Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в прокуратуре районного звена (Московский государственный юридический университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РАЙОННОГО ЗВЕНА. 8
1.1. Понятие организации работы органов прокуратуры, её основные направления и задачи. 8
1.2. Определение сущности организации работы в органах прокуратуры районного звена. 20
1.3. Содержание организации работы органов прокуратуры как единая система действий и мер. 25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РАЙОННОГО ЗВЕНА НАДЗОРА ЗА ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ. 32
2.1. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие как самостоятельное направление прокурорской деятельности. 32
2.2. Особенности организации прокурорского надзора в данном направлении. 40
2.3. Проблемы организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. 69
Приложение №1 74
Приложение №2 75
Приложение №3 77
Актуальность темы исследования выпускной квалификационной работы. В первоначальной редакции Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации №174-ФЗ, которая датируется 18-ым декабря 2001 года, прокуратура могла осуществлять разнообразные виды деятельности, в том числе уголовное преследование и процессуальное руководство за предварительным расследованием.
В 2007 году был принят Федеральный закон №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»». Данный закон разграничил такие функции прокуратуры как надзор и руководство за предварительным расследованием, которое осуществляется в форме предварительного следствия. Тем самым законодатель значительно сузил круг процессуальных полномочий прокурора по отношению к органам предварительного следствия.
Затем спустя 1 год система прокуратура подверглась кардинальному изменению, из нее произошло выделение следственного подразделения, которое в дальнейшем приняло форму нового федерального органа государственной власти, а именно Следственного комитета Российской Федерации.
Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» статья 129 Конституции Российской Федерации изложена в новой редакции. В ней надзорная функция названа первой в числе остальных направлений деятельности прокуратуры Российской Федерации.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что результатом всех перечисленных организационно-правовых реформ и изменений за прокуратурой была закреплена по факту одна единственная функция на досудебной стадии производства, и эта функция является надзорной.
Значимость и актуальность темы связана с необходимостью совершенствования организации надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, а также в поиске решения проблем многочисленности допускаемых следователями нарушений.
Как свидетельствует прокурорская практика, за период 2020-2022 г., несмотря на тенденцию снижения уровня преступности и, соответственно, следственной нагрузки, ежегодно следователями допускается рост правонарушений законодательства на досудебных стадиях уголовного судопроизводства – только за эти годы их увеличилось на 2,6%:
2020- 5 086 896
2021 г.- 5 172 609+ 1,7%;
2022 г.- 5 217 038+ 0,9%
Приведенная статистика отражает проблему снижения качества расследования преступлений, которая возникла по причине изменения правового и организационного характера. Данные изменения лежат в основе, прежде всего, следственной деятельности, но также они связаны и с участием прокурора в стадии досудебного производства. Результатом этого теперь является острая необходимость последующего совершенствования организации прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительно следствие.
Степень разработанности. Данная тема привлекала внимание для изучения вопросов организации прокурорского надзора за органами следствия таких ученых как А.Ф. Смирнов, А.А. Усачев, В.Н. Исаенко, В.Н. Карпов, А.В. Винокуров, Ю.Е. Винокуров, О.С. Капинус, М.П. Поляков, Е.Р. Ергашев, О.Н. Коршунова.
Объект исследования являются правоотношения, возникающие между прокурором, помощниками прокурора и его заместителями, должностными лицами органов предварительного следствия и другими участниками уголовного судопроизводства в связи с организацией и осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия.
Предмет исследования являются принципы права и нормы, регулирующие организацию прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия, судебная, следственная и прокурорская практика, доктринальные положения, раскрывающие содержание института прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве.
Цель исследования. Формулирование и теоретическое обоснование научных положений об организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия, раскрывающих представление о содержании, сущности. А также выработка направлений с целью оптимизации организации прокурорского надзора по данному направлению в настоящее время.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучить мнения ученых и определить сущности, содержания организации работы органов прокуратуры районного звена в целом, а также определить её основные цели и задачи;
определить понятие, предмет, цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия на современном этапе;
определить понятие и правовое регулирование организации прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие, раскрыть представление о представленном виде надзора и найти пути решений для его совершенствования;
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, системный, и частнонаучные методы: формально-логический, историко-правовой, конкретно-социологический, правового моделирования.
