Введение 3
1. Теоретические основы стратегии развития организации 9
1.1 Методический подход как научная категория 9
1.2 Стратегия предприятия: понятие, виды, содержание 22
1.3 Процесс разработки стратегии: этапы, содержание 32
2 Анализ использования методических подходов к разработке стратегии развития организации ООО «Тлт-Авто +» 52
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Тлт-Авто +» 52
2.2 Анализ внешней и внутренней среды организации 61
2.3 Анализ процесса разработки стратегии и использования методических подходов в ООО «Тлт-Авто +» 68
3 Предложения по использованию методических подходов в разработке стратегии развития предприятия ООО «Тлт-Авто +» 77
3.1 Разработка рекомендаций методических подходов в ООО «ТЛТ-Авто +» 77
3.2 Выбор и обоснование вариантов методических подходов к разработке стратегии развития предприятия ООО «ТЛТ-Авто +» 90
Заключение 104
Список используемых источников и литературы 106
Приложение 113
«В современных рыночных условиях, характеризующихся высокой конкуренцией, быстрым изменением технологий производства, возрастает необходимость повышения мобильности предприятий, гибкого реагирования на требования рынка, принятия грамотных оперативных и стратегических маркетинговых решений. Эффективность деятельности любого предприятия, возможности его дальнейшего роста и развития во многом обусловлены правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать имеющийся ресурсный потенциал» [28, с. 78].
На сегодняшний день стратегия является основным ориентиром в управлении предприятием, который пронизывает всю его деятельность и направлен на обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ, путем повышения конкурентоспособности продукции; создание условий для экономического роста, его интенсификации, а значит - и получение прибыли.
«Стратегия развития, по сути, представляет собой некий свод правил, которыми руководствуется организация при внедрении управленческих решений. Помимо того, стратегия развития организации рассматривается как общий, всесторонний, детальный комплексный план, который предназначен для обеспечения осуществления миссии и достижения целей организации» [73, с. 53].
Существует несколько ключевых положений, которые относятся к разработке стратегии развития компании: во-первых, стратегия по большей части формируется и разрабатывается высшим руководством, однако, ее реализация подразумевает участие всех уровней управления. Для того, чтобы организация могла оперативно и результативно составлять конкуренцию в современном коммерческом мире, она должна постоянно заниматься сбором, анализом огромного объема данных о маркетинге, конкуренции, отрасли и многих других областях.
Стратегический план развития организации, в первую очередь, опирается на обширные исследования и достоверные сведения. Данный план является перспективой для компании, которая направляет сотрудников, занимается привлечением новых работников и участвует в помощи по реализации продукции или услуги. Стратегия развития подводит организацию к детерминированности, определяет специфику, уникальность, что позволяет ей привлекать определенную категорию рабочего персонала, не набирая сотрудников другого уровня.
«Стратегическое развитие представляет собой набор определенных действий и решений, которые предпринимает руководство организации. Данный набор ведет к разработке и внедрению стратегических решений, главным предназначением которых является помощь организации в реализации заявленной миссии. Основной задачей стратегического развития является обеспечение преобразования и изменения в организации в достаточной мере. Процесс формирования стратегии развития представляет собой тот самый инструмент, который помогает в принятии управленческих решений. Таким образом, для того чтобы разработать стратегию развития для конкретной организации, необходимо провести стратегический анализ ее внутренней и внешней среды, уяснить миссию фирмы, сформулировать основные цели и задачи, и, в конечном итоге, составить для нее стратегический план» [24, с. 55].
Актуальность темы. В настоящий момент, стратегическое развитие заняло определенное место в ряду предназначений менеджмента. Оно также приобрело новое содержание, дополнилось за счет соединения с различными подходами. В современном мире вместе с формалистическими, количественными методами, стратегическое развитие пользуется творческим и интуитивным подходами. Не являясь универсальным методом достижения успеха в организации бизнеса, оно, тем не менее, создает платформу для успешной деятельности организации. Именно поэтому выбранная тема, стратегического развития предприятия представляет собой неоспоримую актуальность.
Степень разработанности проблемы.
Информационную базу работы составляют труды зарубежных экономистов, таких как: Ансофф И., Акофф Р., Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж., Минцберг Г., Альстрэнд Б., Диксон П., Дойль П., Портер М., Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б., Виссема Х., Холл Р. Х., Гибсон Дж., Иванцевич Д-М. , Кинг У., Траут Дж. и другие.
