Период изготовления: март 2023 года.
ВУЗ: .
Предмет: Административное право.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ 7
1.1. Общая характеристика и понятие института мер административно-правового принуждения7
1.2. Правовая характеристика специальных мер административного принуждения 11
1.3. Применение специальных средств принуждения в ходе осуществления правоохранительной деятельности 17
ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ В ХОДЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ 23
2.1. Использование огнестрельного оружия как вид административно-правового пресечения 23
2.2. Порядок и основания применения гражданского и служебного огнестрельного оружия 34
2.3. Административно-правовая и уголовно-правовая характеристика действий должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов, связанных с применением ими огнестрельного оружия 38
ГЛАВА 3. ДВОЙСТВЕННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ 46
3.1. Проблемы правовой регламентации применения огнестрельного оружия как меры административного принуждения 46
3.2. Пути совершенствования российского законодательства в области применения огнестрельного оружия должностными лицами и сотрудниками правоохранительных органов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Россия на современном этапе подверглась множеству изменений, исключением не стала и система правоохранительных органов.
Наряду с самой системой изменилась правовая основа, ее регулирующая: 1 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 28.06.2013), заменив ранее действующий Закон РФ 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (ред. от 27.07.2010).
Законодатель уделил особое внимание правам и обязанностям сотрудников полиции, учитывая при этом множество факторов. Так, принимая во внимание тот факт, что сотрудникам полиции необходимо обеспечить безопасность граждан, общества и государства, Закон наделяет полицейского правом применять, специальные средства и огнестрельное оружие.
Если административное задержание посягает на права и свободы человека, то применение огнестрельного оружия угрожает уже непосредственно здоровью и жизнь человека и должно иметь очень веские основания для применения. Единого правового акта, регламентирующего применение огнестрельного оружия нет.
О применении огнестрельного оружия в целях пресечения говорится в ряде российских законов. Чаще всего огнестрельное оружие применяется сотрудниками полиции, военнослужащими Росгвардии, пограничных органов и войск ФСФ России, сотрудниками органов наркоконтроля. Так же применять огнестрельное оружие имеют право инспекторы охотнадзора, охранники высшей квалификации. Очевидно, что эти полномочия, как никакие другие, глубоко вторгаются в сферу основных прав человека и сопряжены с высоким риском наступления тяжких и необратимых последствий вплоть до лишения человека жизни. Тем не менее, пока развитие науки и техники не позволит оснастить вышеперечисленных должностных лиц, а в особенности сотрудников полиции специальными средствами пресечения, не уступающими по своей эффективности боевому оружию. Допуская применение огнестрельного оружия, государство, во-первых, ограничило его объем необходимым минимумом, а во-вторых, полно и четко урегулировало все основные вопросы применения огнестрельного оружия в законодательном акте, известном населению. Именно таким законодательным актом является ФЗ РФ № 3 от 07.02.2011 года «О полиции», в котором глава № 5 посвящена «Применению полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». В настоящее время российский Закон «О полиции» является единственным действующим нормативным актом, содержащим правила применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции. Эти правила по существу контролируют общие положения законодательства о необходимой обороне, задержании правонарушителей и крайней необходимости.
Основным непосредственным объектом применения специальных средств являются лица, которые оказали сопротивление сотрудникам полиции.
Актуальность проблемы заключается в том, что применение, специальных средств и огнестрельного оружия - самая жесткая и крайняя мера административного принуждения, применяемая сотрудниками всех правоохранительных органов. Она применяется довольно часто, так как в последнее время в России возрастает степень общественной опасности преступных посягательств, усиливается агрессивность и жестокость преступлений, активизируется противодействие сотрудникам ОВД. От решения этой проблемы в немалой степени зависит характер будущего российского государства и темпы его интеграции в мировое демократическое сообщество.
Цель исследования: выявление пробелов и коллизий законодательства в сфере применения огнестрельного оружия как меры административного пресечения
Задачи исследования, поставленные для достижения указанной цели:
- дать общую характеристику специальных мер административного пресечения;
- исследовать применение специальных средств принуждения в ходе осуществления правоохранительной деятельности;
- проанализировать порядок и основания применения огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов;
- дать уголовно-правовую (а административно-правовую?) оценку действиям должностных лиц и сотрудников правоохранительных органов, связанных с применением ими огнестрельного оружия;
- изучить проблемы применения огнестрельного оружия и их правовой регламентации;
- определить пути совершенствования законодательства в области применения огнестрельного оружия должностными лицами и сотрудниками правоохранительных органов.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие в случаях необходимости применения, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции.
Предметом исследования выступает законодательство РФ, регламентирующее порядок применения полицией, специальных средств, опубликованная судебная практика, труды ученых, занимающихся смежными с исследуемым вопросами, материалы судебной практики.
