Введение 4
1. Теоретические аспекты формирования территориальной 9
инвестиционной привлекательности 9
1.1 Понятие региональной инвестиционной привлекательности 9
1.2. Роль инвестиционной привлекательности региона в развитии бизнес-
сообщества 15
1.3. Факторы повышения региональной инвестиционной активности 21
2. Оценка инвестиционной привлекательности территории (на примере
Самарской области) 31
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Самарской области 31
2.2. Анализ методик оценки инвестиционной привлекательности региона 37
3. Мероприятия по развитию инвестиционной программы региона Самарской
области 47
3.1. Формирование инвестиционных программ развития региона 47
3.2. Разработка стратегии повышения инвестиционной привлекательности
Самарской области 53
Заключение 56
Библиографический список 59
Приложения
Современное общество нашей страны ставит перед органами государственной власти и органами местного самоуправления очень важную задачу - создать необходимые условия для обеспечения качественного уровня жизни. Непростая, на грани кризиса, экономическая ситуация в стране может быть преодолена только путем разработки качественных мероприятий и согласованных действий органов различных уровней власти.
Данная зада может быть успешно решена путем обращения пристального внимания на инвестиции, которые необходимо направить в те отрасли экономики, которые, так или иначе, определяют качество жизни местного населения. На местном уровне это может найти свою реализацию в стимулировании комплекса мероприятий по социально-экономическому развитию территории, что неразрывно связано с разработкой и реализацией органами местного самоуправления эффективной инвестиционной политики.
Инвестиционные решения по процедуре их принятия относятся к разряду сложных. Как правило, они основаны на многофакторной и многогранной оценке большого количества факторов и условий, которые могут быть направлены в абсолютно противоположные стороны.
Территориальный аспект инвестиций носит очень важный характер, поскольку именно территориальные особенности являются максимально важными для характера любого рода вложений. Важно отметить и тот факт, что любой инвестор заинтересован в извлечении экономической выгоды и привлечении финансовых средств, а это значит, что для принятия решения по вложениям, он будет оценивать такие показатели, как экономические риски и доходность, предпочтение он отдаст тому региону, где минимален уровень рисков при высоком уровне доходности. Тем территориям, где инвестиционный климат неблагоприятен, необходимо создавать дополнительные условия, дающие возможность привлечь инвестора. Таким образом, вопрос оценки инвестиционной привлекательности территории является очень важной составляющей для принятия любого инвестиционного решения. И от грамотного подхода к данной оценке, а также ее точности напрямую зависят экономические последствия, как для инвестора, территории, так и для экономики страны в целом.
Знание и применение определенных теоретических основ, а также научных предпосылок и этапов формирования инвестиционного потенциала территории представляется крайне важным для, главным образом, жизнедеятельности муниципальной территории, а также ее
конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.
Но обеспечить должный уровень качества жизни местного населения на конкретной территории, сформировать сильное развитое гражданское общество, что в современном мире является основой демократии, без высокоразвитой системы местного самоуправления практически невозможно. Эффективность и высокая результативность деятельности местного самоуправления заключается, в первую очередь, в близости к местному населению, в понимании проблем населения и территории, а также в ярком желании развития данной территории. Когда деятельность местных органов власти профессиональна и квалифицирована, а также действует с учетом интересов местного населения, грамотно выстроенная система местного самоуправления дает в итоге очень высокий показатель социально-экономического развития.
Как правило, в современной экономической региональной ситуации сложилась следующая практика: территории, которые обладают высоким экономическим и инвестиционным потенциалом, как правило, не используют его эффективно. Не удивительно, что любая муниципальная территория имеет свои особенности, достоинства и недостатки, а также проблемы, которые определены данными особенностями.
В связи с вышесказанным, сегодня становится очень актуальным вопрос поиска новых направлений формирования эффективной системы инвестиционной привлекательности территории.
Актуальность указанной темы обусловлена большим количеством причин [17,c.5]:
- перенос центра тяжести на региональный и местный уровни, в том числе и в сфере инвестиционной политики, а также повышение роли органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии страны в целом;
- повышение важности инвестиционной системы территории в решении муниципальных проблем;
- очень низкая инвестиционная привлекательность и
конкурентоспособность значительного числа муниципальных территорий, и как следствие, возросшая необходимость устранения существенного различия в уровне их социально-экономического развития;
- низкая степень изученности территориальной инвестиционной сферы в стране;
- острая необходимость роста объемов инвестиций в бюджеты муниципальных образований;
- несовершенство механизмов управления инвестициями, а также инвестиционной политики муниципальных территорий.