Эмпирическую базу исследования составили результаты анализа:
статистических данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере надзора за исполнением законов органами предварительного следствия за период 2020-2022 гг.;
организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров, принятых по вопросам организации надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия,
120 постановлений, вынесенных в порядке уголовно-процессуального законодательства и ФЗ «О прокуратуре в РФ»: постановления об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; постановления об отмене постановления о приостановлении предварительного следствия и тд., акты прокурорского реагирования за 2020-2023 гг., внесенных Головинской межрайонной прокуратурой г. Москвы, такие как: представление об устранении нарушений федерального законодательства, требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия;
результаты анкетирования, проведенного в марте-апреле 2023г в ходе прохождения преддипломной практики.
Научная новизна заключается в том, что данная работа представляет собой комплексное исследование теоретических и прикладных проблем организации прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного следствия в современных условиях, в котором на основе полученных результатов сформулирована совокупность предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и повышение эффективности прокурорской деятельности в указанной сфере.
Положения, выносимые на защиту:
для улучшения эффективности и обеспечения организации и осуществления квалифицированного надзора за следствием обосновано предложение о закреплении за прокурором полномочия о возбуждении уголовного дела:
1) дополнить ч.1.1 ст.37 УПК РФ и изложить в следующей редакции: «Прокурор уполномочен возбуждать уголовное дело в порядке установленным настоящим Кодексом и передавать возбужденное уголовное дело органу предварительного расследования в соответствии с положениями ст.151 настоящего Кодекса.» ;
разработано и обосновано предложение об численном увеличении штата сотрудников районной прокуратуры и соответствующее распределение обязанностей между ними;
предложено расширить перечень процессуальных актов (следственных и процессуальных действий, затрагивающих права, гарантированные Конституцией РФ), направляемых прокурору в краткие сроки для предоставления возможности прокурору в кратчайшие сроки выявлять нарушения уголовно-процессуального законодательства, допущенные следователем, в ходе производства по делу.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были проведены исследования и сформулированы основные положения, касающиеся раскрытия определения, сущности и содержания организации работы прокуратуры районного звена. А именно, после изучения мнений и точек зрений ученых и практиков, мы пришли к выводу, что организация работы в органах прокуратуры представляет собой понятие системное. Общим определением организации является создание необходимых условий взаимодействия людей, структурно объединённых в организационную систему для достижения определенных функциональных целей. Значение и суть организации работы в органах прокуратуры представляется как создание оптимальных условий взаимодействия органов, подразделений и должностных лиц для достижения целей функциональной деятельности органов прокуратуры.
Касаемо содержания, то нам удалось выяснить, что содержание организации работы в органах прокуратуры раскрывается через представление организации в виде единой системы действий, мер, включающей в себя три подсистемы:
внутрифункциональную (внутрисистемную);
внешнефункциональную
вспомогательную.
И в практической деятельности указанные подсистемы не существуют в отрыве друг от друга и находятся в тесной органической взаимосвязи и взаимозависимости.
Исследуя вопрос о сущности организации работы органов прокуратуры районного звена, нам оказалась близка точка зрения Ф.М. Кобзарева, который определил ее так: «сущность организации работы состоит в обеспечении такого состояния системы, когда каждый субъект совместной деятельности находится на своем месте и наиболее эффективно выполняет свои обязанности» .
Также удалось определить понятие и правовое регулирование организации прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие, раскрыть представление о представленном виде надзора и найти пути решений для его совершенствования.
В итоге проделанной работы, пришли к выводу, что организация прокурорского надзора за следствием является составной частью внешнефункциональной подсистемы организации работы в органах прокуратуры, что позволяет определить ее как комплекс взаимосвязанных действий и решений уполномоченных субъектов, создающих необходимые условия эффективного функционирования системы прокуратуры по достижению целей и задач данного направления надзора.