Методами исследования послужили комплексный подход и системный анализ. В процессе исследования были использованы следующие частно-научные методы: функционально-структурный, аналитический, логический, монографический и графический.
Теоретической и информационной базой стали законы Российской Федерации, материалы специальных юридических изданий и текущей периодики по проблемам правового применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками правоохранительных органов.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что посредством мер административного принуждения, ежегодно выявляются миллионы правонарушителей, предупреждается и пресекается совершение большого количества административных правонарушений. Цель работы была достигнута посредством выполнения поставленных задач. Проанализировав теорию, нормативные источники и правоприменительную практику можно сказать о том, что государственное принуждение является методом, формирующим состояние подчиненности субъектов, и представляет собой властное веление или прямое действие. По своему содержанию оно может быть административным, уголовным, дисциплинарным, гражданско-правовым.
В целях упорядочения общественной жизни устанавливаются определенные правила поведения, которые не всегда соблюдаются социумом, поэтому для достижения нужного результата необходимо применение разнообразных способов, в том числе и способов принуждения. Главной отличительной чертой мер административного принуждения является сфера их применения – государственное управление. В отличие от уголовного принуждения – меры административного принуждения применяются как к физическим, так и к юридическим лицам. Самый главный критерий для разграничения данных мер от иных других – это субъекты применения. Административное принуждение применяется судом, должностными лицами органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обладающих соответствующими полномочиями. Также стоит отметить, вполне гуманистический подход Российского законодательства и правовой теории, которые отмечают необходимость следования такому немаловажному принципу как экономия репрессий.
Существует ряд теорий посвященных классификации мер административного принуждения. Учитывая частоту и распространенность 66 использования таких мер, необходимо в обязательном порядке выработать единую научно обоснованную классификацию мер административного принуждения, что необходимо для их единообразного и эффективного применения. Представленная в данной работе классификация мер административного принуждения видится наиболее рациональной, так как отвечает современным процессуальным требованиям, и наиболее полным образом отражена в действующем административном законодательстве. В системе принуждения особое место занимает административное принуждение, являющееся наиболее масштабным его видом. А в системе административного принуждения наибольший охват имеет административное пресечение.
Для наиболее полного уяснения природы и назначения мер административного пресечения, понимания их роли в охране правопорядка необходимо исследование их связей с категориями более высокого порядка, такими как принуждение, государственное принуждение, административное принуждение. Среди всех видов государственного принуждения на практике чаще всего применяется административное принуждение. Административное принуждение является одной из важнейших частей государственного принуждения, оказывающей огромное влияние на состояние правопорядка. Административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения охраны общественного порядка и безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. Одной из проблем является отсутствие единства в применении понятийного аппарата. Это обусловлено отсутствием нормы дефиниции в действующем законодательстве. Административное пресечение безусловно обладает своим содержанием, которое позволяет выделить его из множества других социальных явлений и подчеркнуть его специфические уникальные черты. Выделение этих особенностей, характерных для административного 67 пресечения, имеет большой теоретический и практический смысл, позволяется уяснить в полной мер все грани рассматриваемого явления, так как его социальная роль более чем важна как для общества, так и для государства. Выбор конкретных пресекательных мер, равно как и последовательность их применения, зависит, прежде всего, от характера нарушения, степени его интенсивности, а также характера негативных последствий, наступлением которых чревато продолжение данного нарушения. Проблема заключается не только в том, что во избежание возникающих на практике вопросов понятие государственного принуждения нигде не закреплено, но и в том, что существует сложность в выборе какой-то одной трактовки, так как у многих научных деятелей свое понимание государственного принуждения.
Пытаясь скомпоновать представленные мнения касательно того, как следует трактовать государственное принуждение, мы пришли к выводу о том, что это – основанное на нормах действующего законодательства и реализуемое в виде применяемых мер, психическое либо физическое воздействие государственных органов или их должностных лиц на поведение и волю субъектов права, обязывая их к необходимым для государства действиям в целях достижения социально полезного результата. А также следует пояснить, что под этими мерами понимается система правовых ограничений, лишений, обременений или иных действий, которые позволяют заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них поручения и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз. Решение проблемы видится нам в том, что следует выбрать какое-то одно определение и нормативно закрепить это понятие в какой-нибудь статье федерального закона «О Полиции» или издать указ правительства или президента, проясняющий данный момент. 68 Административное принуждение применяется чаще всего в связи с совершением правонарушения, в связи с этим классифицировать меры можно в зависимости от стадий совершения правонарушения следующим образом: административно-предупредительные меры, меры административного пресечения, меры административно-процессуального обеспечения, меры административного наказания.
