МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Понятие текстовой задачи на движение и ее типы 9
§2. Этапы работы над текстовой задачей на движение 12
§3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по теме «Задачи на движение» 16
§4. Анализ содержания теоретического материала по теме
Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов 20
§5. Типология задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов 28
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 41
§6. Пропедевтика обучения решению текстовых задач на движение обучающихся основной школы 41
§7. Методические рекомендации по обучению решения текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы 46
§8. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 60
§9. Системы задач по теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы 63
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ
ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 9
§1. Понятие текстовой задачи на движение и ее типы 9
§2. Этапы работы над текстовой задачей на движение 12
§3. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
по теме «Задачи на движение» 16
§4. Анализ содержания теоретического материала по теме
Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов 20
§5. Типология задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов 28
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ
ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 41
§6. Пропедевтика обучения решению текстовых задач на движение обучающихся основной школы 41
§7. Методические рекомендации по обучению решения текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы 46
§8. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 60
§9. Системы задач по теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы 63
Выводы по второй главе 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Согласно федеральному государствен-ному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) результаты изучения предметной области «Математика» должны от-ражать формирование у учащихся представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем им описывать и изучать реальные процессы и явления, а также их умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат.
В математике решение задач выступает как объект изучения, так и как метод развития личности школьника. Поэтому в ней решение задач должно оставаться основным видом учебной деятельности обучающихся.
Текстовая задача является одним из заданий контрольно - измерительных материалов общего и единого государственного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ). Обучение школьников решению задач предусмотрено в курсе математики основной школы. Текстовые задачи формируют у учащихся умение анализировать ситуацию, систематизировать и классифицировать ее условия. Одним из важных вопросов методики обучения математике является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. Современные представления о сущности задач и их основных функциях в обучении математике сформировались под влиянием работ Ю.М. Колягина [16], Е.И. Лященко [18], Д. Пойа [35], Г.И. Саранцева [38], Л.М. Фридмана [43] и др. Большинство авторов понимают задачу как задание, которое должен выполнить субъект, при этом опираясь на указанные условия и следствия, вытекающие из них.
Текстовая задача нередко оказывается для ученика самой трудной задачей, так как кроме теоретических знаний, им необходимо иметь жизненный опыт и интуицию. Многие учащиеся испытывают серьезные трудности в отыскании способа решения задач на движение. По мнению ряда исследователей, причина этих затруднений заключается в неумении школьников анализировать условие задачи, в котором представлена её сюжетная составляющая: описан процесс движения, движущиеся объекты, указаны характеристики движения и числовые значения величин.
Умение решать задачи это один из основных показателей уровня развития учащихся. Оно имеет большое практическое значение в будущей жизни учеников.
Задачи на движение включены в основной государственный экзамен: задание № 22 (модуль «Алгебра»).
Всё вышесказанное определяет актуальность исследования.
Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена противоречием, которое сформировалось к настоящему времени, между необходимостью обучения решению задач на движение в курсе алгебры основной школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО и состоянием методики обучения их решения в основной школе.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особен-ностей обучения учащихся решению задач на движение в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников решению задач на движение на уроках алгебры в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся 7-9 классов решению текстовых задач на движение и разработать системы задач по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие текстовой задачи на движение и рассмотреть её типы.
2. Описать этапы работы над текстовой задачей на движение.
3. Изучить основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме.
4. Проанализировать содержание теоретического материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов.
5. Представить типологию задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов.
6. Описать методические рекомендации по обучению решения задач на движение в основной школе.
7. Провести анализ задач ОГЭ по теме исследования.
8. Разработать системы задач по теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, школьных про-грамм; сравнительный анализ школьных учебников по теме исследования; изучения опыта работы учителей математики; обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрено понятие текстовой задачи на движение и её место в обучении математике; описаны типы текстовых задач на движение и методы их решения; выявлены методические особенности обучения учащихся решению задач на движение в основной школе.
Практическая значимость исследования заключена в разработке систем задач и методических рекомендаций по обучению учащихся основной школы решению задач на движение, которые могут использоваться в практической работе учителя математики и студентами при прохождении педагогической практики.
На защиту выносится: методические рекомендации по обучению учащихся 7-9 классов решению текстовых задач на движение и системы задач по теме исследования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследова¬ния: актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения учащихся ре-шению текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы. В ней раскрыто понятие текстовой задачи, рассмотрены её типы. Описаны этапы работы над текстовой задачей. Изучены основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Проанализировано содержание теорети-ческого материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры раз¬ных авторов. Представлена типология задач на движение в учебниках алгеб¬ры 7-9 классов.
