Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми

Работа №114560

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы141
Год сдачи2017
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические предпосылки повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми
1.1 Профессиональная компетентность педагога как педагогическое понятие 18
1.2 Содержание и структурная организация профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми 26
1.3 Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми 38
Выводы по первой главе 52
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми
2.1 Анализ результатов констатирующего эксперимента 56
2.2 Внедрение комплекса психолого-педагогических условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми 72
2.3 Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 96
Выводы по второй главе 103
Заключение 109
Список используемой литературы 114
Приложения 127

Актуальность проблемы исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена необходимостью решения одной из приоритетных задач государственной образовательной политики - развитие и поддержка одаренных детей, которые составляют потенциал страны, делают серьезные открытия, способствующие дальнейшему прогрессу человечества в целом.
Начиная с 2000-х гг., Правительство РФ уделяет огромное внимание одаренным детям и их развитию, руководствуясь основной задачей не массового выращивания гениев, а повышения общего интеллектуального уровня подрастающего поколения.
Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2000 года № 625 была утверждена целевая программа «Одаренные дети», в рамках программы «Дети России». Ее целью являлось создание государственной системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей с охватом до 40 процентов детского населения школьного возраста; направленной на сохранение национального генофонда страны, развитие интеллектуального и творческого потенциала России. С 2003 года в рамках данной подпрограммы во всех федеральных округах созданы центры по работе с одаренными детьми, которые формируют банк одаренных детей.
3 апреля 2012 года Президентом была утверждена Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов с определением базовых принципов построения и основных задач общенациональной системы.
В целом, политика относительно поддержки одаренных детей претерпевала различные изменения, но многие направления остались актуальны и получили дополнительное развитие в последние годы.
Министерство образования и науки РФ намерено увеличить число школ для одаренных детей, а также упорядочить их деятельность. Президент России В.В. Путин в 2013-2014 гг. дал ряд поручений по выявлению и поддержке одарённых детей и молодёжи. Был сформирован комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. В большинстве регионов созданы специализированные учреждения и центры по работе с одаренными детьми, где дети обучаются по особым усиленным программам.
В соответствии с приказом комитета образования и науки Курской области с 2012 г. в г. Курск функционируют Центры для одаренных детей «Дар» и «Успех».
В г. Сочи 1 сентября 2015 года открыт Образовательный центр «Сириус», созданный выдающимися российскими деятелями науки, спорта и искусства на базе олимпийской инфраструктуры.
В сентябре 2018 года планируется открытие некоммерческой частной школы-пансиона «Летово» в г. Москва для обучения детей в 7-11 классах, под руководством М. Мокринского, где аккумулируют педагогический опыт ведущих школ России, Великобритании, США и Сингапура. Программа школы нацелена на личностный рост учеников: развитие коммуникативных навыков, критического мышления, умения работать в команде, лидерских качеств.
1 сентября 2016 года в г. Самара начал свою работу Центр для одаренных детей, созданный по инициативе губернатора Самарской области Н.И. Меркушкина. Особое внимание уделяется подготовке кадров высочайшей квалификации для гарантии развития прорывных научных, технологических и производственных направлений экономики региона. По справедливому мнению губернатора, для сопровождения и обучения подрастающего поколения необходимо укреплять педагогический состав Центра одаренных детей.
Новые стратегические образовательные ориентиры в числе приоритетных обозначили проблему качественной подготовки профессионально-педагогических кадров для сопровождения и обучения одаренных детей. Так, основные параметры образования нового типа обозначены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», в которой основной целью профессионального образования названа подготовка квалифицированных работников. Они должны быть ответственными, владеть своей профессией, выполнять эффективную работу по своей специальности, стремиться к постоянному профессиональному росту, т.е. быть компетентными в педагогической деятельности.
Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результативность его работы и расширяет границы его свободы, одновременно предъявляя требования к его квалификации и обозначая критерии ее оценки.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого -педагогическое образование (уровень магистратуры) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. N 549) определил как необходимой в социально-педагогической деятельности педагога компетенцию (ОПК -1) - способность выстраивать взаимодействие и образовательную деятельность участников образовательных отношений с учетом закономерностей психического развития обучающихся и зоны их ближайшего развития.
Актуальность проблемы исследования на научно -теоретическом уровне определяется недостаточной разработанностью ключевой для данного исследования дефиниции - «профессиональная компетентность педагога в работе с одаренными детьми».
