Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 9
1.1 Понятие «нравственные представления»: основные подходы к изучению 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 18
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о нравственных категориях 25
2.2 Апробация психолого-педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 38
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о нравственных категориях 48
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 59
Приложение Б Количественные результаты диагностики на констатирующем этапе исследования 60
Приложение В Анкета для воспитателей 66
Приложение Г План работы по формированию представлений о нравственных категориях 67
Приложение Д Художественные произведения, используемые для чтения детям 71
Приложение Е Количественные результаты диагностики на контрольном этапе исследования
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 9
1.1 Понятие «нравственные представления»: основные подходы к изучению 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 18
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о нравственных категориях 25
2.2 Апробация психолого-педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях 38
2.3 Динамика уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о нравственных категориях 48
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 59
Приложение Б Количественные результаты диагностики на констатирующем этапе исследования 60
Приложение В Анкета для воспитателей 66
Приложение Г План работы по формированию представлений о нравственных категориях 67
Приложение Д Художественные произведения, используемые для чтения детям 71
Приложение Е Количественные результаты диагностики на контрольном этапе исследования
Во всех программах дошкольного образования нравственность выделяется как главная задача развития личности дошкольного возраста, так как в этот период у детей происходит зарождение и усвоение моральных норм, таких как, сопереживание ровеснику, чувство справедливости, стыда, вины. Сегодня нравственность понимается не просто как набор правил, определяющих поведение одного человека, а как определенный механизм, регулирующий существование конкретного общества, проходящий через их отношение к социальным явлениям и жизни в целом. В связи с этим, возникает необходимость формировать представления о нравственных категориях у подрастающего поколения уже в период детства.
Дети дошкольного возраста только начинают разбираться в различных жизненных ситуациях, поэтому оценка их поступков носит ситуативный характер. Именно педагог поддерживает стремление детей самим во всем разобраться, прививает дошкольникам нравственные ориентиры, формирует у них нравственные представления.
Старший дошкольный возраст является самым продуктивным для формирования представлений о нравственных категориях, именно в этом возрасте развиваются и формируются личностные качества и познавательные способности детей, перестраиваются и расширяются взаимоотношения с окружающими их людьми. Укрепляется такие качества, как справедливость, доброта, отзывчивость, честность, верность.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста была предметом изучения таких педагогов, как: Л.А. Григорович, Н.А. Каратаева, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламова.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив опыт педагогов, воспитателей, психологов, можно выделить противоречие между необходимостью в формировании у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для этого процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях будет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отбор и комплексное использование наглядно-практических, словесных, игровых методов и приемов, способствующих усвоению детьми нравственных норм и правил поведения;
- включение поэтапной работы по формированию представлений о нравственных категориях в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- организация психопросветительской работы с родителями, направленной на нравственное воспитание детей.
В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи исследования.
1. Изучить и охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
2. Выявить уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования о формировании представлений о нравственных категориях у детей 5-6 лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин);
- исследования об эффективных методах и условиях формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о нравственных категориях (А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, С.Г. Якобсон);
- исследования по изучению психолого-педагогических условий формирования представлений о нравственных категориях у детей 5-6 лет (С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, М.Ф. Харламов).
Методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе «Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2», сельского поселения «Поселок Алонка» Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края. В исследовании принимали участие дети 5-6 лет в количестве 45 человек, педагоги.
Новизна исследования: обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Теоретическая значимость исследования: в работе охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях, могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при проведении работы по нравственному воспитанию.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 наименования), 6 приложений. Для иллюстрации текста используются 1 рисунок и 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 58 страницах.
Дети дошкольного возраста только начинают разбираться в различных жизненных ситуациях, поэтому оценка их поступков носит ситуативный характер. Именно педагог поддерживает стремление детей самим во всем разобраться, прививает дошкольникам нравственные ориентиры, формирует у них нравственные представления.
