Введение. 3
Глава 1. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменения конституции РФ. 6
Глава 2. Внесение изменений в статьи Конституции РФ. 12
Глава 3. Пересмотр фундаментальных положений. Процедура принятия новой Конституции РФ. 15
Заключение 19
Список использованной литературы: 21
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное -конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Принятие новой Конституции в России является отражением серьезнейших общественных потребностей. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре. Конституция разрабатывалась и утверждалась с тем, чтобы воплотить достижения цивилизации, в том числе общепризнанные принципы права, фундаментальные права и свободы человека. Россия рассматривает себя как часть мирового сообщества, в котором все его члены добровольно берут на себя обязательство закрепить в праве, в первую очередь в конституциях, эти принципы и их последовательно реализовать. Причем речь идет не о любых принципах, а только о тех, которые официально признаны Россией. Что же касается международных договоров, то они могут быть подписаны от имени Российской Федерации только в строгом соответствии с конституционными положениями, которые определяют характер государства, его основы.
Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством. Стабильность является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок. Вместе с тем стабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции. Конституция Российской Федерации относится к категории "жёстких" и "стабильных" нормативно-правовых актов. Для изменения конституционных норм предусмотрены две основные правовые процедуры: процедура пересмотра Конституции и процедура принятия конституционных поправок. Ещё две правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и с переименованием субъектов Российской Федерации. В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.
Актуальность выбранной темы обусловлена огромным значением Конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особым местом во всей правовой системе. Данные факты вызывают необходимость всестороннего исследования Конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.
Цель работы – рассмотреть порядок и особенности внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а также порядок ее пересмотра. Чтобы достигнуть цели, предлагаю решить следующие исследовательские задачи:
1. Раскрыть конституционно-правовое регулирование изменения Конституции и принятия поправок к ней в Российской Федерации.
2. Рассмотреть процесс внесения изменений в статьи Конституции РФ
3. Рассмотреть, как пересматривают фундаментальные положения, а так же процесс принятия новой Конституции РФ.
Для решения поставленных целей и задач, использовались следующие методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, классификация, систематизация, анализ результатов деятельности, изучение опыта.
Специальные методы: сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический, историко-правовой
Объект исследования - общественные отношения в сфере конституционного права, складывающиеся по поводу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации, а также ее пересмотра.
Предмет исследования - Конституция и иное законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок и особенности принятия поправок в Конституцию и ее изменение.
Итак, под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений глав 3 - 8 Конституции Российской Федерации. Предложения о поправках вносят установленные Конституцией субъекты права на внесение предложений о поправках. Поправки к Конституции принимаются в форме закона РФ о поправках к Конституции РФ, однако процедура принятия данного закона имеет особый порядок, который отчасти совпадает с процедурой принятия федерального конституционного закона.
Под пересмотром Конституции Российской Федерации, понимается такое внесение изменений в главы 1,2,9 в силу их значимости и фундаментальности. Субъекты права на внесение таких предложений те же самые что и при внесении поправок. Федеральное Собрание принимает решение по внесенному предложению квалифицированным большинством, как минимум, в три пятых голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, далее должно созывается Конституционное Собрание для принятия решения о дальнейшей судьбе внесенного предложения. Если Конституционное Собрание одобряет внесенное предложение (новый проект), то окончательное решение принимается всенародным голосованием (референдумом) на которое и выносится данные предложения (новый проект). Однако, федеральный конституционный закон, устанавливающие правовые основы и регулирующий деятельность Конституционного Собрания еще не принят.
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ, согласно ст.134 Конституции РФ, могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Таким образом, круг субъектов, наделенных правом выступать с инициативой внесения изменений в действующую Конституцию или принятия новой Конституции, предусмотренный ст.134 Конституции РФ, не совпадает с кругом субъектов права законодательной инициативы, предусмотренным ст.104 Конституции РФ.
Так же на основании выделенных общих и принципиальных вопросов в области конституционно-правового статуса Конституционного Собрания Российской Федерации, можно заключить о том, что неразрешенных задач и проблем существует гораздо больше разрешенных, что значение правовых норм в этой области исполняют практически идеи и теоретические взгляды ряда ученых, что является недопустимым для права в качестве регулятора общественных отношений. В современном российском обществе еще не сформированы условия для принятия новой Конституции либо принципиального изменения Конституции 1993 года. В это же время, это не может исключать научного исследования в этом направлении, а также разрабатывать проекты.
1. Конституция Российской Федерации( принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" сборник законодательства "Гарант"
3. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 года № 15-П «По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 49. — Ст. 4868.
4. Федеральный Конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) «О Референдуме РФ» //https://www.consultant.ru/law/podborki/fz_o_referendume_rf/
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" //https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/
6. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации": // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 г. сборник законодательства "Платинум".
7. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон Российской Федерации от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 7 июля 2004 г. № 3-ФКЗ) / Собрание законодательства Российской Федерации. 2013 сборник законодательства "Консультант +". // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75551/
8. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 15-ФЗ / Собрание законодательства Российской Федерации "Консультант +" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_176790/
Указ Президента Российской Федерации от 15.10.1993 г. № 1633 О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации.//https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/
9. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1, ст. 1.
10. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.01.2009, № 1, ст. 2.
11. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.02.2014, № 6, ст. 548.
12. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.2014, № 30 (Часть I), ст. 4202.
13. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации, 16.03.2020, № 11, ст. 1416.
14. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. / М. В. Баглай. Государство и право, Юридические науки Москва Инфра-М-Норма, 2018 г., 482 с.
15. Ермаков О.Г. В каких поправках нуждается Конституция: научная статья / О.Г. Ермаков. Журнал российского права. - Москва 2013, №12. - 109 с.
16. Топорин Б.Н., Конституция РФ.: Научно-практический комментарий. / Б. Н. Топорин. Москва: Юристъ, переизд. 2012. - 409 с.
17. СОВРЕМЕННЫЕ ПОПРАВКИ В КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (27-30)DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2020.1.58.274