С помощью анализа результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями, в структурах образования определены направления для развития и проявления способностей одаренных детей как уникальных личностей.
В исследованиях зарубежных ученых В. Бастендорфа, Т. Гассера, Д.Молфезе, Д. Хендриксона, Е. Шафера, Дж. Эртла решались проблемы необходимости учета личностных составляющих в структуре одаренности. Дж. Миллером, В.Александером, Г.Веббом, Д.Векслером, Е. Галантером, Р. Хэттелом, К. Прибрамом. Ж.Брюно, Р.Малви, П.Торренс исследовали проблему творчества как способ мышления и самореализации талантливого человека. Созданием особых условий и проявлением заботы к высокому интеллектуальному потенциалу одаренных детях, как к ценности занимались A. Бине, Дж.Гилфорд, Ж.Пиаже, Ч.Спирмен, Л.Торндайк, Л.Термен, B. Штерн.
Огромный вклад в развитие отечественной теории и практики работы с одаренными детьми внесли Л.А. Венгер, Н.В. Гончаренко, Э.А. Голубева В.Н. Дружинин, С.А. Изюмова, А.А.Мелик-Пашаев, М.А. Холодная, В.Э. Чудновский и др.
Важные методологические вопросы, связанные с целостным подходом к проблеме одаренности с учетом ее личностных составляющих, поставлены такими учеными как: А.К.Байметов, Ю.З.Гильбух, В.С. Юркевич, Н.С. Лейтес.
Согласно решению Всемирной организации здравоохранения, одарённых детей относят к «группе риска» и им необходимы индивидуальные программы, подготовленные учителя, школы, где знают и учитывают особенности и проблемы одарённого ребёнка.
В своих исследованиях Ю.3.Гильбух, А.М.Матюшкин, Л.В.Попова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева выдвинули положение о том, что учитель одарённых школьников должен обладать особым психическим складом, указали на необходимость особой подготовки педагога к работе с такими учениками.
Сегодня сформировались определенные теоретические основы для исследования проблемы формирования профессиональной компетентности педагога. Теоретические аспекты компетентностного подхода в своих трудах отразили такие ученые как: В.А. Адольф, В.И. Байденко, Т.Г. Браже, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Д.А. Иванов, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов, и другие исследователи. Проблему формирования компетентного специалиста и профессиональной компетенции разрабатывали зарубежные авторы Дж. Равен, А. Шелтен, С. Шо и другие.
Д.Б. Богоявлинская, В.Д.Шадриков, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко, Г.М. Коджаспирова, Н.Б. Шумакова указывают на личностные качества, базовые и специфические умения и навыки, включающие в содержание профессиональной компетентности педагога, которое определяет педагогическую направленность на одаренного ребенка, и содействует развитию его личности, самоактуализации и индивидуальности. В педагогической науке эта проблема является предметом отдельного исследования.
Актуальность проблемы исследования на научно-практическом уровне вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких психолого-педагогических условий, которые были бы ориентированы на повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений и профессионально-ценностных ориентаций.
Задачами повышения уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми, является создание условий для формирования положительных установок по отношению к одаренным обучающимся, высокой профессиональной мотивации педагога к работе с данной категорией учеников, знаний в области психологии и педагогики одаренности, умений применять в практической деятельности методы, приемы, технологии диагностики, обучения и воспитания одаренных школьников, а также для развития рефлексивных умений, формирования адекватной самооценки и положительной «Я-концепции».
Проблему востребованности высококвалифицированных учителей сопровождающих одаренных детей, подтверждают результаты исследования Н.Б. Шумаковой и А.М. Матюшкина, которые выявили недостаточность знаний об особенностях сопровождения обучающихся с признаками одаренности, а так же необходимость формирования качеств у педагогов соответствующих для работы с учениками данной категорией.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в период реформирования образовательной системы - насущная задача сегодняшнего дня. Системная работа по подготовке и обучению педагогических кадров является ключевым направлением в период реализации программы модернизации российского образования, внедрения в педагогическую практику ФГОС нового поколения обучения, новых форм и методов организации учебного процесса.
Современный педагог (учитель, воспитатель) должен обладать глубокой технологической подготовкой, выражающейся в наличии знаний и навыков в области психолого-педагогического и ситуационного анализа, педагогической диагностики для раннего выявления одаренных детей, а так же способен результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.