В связи с вышесказанным можно заключить, что актуальность данной бакалаврской работы определяется важностью ее изучения как фактора социально-экономического развития территории, а также наличием потребности в осуществлении процессов совершенствования практической деятельности в направлении активизации инвестиционных процессов в муниципальных образованиях.
Таким образом, целью бакалаврской работы является изучение, анализ и разработка направлений формирования благоприятной инвестиционной привлекательности муниципального образования на примере Самарской области. Для достижения поставленной цели в данной работе определены и решаются следующие задачи:
привлекательности территории;
2) Определить инвестиционный статус муниципального образования как участника инвестиционных процессов;
3) Провести анализ взаимосвязи инвестиционной привлекательности и человеческих ресурсов конкретного муниципального образования;
4) Рассмотреть и охарактеризовать инвестиционный паспорт рассматриваемого муниципального образования;
5) Оценить инвестиционную привлекательность исследуемого муниципального образования;
6) Выявить механизмы совершенствования нормативно-правовой базы и механизмы развития инвестиционной привлекательности территории;
7) Определить механизмы формирования благоприятной инвестиционной привлекательности территории;
8) Разработать рекомендации по устранению сдерживающих факторов в
формировании благоприятной инвестиционной привлекательности
исследуемой территории.
Предметом исследования данной работы является формирование благоприятного инвестиционного климата определенной территории.
В качестве рассматриваемой территории (объект исследования) взята Самарская область.
Работа основана на фундаментальных концепциях, гипотезах, которые изложены в трудах ученых, посвященных вопросам формирования и реализации инвестиционной территориальной политики.
Данная бакалаврская работа включает в себя введение, три параграфа, заключение и библиографический список.
В результате данной работы сформированы и обоснованы положения, отвечающие стоящей перед нами цели и задачам и направленные на формирование благоприятного инвестиционного климата исследуемой территории, а именно Самарской области:
- совершенствование нормативно-правовой базы;
- использование таких механизмов работы, как разработка и реализация стратегий социально-экономического развития территории;
- создание, развитие и поддержание на должном уровне инвестиционной инфраструктуры на территории Самарской области, а также использование для ее развития нефинансовых механизмов поддержки инвестиционной деятельности;
- преодоление сдерживающих развитие факторов, таких, например, как неблагоприятная финансовая ситуация в области инноваций и науки, а также недостаточность опыта осуществления поддержки инноваций и науки.
Методологической базой работы являются такие методы как познание, обзор, сравнение, анализ, и пр. При написании данной работы большое значение имело использование нормативно-правовых актов, таких, например, как Бюджетный кодекс РФ, а также иных нормативно-правовых актов всех уровней власти, которые относятся к инвестиционной деятельности.
Подводя итоги исследования, проведенного в рамках данной работы, а также учитывая те задачи, которые перед нами стояли, можно выделить следующие ключевые моменты:
Одним из немалозначимых направлений в области управления социально-экономическим развитием территории является регулирование ее инвестиционной деятельности, как в коммерческом, так и в социальном секторе территориальной экономики. В таких условиях одной из важнейших задач руководства муниципального образования становится привлечение для развития территории финансовых и других ресурсов частных инвесторов.
Понятие инвестиционного климата территории очень емкое и многогранное, как правило, под ним понимается комплексная совокупность факторов и процессов микро-, мезо- и макро-уровней, которые способны определять инвестиционное поведение хозяйствующих субъектов в регионе.
Совершенствование инвестиционной привлекательности территории - трудоемкий системный процесс. Также необходимо отметить, что анализ конкурентоспособности территориальной единицы с точки зрения ее инвестиционной привлекательности необходимо начинать с инвестиционного паспорта.
В процессе разработки эффективной системы продвижения региона в области инвестиционной политики руководством территории может быть задействован огромный набор рычагов и методов, в том числе, финансового менеджмента и комплекс инструментов муниципального маркетинга. Это может способствовать повышению конкурентного статуса территории. В рамках продвижения региона на рынке инвестиционных ресурсов также представляет особый интерес и количественная оценка конкурентоспособности территории и ее инвестиционной привлекательности. Среди основных характеристик инвестиционной привлекательности территории выделяют инвестиционную активность и привлекательность.