Выяснили, что основными элементами организации работы органов прокуратуры по надзору за следствием являются: информационно-аналитическая деятельность; прогнозирование и планирование работы; кадровое обеспечение; распределение должностных обязанностей между прокурорскими работниками, обеспечение согласованности их действий; руководство; принятие и реализация управленческих решений; контроль и проверка исполнения.
В ходе изучения проблематики по данной теме нами были выдвинуты пути решения данных изъянов, а также пути совершенствования организации прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное расследование.
Так, для улучшения эффективности и обеспечения организации и осуществления квалифицированного надзора за следствием обосновано предложение о закреплении за прокурором полномочия о возбуждении уголовного дела. Для реализации соответствующего совершенствования необходимо внести изменение в нынешнее уголовно-процессуальное законодательство, а именно дополнить ч.1.1 ст.37 УПК РФ и изложить в следующей редакции: «Прокурор уполномочен возбуждать уголовное дело в порядке установленным настоящим Кодексом и передавать возбужденное уголовное дело органу предварительного расследования в соответствии с положениями ст.151 настоящего Кодекса.»
При изучении проблемы в сфере распределения обязанностей между работниками районной прокуратуры, разработано и обосновано предложение об численном увеличении штата сотрудников. В связи с не рациональным распределением обязанностей вследствие недостаточности мест в прокуратуре районного звена (речь идет даже не о наличии вакантных свободных мест, а о заложенном в штате единицы на один ОВД), сказывается и качество надзора, и качество рассмотрение жалоб, и качество подготовки докладных записок и отчетов.
Именно поэтому важным элементом как организации работы прокуратуры в целом, так и организации прокурорского надзора за следствием является правильное распределение служебных обязанностей между оперативным составом прокуратуры, от грамотного подхода к этому вопросу зависит качество поступающих на службу в органы прокуратуры специалистов и правильное применение их основных положительных профессиональных навыков.
В ходе изучения организации прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие нами было выдвинуто предложение расширить перечень процессуальных актов (следственных и процессуальных действий), направляемых прокурору в краткие сроки для предоставления возможности прокурору в кратчайшие сроки выявлять нарушения уголовно-процессуального законодательства, допущенные следователем, в ходе производства по делу. Данное решение коренным образом способствовало бы выявлению и пресечению нарушений прав обвиняемых и потерпевших, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ в ред. от 14.04.2023. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ. // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
5. Федеральный закон от 05.06.2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
7. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2021 N 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия». // СПС «КонсультантПлюс»
8. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2013 N° 261 «0 порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс»
9. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24.12.2021 №780 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2013 № 261 «О порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации». // СПС «КонсультантПлюс»
10. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 25.11.2022 N 711 «О внесении изменений в отдельные организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации в части совершенствования информационно-аналитической деятельности». // СПС «КонсультантПлюс»
11. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24 августа 2021 г. N 487 " О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора». // СПС «КонсультантПлюс»
Научная и учебная литература:
1. Агаронова Э. Э. Организация деятельности прокуратур городов, районов, других территориальных и иных специализированных прокуратур Университет прокуратуры РФ, 2018. – 196 с.
2. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор. М.: Проспект, 2006. 163 с.
3. Братановский С.Н., Муканбеткалиев А.А. Правовая организация управления в органах прокуратуры. // Монография. Саратов, 2012. - 7-8 с.
4. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учебник для среднего профессионального образования ,5-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт. 2023, 380 с.
5. Винокуров, Ю. E. Прокурорский надзор: учебник Ю. Е. Винокуров, А. Ю. Винокуров; под редакцией Ю. Е. Винокурова. 15-е над. перераб. и доп. - Москва, Издательство Юрайт. 2023. - 556 с.
6. Воронин О.В.; под ред. Халиулина А.Г. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров по специальности 40.03.01 «Юриспруденция». Томск: Издательство ТГУ, 2021- 265 с.
7. Головко И.И., Г. В. Дытченко, Э. Р. Исламова, О. Н. Коршунова, С. И. Корячен цова, Н. В. Кулик, М. Н. Кустов, Е. Л. Никитин, Д. М. Плугарь ; под. ред. О. Н. Коршуновой. Организация работы органов прокуратуры районного звена : учебное пособие /. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт. Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 120 с.
