Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовые способы предупреждения коррупционных правонарушений

Работа №114502

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

административное право

Объем работы74
Год сдачи2018
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические и правовые основы предупреждения коррупции 9
§1. Сущность коррупции: понятие, причины, виды и субъекты противоправных отношений 9
§2. История возникновения и развития коррупции в России 19
§3. Положения российских нормативных правовых актов по предупреждению коррупции 28
Глава II. Содержание административно-правовых способов предупреждения коррупционных правонарушений 39
§1. Основные направления осуществления антикоррупционной политики в Российской Федерации 39
§2. Понятие и характеристика коррупционных административных правонарушений 49
§3. Административно-правовые формы, способы и методы предупреждения коррупционных правонарушений 50
Заключение 60
Список используемой литературы 64
Приложение 1 73

Актуальность исследования. Коррупция, в настоящее время, является признанной угрозой национальной безопасности России.
В соответствии с отчетом международной организации «Transparency International» за 2017 год, Российская Федерация занимает 135-е место из ранжируемых 180 стран по коррупционному рейтингу и находится на одном уровне с Гондурасом, Лаосом, Мексикой и Парагваем 1.
Коррупция сопровождает человечество с древнейших времен, с возникновением первых государств.
Около 4-х тысяч лет назад Законы Хаммурапи содержали меру наказания за коррупцию. Факты массовой коррупции зафиксированы в вавилонских документах 597-538 годов до нашей эры.
Древнегреческие философы, мыслители эпохи Возрождения, в своих трудах изобличали взяточничество.
Причины возникновения коррупции в разные эпохи были различны, но связь коррупции с государством постоянна.
Проблема коррупции в России имеет многовековую историю. Данное обстоятельство привело к формированию у общества высокой терпимости и снисходительности к коррупции.
Коррупцией затронуты практически все сферы жизни российского общества, все ветви государственной власти и даже сфера борьбы с коррупцией. Коррупция в России имеет системный характер 2.
Несмотря на распространенность и многовековую историю, отсутствует единая международная терминология в сфере коррупции и не выработано универсальное определение коррупции.
Коррупция сегодня, официально признается как системная угроза национальной безопасности государства 3.
Выработка мер противодействия коррупции, их эффективность зависит от выявления ее специфических характеристик.
Выявленные характеристики действий коррупционного характера позволит сформулировать меры противодействия, против видов коррупции.
Сегодня с коррупцией в России ведется планомерная борьба. Это подтверждается подписанием Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 года №147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» 4, Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» 5, Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 года №460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» 6.
Учитывая гражданско-правовой статус субъектов коррупционных правонарушений - физических и юридических лиц, в соответствии с действующим законодательством к ним применяется различный спектр юридической ответственности.
Так, юридические лица, в отличие от физических лиц, не могут быть привлечены к уголовной или дисциплинарной ответственности.
К административной ответственности могут быть привлечены как физические лица, так и юридические.
В целях исследования использованы работы российских и зарубежных специалистов в сфере противодействия коррупции.
Сущность коррупции как общественно-правового явления изучена на основе работ В.В. Астанина, В.П. Бахина, Л.П. Гарчевой, Л.Д. Гаухмана, Я.И. Гилинского, С.П. Глинкиной, А.И. Долговой, Н.А. Егоровой, В.Н. Кудрявцева, А.В. Малько, А.И. Мизерия, В.И. М.А. Овчинникова, В.И. Омигова, М.М. Полякова, Е.Р. Пудакова, О.Н. Садиковой, С.С. Сулакшина, Н.В. Селихова, Л.М. Тимофеева, Е.П. Черновол, П.Д. Шалагинова и других.
Система предупреждения и противодействия коррупции изучена на основе работ С.И. Вейберта, Н.И. Глазуновой, Д.М. Илюшина, Ю.Н. Старилова, С.В. Тихомирова, А.А. Тютевой.
Содержание и реализация антикоррупционной политики исследованы на основе работ Д.Н. Бахрах, Б.Т. Безлепкина, М.Ф. Гацко, Т.А. Гумерова, О.И. Лаптевой, В.В. Лунеева, А.Ю. Смирнова, А.Г. Хабибулина.
Изучены труды зарубежных специалистов: А. Адаса, А. Брунетти, С. Роуз-Акерман, М. Джонстона, А. Линдбека.
Обзор научной литературы по теме коррупции позволяет утверждать, что административно-правовые меры предупреждения коррупции изучены недостаточно.
Административные формы и методы профилактики, предупреждения и пресечения коррупционных правонарушений органами государственной власти нуждаются в дальнейшем изучении.
Указанные обстоятельства позволяют утверждать, что тема исследования является актуальной.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является анализ российской и эффективных зарубежных моделей противодействия коррупции, а также и разработка предложений по совершенствованию отечественного антикоррупционного законодательства.
Задачи исследования:
1) определить сущность, понятие и причины коррупции;
2) классифицировать причины и условия развития коррупции;
3) провести анализ коррупционных проявлений;
4) изучить отечественный и зарубежный опыт предупреждения коррупции;
5) изучить направления антикоррупционной политики государства;
6) выявить характерные признаки правонарушений в сфере коррупции;
7) выявить административно-правовые формы, методы и способы предупреждения коррупции.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере предупреждения коррупции.
Предмет исследования составляют теоретический и нормативно-правовой аспекты применения административно-правовых способов предупреждения коррупции.
Методологическая основа исследования.
В диссертационном исследовании использованы методы:
1) общенаучные (диалектический, логический, системный);
2) частно-научные (сравнительный, формально-логический);
3) анализ, абстрагирование, дедукция, индукция, моделирование, синтез.
Методика исследования основана на применении методов юридического анализа и формализации.
Теоретическая основа исследования. В качестве материалов исследования использованы работы отечественных и зарубежных специалистов, научные отчеты и доклады в области противодействия коррупции.
Выводы исследования основаны на нормах международного и российского права.
Научная новизна исследования обусловлена авторскими предложениями по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту - Закон о противодействии коррупции).
Проведен анализ положений отечественного законодательства по противодействию коррупции и стран, с положительным опытом противодействия коррупции в органах государственной власти.
Разработаны предложения по усовершенствованию организационно-правовых аспектов противодействия коррупции.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования полученных результатов в научных исследованиях в области противодействия коррупции. Кроме того - в законотворческой и практической деятельности.
На защиту выносятся выводы и предложения:
1. Определение термина коррупции социально-правового характера: коррупцией является противоправное, социальное, скрытое явление, имеющее общественно опасные последствия, выражающееся в:
