Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности

Работа №114609

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

уголовное право

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
193
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1. Уголовно-правовая характеристика экологических преступлений общего характера 9
§ 2. Уголовно-правовая характеристика специальных экологических преступлений 21
ГЛАВА II. КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
§ 1. Экологическая преступность: понятие, виды, причины и условия, способствующие ее совершению 30
§ 2. Предупреждение экологических преступлений общего характера и специальных экологических преступлений 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Актуальность темы бакалаврской работы. Исследуемая тема бакалаврской работы, несомненно, на сегодняшний день, является актуальной по ряду определенных факторов. Это связано с тем, что в России, при наличии на ее территории колоссальных природных ресурсов, до, относительно недавнего времени, экологические катастрофы носили, по большей части, природный характер. Однако с развитием научно-технической революции все чаще экологические катастрофы стали носить техногенный характер и, как следствие, причинять с каждым годом все больший вред. Более того, к настоящему времени, правонарушения и преступления, посягающие на экологический правопорядок и экологическую безопасность, приняли размеры, которые начинают реально представлять угрозу уже национальной безопасности нашей страны.
Загрязнение всех компонентов окружающей среды - почвы, атмосферы, водоемов, как наземных, так и подводных, а также источников питьевой воды привели к тому, что все чаще и чаще можно те или иные регионы признавать зонами чрезвычайной экологической ситуации и даже зонами экологического бедствия.
К одним из основных неблагоприятных факторов антропогенного воздействия на состояние окружающей среды является нарушение природоохранного законодательства. И, в первую очередь, норм уголовного законодательства, предусматривающего понятие, виды и признаки экологических преступлений.
Данные официальной статистики подтверждают, что угроза экологической катастрофы является достаточно реальной, учитывая, что только за последние десятилетия в отдельных регионах Российской Федерации, экологическая преступность выросла в 10, а то и 15 раз [1].
А, учитывая геополитическое положение Российской Федерации, если и дальше положение в сфере противодействия экологической преступности не будет существенно улучшено, угроза экологической катастрофы станет носить не только национальный, но и международный характер. Тем более, что подобная катастрофа уже имела место быть в Чернобыле, Семипалатинске и некоторых других регионах нашей страны.
Указанные обстоятельства и обусловили актуальность избранной темы бакалаврской работы.
Степень разработанности темы исследования бакалаврской работы. В разные годы различные уголовно-правовые и криминологические аспекты экологических преступлений подлежали исследованию учеными не только отдельных отраслей права, но и смежных наук - философии, социологии, психологии и других.
Так, например, уголовно-правовые аспекты экологических преступлений изучали такие ученые, как С.А. Боголюбов, Е.В. Виноградова, О.Л. Дубовик, А.Е. Жалинский, Э.Н. Жевлаков, Б.Н. Звонков, Е.Г. Клетнева, О.С. Колбасов, М.В. Королева, И.В. Лавыгина, Н.А. Лопашенко, Ю.И. Ляпунов, В.Л. Мунтян, Б.С. Никифоров, В.В. Петров, А.М. Плешаков, П.Ф. Повелицина, Н.Л. Романова, Ю.А. Страунинг, А.А. Хашимов, В.А. Чугаев, В.Н. Яковлев и другие.
Криминологический анализ экологической преступности проводили следующие ученые: Д.И. Галимов, Е.Е. Пономарева, Н.В. Свердюков, А.Л. Сулейманов, И.Г. Травина, В.Н. Шутова и другие исследователи.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с совершением экологических преступлений. Предмет исследования - нормы уголовного законодательства в сфере противодействия экологическим преступлениям; причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений; виды и меры предупреждения экологической преступности.
Цель и задачи бакалаврской работы.
Цель бакалаврской работы заключается в проведении самостоятельного исследования вопросов экологической преступности и уточнению проблем, связанных с их предупреждением и на их основе внести предложения по повышению эффективности борьбы с указанным видом преступности.
Достижение цели бакалаврской работы достигается решением обозначенных задач:
• проведение криминологического исследования экологической преступности общего и специального характера;
• проанализировать уголовно-правовую характеристику преступлений, связанных с совершением экологических преступлений общего и специального характера;
• внести предложения по повышению эффективности борьбы с указанным видом преступности.
Нормативная база бакалаврской работы включает Конституцию Российской Федерации, нормы уголовного законодательства, предусматривающие виды, признаки и меры ответственности за совершение экологических преступлений, иные нормативные правовые акты в сфере противодействия экологической преступности.
Теоретическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что ее результаты расширяют и углубляют традиционные представления о причинах и условиях экологической преступности, проблемах, связанных с ее предупреждением.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в правоприменительной деятельности, а также в учебном процессе при изучении курса криминологии и ее соответствующего раздела - Экологическая преступность.
Структура бакалаврской работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной при написании бакалаврской работы литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В России, при наличии на ее территории колоссальных природных ресурсов, до относительно недавнего времени, экологические катастрофы носили по большей части природный характер. Однако с развитием научно-технической революции все чаще экологические катастрофы имеют техногенный характер и, как следствие, причиняют с каждым годом все больший вред.
Более того, к настоящему времени, правонарушения и преступления, посягающие на экологический правопорядок и экологическую безопасность, приняли размеры, которые начинают реально представлять угрозу уже национальной безопасности нашей страны. Загрязнение всех компонентов окружающей среды - почвы, атмосферы, водоемов, как наземных, так и подводных, а также источников питьевой воды привели к тому, что все чаще и чаще можно те или иные регионы признавать зонами чрезвычайной экологической ситуации и даже зонами экологического бедствия.
К одним из основных неблагоприятных факторов антропогенного воздействия на состояние окружающей среды является нарушение природоохранного законодательства. И в первую очередь, норм уголовного законодательства, предусматривающего понятие, виды и признаки экологических преступлений.