Проведенный анализ в работе позволяет сделать следующие выводы и внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства: − вопрос о классификации мер административного принуждения до настоящего времени не получил единого решения ни в теории, ни на практике. Четкая классификация мер административного принуждения необходима для уяснения их сущности, порядка применения, обеспечения эффективности воздействия на правонарушителя. Правильная классификация является необходимой предпосылкой для научной кодификации мер административного принуждения; − отсутствие в законодательстве критериев для отграничения административно-предупредительных мер от иных профилактических мер препятствует приведению их исчерпывающего перечня. Разработка данных критериев позволит выделить исчерпывающий перечень административнопредупредительных мер; − на сегодняшний день в Российской Федерации существует множество нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру применения мер административного предупреждения. К их числу относятся не только Законы Российской Федерации, но и Законы субъектов РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, положения, приказы, инструкции, регламенты, а также иные документы.
Такое широкое процессуальное регулирование применения административно-предупредительных мер нельзя считать целесообразным и удобным. Это обусловлено отсутствием единого нормативно-правового акта, в котором бы отражались все аспекты применения мер административного предупреждения. В данной ситуации необходимо систематизировать действующее законодательство о мерах административного принуждения в один нормативный правовой акт. Что будет способствовать повышению качества и эффективности применения мер административного принуждения;
− ч. 8 ст. 19 ФЗ «О полиции» предусматривает обязательность информирования начальника о применении физической силы только в случае наступления последствий в виде причинения физического либо материального вреда. Данная формулировка является недостаточно корректной и на наш взгляд распускает руки сотрудникам полиции. В этой связи предлагаем внести корректировку в действующее законодательство, а именно ч. 8 ст. 19 ФЗ «О полиции»: исключить из нее в качестве обязательного условия информирования о факте применения физической силы наступление последствий в виде причинения вреда здоровью гражданина или причинения материального ущерба гражданину либо организации.
Предлагаем изложить статью в следующей редакции: о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт; − соблюдение законности при применении мер административного пресечения органами внутренних дел также является актуальной проблемой.
Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции», другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права составляют правовую основу деятельности полиции, которая осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.
Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в порядке, предусмотренном главой 5 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Под применением огнестрельного оружия как мерой административного принуждения нужно понимать производство сотрудником полиции, находящимся в состоянии необходимой обороны или при задержании лица, совершившего преступление, либо в состоянии крайней необходимости, прицельного выстрела из огнестрельного оружия на поражение посягающего (задерживаемого) в случаях, перечисленных в ч. 1 и 3 ст. 23 ФЗ «О полиции».
Под условиями применения огнестрельного оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника полиции перед, в момент и после применения им огнестрельного оружия. Основания применения огнестрельного оружия – это исключительные по своему характеру условия, с возникновением которых закон связывает возможность применения или использования сотрудниками полиции огнестрельного оружия. Эти основания предусмотрены ст. 23 Федерального закона «О полиции». Под порядком применения огнестрельного оружия и специальных средств понимают предусмотренную законодательством процедуру, которой должен следовать сотрудник полиции при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к оружию.
В нормативных правовых актах, регламентирующих применение огнестрельного оружия закреплены такие обстоятельства, как крайняя необходимость, обоснованный риск, причинение вреда лицу, которое совершило преступление или при задержании такого лица. Исходя из данных обстоятельств, действия сотрудника полиции, применившего огнестрельное табельное оружие, могут рассматриваться как законные. И действующее законодательство обеспечивает правовую защиту сотрудников полиции. Но на практике есть случаи, когда законность действий сотрудника полиции по применению огнестрельного оружия ставятся под вопрос поэтому следует отметить, что ситуации, в ходе которых возникают основания для применения огнестрельного оружия могут возникнуть за доли секунд и в таких случаях не стоит забывать об обеспечении личной безопасности, так как это может стоить жизни сотруднику полиции.
1. "Конституция Российской Федерации" от 12.12.1993 // Российская газета. - 25.12.1993 г. - Ст. 237 с изм. и допол. в ред. от 06.10.2022.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. № 7.Ст. 900.
4. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 г. № 510 (ред. от 21.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 октября 2016 г. № 41. Ст. 5802.
5. О федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. № 15. Ст. 1269.
Учебные и методические пособия, научные статьи
6. Административное право и административный процесс: Актуальные проблемы / Под ред. М.С. Студенкина. – М., Юристъ, 2016. 302 с.
7. Административное право России. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. П.И. Кононова. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 687 с.
8. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник / А.П. Алехин. – М., ИКД «ЗерцалоМ», 2018. 608 с.
9. Асадов А. М. Методы правового воздействия на общественные отношения: переосмысление концепции // Проблемы права. 2016. № 3 (41). С. 60-65.
10. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – М., Эксмо-Пресс, 2019. 624 с.