Таким образом, ключевыми становятся основные подходы к повышению уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми, направленные на развитие самостоятельности, критичности, рефлективности, готовности к саморазвитию и инновационной деятельности педагогических кадров.
Проанализировав научные публикации, диссертационные работы и изучив новейшие подходы, с учётом возникающих тенденций развития образования на разных уровнях в конкретных учреждениях, мы выявили, что формирование профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми представлено не достаточно.
Практические материалы изучения проблемы, связанной с повышением профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, свидетельствует о наличии следующих недостатков:
• уровень мотивационной готовности педагогов к работе с одаренными детьми не достаточно удовлетворителен;
• потенциальные возможности формирования компетентности педагогов как способности, новообразования, системного свойства личности человека, через различные формы реализации профессиональной активности недооцениваются;
• организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми, методически недостаточно разработаны.
Таким образом, актуальность исследования подтверждается недостаточной представленностью теоретических и практических разработок по сопровождению одаренности и важностью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Анализ состояния педагогической теории и образовательной практики в контексте профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми позволил выделить ряд противоречий между:
• обновлёнными требованиями к педагогу, возникшими в связи с модернизацией и реформированием российского образования и уровнем сформированности их профессиональной компетентности в работе с одаренными детьми;
• необходимостью повышения уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми и не достаточной разработанностью теоретических и методологических основ данного процесса;
• существующей системой повышения профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми и уровнем разработанности ее методических основ и технологий.
Выделенные недостатки и противоречия обусловили постановку проблемы исследования: какими должны быть психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Проблема обусловила выбор темы диссертационного исследования: «Психолого-педагогические условия повышения уровня профессиональной компетентности педагогов работе с одаренными детьми».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность комплекса психолого - педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Объект исследования: процесс повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу: уровень профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми будет повышаться, если:
• изучено и обобщено состояние разработанности проблемы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми в теоретическом и практическом аспектах;
• определено содержание понятия «профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренными детьми»;
• раскрыта и обоснована целостная структура профессиональной компетентности педагога при работе с одаренными детьми;
• обоснован, апробирован и внедрен комплекс психолого- педагогических условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, состоящий из следующего перечня:
1) активизация профессионального потенциала педагогов посредством повышения мотивационной готовности к работе с одаренными детьми;
2) обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды в процессе организации системы работы с одаренными детьми;
3) совершенствование методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми.
• разработаны показатели, критерии уровни профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, подтверждающие эффективность комплекса психолого-педагогических условий, разработанных для обеспечения достаточного уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования определены задачи исследования:
1. Изучить и обобщить состояние разработанности проблемы повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми в теоретическом и практическом аспектах.
2. Определить содержание понятия, сущность и структуру профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми.
3. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
4. Разработать и внедрить критерии, показатели и уровни профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
5. Проверить в ходе опытно-экспериментальной работы результативность психолого-педагогических условий, разработанных для обеспечения достаточного уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Теоретическую основу исследования составляют:
• теоретические идеи в области профессиональных компетенций и компетентностей (В.И. Байденко, А.А. Бодалев, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий А.А. Деркач, Е.А. Климов, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер);
• психолого-педагогические подходы к формированию профессиональной компетентности (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова, Л.А. Петровская, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.);
• концепция детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков и др.);
• положения теории развития профессиональной личности как субъекта профессиональной деятельности и ее профессиональной компетентности (И.А. Зимняя, Е.Н. Волкова, Т.И. Чиркова, Т.М. Сорокина);
• теория профессионального образования и личностного развития в профессиональном становлении специалиста (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).
Методы исследования. В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов:
• теоретические: научный анализ литературы по теме исследования, обобщение, сравнение, моделирование;
• эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, интервьюирование, педагогический эксперимент;
• статистические: качественный и количественный анализ полученных результатов исследования, методы статистической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 38».
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трех этапов:
На первом этапе (сентябрь 2015г. - февраль 2016г.) изучалась и анализировалась специальная литература по избранной теме, формулировалась проблема исследования, определялись объект, предмет, цель, гипотеза, задачи, методы исследования; разрабатывалась стратегия экспериментальной работы.