а) злоупотреблении служебным положением, даче взятки, получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе или ином незаконном использовании должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения:
• выгоды (услуг) имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
• выгоды или услуг неимущественного характера, иных неимущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) деяниях, указанных в подпункте «а», совершенных в интересах юридического лица или от его имени.
2. По признаку общественной опасности проявлений коррупции можно выделить коррупционные:
1) уголовные преступления;
2) гражданско-правовые деликты;
3) дисциплинарные проступки;
4) административные правонарушения.
Классификация такого характера находит подтверждение в научных исследованиях в сфере противодействия коррупции, актах по борьбе с коррупцией ООН, Совета Европы, а также делением коррупционных деяний, на содержащие состав преступления и коррупционные деяния, не содержащие состав преступления.
3. В целях терминологического совершенствования антикоррупционного законодательства необходимо принять легальные определения терминов «коррупционное правонарушение» и «субъект коррупционного правонарушения».
4. Изложены авторские предложения по внесению изменений и дополнений в Закон о противодействии коррупции.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно восполняет пробелы правовых способов предупреждения коррупции.
Апробация результатов исследования. Диссертационное исследование выполнено на кафедре Конституционного и административного права Института права Тольяттинского государственного университета.
По теме диссертации опубликована научная статья «Основные направления осуществления антикоррупционной политики в России» в международном научном журнале «Молодой ученый» №21 (207), май 2018 г.
Объем и структура диссертации. Структура диссертации включает введение, 2 главы, содержащих 5 параграфов, заключение, список источников и литературы, 1 приложение.
Объем диссертации соответствует установленным требованиям.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты исследования привели к выводу о необходимости преобразований в сфере антикоррупционного законодательства, путем внесения изменений и дополнений в федеральное антикоррупционное законодательство и создания специализированного правоохранительного органа по противодействию коррупции.
К настоящему времени существует проблемная ситуация, которая характеризуется следующими особенностями:
1. Россия по уровню коррупции находится на одном уровне с Гондурасом, Лаосом, Мексикой и Парагваем.
2. В действующем законодательстве не освещаются определения понятий «коррупционное правонарушение», «субъект коррупционного правонарушения».
3. Развитие правовой основы и правоприменительной практики противодействия коррупции отстает от масштабов роста коррупции.
4. Отдельные задачи Национального плана противодействия коррупции предыдущих периодов остаются не выполненными и в задачах следующего Национального плана противодействия коррупции не отражаются.
5. Результаты исследования природы коррупции, ее состояния и эффективности мер по предупреждению и противодействию коррупции в должной мере не находят должного отражения в законотворческой работе.
6. Сложилась ситуация, когда пораженные коррупцией силовые ведомства выполняют функции противодействия коррупции.
7. Появилась необходимость создания автономного специализированного правоохранительного органа по противодействию коррупции.
Устранение указанных явлений должно позволить: повысить правоприменительную значимость антикоррупционного законодательства, проводить системную и последовательную антикоррупционную политику, повысить показатели антикоррупционной деятельности путем создания специализированного правоохранительного органа по противодействию коррупции.
Выводы.
1. Коррупция является системным социально-правовым явлением, включающим коррупцию в органах государственной власти и местного самоуправления.
2. Существующие разные подходы к определению коррупции, имеющиеся в отраслях права и правовых науках, обусловливают различие дефиниций коррупции в современной юридической литературе.
Определение коррупции как социально-правового явления: коррупцией является противоправное, социальное, скрытое явление, имеющее общественно опасные последствия, выражающееся в:
а) злоупотреблении служебным положением, даче взятки, получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе или ином незаконном использовании должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения:
• выгоды (услуг) имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
• выгоды или услуг неимущественного характера, иных неимущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) деяниях, указанных в подпункте «а», совершенных в интересах юридического лица или от его имени.
3. Причины коррупции выглядят следующим образом:
1) политические - преступное содействие органов государственной власти организованной преступности, отстранение граждан от противодействия коррупции, неэффективная антикоррупционная политика;
2) правовые - узкое определение коррупционных правонарушений в законодательстве, неэффективность органов государственной власти в противодействии коррупции;
3) социально-экономические - низкий уровень доходов значительной части населения, высокий уровень инфляции;
4) психологические - устоявшиеся коррупционные традиции.
4. По признаку общественной опасности проявлений коррупции можно выделить коррупционные:
а) уголовные преступления;
б) гражданско-правовые деликты;
в) дисциплинарные проступки;
г) административные правонарушения.
5. Субъектом коррупционного правонарушения следует считать физическое или юридическое лицо, совершившее противоправные деяния, содержащие признаки коррупционных правонарушений, за которые действующим законодательством установлена административная ответственность.
6. Коррупционные правонарушений имеют последствия, наносящие наносят ущерб интересам граждан и безопасности государства.
7. Административным коррупционным правонарушением является противоправное действие (бездействие), не влекущее за собой иной ответственности.
8. В настоящее время наблюдается процесс развития законодательства, серьезно изменивший институт государственной и муниципальной службы и антикоррупционное законодательство современного этапа.
9. Несмотря на достигнутые успехи в развитии антикоррупционного законодательства, необходимо внести изменения следующего характера в Закон о противодействии коррупции:
1) уточнить понятие коррупции с учетом следующих выявленных признаков: продажность, получение корыстной выгоды, теневой характер, социальность явления, специальные субъекты, особо опасные последствия для общества и государства;
2) ввести определение термина «коррупционное правонарушение», категории субъектов коррупционного правонарушения;
3) в отдельной статье классифицировать виды коррупционных правонарушений.
10. В настоящее время коррупционные правонарушения не выделены в отдельный вид.
Причинами этому являются относительная малозначительность общественной опасности коррупционных правонарушений по сравнению с преступлениями, проблемы установления грани перехода коррупционных правонарушений в коррупционные преступления и неопределенность правовой ответственности при коррупционных правонарушениях.
В то же время, коррупционные правонарушения составляют определенную долю среди всех коррупционных деяний.
Это означает, что противодействие коррупции должно охватить и статьи, имеющие сходные основания коррупционного характера.