Данные официальной статистики подтверждают, что угроза экологической катастрофы является достаточно реальной, учитывая, что только за последние десятилетия в отдельных регионах Российской Федерации, экологическая преступность выросла в 10, а то и 15 раз.
А если учитывать геополитическое размещение Российской Федерации, то дальнейшее положение в области противоборства преступности в сфере экологии не будет особо улучшено, риск катастрофы в сфере экологии будет носить как международный, так и национальный характер. Примерами техногенных катастроф могут послужить аварии, произошедшие в Семипалинске и Чернобыле.
Проводимое изучение преступности в сфере экологии приводит к следующим выводам:
Преступность в сфере экологии - это сложное общественно-правовое явление, которое является отражением противоречивости социальных взаимосвязей.
На данный момент, общий термин «экологическая преступность» в криминологии не существует, а это очень усложняет правоприменительную деятельность, которая связана не только с квалификацией экологических преступлений, но и ее криминологических черт. Не только не существование однообразных терминов и понятий отрицательно сказывается на анализировании преступности в сфере экологии. Отсутствие определенных критериев преступности в сфере экологии не способствует эффективной борьбе с этим отрицательным общественным явлением.
Эволюция науки и техники в области жизнедеятельности личности, привела к значительному росту предприятий газового, нефтяного, химического комплекса, и как следствие к увеличению вреда окружающей природной среде.
Преступность в сфере экологии включает в себя четкую тенденцию к развитию, особенно в последние десять лет и, что еще наиболее страшно, она начинает приобретать качественно новые черты - профессионализм и организованность ее форм, а также корыстную тенденцию.
Главными факторами (критериями) установления уровня социальной опасности преступлений в сфере экологии считаются не только размеры и виды нанесенного вреда, которые указаны в главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации, но и в умышленном занижении значимости данного вида преступлений.
Уровень социальной опасности преступлений в сфере экологии должно быть рассмотрено в следующих аспектах:
1. правовой;
2. общественный.
Природа преступности в сфере экологии обусловлена, главным образом тем, что она связана с поведением человека в социуме и направлена, в конечном счете, против законных интересов социума.
Невзирая на то, что в науке в наше время проводят множество дискуссий насчет того, что превалирует в поведении человека - общественное или биологическое начало, мы предполагаем, что в основе поведения любой личности есть, не биологические, а социальные начала.
Подведя итог можно сказать что, являясь итогом прогресса, преступность в сфере экологии перевоплощается в явление, которое обладает сравнительной самостоятельностью, определенными чертами и присущими только ей закономерностями.
И как социум влияет на преступность и экологию, так и экологическая преступность может влиять на породившие ее социальные отношения.
По итогам проведенного исследования мы делаем о том, что выделяются три группы экологических преступлений:
1) преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности, то есть порядок деятельности;
2) преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды такие как вода, атмосфера, почва, недра, особо охраняемые природные территории и объекты;
3) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы нашей планеты.
Можно отметить, что условия и причины совершения экологических преступлений связаны между собой - причина порождает следствие исключительно при наличии специальных условий.
Предупреждение преступности в сфере экологии направлено на обеспечение данных проблем:
1) осуществление общественно-экономической политики страны, которая оказывает влияние на уменьшение причин преступности в сфере экологии;
2) предупреждение преступности в сфере экологии благодаря нейтрализации специфических условий и причин, которые обуславливают ее;
3) предупреждение совершения преступлений в сфере экологии определенными лицами.
Итак, целью профилактики преступности в сфере экологии является обеспечение благоприятного существования человека в окружающем мире путем минимизации негативного воздействия на экологию в процессе жизнедеятельности.
Специальные меры предупреждения преступности в сфере экологии - изучение мер по предупреждению преступлений в сфере экологии правоохранительным аппаратом.
Специальные меры предупреждения преступности в сфере экологии носят социальный, экономический, культурно-воспитательный, правовой и организационный характер и имеют определенные особенности.
Ее цель заключается в преодолении условий и причин преступлений, влиянии на лиц, которые совершили противоправное деяние или покушались на него, и на лиц, которые склонны к данному преступлению, для их перевоспитания и исправления. Спектр осуществления данных мер и их итоги относительно ограничены.
Меры специально-криминологического образа необходимы для усиления эффективности общественных мер предупреждения преступлений в сфере экологии. Главным элементом специально-криминологического предупреждения экологической преступности являются меры правового характера, а также, меры, направленные на модернизацию законодательства в сфере уголовного права об ответственности за совершение преступлений в области экологии.
Организационными неотложными мероприятиями считаются такие действия, которые направлены на увеличение эффективности работы контролирующих и правоохранительных органов в области противоборства экологической преступности.
Главной тенденцией в области предупреждения преступлений в сфере экологии считается работа по повышению экологической культуры населения, которое обладает немалым антикриминогенным потенциалом.
Повышению уровня культуры должна способствовать эволюция экологического отечественного образования, привлечение с помощью средств массовой информации, интернет ресурсов внимания большого количества населения, особенно детского и подросткового возраста к важности сохранения наших природных богатств и окружающей нас среды.
Очень важно закреплять организационные и правовые начала производства экологического социального надзора, который способен значительно помочь государственным правоохранительным и природоохранным органам в сфере борьбы с преступностью в области экологии.
В сфере противоборства экологической преступности невозможно недооценивать профилактические способности мер технического характера, которые начинаются с оснащения сотрудников контролирующих и правоохранительных органов нужной специальной техникой. Стоит уделить внимание и внедрению новых достижений науки и техники при обнаружении, недопущении и пресечении преступности в области экологии, надзора за благосостоянием окружающей нас среды.