Старший дошкольный возраст является самым продуктивным для формирования представлений о нравственных категориях, именно в этом возрасте развиваются и формируются личностные качества и познавательные способности детей, перестраиваются и расширяются взаимоотношения с окружающими их людьми. Укрепляется такие качества, как справедливость, доброта, отзывчивость, честность, верность.
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста была предметом изучения таких педагогов, как: Л.А. Григорович, Н.А. Каратаева, С.А. Козлова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, И.Ф. Харламова.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и изучив опыт педагогов, воспитателей, психологов, можно выделить противоречие между необходимостью в формировании у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий для этого процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Гипотеза исследования: формирование у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях будет возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- отбор и комплексное использование наглядно-практических, словесных, игровых методов и приемов, способствующих усвоению детьми нравственных норм и правил поведения;
- включение поэтапной работы по формированию представлений о нравственных категориях в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
- организация психопросветительской работы с родителями, направленной на нравственное воспитание детей.
В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи исследования.
1. Изучить и охарактеризовать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
2. Выявить уровни сформированности у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- исследования о формировании представлений о нравственных категориях у детей 5-6 лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин);
- исследования об эффективных методах и условиях формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о нравственных категориях (А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, С.Г. Якобсон);
- исследования по изучению психолого-педагогических условий формирования представлений о нравственных категориях у детей 5-6 лет (С.А. Козлова, В.Г. Нечаева, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, М.Ф. Харламов).
Методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов;
- методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе «Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2», сельского поселения «Поселок Алонка» Верхнебуреинского Муниципального района Хабаровского края. В исследовании принимали участие дети 5-6 лет в количестве 45 человек, педагоги.
Новизна исследования: обоснованы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Теоретическая значимость исследования: в работе охарактеризованы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях, могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при проведении работы по нравственному воспитанию.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (22 наименования), 6 приложений. Для иллюстрации текста используются 1 рисунок и 11 таблиц. Основной текст работы изложен на 58 страницах.
В данной работе исследование проводилось с целью теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях.
В ходе анализа теоретических исследований о формировании представлений о нравственных категориях у детей 5-6 лет было выявлено, что данный детский возраст является самым благоприятным для формирования нравственных представлений. На этом этапе необходимо сформировать у детей правильное понимание своих поступков, действия друзей, окружающих людей, дети должны знать базовые нравственные категории и эмоционально правильно их оценивать.
В ходе анализа об эффективных методах и условиях формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о нравственных категориях было выявлено, что необходимо использовать сказки, литературные произведения, при этом проводить анализ персонажей. Мы определили, что занятия необходимо в игровой форме, посредством сюжетно-роевых игр, театрализованных представлений. Так же необходимо проводить работу с родителями.
Нами было проведен эксперимент, где принимали участие, две средние группы: экспериментальная и контрольная. Исследование состояло из контактирующего, формирующего и контрольного этапа. На констатирующем этапе была подобранна диагностика по методикам Ю.А. Афонькиной, Л.А. Головей, Г.А. Урунтаевой, Р.Р. Калининой, Е.Ф. Рыбалко.
По итогам проведения данных методик у детей были выявлены в экспериментальной группе низкие показатели у 9 детей (36%), средние показатели были выявлены у 13 детей (54%) и всего 1 ребенок (10%) имеет высокие показатели. В контрольной группе низкие показатели у 7 дошкольников (32%), средние показатели имеют 10 детей (46%)и высокие показатели у 5 детей (22%). Мы определили, что большая часть детей не имеет элементарных представлений о том, что такое добро и зло, плохо и хорошо, жадный- щедрый, не могут определить определять нравственные и аморальные поступки, а также у этих детей отсутствуют эмоциональные реакции при оценке действий, эти дети не могли представить какие поступки являются хорошими, а какие плохими, даже с опорой на картинки.