В нашей стране данная проблематика получила свое развитие в трудах следующих ученых как Болотов С. П., Градов А. П., Забелин П. В., Клейнер Лафта Дж. К., Маркова В. Д., Фатхутдинов Р. А., Ириков В. А., Усманов В. В. и др. Методическая и практическая информация, опубликованная в периодических изданиях и Интернет-ресурсах; а так же, статистические и финансовые материалы, характеризующие деятельность ООО «Тлт-Авто +».
Цель и задачи исследования. Целью магистерской диссертации являются предложения по использованию методических подходов и практические рекомендации к разработке стратегии развития организации.
Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач:
1. рассмотреть методический подход как научную категорию;
2. выделить основные понятия стратегии предприятия, а также основные ее виды и содержание;
3. проанализировать процесс разработки стратегии: ее этапы, содержание.
4. рассмотреть и описать краткую характеристику предприятия ООО «Тлт-Авто +»»;
5. сделать анализ внешней и внутренней среды организации;
6. провести анализ процесса разработки стратегии развития и использования методических подходов в ООО «Тлт-Авто +»»;
7. предложить рекомендации по использованию методических подходов в разработке стратегии развития организации ООО «Тлт-Авто +»»;
8. выбрать и обосновать варианты методических подходов к разработке стратегии развития предприятия ООО «Тлт-Авто +»».
Объектом исследования является ООО «Тлт-Авто +»».
Предметом исследования являются теоретические и методические вопросы, связанные с разработкой стратегии развития организации.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой исследовательской работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых, открытая статистическая информация о деятельности организации и прогнозы развития данной отрасли.
При изучении рассматриваемой в магистерской диссертации проблемы использованы различные методы исследования: аналитический, экономико-статистический, сравнительный, индексный, экспертный и другие.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Представленные в диссертации теоретические выводы, а также разработанная автором методика и практические предложения направлены на создание методических подходов к разработке стратегии развития организации.
Предложенные в ходе исследования методические и практические рекомендации могут быть использованы в работе как специалистами ООО «ТЛТ - Авто плюс» так и других предприятий.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретико-методологических положений и практических рекомендаций, направленных на эффективную разработку стратегий развития организации на основании использования методического подхода, позволяющего оценить и повысить экономическую эффективность результатов хозяйственной деятельности предприятий организаций.
Наиболее значимые результаты диссертационного исследования, обладающие элементами научной новизны и обогащающие теорию управления предприятиями различных сфер, отражаются в положениях, выносимых на защиту.
Положения, выносимые на защиту:
1. Раскрыты специфические характеристики понятия «стратегия развития», фокусирующие внимание на универсальности их применения в современных условиях цифровизации экономики, выявлена его экономическая сущность, что позволило уточнить понятийный аппарат в области управления конкурентоспособностью организаций (С. 23-37).
2. Предложена упрощенная методика исследования макро- и микросреды, которая будет доступна для использования любым специалистам предприятий исследуемой сферы, позволит систематически производить комплексный анализ, имеющий целью выявление слабых и сильных сторон предприятия, его возможностей и угроз положению на рынке в максимально короткий промежуток времени, недостаточный для проведения полного анализа, что в свою очередь повысит эффективность разрабатываемых стратегий развития организации (С. 78-84).
3. Разработан комплекс организационно-экономических рекомендаций по эффективному использованию методических подходов в разработке стратегии развития предприятия, что позволит усилить конкурентную позицию исследуемого предприятия на рынке, сохранить и увеличить их клиентскую базу (С. 86-112).
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования будут изложены, обсуждены и получили одобрение на 2-х и более научно - практических конференциях с изданием сборника научных статей.
Структура работы. Структура работы определена целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы стратегии развития организации» изучены методические подходы в качестве научной категории, рассмотрены основные принципы формирования стратегии предприятия, различные подходы к определению понятия стратегии организации, типология, этапы процесса разработки стратегии развития.
Во второй главе «Анализ использования методических подходов к разработке стратегии развития организации ООО «Тлт-Авто +»» проведены анализ финансового состояния предприятия и дана его организационно - экономическая характеристика. Проведен анализ факторов внешней и внутренней среды и анализ процесса разработки стратегии развития и использования методических подходов в ООО «Тлт-Авто +».
В третьей главе «Предложения по использованию методических подходов в разработке стратегии развития предприятия ООО «Тлт-Авто +»» разработаны основные рекомендации методических подходов в ООО «Тлт-Авто +», а затем проведено обоснование вариантов методических подходов к разработке стратегии развития предприятия ООО «Тлт-Авто +».
В заключении обобщены полученные результаты и сделаны основные выводы и рекомендации теоретического и практического значения.
Подводя итоги данного исследования, сформулируем следующие выводы:
• В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты, связанные со стратегией развития организации.