8. Елькина А.В. Организация работы в органах прокуратуры // Бизнес, менеджмент и право. 2019. № 2. 18-22 с.
9. Ергашев Е.Р. Организация работы городской (районной) прокуратуры. Екатеринбург, диссертация, 2005. 32 с.
10. Ергашев Е.Р. Организация работы в прокуратуре (первичного территориального звена прокурорской системы): учебное пособие для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. -143 с.
11. Ергашев Е.Р. О современных проблемах прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2015. № 6. 35-42 с.
12. Замураев С. В. Организация работы с кадрами в прокуратуре города // Актуальные проблемы организации работы прокуратуры города: сб. материалов круглого стола / под общ. ред. С. Г. Келерова, О. С. Капинус. Москва: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2013. 33 с.
13. Исаенко В.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание, оперативно- -розыскную деятельность: учебник и практикум- М.: Юрлитинформ, 2020.- 336 с.
14. Капинус О.С.; под общей редакцией Капинус О.С., С. Г. Кехлерова Настольная книга прокурора. В 2 ч. Часть 1: практ. пособие / под общ. ред. О.С. Капинус, С.Г. Кехлерова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. 486 с.
15. Капинус О.С. [и др.]; под общей редакцией Капинус О.С., С. Г. Кехлерова ; под научной редакцией А. Ю. Винокурова. Настольная книга прокурора в 2 ч. Часть 1: практическое пособие / — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 595 с.
16. Карягина А.В. Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. Вестник Таганрогского института управления и экономики. №2/2020. 76-80 с.
17. Кобзарев Ф.М. К вопросу о понятийных основах теории организации работы и управления в органах прокуратуры // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2016. № 6(56). 5-12 с.
18. Коровина, Д. А. Проблемы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие. // Молодой ученый. - 2023.- № 2 (449). -293-295 с.
19. Кудряшова А.В. О соотношении понятий «методика» и «организация» применительно к прокурорской деятельности // Вестник Костромского государственного университета. - 2018. - № 4. - Т. 24. - 288-289 с.
20. . Лазарева В. А. Долгожданные изменения в статусе прокурора (Закон от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ) // Уголовное судопроизводство. 2011. №3 2-6 с.
21. Мухаметов Э.Р. Основы организации работы в прокуратуре района. // ЗАКОННОСТЬ Учредители: Генеральная прокуратура РФ 2017 год. 21-24 с.
22. Поляков М.П. [и др.]. Прокурорский надзор: учебник и практикум для среднего профессионального образования. - 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 353 с.
23. Россоловский П.А. Концептуальные основы организации работы органов прокуратуры: сущность и подходы // Вопросы российского и международного права. 2021. Том 11. № 9А. 200-206 с.
24. Россоловский П.А. Некоторые теоретические основы организации работы и управления в органах прокуратуры // Сборник трудов III Международной научно-практической конференции (11 сентября 2020 года, г. Кострома) 211-214 с.
25. Ряполова Я. П. Процессуальные действия прокурора по надзору за законностью и обоснованностью действий и решений на стадии возбуждения уголовного дела // Рос. следователь. 2012. № 14. 8-11 с.
26. Смирнов А.Ф. [и др.], под. Ред. А.Ф. Смирнова, А.А. Усачева Прокурорский надзор: учебник и практикум для вузов/.- 3-е изд., перераб. и доп.- Москва: Издательство Юрайт, 2023.- 483 с.
27. Твеленев Д.С. Организация работы и управления в органах прокуратуры. Новые подходы в научных исследованиях. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2021. 190-192 с.
28. Фирсова О. А. Некоторые вопросы организации работы в прокуратуре города (района): учебное пособие /. – Иркутск : Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020. 120 с.
Интернет ресурсы:
1. Официальный сайт Генеральной Прокуратуры Российский Федерации. // Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/
2. Официальный сайт Следственного Комитета Российской Федерации. // Режим доступа: https://sledcom.ru/
3. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. // Режим доступа: https://мвд.рф/