Разработка web-приложения для развития наглядно-образного мышления при обучении математике
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области 6
1.2 Концептуальное моделирование web-приложения для развития наглядно-образного мышления при обучении математике 8
1.2.1 Выбор технологии концептуального моделирования предметной области 8
1.2.2 Моделирование бизнес-процессов предметной области для постановки задачи автоматизированного варианта решения 9
1.2.3 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ» 12
1.3 Анализ существующих разработок на предмет соответствия сформулированным требованиям 16
1.4 Постановка задачи на разработку проекта создания обучающего web-приложения 21
1.5 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ 23
Вывод по первой главе 26
Глава 2 ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 27
2.1 Выбор технологии логического моделирования web-приложения 27
2.2 Логическая модель web-приложения и ее описание 28
2.3 Проектирование базы данных web-приложения 29
2.3.1 Выбор технологии проектирования базы данных web-приложения 29
2.3.2 Разработка концептуальной модели данных web-приложения 30
2.3.3 Разработка логической модели данных web-приложения 30
Вывод по второй главе 32
Глава 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 33
3.1 Выбор архитектуры web-приложения 33
3.2 Выбор технологии разработки программного обеспечения web-приложения 36
3.3 Выбор системы управления базами данных web-приложения 37
3.4 Разработка физической модели данных web-приложения 38
3.5 Описание функциональности web-приложения 40
3.6 Оценка и обоснование экономической эффективности разработки web-приложения 51
Вывод по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 6
1.1 Технико-экономическая характеристика предметной области 6
1.2 Концептуальное моделирование web-приложения для развития наглядно-образного мышления при обучении математике 8
1.2.1 Выбор технологии концептуального моделирования предметной области 8
1.2.2 Моделирование бизнес-процессов предметной области для постановки задачи автоматизированного варианта решения 9
1.2.3 Разработка и анализ модели бизнес-процесса «КАК ЕСТЬ» 12
1.3 Анализ существующих разработок на предмет соответствия сформулированным требованиям 16
1.4 Постановка задачи на разработку проекта создания обучающего web-приложения 21
1.5 Разработка модели бизнес-процесса «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ 23
Вывод по первой главе 26
Глава 2 ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 27
2.1 Выбор технологии логического моделирования web-приложения 27
2.2 Логическая модель web-приложения и ее описание 28
2.3 Проектирование базы данных web-приложения 29
2.3.1 Выбор технологии проектирования базы данных web-приложения 29
2.3.2 Разработка концептуальной модели данных web-приложения 30
2.3.3 Разработка логической модели данных web-приложения 30
Вывод по второй главе 32
Глава 3 ФИЗИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ WEB-ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 33
3.1 Выбор архитектуры web-приложения 33
3.2 Выбор технологии разработки программного обеспечения web-приложения 36
3.3 Выбор системы управления базами данных web-приложения 37
3.4 Разработка физической модели данных web-приложения 38
3.5 Описание функциональности web-приложения 40
3.6 Оценка и обоснование экономической эффективности разработки web-приложения 51
Вывод по третьей главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
Компьютерные технологии являются одним из методов реализации принципа наглядности. Чтобы сделать процесс обучения в образовательном учреждении более эффективным и интересным, возникает необходимость разработки и внедрения новых методов работы с учащимися. Одним из путей реализации данной цели - сделать процесс обучения наглядным, так как именно наглядное обучение делает данный процесс более доступным. Разработка специальных приложений для обеспечения наглядности обучения, в частности математике, является актуальным, в связи с тем, что данные технологии позволяют обеспечить разностороннее и полное формирование понятий, поддерживают интерес учащихся к предмету, помогают развить логическое мышление.
Разрабатываемое web-приложение предназначено для развития наглядно-образного мышления учащихся путем изучения наглядного материала, представленного в виде интерактивных графиков и тренажеров, проверка знаний при помощи тестов, а также просмотр рейтинга результатов тестов и сравнение их с другими пользователями.
Объектом исследования является процесс обучения математике.
Предметом исследования - автоматизация процесса обучения математике.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка web-приложения для развития наглядно-образного мышления при обучении математике.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
• произвести поиск и анализ учебной и учебно-методической литературы по проблеме наглядного обучения математике;
• исследовать существующие IT аналоги в данной области;
• проанализировать процесс обучения математике с точки зрения наглядного обучения и выявить аспекты, которые нуждаются в модернизации;
• сформулировать требования к web-приложению;
• выполнить концептуальное моделирование предметной области;
• обосновать средства реализации web-приложения;
• спроектировать базу данных;
• спроектировать интерфейс web-приложения;
• реализовать web-приложение.
При выполнении выпускной квалифицированной работы предполагаются к использованию методы структурного и объектно-ориентированного анализа и проектирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе выполнен анализ деятельности управления сопровождения учебного процесса путем представления контекстной диаграммы с декомпозицией ключевых бизнес-процессов. Было произведено сравнение подобных IT решений, на основе которого были сформулированы требования к разрабатываемому web-приложению.
Во второй главе произведено проектирование web-приложения. Построены диаграмма классов, концептуальная и логическая модели данных.
