей в самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.
Мы определили компоненты познавательной самостоятельности и их показатели: 1) мотивационно-волевой (стремление самостоятельно решать поисковые задачи; проявление волевых усилий при решении поисковой задачи; осознание своей самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности); 2) ориентационный (умение определять (принимать) цель деятельности (на основе ориентировки в проблемной ситуации); умение прогнозировать способы и средства достижения цели деятельности; умение составлять план действий по достижению цели деятельности с учетом выбранных способов и средств); 3) исполнительский (умение реализовать выбранные условия деятельности; умение реализовать выбранные способы решения поисковой задачи (цели деятельности); умение выполнять действия в соответствии с планом (алгоритмом деятельности); умение установить соответствие действий плану); 4) контрольно-оценочный (умение установить соответствие результата поставленной цели; умение охарактеризовать результаты самоконтроля; умение представить рекомендации по корректировке действий и условий деятельности с учетом выявленного несоответствия (инструкции, правилам, плану, требованиям к результату).
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили заявить о необходимости повышения эффективности работы по формированию у детей 5¬6 лет познавательной самостоятельности.
Мы выделили следующие линии усложнения (логику) работы, которые отразились в этапах работы с детьми и последовательности решения образовательных задач:
1) в освоении детьми навыков саморегуляции, самоконтроля, самооценки и рефлексии: от освоения отдельных умений (их операционально - деятельностного состава) в соответствии с логикой механизма интериоризации, к их комплексному применению и осознанному выбору при решении задач конкретной деятельности;
2) в руководстве детьми: от внешней регуляции педагогом деятельности детей к внутренней, личностной саморегуляции в самостоятельной деятельности;
3) при освоении ребенком способов решения типовых поисковых заданий: от непосредственного руководства педагогом деятельностью детей по их решению к определению последовательности действий и ее фиксированию в виде наглядного алгоритма деятельности (использование условных символов, знаков), затем к выполнению данного типа задания на разнообразном новом содержании с опорой на разработанный наглядный алгоритм и далее к творческому применению в самостоятельной деятельности.
Мы определили этапы работы с детьми: мотивационный этап, обучающий этап, этап саморегуляции в самостоятельной деятельности. Содержание работы с детьми осуществлялось по блокам «Почемучка», «Школа Знайки «Хочу все знать!», «Школа фокусников». Были реализованы соответствующие задания, способы руководства деятельностью детей, методы, формы и средства обучения.
В результате повторной диагностики детей в контрольном этапе эксперимента нами была выявлена значительная динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности.
Это позволяет считать, что разработанные и реализованные психолого-педагогические условия обеспечивают эффективность формирования у детей 5-6 лет познавательной самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности и подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] : Письма и приказы Минобрнауки. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj- gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/(дата обращения: 20.09.2017 г.)
3. Амонашвили, Ш.А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе [Текст] / Ш.А. Амонашвили // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 36-41.
4. Андрианова, О.Ю. Обеспечение поддержки самостоятельности, инициативности, и ответственности дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ДО [Текст] /О.Ю. Андрианова, Н.А. Матуняк, С.М. Чебунина; под ред. О.В. Дыбиной [и др.] // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 13 / Ульяновск. Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. - С. 47-49.
5. Белобрыкина, О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте [Текст] / О.А. Белобрыкина. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 320 с.
6. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - С. 132-142.
7. Болотникова, О.П. Психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей 6-7 лет [Текст] / О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.А. Ошкина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.- С. 22.
8. Бодрова, Е.В. Исследование генезиса механизмов рефлексивной
саморегуляции познавательной деятельности [Текст] / Е.В. Бодрова, Е.Г. Юдина // Новые исследования в психологии. - № 1 (34). - М. : Педагогика, 1986. -
С. 26-30.
9. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : ЭКСМО- Пресс, 2010. - 1008 с.
10. Виноградова, Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром [Текст ] : автореф. дис. ... докт. пед. наук / Н.Ф. Виноградова. - М., 1994. - 36 с.
11. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М. : ТЦ Сфера, 2017. - 188 с.
12. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / О.В. Дыбина, В.В. Щетинина, Н.Н. Поддьяков. Под ред. О.В. Дыбиной.- М. : ТЦ Сфера, 2017. - 128 с.
13. Запорожец, А.В. Психология действия [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : МПСИ: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010. - 736 с.
14. Зимняя, И.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя, Е.А. Шашенкова. - Ижевск, 2001. - 103 с.
15. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб. : 2000. - 288 с.
16. Коломиец, Т.В. Формирование познавательной самостоятельности младших дошкольников на основе идей личностно ориентированного подхода [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. : защищена 2009 / Т.В. Коломиец. - Владимир, 2009. - 190 с.
17. Калашникова, М.Ю. Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности [Текст] / М.Ю. Калашникова // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 март 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс». -2017. - № 1 (10). - С. 148-153.
18. Конопкин, О.А. Осознанная саморегуляция как критерий субъектности [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2008. - № 3. -С. 22-34.
19. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнова. -СПб. : Питер, 2004. - 480 с.
20. Кригер, Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. : защищена 2000 / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2000. - 18 с.
21. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М. : Academia, 2005. - 352 с.
