Введение……3
1.Общая характеристика государственного управления...5
1.1 Понятие и основные черты государственного управления...5
1.2 Функции и принципы государственного управления..9
2.Характеристика исполнительной власти..17
2.1 Понятие, признаки и функции исполнительной власти..17
2.2 Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти....22
2.3 Соотношение исполнительной власти и государственного управления........25
Заключение…………………28
Список литературы……………30
Государственное управление занимает особое место среди всех видов управления. Высшие органы государственной власти в лице главы государства и его аппарата, правительства, парламента и судебных органов и их аппараты в совокупности играют роль управляющей системы, составные компоненты которой связаны между собой сложными функциональными отношениями. Они принимают решения общенационального значения, обязательные для исполнения как всеми без исключения звеньями государственного аппарата, так и гражданами.
В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с другими ветвями. Она самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной власти.
Следовательно, исполнительная власть - это государственная власть, которая предполагает наличие особых звеньев государственного аппарата, деятельность которых направлена на реализацию общих норм, установленных субъектами законодательной власти в целях регулирования различных сторон общественной жизни.
Степень разработанности темы. Большой вклад в изучение конституционно-правовых вопросов исполнительной власти, ее основных характеристик принадлежит отечественным ученым: С.А. Авакъяну, Г.В. Атаманчуку, Н.А.Богдановой, М.В. Баглаю, Н.В.Витруку, В.В.Гончарову, Б.П. Елисееву, А.Д.Керимову, М.А.Краснову, В.М.Корельскому, В.Н. Кудрявцеву, М.А.Лапиной, H.A. Михалевой, Ю.А. Тихомирову и др.
Проблемы российского федерализма, взаимоотношений и взаимодействия между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов рассматривались в трудах Р.Г. Абдулатипова, К.В. Арановского, Л.Ф. Болтенковой, Н.М. Добрынина, М.В. Глигич-Золотаревой, С.Д.Князева, И.Ф.Ляпина, Г.Б.Романовского, Б.Н. Топорнина, И.А. Умновой, Т.Я.Хабриевой и др.
В трудах ряда российских ученых-государствоведов: И.А. Алебастровой, А.А.Арбузкина, В.Б. Евдокимова, В.В. Маклакова, A.C. Прудникова, П.И. Савицкого, Б.А. Страшуна, З.М. Черниловского, В.Е. Чиркина, М.А. Штатиной, осуществлен сравнительно-правовой анализ конституционно-правового института исполнительной власти в Российской Федерации и зарубежных государствах.
Цель работы – рассмотреть соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Задачи работы:
- раскрыть понятие и основные черты государственного управления;
- определить основные функции и принципы государственного управления;
- изучить понятие, признаки и функции исполнительной власти;
- выявить принципы организации и деятельности органов исполнительной власти;
- проанализировать соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Объект работы – государственное управление и исполнительная власть.
Предмет работы - соотношение исполнительной власти и государственного управления.
Методы работы: анализ, синтез, обобщение, системный, структурный методы.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции в нее входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти ее субъектов. Единство системы государственных органов Российской Федерации обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности России, на единстве системы государственной власти. Единство системы проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов. Конституция предусматривает наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих видов органов власти представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов Российской Федерации.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей, исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и публичного, преимущественно административного права.
К органам исполнительной власти относятся Правительство Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти - министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ - президенты и главы администраций субъектов РФ, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти - президентами или главами администраций, либо избираются непосредственно населением. Органы исполнительной власти выполняют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Органы исполнительной власти делятся на федеральные и субъектов Федерации.
Перед современным государственным управлением стоит множество целей и задач. Необходимо достигнуть оптимального соответствия между государством и гражданами, государственными и общественными структурами, между государственно-правовой действительностью и реалиями сложной, многообразной жизни. Требуется социализация государственного управления, в результате чего оно сблизится и сольется с обществом, станет частью по-настоящему демократического государства.
Научная обоснованность государственного управления будет зависеть как от уровня развития научного знания, так и от готовности впитывать эти знания государственным управлением. Важную роль играет гуманизация государственного управления, поиск различных связей людей между собой, людей с природой и т.д. при внимательном учете философских, педагогических, социологических знаний.
Таким образом, необходимо построение социально эффективной системы государственного управления, в котором важную роль сыграет начало, основанное на объективном знании, способное удерживать субъективное начало и эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.07.2020, N 31, ст. 4412
2. Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 2. - М., 2019. - 672 с.
3. Белоконь, А. В. Научные основы деятельности органов исполнительной власти: учебное пособие для вузов / А. В. Белоконь, А. А. Долгополов, А. Н. Жеребцов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 127 с.
4. Горбунов, М. С. Классификация принципов государственного управления / М. С. Горбунов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 87-90.
5. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.]; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 608 с.
6. Демократия и государственное управление: теория, методология, практика / В. Цветков. М.: Юридическая мысль, 2017. 336 с.
7. Занко T.A. Особенности построения систем и структур органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации I T. A. Занко II Государственная служба. — 2021. — № 4. — С. 14-19.
8. Камолов, С. Г. Цифровое государственное управление: учебник для вузов / С. Г. Камолов. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 336 с.
9. Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для вузов / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 550 с.
10. Омельченко, Н. А. История государственного управления в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Омельченко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 256 с.
11. Осейчук, В. И. Теория государственного управления: учебник и практикум для вузов / В. И. Осейчук. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 342 с.
12. Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 516 с.
13. Право: учебник и практикум для вузов / С. Г. Киселев [и др.]; под редакцией С. Г. Киселева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 413 с.
14. Суворова А.К. Признаки и принципы органов исполнительной власти / А.К. Суворова // Наукосфера. — 2021. — №> 2-1. — С. 230-233.
15. Толкачева, Е. В. Цифровая трансформация государственного управления / Е. В. Толкачева // Инновационные технологии управления: Сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, Нижний Новгород, 04 декабря 2019 года / Мининский университет. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2020. – С. 61-63.
16. Федорова А.А. Принцип разделения властей и его реализация в современной России // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. 2021. № 17. С. 348.
17. Филиппов Ю. В. Основы развития местного хозяйства: учебное пособие / Ю. В. Филиппов, Т. Т. Авдеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Логос, 2020. 276 с.
18. Юдина, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Юдина; под общей редакцией Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 453 с.