На втором этапе (февраль 2016г. - февраль 2017г.) проводилась экспериментальная проверка результативности выделенного комплекса психолого-педагогических условий направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, которая сопровождалось регистрацией результатов и анализом полученных данных.
На третьем этапе (февраль 2017г. - апрель 2017г.) проводился сравнительный анализ результатов экспериментальной работы; формулировались основные выводы по проблеме исследования; систематизировались и обрабатывались качественные и количественные результаты, теоретико-экспериментальные материалы исследования оформлялись в виде диссертации.
Научная новизна исследования состоит:
• в определении понятия, сущности и структуры профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми;
• в теоретическом обосновании, разработке и экспериментальной проверке комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми, состоящих из следующего перечня:
1) активизация профессионального потенциала педагогов посредством повышения мотивационной готовности к работе с одаренными детьми;
2) обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды в процессе организации системы работы с одаренными детьми;
3) совершенствование методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми.
• в разработке и внедрении критерий, показателей и уровней профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• дано теоретическое обоснование сущности и содержания профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми;
• с теоретических позиций исследован комплекс психолого- педагогических условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, что вносит определенный вклад в теоретическое осмысление процесса становления и повышения профессиональной компетентности педагога.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования на практике:
• комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
• комплекса диагностических методик по изучению уровня сформированности профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми;
• комплекса критериев, показателей и уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, который может успешно применяться методическими службами образовательных учреждений;
• авторской психолого-педагогической игры «Тропинка к познанию» для использования в профессиональной деятельности учителей, педагогов, педагогов-психологов, заместителей директоров в условиях образовательного учреждения;
• программы авторского курса «Современный педагог - одаренным детям» в системе повышения квалификации педагогов образовательных учреждений.
Личный вклад автора заключается в выявлении содержания и структуры профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми; определении критериев, показателей и уровней ее сформированности; в участии на всех этапах внедрения комплекса психолого-педагогических условий повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми; проведении научного эксперимента; обработке данных, полученных в ходе опытно - экспериментальной работы; подготовке публикаций по итогам исследования; разработке и внедрении в практику диагностического материала, психолого-педагогической игры «Тропинка к познанию», курса «Современный педагог - одаренным детям».
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались применением современных научных теоретических положений; использованием принципов системного и процессного подходов к изучению проблемы, а также экспериментальной проверкой всех основных теоретических выводов, апробацией соответствующего материала в рамках повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством предоставления отчетов на заседаниях кафедры педагогики и методик преподавания ТГУ По итогам исследования опубликовано восемь работ.
Основные положения диссертации автором представлены на научно-практических конференциях, семинарах и конкурсах профессионального мастерства:
• Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье» в г. Тольятти (11-12 ноября 2015 г.);
• 4-я всероссийская научно-практическая конференция (заочная) с международным участием (24-25 апреля 2016 г. Ульяновск);
• городской семинар «Внеурочная деятельность в структуре воспитательной системы образовательного учреждения» (г. Тольятти, 2016);
• XIX Межрегиональная научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье», посвященная 120-летию со дня рождения выдающегося психолога Л.С. Выготского (г. Самара, 9-10 ноября 2016 года);
• научно-практическая конференция «Студенческие дни науки в ТГУ» (г. Тольятти, 2017);
• проблемный семинар «Формы и методы работы с одаренными детьми» (г. Самара, 08.06.2016);
• сеанс ВКС по теме: «Калейдоскоп внеурочных программ» формат сеанса -мастер-класс (г.Тольятти, 26.01.2017.);
• Поволжская Ассамблея психологов-практиков «Мир психологии» (7-8 апреля 2017);
• городской конкурс «Образование без границ», посвященный 65- летию высшего образования в г.о. Тольятти (Тольятти, 13-14 апреля 2016 года). Победа в номинации «Дополнительное образование» (г. Тольятти, 13­15 апреля 2016);
• IV Всероссийский конкурс методических разработок «Я реализую ФГОС». II место в номинации «Сценарий методического мероприятия, направленного на освоение нового педагогического профессионализма».
На защиту выносится:
1. Понятие «профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренными детьми» представляет собой способность педагога, сформировавшаяся в профессиональной деятельности при интеграции осознанных ценностных ориентаций и мотивов, профессиональных знаний и умений, личностных качеств, обеспечивающая решение задач выявления и сопровождения одаренных детей, достижение самореализации личности.