Представлен методический подход в качестве научной категории, проведен анализ понятия методического подхода, рассмотрены основные его функции, входе которых был сделан вывод о том, что с учетом выделенных функций можно определить роль методического подхода в организации и осуществлении научных исследований - обеспечение методической основы познания и преобразования изучаемых объектов реальной действительности (явлений, процессов, системы). Произведен анализ использования методического подхода в разработке стратегии.
Развиты теоретические основы и содержание понятия стратегии организации, рассмотрены основные ее типы, было определено, что рассмотренные типы стратегий позволяют решить главную для большинства фирм и предприятий задачу - достижение преимущества перед прямыми конкурентами.
Проведен анализ разработки стратегии развития организации, рассмотрены основные ее этапы и определена методология формирования каждого этапа.
• Во второй главе дана краткая характеристика предприятия ООО «Тлт-Авто +»», проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, в результате которого были выявлены возможности угрозы вешней среды предприятия, анализ конкретных преимуществ, а также с помощью SWOT - анализа выявлены сильные и слабые стороны самой организации ООО «Тлт- Авто +»». Главной угрозой организации является сильная конкуренция на рынке, а возможность выхода на новые сегменты рынка - являются основными возможностями организации; к основным сильным сторонам относится сложившееся впечатление у клиентов о компании, высокое качество услуг.
Был также проведен анализ процесса разработки стратегии и использования методических подходов в ООО «Тлт-Авто +»». На основании данного анализа был сделан вывод о том, что в организации ООО «Тлт-Авто +»» достаточно скудный ассортимент услуг, организация имеет территориальную ограниченность. Реализации выявленных возможностей дальнейшего развития будет способствовать стратегия роста, обеспечивающая ежегодное увеличение объемов продаж услуг на 15 - 30%.
• В третьей главе разработаны рекомендации методических подходов для организации ООО «Тлт-Авто +»».
Отмечено, что стратегия роста ООО «Тлт-Авто +»» направлена не только на микросреду предприятия, но и на макросреду, то есть, влияет на степень удовлетворения заинтересованных сторон. Одним из важных вопросов стратегии роста ООО «Тлт-Авто +»» является вопрос о ценообразовании. Здесь необходимо правильно выбрать стратегию и следовать ей, особенно если товар или услуга не являются уникальными. Еще одним важным аспектом является разработка и использование систем скидок с учетом сезонности, жизненного цикла товара или услуги, а также экономической и социальной ситуации.
Проведен выбор и обоснование вариантов методических подходов к разработке стратегии развития организации ООО «Тлт-Авто +»» . Был сделан вывод, что целью оценки эффективности предложенных мероприятий является адаптация системы управления финансовыми рисками к изменениям условий функционирования окружающей среды, влияющих на организацию рисков. Качественное управление финансовыми рисками позволит использовать оптимальные по эффективности средства контроля рисков, позволяет сократить затраты на финансирование рисков и увеличить продуктивность работы предприятия.
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление.7-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2015. - 496 с.
2. Агарков, А.П. Экономика и управление на предприятии / А.П. Агарков [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 400.
3. Акуленко Н. Б. Экономика предприятия (организации): учебник / [Н. Б. Акуленко и др.]. - Москва: Инфра-М, 2014. - 638 с.
4. Андреев И.В. Новая корпоративная стратегия / И.В. Андреев. - СПб: Издательство «Питер», 2013. -110 с.
5. Ансофар И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 2015. - 201 с.
6. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия./ И. Ансофф. СПб.: Питер, 2014. 416 с.
7. Анташов В.А., Уварова Г.В. Экономическая матрица предприятия // Экономико - правовой бюллетень. - 2014. - №5. - 160 с.
8. Антонов И.Ю. Стратегия и методология инновационного развития: зарубежный и отечественный опыт.-М.: Дашков и К, 2013. - 259 с
9. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев. - М.: Финстат , 2013. - 85 с.
10. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2016. - 285 с.
11. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / - СПб.: «Питер», 2015. - 576 с.
12. Блауберг, И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э. Г. Юдин. - М.: Наука, 2013. -270с.
13. Бодди Д. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2013. - 179 с.
14. Бонюшко, Н.А., Семченко А.А. Управление качеством и конкурентоспособностью: учеб. Пособие / Н.А. Бонюшко, А.А. Семченко. - С-Пб. : СПбГУЭФ, 2013. - 60 с.
15. Боровская М. Я. Экономика, организация и управление на предприятии / под ред. М.Я. Боровской. - Спб: Феникс, 2014. - 480 с.
...