11. Березин А.А. Меры административного пресечения нарушений общественного порядка и общественной безопасности при проведении публичных мероприятий // Вестник Саратовской гос-ной юр. ак. 2017. № 6 (101). С. 111-116.
12. Бочаров С.Н., Дорошенко О.М. Специальные меры административно-правового пресечения в правоприменительной практике полиции при противодействии правонарушениям // Вестник экономической безопасности. 2016. №3. С.18-26.
13. Васюхно И.О. Меры административно-правового пресечения, применяемые органами внутренних дел Российской Федерации: дис. На соиск. уч. степ.канд. юридич. наук / И.О.Васюхно. Москва, 2018. 186 с
14. Дубровина А.К. Административная деятельность полиции. Части общая и особенная: учебное пособие / под ред. А.К. Дубровина. – Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2017. 304 с.
15. Жумагулов М.И. О сущности и понятии административно- правового принуждения // Государство и право. 2016. №10. С. 22-31.
16. Зарицкий А.В. Место и роль политического принуждения в современной теории правового государства // Государство и право. 2017. №2. С.100.
17. Йонаш В.В. Административное пресечение как вид административного принуждения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Саратов.,2016. 22 с.
18. Кареева-Попелковская К.А. Административно-правовое регулирование применения мер пресечения сотрудниками полиции Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М. 2021. 22 с.
19. Карпов И.А. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел (системно-правовой анализ) // Молодой ученый. 2017. № 3. С. 235-238.
20. Киричек Е.В. Совершенствование деятельности полиции по обеспечению правопорядка: комплексные меры // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. №4. С.39-42.
21. Коренев А. П. Административное право России. Ч. 1 / А.П. Коренев. – М., «Щит-М», 2018. 280 с.
22. Краснова, Е.М. Об отдельных направлениях повышения эффективности административной деятельности полиции // Академическая мысль. 2018. № 2. С.76-80.
23. Кузьмин А. Г. Административное право (общая часть): учебное пособие / А. Г. Кузьмин, Е. Н. Майорова. – Челябинск: Цицеро, 2021. 315 с.
24. Лебедева О.О. Правовое регулирование применения принудительных мер административного предупреждения и пресечения: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. —Нижний Новгород. 2017. 32 с.
25. Лесин А.М. Проблемы соответствия законодательства РФ об административном принуждении общепризнанным принципам и нормам международного права // Марийский юридический вестник. 2020. № 1 (1). С. 86-90.
26. Логвиненко И. Ю. Применение мер административного принуждения в особых правовых режимах // Молодой ученый. 2017. № 20. С. 485-488.
27. Маркина, Э.В., Сосновская, Ю.Н. Основные направления повышения эффективности деятельности полиции на современном этапе // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 4. С.279-283.
28. Миронов Р.Г. Правоохранительные органы: Учебное пособие. -
29. М.: Инфра-М, 2017. 269 с.
30. Низаметдинов, А.М., Потапенкова, И.В. Актуальные вопросы совершенствования прав и обязанностей полиции в рамках мониторинга правоприменительной деятельности территориальных органов МВД России в сфере охраны правопорядка // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 8. С.223-231.
31. Пивоваров Д.В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, применяемые сотрудниками полиции: дис. канд. юрид. наук. Омск., 2017. 145 с.
32. Попов Л. Л. Убеждение и принуждение / Л. Л. Попов. – М., Московский рабочий, 2016. 155 с.
33. Рябцев А.В., Гуничев С.В. Формы и методы деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // «Юридическая наука и правоохранительная практика». 2017. № 2 (28). С. 124-131.
34. Садыкова, М.А. Полномочия полиции Норвегии // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 2. С. 156-161.
35. Севрюгин В. Е. Проблемы административного права, учебное пособие / В.Е. Севрюгин. – Тюмень: ТВШ МВД РК ТГУ, 2016. 208 с.
36. Тимошенко И. В. Административная ответственность: учебное пособие для студентов вузов / И.В. Тимошенко. – М., МарТ, 2017. 287 с.
37. Туманов Г.А. Административные наказания глазами юриста // Российское государство и право. 2016. № 5. С.10.
38. Фиалковская И. Д. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2018. №2 (1). С. 290-294.
39. Чебаков А.И. Понятие и виды методов административной деятельности полиции // Теория и практика обществен. развития. 2020. № 21. С. 128-130.
40. Черкасова, Е.К. Проблемные вопросы доставления сотрудниками полиции лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и лиц, совершивших административные правонарушения // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 2 (40). С. 143-152.
41. Шевцов, А.В. Зарубежный опыт применения мер административного принуждения // Сетевое издание «Академическая мысль». № 1 (10). 2020. С. 83-87.
42. Шурухнова, Д.Н. Виды и основания применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства // Международный журнал конституционного и государственного права. 2017. №1. С. 140-144.