Самарская область - это регион с мощным социально-экономическим и инвестиционным потенциалом, на базе которого активно реализуются крупные инвестиционные проекты. Самарская область, а в частности, такие крупные и средние ее города как Тольятти, Самара, Кинель и Сызрань на сегодняшний день являются надежными партнерами, как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.
В работе рассмотрены сдерживающие для инвестиционной деятельности факторы, а также пути их преодоления: низкий уровень спроса на местную продукцию инновационной отрасли; устранение недостаточного опыта осуществления поддержки проектов в сфере инноваций и науки; преодоление неблагоприятных условий для реализации социальных проектов путем формирования грамотной инфраструктуры; формирование благоприятных условий для развития транспортной логистики; совершенствование ситуации на кадровом рынке, в том числе за счет миграции квалифицированных кадров; коррупционная составляющая в сфере строительства и обслуживания дорог; нехватка профессиональных управленцев в сфере въездного и внутреннего туризма и пр.
Для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в Самарской области, развития деловой и социально-экономической среды, а также повышения системы гарантий для реальных и потенциальных инвесторов считаем необходимым предложить к внедрению следующие мероприятия:
- Создание условий для обеспечения четкого правового регулирования инновационной региональной деятельности;
- Создание системы управления в сфере инвестиционного развития;
- Разработка нормативно-правовой базы для установления норм и принципов по созданию и функционированию технопарков;
- Разработка и реализация целевых программ подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих кадров с учетом существующих в региональных экономических и инвестиционных отраслях потребностей;
- Формирование и функционирование на территории региона промышленных площадок индустриальных парков и технопарков, а также подведение к данным объектам всей необходимой инфраструктуры, тем самым формируя условия для инвестиционных проектов в области науки и инноватики;
- Формирование консультационной инфраструктуры для предприятий малого и среднего бизнеса; - и др.
Также очень важно отметить, что на сегодняшний день возникла острая необходимость пересмотреть и привести в норму некоторые положения и федерального законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности, а именно необходимо завершить переход к исполнению федерального бюджета на основе государственных программ, при этом необходимо определять все показатели результативности, принять закон, который будет устанавливать основы приграничного сотрудничества отдельных приграничных территорий, разработать и принять соответствующие нормативно-правовые акты, регламентирующие дополнительные способы стимулирования государственных закупок инновационной и
нанотехнологической продукции, внести изменения в налоговое и бюджетное законодательство на федеральном уровне с целью создания стимулов для структурной и методической перестройки экономики, стимулирования процессов диверсификации экономик территорий, а также внедрения механизмов снижения налоговой нагрузки.
В настоящее время существует острая необходимость создания целостной системы государственной поддержки и стимулирования развития инвестиционного потенциала как каждой отдельно взятой территории, так и в региональном сотрудничестве. В данном случае можно предложить: внедрение и развитие грантовой системы на развитие межрегионального сотрудничества, оказание всесторонней поддержки в приоритетном порядке межрегиональным инвестиционным проектам и компаниям.
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Российская газета», № 202, 08.10.2003.
2. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (ред. от 14.10.2012) «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2008, № 18, ст. 2003.
3. Закон Самарской области от 16.03.2006 N 19-ГД (ред. от 04.05.2011) «Об инвестициях и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 28.02.2006) // «Волжская коммуна», N 45 (25598), 17.03.2006.
4. Решение Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539 (ред. от 24.04.2014) «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара» // «Самарская Газета», № 59(3852), № 64(3857), 10.04.2008.
Научно-методическая литература
5. Асаул, А.Н. Инвестиционная привлекательность региона / А.Н. Асаул. СПб.: КНОРУС, 2014.
6. Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник - М.: КНОРУС, 2015. - 384 с
7. Сукиасян А.А. Совершенствование организационно -экономического механизма управления инвестиционным климатом региона: автореферат дис. .кандидата экономических наук / Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. Москва, 2015.
8. Тарасов В.М. Моделирование инвестиционного процесса // Филология и культура. - 2010. -№ 8. - С. 25-30.
Периодические издания
9. Абрамов А.П. Эффективность работы органов местного самоуправления - основа формирования инвестиционной привлекательности в муниципальном образовании // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 12 (127). С. 9 - 13.
10. Авдеева И.Л., Барановская И.А., Яковлева Н.А. Формирование благоприятной инвестиционной привлекательности в муниципальных образованиях // Вестник ОрелГИЭТ. 2012. № 3 (21). С. 93-98.