В Главе II представлены методические основы обучения учащихся решению текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы. В ней представлены методические рекомендации по обучению решения задач на движение. Рассмотрены задачи ОГЭ по данной теме исследования. Разработаны системы задач по обучению учащихся теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 51 наименование
В математике решение задач выступает как объект изучения, так и как метод развития личности школьника. Поэтому в ней решение задач должно оставаться основным видом учебной деятельности обучающихся.
Текстовая задача является одним из заданий контрольно - измерительных материалов общего и единого государственного экзамена (ОГЭ, ЕГЭ). Обучение школьников решению задач предусмотрено в курсе математики основной школы. Текстовые задачи формируют у учащихся умение анализировать ситуацию, систематизировать и классифицировать ее условия. Одним из важных вопросов методики обучения математике является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач. Современные представления о сущности задач и их основных функциях в обучении математике сформировались под влиянием работ Ю.М. Колягина [16], Е.И. Лященко [18], Д. Пойа [35], Г.И. Саранцева [38], Л.М. Фридмана [43] и др. Большинство авторов понимают задачу как задание, которое должен выполнить субъект, при этом опираясь на указанные условия и следствия, вытекающие из них.
Текстовая задача нередко оказывается для ученика самой трудной задачей, так как кроме теоретических знаний, им необходимо иметь жизненный опыт и интуицию. Многие учащиеся испытывают серьезные трудности в отыскании способа решения задач на движение. По мнению ряда исследователей, причина этих затруднений заключается в неумении школьников анализировать условие задачи, в котором представлена её сюжетная составляющая: описан процесс движения, движущиеся объекты, указаны характеристики движения и числовые значения величин.
Умение решать задачи это один из основных показателей уровня развития учащихся. Оно имеет большое практическое значение в будущей жизни учеников.
Задачи на движение включены в основной государственный экзамен: задание № 22 (модуль «Алгебра»).
Всё вышесказанное определяет актуальность исследования.
Кроме того, актуальность темы исследования обусловлена противоречием, которое сформировалось к настоящему времени, между необходимостью обучения решению задач на движение в курсе алгебры основной школы в соответствии с требованиями ФГОС ООО и состоянием методики обучения их решения в основной школе.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особен-ностей обучения учащихся решению задач на движение в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения алгебре в основной школе.
Предмет исследования: методика обучения школьников решению задач на движение на уроках алгебры в основной школе.
Цель исследования: выявить методические особенности обучения учащихся 7-9 классов решению текстовых задач на движение и разработать системы задач по теме исследования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие текстовой задачи на движение и рассмотреть её типы.
2. Описать этапы работы над текстовой задачей на движение.
3. Изучить основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме.
4. Проанализировать содержание теоретического материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов.
5. Представить типологию задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов.
6. Описать методические рекомендации по обучению решения задач на движение в основной школе.
7. Провести анализ задач ОГЭ по теме исследования.
8. Разработать системы задач по теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, школьных про-грамм; сравнительный анализ школьных учебников по теме исследования; изучения опыта работы учителей математики; обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрено понятие текстовой задачи на движение и её место в обучении математике; описаны типы текстовых задач на движение и методы их решения; выявлены методические особенности обучения учащихся решению задач на движение в основной школе.
Практическая значимость исследования заключена в разработке систем задач и методических рекомендаций по обучению учащихся основной школы решению задач на движение, которые могут использоваться в практической работе учителя математики и студентами при прохождении педагогической практики.
На защиту выносится: методические рекомендации по обучению учащихся 7-9 классов решению текстовых задач на движение и системы задач по теме исследования.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследова¬ния: актуальность, противоречие, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I посвящена теоретическим основам обучения учащихся ре-шению текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы. В ней раскрыто понятие текстовой задачи, рассмотрены её типы. Описаны этапы работы над текстовой задачей. Изучены основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Проанализировано содержание теорети-ческого материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры раз¬ных авторов. Представлена типология задач на движение в учебниках алгеб¬ры 7-9 классов.
В Главе II представлены методические основы обучения учащихся решению текстовых задач на движение в курсе алгебры основной школы. В ней представлены методические рекомендации по обучению решения задач на движение. Рассмотрены задачи ОГЭ по данной теме исследования. Разработаны системы задач по обучению учащихся теме «Задачи на движение» в курсе алгебры основной школы.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 51 наименование
Сформулируем основные выводы и полученные результаты проведенного исследования:
1. Раскрыто понятие текстовой задачи на движение, приведены виды текстовых задач на движение. Под текстовой задачей мы понимаем описание определенной ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.