1. Правовые акты:
1.1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63- ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2009. № 1. Ст. 29.
1.2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» от 03.07.2016 № 323-ФЗ. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200696/.
1.3. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». http://base.garant.ru/12113961/#block_6#ixzz51NpunTUn.
1.4. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» //СЗ РФ. 2009 № 29 Ст. 3609.
1.5. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». http://base.garant.ru/12152272/#ixzz51LsjbM6L.
1.6. Федеральный закон от 25.07.2006 № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // СЗ РФ. 2006 № 31 (Ч. 1). Ст. 3424.
1.7. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017). http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25122008-n-273-fz-o/.
1.8. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008 № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
1.9. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». http://base.garant.ru/12136354/#ixzz51LsE7Iqh.
1.10. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-01072010-П-821/.
1.11. Указ Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы». http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71264578/#ixzz515c9FBs2.
1.12. Указ Президента РФ от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
1.13. «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 — 2017 годы»: Указ Президента РФ от 01.04.2016 г. № 147 // «Собрание законодательства РФ». — 2016 г. — № 14. — ст. 1985.
1.14. Национальный план противодействия коррупции, утв. Указом Президента Российской Федерации от 31.07.2008 № Пр-1568 // Российская газета. 2008. № 164(4721).
1.15. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.) (протокол №21).http://base.garant.ru/55171108/#ixzz51LeLkXkj.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