2. Структура профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми включает в себя компоненты: мотивационно - ценностный, когнитивный, процессуально-технологический, рефлексивный.
3. Комплекс психолого-педагогических условий повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми включает в себя следующий перечень:
1) активизация профессионального потенциала педагогов посредством повышения мотивационной готовности к работе с одаренными детьми;
2) обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды в процессе организации системы работы с одаренными детьми;
3) совершенствование методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми.
4. Критерии и показатели сформированности компонентов профессиональной компетентности, включая уровни сформированности (адаптивный, репродуктивный, творческий), позволяют осуществлять анализ и оценку сформированности профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми, определять результаты.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные результаты в ходе проведенного исследования позволили сделать выводы, основные из которых следующие.
Проблема повышения уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми является актуальной и требует глубокого изучения. Одаренность, согласно «Рабочей концепции одарённости» (В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская и др.), понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, от которого зависит возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренных детей отличают характерные особенности: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, надситуативная активность, высокий уровень развития логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам, оригинальность и гибкость мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию, высокая концентрация внимания, феноменальная память, способность к оценке, перфекционизм, особенности склонностей и интересов, самостоятельность и социальная автономность, познавательный эгоцентризм, лидерство, соревновательность, повышенная уязвимость, творческое восприятие случайностей, юмор.
Отличительными особенностями работы педагога с одаренными детьми являются:
1) педагогическое мастерство, включающее в себя: знание особенностей построения учебно-воспитательного процесса с применением индивидуального подхода с учетом видов одаренности; умение его построить и привести в движение с учетом направлений, форм, технологий работы с одаренными детьми, принципах и стратегиях разработки индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождение одаренных детей на каждом возрастном этапе; наличие особенного гуманистического мировоззрения в организации и управлении жизнедеятельностью одаренных детей;
2) профессионализм, в который включают профессионально- педагогические способности, методы обучения и воспитания учащихся, глубокое знание особенностей ученика, учет изменений, которые с ним происходят в условиях личностно ориентированного подхода, организация методического обеспечения педагогической деятельности самим педагогом;
3) личностные качества, интересы и склонности педагога: высокий уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, ценностных ориентиров; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту; профессионально-личностная позиция, которая позволяет педагогу успешно выявлять, активизировать и развивать детскую одаренность.
Понятие «профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренными детьми» рассматривается как способность педагога, сформировавшаяся в профессиональной деятельности при интеграции осознанных ценностных ориентаций и мотивов, профессиональных знаний и умений, личностных качеств, обеспечивающая решение задач выявления и сопровождения одаренных детей, достижение самореализации личности.
Основными структурными компонентами профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми являются:
• мотивационно-ценностный компонент: мотивационная готовность, положительная мотивация к содержанию педагогической деятельности, ценностные ориентации на педагогическую профессию; склонность к работе с одаренными детьми;
• когнитивный компонент: знания об особенностях проявления одаренности, принципах их выявления, о личностных, возрастных и психологических возможностях одаренных детей, теоретических и методологических основ сопровождения одаренных детей на каждом возрастном этапе, о технологиях, стратегиях, формах и методах работы с одаренными детьми, направлениях совершенствования системы работы с одаренными детьми;
• процессуально-технологический: умения и навыки выявления и прогнозирования личностного развития одаренных детей, умение выстраивать индивидуальную образовательную стратегию обучения и воспитания одаренного ребенка; умение подбирать содержание, методы, способы и технологии обучения, адекватные способностям и возможностям одаренного ребенка; способность управлять развитием субъектной позиции одаренного ребенка при реализации учебно-воспитательного процесса;
• рефлексивный: умение анализировать достоинства и недостатки собственной деятельности, особенности своей личности и ее характерных качествах, как основы конструктивного взаимодействия с одаренными детьми, позволяющей осуществлять осознанный выбор эффективных способов работы с одаренными детьми.
Повышение профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми как процесс характеризуется показателями, уровнями, критериями.
Комплекс диагностических методик для выявления показателей сформированности профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми содержит следующие:
• Методика «Мотивация к профессиональной деятельности» Замфир К. в модификации Реан А.;
• Методика «Определение склонности учителя к работе с одарёнными детьми», разработанная А.И. Доровским (модифицированная);
• Экспресс-оценка знаний педагогов о работе с одаренными детьми (авторская разработка);
• Диагностическая карта профессионального мастерства педагога в работе с одаренными детьми (авторская разработка, модифицирована на основе требований профессионального стандарта);
• Методика «Диагностика рефлексивности» (А. В. Карпов);
• Опросник для педагогов по самооценке своей педагогической деятельности.