22. Лернер, И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся [Текст] / И.Я. Лернер // Новые исследования в педагогических науках.- М. : Педагогика. - 1971.- № 4.- С. 35-39
23. Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников [Текст] : дис. ... докт. пед. наук. : защищена 1990 /
B. И. Лозовая. - Харьков, 1990. - 357 с.
24. Макеева, С.П. Приемы формирования оценочной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] / С.П. Макеева // В мире научных открытий. Материалы X Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. - 2013. - С. 72-75.
25. Осницкий, А.К. Психологические механизмы самостоятельности [Текст] / А.К. Осницкий. - М. : Обнинск : ИГ СОЦИН, 2010. - 232 с.
26. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] / П.И Пидкасистый. - М. : Педагогика, 1980. - 108 с.
27. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника [Текст] / Н.Н. Поддьяков. - М. : Педагогика, 1977. - 272 с.
28. Рабаданова, А.А. Познавательная самостоятельность как педагогическая проблема [Текст] / А.А. Рабаданова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы VIII Междунар. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 6 нояб. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С.21-23.
29. Русина, Е.И. Педагогические условия личностно-ориентированного взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : защищена 2005 / Е.И. Русина. - М., 2005. - 22 с.
30. Рекунова, Н.Ю. Психолого-педагогические условия формирования умения управлять своим поведением у детей 6-7 лет [Текст] / Н.Ю. Рекунова. // Современные тенденции в образовании и науке : сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов : ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. - Ч. 4. - С. 122-125.
31. Санникова, Н. Г. Формирование учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности [Текст] : дисс. ... канд. пед. наук / Н.Г. Санникова. - Йошкар-Ола, 2016. - 226 с.
32. Семенова Т.В. Влияние учебной мотивации на успеваемость студентов: роль учебной активности [Электронный ресурс] / Т.В. Семенова // Высшее образование в России. - 2016. - №7. - С. 25-37. - Режим доступа: https://rucont.ru/efd/572238(дата обращения: 08.12.2017).
33. Слободчиков, В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте [Текст] / В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1990. - № 3.
34. Словарь практического психолога [Текст]/ Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1998. - 800 с.
35. Санько, А.Э. Педагогические условия развития познавательной активности младших дошкольников [Текст] : автореф. дис ... канд. пед. наук : защищена 1997 / А.Э. Санько. - Челябинск, 1997. - 16 с.
36. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход [Текст] / Ю.Г. Фокин. - М., 2006. - 240 с.
37. Чернокова, Т.Е. Развитие самоконтроля познавательной деятельности
в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Т. Е. Чернокова // Психолого-педагогические исследования. - 2014. - Т. 6. - № 4// URL :
http://psyedu.ru/journal/2014/4/Chernokova.phtml(дата обращения: 31.10.2017)
38. Шойимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 831-834. — URL https://moluch.ru/archive/65/10656/(дата обращения: 08.12.2017).
39. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982. - 69 с.
40. Щетинина, В.В. Формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. : защищена 2006 / В.В. Щетинина. - Москва, 2006. - 233 с.
41. Щетинина, В.В. К вопросу о развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Сб. науч. статей. Под ред. О.В. Дыбиной и др. - Ульяновск, 2012. - Ч. 2. - Вып. 10. - С. 12-17.
42. Щетинина, В.В. Использование стимульного материала и программ деятельности для организации самостоятельной деятельности детей [Текст] : Материалы международной научно-практической конференции / В.В. Щетинина, Е.В. Бабич; под ред. О.В. Дыбиной [и др.] - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2013. - № 2. - С. 76-82.
43. Щетинина, В.В. Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольника [Текст] / В.В. Щетинина // Научное отражение. - 2017. - № 2 (6). - С. 37-41.
44. Щетинина, В.В. Поисковая лаборатория: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Щетинина, Т.И. Бартошевич, Н.П. Рахманова, под ред. О.В. Дыбиной // Научное отражение. - 2017. - № 2 (6). - С. 37-41
45. Щетинина, В.В. Формирование познавательной самостоятельности дошкольников как психолого-педагогическая проблема [Текст] / В.В. Щетинина. // Научное отражение. - 2017. - 4 (8). - С. 47-52.
46. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 203 с.
47. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. — М. : Просвещение, 2006. — 144 с.
48. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М. : Сентябрь, 1996. - 96 с.
49. Jones Е. Toward a general theory of strategic self-presentation [Text] / Е. Jones, TS. Pittman // Psychological Perspectives on the Self. V. 1. Hillsdale. NY: Lawrence Erbaum, 1982. - P. 231-262.
50. Bottrill, P. Reseash Note: Children Thinking and Learning through Design Activity at Age Six [Text] / P. Bottrill // Early Child Development and Care. - 1996. Vol. 121. - P. 147-163.
51. Chapman, S.S. Intjducing Youg Children to Real Problems of Today and Tomorrow [Text] / S.S. Chapman // Eiffed Child Today (GCT). - 1991. - Vol. 14. -
№ 2. - P. 14-18.
52. Lewin, P. Upbringing and education of children [Text] / P. Lewin. - Boston, 2015. - P. 134-210.
53. Mauroux, D. Les mots environnemetaux et l’ enfant de 4 a 7 ans: lecture et ecriture [Text] / D. Mauroux // Revue francaise de pedagogite. - 1995. - № 11. - P. 31-49.