На формирующем этапе были разработаны и апробированы психолого-педагогические условий формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях. Логика формирующего этапа эксперимента строилась на основании положений гипотезы исследования. Мероприятия с детьми проводили в совместной деятельности детей с использованием сказок, бесед и сюжетно-ролевых игр. Так же была организованна работа с родителями.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, где дети показали высокие результаты в экспериментальной группе у 13 детей (60%), средние показатели были выявлены у 10 детей (40 %) низкие показатели отсутствуют. А вот результаты в контрольной группе практически не изменились, высокие показатели выявлены у 5 детей (22%), средние показатели имеют 13 детей (60%) и низкие показатели у 4 детей (18%). Дети научились самостоятельно правильно определять нравственные совершенные поступки, давать их оценку, стали отвечать почему, персонажи поступали именно так. Дети стали активно принимать участие в театрализованных представлениях, принимать участие в сюжетно-ролевых играх, показывая при этом как правильно нужно себя вести в обществе.
Там образом в целом в экспериментальной группе отмечается выраженная динамика в уровнях сформированности у детей нравственных представлений. Следовательно, проведенная работа показала свою эффективность. Гипотеза исследования была подтверждена, решены все поставленные задачи, цель работы достигнута.
В ходе анализа теоретических исследований о формировании представлений о нравственных категориях у детей 5-6 лет было выявлено, что данный детский возраст является самым благоприятным для формирования нравственных представлений. На этом этапе необходимо сформировать у детей правильное понимание своих поступков, действия друзей, окружающих людей, дети должны знать базовые нравственные категории и эмоционально правильно их оценивать.
В ходе анализа об эффективных методах и условиях формирования у детей среднего дошкольного возраста представлений о нравственных категориях было выявлено, что необходимо использовать сказки, литературные произведения, при этом проводить анализ персонажей. Мы определили, что занятия необходимо в игровой форме, посредством сюжетно-роевых игр, театрализованных представлений. Так же необходимо проводить работу с родителями.
Нами было проведен эксперимент, где принимали участие, две средние группы: экспериментальная и контрольная. Исследование состояло из контактирующего, формирующего и контрольного этапа. На констатирующем этапе была подобранна диагностика по методикам Ю.А. Афонькиной, Л.А. Головей, Г.А. Урунтаевой, Р.Р. Калининой, Е.Ф. Рыбалко.
По итогам проведения данных методик у детей были выявлены в экспериментальной группе низкие показатели у 9 детей (36%), средние показатели были выявлены у 13 детей (54%) и всего 1 ребенок (10%) имеет высокие показатели. В контрольной группе низкие показатели у 7 дошкольников (32%), средние показатели имеют 10 детей (46%)и высокие показатели у 5 детей (22%). Мы определили, что большая часть детей не имеет элементарных представлений о том, что такое добро и зло, плохо и хорошо, жадный- щедрый, не могут определить определять нравственные и аморальные поступки, а также у этих детей отсутствуют эмоциональные реакции при оценке действий, эти дети не могли представить какие поступки являются хорошими, а какие плохими, даже с опорой на картинки.
На формирующем этапе были разработаны и апробированы психолого-педагогические условий формирования у детей 5-6 лет представлений о нравственных категориях. Логика формирующего этапа эксперимента строилась на основании положений гипотезы исследования. Мероприятия с детьми проводили в совместной деятельности детей с использованием сказок, бесед и сюжетно-ролевых игр. Так же была организованна работа с родителями.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика, где дети показали высокие результаты в экспериментальной группе у 13 детей (60%), средние показатели были выявлены у 10 детей (40 %) низкие показатели отсутствуют. А вот результаты в контрольной группе практически не изменились, высокие показатели выявлены у 5 детей (22%), средние показатели имеют 13 детей (60%) и низкие показатели у 4 детей (18%). Дети научились самостоятельно правильно определять нравственные совершенные поступки, давать их оценку, стали отвечать почему, персонажи поступали именно так. Дети стали активно принимать участие в театрализованных представлениях, принимать участие в сюжетно-ролевых играх, показывая при этом как правильно нужно себя вести в обществе.
Там образом в целом в экспериментальной группе отмечается выраженная динамика в уровнях сформированности у детей нравственных представлений. Следовательно, проведенная работа показала свою эффективность. Гипотеза исследования была подтверждена, решены все поставленные задачи, цель работы достигнута.