В ходе опытно-экспериментальной работы доказано, что эффективным для повышения уровня профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми является комплекс следующих психолого - педагогических условий:
1) активизация профессионального потенциала педагогов посредством повышения мотивационной готовности к работе с одаренными детьми;
2) обеспечение психологически безопасной и комфортной образовательной среды в процессе организации системы работы с одаренными детьми;
3) совершенствование методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми.
Внедренный комплекс условий обеспечивает прогнозируемый и диагностируемый результат - переход педагога на более высокий уровень сформированности профессиональной компетентности в работе с одаренными детьми.
В ходе опытно-экспериментальной работы доказана результативность игры для педагогов «Тропинка к познанию» и внедрённый авторский курс «Современный педагог - одаренным детям».
Анализ динамики уровней сформированности компонентов профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми выявил позитивные изменения в формировании основных показателей, изменение которых произошли вследствие комплексной реализации созданных психолого-педагогических условий.
Анализ результатов и выводов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, позволил утверждать, что цель исследования достигнута, поставленная проблема и задачи решены, выдвинутая гипотеза подтверждена.
Перспективными направлениями дальнейшей работы по исследованной проблеме являются уточнение и разработка содержания компонентов профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми с учетом квалификационных требований профессиональных стандартов.


1. Абдрафикова, А.Р. Работа с одаренными детьми в школах с углубленным изучением английского языка [Текст] /А.Р. Абдрафикова//Вестник ЧГПУ.- 2015.- №1. - С.11-17.
2. Абрамова, Т.А. Личностная готовность педагога к работе с одарёнными детьми как компонент его профессиональной компетентности [Текст]/ Т.А. Абрамова// Образование и психологическое здоровье: сборник материалов научно-практической конференции 11-12 ноября 2015 года. - Самара: Региональный социопсихологический центр. - 2015.- 210 с. - С. 32-34.
3. Абрамова, Т.А. Содержание профессиональной компетентности педагога при сопровождении детской одаренности [Текст]/ Т.А. Абрамова // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 4-й всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием: 24-25 апреля 2016 г. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 631с. - С. 110-114.
4. Адольф, В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. Наук [Текст] / В.А. Адольф. М., 1998.- 48 с.
5. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 3-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2013. - 608с.
6. Антонова, Е.Е. Психолого-педагогическое сопровождение одаренного ребенка как реализация личностно-ориентированного подхода [Текст] / Е.Е. Антонова // Одаренный ребенок: научно-практический журнал. - М., 2013. - С.126-139.
7. Ахметжанова, Г.В. Технология рефлексивной деятельности у учащихся в начальной школе [Текст] / Г.В. Ахметжанова, Т.Г. Воробьева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013.-№1 (23).- С. 302- 304.
8. Баева, И.А. Гаязова, Л.А. Вихристюк, О.В. Проблемы психолого- педагогического сопровождения безопасности и психологической комфортности образовательной среды начальной школы в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Текст] / И.А. Баева, Л.А. Гаязова, О.В. Вихристюк/ / Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. - 2014.- № 2 (7) - С. 63-68.
9. Белоусова, А.К. Одаренный ребенок — глазами психолога [Текст] /А.К. Белоусова// Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- №3.- С.41-49.
10. Бибикова, Н.В. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты развития творческой личности [Текст] /Н.В. Бибикова// Вектор науки ТГУ. - 2015.- №1 (31).- С. 213-217.
11. Битянова, М.Р. Практическая психология в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М. : Совершенство, 1997. - 296 с.
12. Богачева, Л.С. Компетентность и компетенция как понятийно - терминологическая проблема [Текст] / Л.С. Богачева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012 .- С.123-125.
13. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное пособие для учителей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. М: Академия, 2002. - 416 с.
14. Богоявленская, Д.Б. Рабочая концепция одарённости [Текст] М.: 2-е изд., расш. перераб., 2003. - 90 с.
15. Боднар, А.М. Педагогический потенциал учителя (личностно-гуманистический аспект): автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / А.М. Боднар. - Екатеринбург, 1993. - 13 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