11. Акимов М.А. Калужская область: индустриальный парк и инвестиционная привлекательность // Вестник федерального бюджетного учреждения «Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции Российской Федерации». 2014. № 2. - С. 44-52.
12. Анищенко Ю.А., Логачева И.А. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности предприятия // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. - 2014. - №2. - С.422-427
13. Антипина О.В. Инновационно-инвестиционное развитие муниципальных образований иркутской области: проблемы и пути решения // Экономика и управление. 2013. № 12 (74). - С. 32-36.
14. Багирова Е.В., Васильев К.А., Самоцветова Т.С. Об инвестиционном климате кемеровской области // Научное обозрение. 2014. № 3. - С. 270-273.
15. Белякова Л.Г., Антипина О.В. Применение корреляционно-регрессионного анализа для исследования показателей инновационно-инвестиционного развития муниципальных образований // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. Т. 59. № 12. - С. 252¬256.
16. Бутова Т.В., Смирнова А.А. Формирование институтов партнерства власти и бизнеса в регионах Российской Федерации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 57-2. - С. 108-109.
17. Вдовин С.М. Инвестиционная привлекательность как фактор устойчивого развития региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 41 (392). - С. 20-27.
18. Веденеева К.В. Влияние государственной политики на решение проблем инвестирования в инновационные проекты // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 22. - С. 98-101
19. Волков И.М. Оценка инвестиционной привлекательности регионов // Журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 3. - С. 74-78.
20. Голева Г.А., Волков Ю.Ю. Инвестиционная привлекательность Ростовской области: состояние и перспективы // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 7. - С. 310-317.
21. Гусева К Ранжирование субъектов Российской Федерации по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. — 2016. — № 6. — С. 90.
22. Дадашев А.З. Налогово-бюджетный механизм поддержки инвестиционных процессов в высокодотационных регионах // Экономика и управление: проблемы, решения. 2012. № 12. - С. 9-17.
23. Ершова И.Г. Оценка уровня социально-экономического развития региона// Актуальные вопросы развития современного общества. - 2011.
24. Ивлева Е.С., Шашина Н.С. Теория и практика разработки муниципальных целевых программ // Экономика и управление. 2012. № 2 (76). - С. 46-50.
25. Ильина С. А. Сущность категории «инвестиционный климат» и категории «инвестиционная привлекательность» // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 153-157.
26. Колчина О.А. Методика оценки инвестиционной привлекательности муниципального образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2010. № 10 (65). - С. 134 - 137.
27. Комарова И.С., Сорочайкин А.Н. Эффективное использование инвестиционного потенциала крупного города // Экономика, управление и право в современных условиях: международ. сб. ст. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. - Самара: Издательство «Самарский университет», 2012. - Вып. 2(14). - 204 с.
28. Корчагин Ю.А., Маличенко И.П. Инвестиции: теория и практика. - Ростов на Дону: Феникс, 2014. - 509 с.
29. Крадинов И.С. Инвестиционная привлекательность: теоретический
аспект// Экономика и экономические науки. - 2014. -№ 5. - С. 89-92.
30. Крылов Э.И. Коммерческая привлекательность инвестиционных проектов // Экономика и экономические науки. - 2015. - № 6. - С. 78-83.
31. Марченко Г., Мачульская О. Исследования инвестиционного климата регионов России // Вопросы экономики. — 2013. — № 9. — С. 77.
32. Маршак А.В., Маршак В.Д. Условия инвестиционной активности региона// Регион: Экономика и социология. — 2015. — № 4. — С. 41.
33. Пупкова Г.А. Маркетинговое обеспечение инвестиционной активности в регионе // Актуальные вопросы экономических наук. 2010. № 6-1. - С. 165¬170.
34. Ситникова Э.В. Повышение инвестиционной привлекательности региона в решении проблем его устойчивого сбалансированного развития // Регион: система, экономика, управление. - 2013. - №4. - С.145.
35. Смирнова Н.В. Оценка инвестиционной привлекательности в условиях реструктуризации экономики // Финансовые менеджмент. - 2013. - №112. - С. 37-47.
36. Станекова М.М. Проблемы инвестиционной привлекательности // Экономика и экономические науки. - 2015. - №5. - С. 32-35.
37. Страмов А.А. Инновационно-инвестиционная привлекательность региона // Экономические и юридические науки. - 2015. - №2. - С.54-57.