В третьей главе был проведен сравнительный анализ архитектур для реализации web-приложения и технологий разработки программного обеспечения. Произведено обоснование сделанного выбора. Была построена физическая модель данных, и описан основной функционал web-приложения.
Проведена оценка и обоснование экономической эффективности разработки web-приложения.
В заключении представлены результаты и выводы о выполненной работе.
Итогом выпускной квалификационной работы является web-приложение для развития наглядно-образного мышления при обучении математике, функционал которого способствует улучшению наглядности мышления учащихся, а также повышению интереса к предмету.
Разрабатываемое web-приложение предназначено для развития наглядно-образного мышления учащихся путем изучения наглядного материала, представленного в виде интерактивных графиков и тренажеров, проверка знаний при помощи тестов, а также просмотр рейтинга результатов тестов и сравнение их с другими пользователями.
Объектом исследования является процесс обучения математике.
Предметом исследования - автоматизация процесса обучения математике.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка web-приложения для развития наглядно-образного мышления при обучении математике.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:
• произвести поиск и анализ учебной и учебно-методической литературы по проблеме наглядного обучения математике;
• исследовать существующие IT аналоги в данной области;
• проанализировать процесс обучения математике с точки зрения наглядного обучения и выявить аспекты, которые нуждаются в модернизации;
• сформулировать требования к web-приложению;
• выполнить концептуальное моделирование предметной области;
• обосновать средства реализации web-приложения;
• спроектировать базу данных;
• спроектировать интерфейс web-приложения;
• реализовать web-приложение.
При выполнении выпускной квалифицированной работы предполагаются к использованию методы структурного и объектно-ориентированного анализа и проектирования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
В первой главе выполнен анализ деятельности управления сопровождения учебного процесса путем представления контекстной диаграммы с декомпозицией ключевых бизнес-процессов. Было произведено сравнение подобных IT решений, на основе которого были сформулированы требования к разрабатываемому web-приложению.
Во второй главе произведено проектирование web-приложения. Построены диаграмма классов, концептуальная и логическая модели данных.
В третьей главе был проведен сравнительный анализ архитектур для реализации web-приложения и технологий разработки программного обеспечения. Произведено обоснование сделанного выбора. Была построена физическая модель данных, и описан основной функционал web-приложения.
Проведена оценка и обоснование экономической эффективности разработки web-приложения.
В заключении представлены результаты и выводы о выполненной работе.
Итогом выпускной квалификационной работы является web-приложение для развития наглядно-образного мышления при обучении математике, функционал которого способствует улучшению наглядности мышления учащихся, а также повышению интереса к предмету.
В ходе выполнения бакалаврской работы было разработано web-приложение для развития наглядно-образного мышления при обучении математике, и проведено исследование процесса его внедрения.
Исследование предметной области проводилось на основе концептуальной модели по методологиям IDEF0 и UML с использованием CASE-технологий SADT-методологии моделирования, которые позволили упростить процесс проектирования концептуальной модели.
С помощью концептуальной модели предметной области были выявлены основные элементы будущей системы web-приложения, их атрибуты, характеристики и способы взаимодействия этих элементов. На основе диаграммы вариантов использования были составлены общие требования к функциональному поведению проектируемой системы.
Была построена диаграмма классов для осуществления последующего логического моделирования web-приложения. Разработана исходная концептуальная модель системы для ее последующей детализации в форме логической модели. На основании модели «Как должно быть» и анализа существующих программных решений для выбранной предметной области была реализована постановка задачи на проектирование web-приложения.
Произведен сравнительный анализ известных архитектур, технологий разработки программного обеспечения и СУБД и обоснование сделанного выбора.
Были описаны основные принципы работы с web-приложением, проведена оценка и обоснование экономической эффективности разработки web-приложения.
Разработанное web-приложение для развития наглядно-образного мышления соответствует требованиям, предъявленным в начале работы, и позволяет автоматизировать процесс обучения математике.
Исследование предметной области проводилось на основе концептуальной модели по методологиям IDEF0 и UML с использованием CASE-технологий SADT-методологии моделирования, которые позволили упростить процесс проектирования концептуальной модели.
С помощью концептуальной модели предметной области были выявлены основные элементы будущей системы web-приложения, их атрибуты, характеристики и способы взаимодействия этих элементов. На основе диаграммы вариантов использования были составлены общие требования к функциональному поведению проектируемой системы.
Была построена диаграмма классов для осуществления последующего логического моделирования web-приложения. Разработана исходная концептуальная модель системы для ее последующей детализации в форме логической модели. На основании модели «Как должно быть» и анализа существующих программных решений для выбранной предметной области была реализована постановка задачи на проектирование web-приложения.
Произведен сравнительный анализ известных архитектур, технологий разработки программного обеспечения и СУБД и обоснование сделанного выбора.
Были описаны основные принципы работы с web-приложением, проведена оценка и обоснование экономической эффективности разработки web-приложения.
Разработанное web-приложение для развития наглядно-образного мышления соответствует требованиям, предъявленным в начале работы, и позволяет автоматизировать процесс обучения математике.