1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.93 г. (в ред. от 12.04.2016 г.). - М., 2016.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2016 года). - М., 2016.
3. Водный кодекс Российской Федерации. - М., 2016.
4. Земельный кодекс Российской Федерации. - М., 2016.
5. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323 / Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/.
6. Федеральный закон от 11 июля 2011г. N 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 2 июля 2013г. N188- Федеральный закон Российской Федерации) / Собрание законодательства Российской Федерации от 18 июля 2011 г. N 29. Ст. 4281; Система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009г. №209- Федеральный закон Российской Федерации «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 14 октября 2014 г. N 307- Федеральный закон Российской Федерации) / Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30. Ст. 3735; Система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru.
8. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7- Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (в ред. от 5 апреля 2016 г. N 104- Федеральный закон Российской Федерации) / Собрание законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. - N 2. - Ст. 133.
9. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52- Федеральный закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 28 ноября 2015 г. N 358- Федеральный закон Российской Федерации) / Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. N 14. Ст. 1650; Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru.
10. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3- Федеральный закон Российской Федерации «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ) / Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3. Ст. 141; Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995г N 52- Федеральный закон Российской Федерации «О животном мире» (в ред. от 13 июля 2015г. N244- Федеральный закон Российской Федерации) / Собрание законодательства Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. N 17. Ст.1462; Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru.
12. Федеральный закон Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N 12. - Ст. 1024.
13. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» / КонсультантПлюс.
14. Указ Президента Российской Федерации «Об охране природных ресурсов территориальных вод и экономической зоны РФ»//Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - N 19. - Ст. 1048.
15. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1999. - N 1.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