2. Описаны этапы работы над текстовой задачей на движение. Так, методической литературе выделены основные 4 этапа работы над задачей: анализ задачи, поиск решения и составление его плана, реализация данного плана решения и запись ответа. Данные этапы так же рассматриваются авторами школьных учебников алгебры 7-9 классов при решении задач.
3. Изучены основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Установлено, что решение текстовых задач повышает вычисли-тельную культуру учащихся, способствует глубокому усвоению функциональных зависимостей, а также развивает их мышление и логику.
4. Проанализировано содержание теоретического материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов. Так, определено, что задачи на движение решаются в основном алгебраическим методом: с помощью уравнений; систем уравнений; квадратных уравнений; рациональных уравнений; систем уравнений второй степени; в учебниках чаще встречаются задачи на движение в одном направлении; встречное движение; движение по воде.
5. Представлена типология задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов.
6. Рассмотрена пропедевтическая работа по обучению решения текстовых задач на движение. Её основная часть проводится в начальной школе и в 5-6 классах, когда учащиеся только знакомятся с понятием текстовая задача и с методами решения задач. Представлены различные приемы для формирования у учащихся умений по решению задач на движение.
7. Описаны методические рекомендации по обучению решения задач на движение в основной школе. Рассмотрены геометрический и графический методы решения задач на движение в 7-9 классах. Основная сложность для учащихся при решении задач на движение - перевод условия задачи на математический язык.
8. Проанализированы задач ОГЭ по теме исследования. В нем встречаются не все виды задач на движение. Задачи из ОГЭ решаются чаще всего двумя методами: арифметически и алгебраическим.
9. Разработана система задач по теме «Задачи на движение» для учащихся 9 классов. Системы задач представлены на следующие виды: «Задачи на встречное движение», «Задача на движение в одном направлении», «Задачи на движение в противоположном направлении», «Задачи на движение туда и обратно», «Задачи на движение по замкнутой траектории», «Задачи на движение по воде». Задачи из данных систем решаются арифметическим, алгебраическим, геометрическим и графическим методами.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
1. Раскрыто понятие текстовой задачи на движение, приведены виды текстовых задач на движение. Под текстовой задачей мы понимаем описание определенной ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения.
2. Описаны этапы работы над текстовой задачей на движение. Так, методической литературе выделены основные 4 этапа работы над задачей: анализ задачи, поиск решения и составление его плана, реализация данного плана решения и запись ответа. Данные этапы так же рассматриваются авторами школьных учебников алгебры 7-9 классов при решении задач.
3. Изучены основные требования к знаниям и умениям учащихся по данной теме. Установлено, что решение текстовых задач повышает вычисли-тельную культуру учащихся, способствует глубокому усвоению функциональных зависимостей, а также развивает их мышление и логику.
4. Проанализировано содержание теоретического материала по теме «Задачи на движение» в учебниках алгебры разных авторов. Так, определено, что задачи на движение решаются в основном алгебраическим методом: с помощью уравнений; систем уравнений; квадратных уравнений; рациональных уравнений; систем уравнений второй степени; в учебниках чаще встречаются задачи на движение в одном направлении; встречное движение; движение по воде.
5. Представлена типология задач на движение в учебниках алгебры 7-9 классов.
6. Рассмотрена пропедевтическая работа по обучению решения текстовых задач на движение. Её основная часть проводится в начальной школе и в 5-6 классах, когда учащиеся только знакомятся с понятием текстовая задача и с методами решения задач. Представлены различные приемы для формирования у учащихся умений по решению задач на движение.
7. Описаны методические рекомендации по обучению решения задач на движение в основной школе. Рассмотрены геометрический и графический методы решения задач на движение в 7-9 классах. Основная сложность для учащихся при решении задач на движение - перевод условия задачи на математический язык.
8. Проанализированы задач ОГЭ по теме исследования. В нем встречаются не все виды задач на движение. Задачи из ОГЭ решаются чаще всего двумя методами: арифметически и алгебраическим.
9. Разработана система задач по теме «Задачи на движение» для учащихся 9 классов. Системы задач представлены на следующие виды: «Задачи на встречное движение», «Задача на движение в одном направлении», «Задачи на движение в противоположном направлении», «Задачи на движение туда и обратно», «Задачи на движение по замкнутой траектории», «Задачи на движение по воде». Задачи из данных систем решаются арифметическим, алгебраическим, геометрическим и графическим методами.
Все это дает основание считать, что задачи, поставленные в исследовании, полностью решены.
Подобные работы
- Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка кейсов для изучения элементарных функций в курсе алгебры основной школы
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Комбинаторные задачи в системе развивающего обучения четырехлетней начальной школы
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - «Методика обучения решению задач как средство подготовки старшеклассников к базовому уровню ЕГЭ по математике»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018



