Формирование у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 31 ученик 4 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 7
1.1 Информация и ее виды на уроках литературного чтения 7
1.2 Возрастные особенности умений четвероклассников самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 17
1.3 Методика самостоятельной работы обучающихся с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 41
2.1 Сформированность умений самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средней общеобразовательной школы № 274 с углубленным изучением иностранных языков 41
2.2 Разработка комплекса заданий по самостоятельной работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе 51
2.3 Проверка результатов апробации комплекса занятий по самостоятельной работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе 56
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения 70
База исследования - ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 31 ученик 4 класса.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 7
1.1 Информация и ее виды на уроках литературного чтения 7
1.2 Возрастные особенности умений четвероклассников самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 17
1.3 Методика самостоятельной работы обучающихся с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 41
2.1 Сформированность умений самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средней общеобразовательной школы № 274 с углубленным изучением иностранных языков 41
2.2 Разработка комплекса заданий по самостоятельной работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе 51
2.3 Проверка результатов апробации комплекса занятий по самостоятельной работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе 56
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения 70
Актуальность исследования состоит в следующем: согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» пункт 42 гласит о том, что метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать: овладение универсальными учебными познавательными действиями, которые включают в себя:
1) базовые логические действия;
2) базовые исследовательские действия;
3) работа с информацией.
Исходя из темы представленной дипломной работы в данном документе интерес вызывает работа с информацией, которая включает в себя следующие виды деятельности:
выбирать источник, при помощи которого будет получена новая информация;
ввиду представленного алгоритма отбирать в представленном ресурсе подходящую информацию;
уметь найти точную и сомнительную информацию собственнолично или с использованием предоставленной учителем системы проверки данной информации;
следовать правилам информационной защищенности в процессе поиска какой-то информации в сети Интернет;
детально исследовать и разрабатывать информацию разного вида, а именно: текстовую, видео, графическую, звуковую;
собственнолично составлять схемы, таблицы с целью демонстрации информации.
Также согласно ФГОС Начального общего образования и прописанным в данном документе требованиям к результатам освоения ООП НОО, выделяются следующие задачи учителя:
1. Выбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов;
2. Разработка контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования;
3. Создание комплексных проверочных работ;
4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся);
5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.
Согласно требованию к содержанию образования, задачи учителя заключаются в следующем:
1. Разработка для класса программы развития и воспитания;
2. Определение и выбор способов и средств, помогающих формирования УУД у обучающихся;
3. Разработка рабочих программ по учебным предметам;
4. Выбор и овладение образовательными технологиями деятельностного типа.
В процессе урока литературного чтения важной задачей учителя является формирование у учеников познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя некоторые умения: извлекать необходимую информацию их предоставленных схем, иллюстраций, текстов; демонстрировать информацию в виде схем; находить главное, отличительное в объектах; предоставлять результаты на основе анализа объекта; объединять и группировать по общим признакам; находить ответы на задаваемые вопросы.
Многие российские педагоги работали над проблемой повышения самостоятельности у младших школьников, а также формирования умений работы с информацией. Среди них Г.А. Жаркова, Н.Г. Мальцева, Т.С. Фещенко, М.А. Почемова, Е.В. Шохирева и др. Важное значение в процесс совершенствования основ методики по работе с информацией внесли известные ученые и методисты. Среди них можно выделить следующие: Б. Блум, Э. Боно, Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и др.
Проблема исследования заключается в организации самостоятельной работы учащихся с информацией. Данная деятельность ставит своей задачей вызвать активность у школьников и сохранить свою индивидуальность в процессе обучения.
Объект исследования — работа с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе.
Предмет исследования — формирование умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе.
Цель исследования — разработка комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть сущностные характеристики понятий «самостоятельная работа обучающихся», «информация», «умения самостоятельной работы обучающихся с информацией»;
2) Изучить возрастные особенности четвероклассников в умениях самостоятельной работы с информацией;
3) Раскрыть методику работы с информацией на уроках литературного чтения;
4) Выявить сформированность навыков самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранного языка г. Санкт-Петербурга;
5) Обосновать выбор практических заданий по работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе;
6) Проверить результаты апробации комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Гипотеза исследования: нами предположено, что разработка
комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе поможет повысить мотивацию учащихся искать информацию в тексте.
Методы исследования:
Теоретические — теоретический анализ литературы, анализ документов.
Эмпирические — анкетирование, беседа.
База исследования — ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранных языков; г. Санкт-Петербург.
1) базовые логические действия;
2) базовые исследовательские действия;
3) работа с информацией.
Исходя из темы представленной дипломной работы в данном документе интерес вызывает работа с информацией, которая включает в себя следующие виды деятельности:
выбирать источник, при помощи которого будет получена новая информация;
ввиду представленного алгоритма отбирать в представленном ресурсе подходящую информацию;
уметь найти точную и сомнительную информацию собственнолично или с использованием предоставленной учителем системы проверки данной информации;
следовать правилам информационной защищенности в процессе поиска какой-то информации в сети Интернет;
детально исследовать и разрабатывать информацию разного вида, а именно: текстовую, видео, графическую, звуковую;
собственнолично составлять схемы, таблицы с целью демонстрации информации.
Также согласно ФГОС Начального общего образования и прописанным в данном документе требованиям к результатам освоения ООП НОО, выделяются следующие задачи учителя:
1. Выбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов;
2. Разработка контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования;
3. Создание комплексных проверочных работ;
4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся);
5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.
Согласно требованию к содержанию образования, задачи учителя заключаются в следующем:
1. Разработка для класса программы развития и воспитания;
2. Определение и выбор способов и средств, помогающих формирования УУД у обучающихся;
3. Разработка рабочих программ по учебным предметам;
4. Выбор и овладение образовательными технологиями деятельностного типа.
В процессе урока литературного чтения важной задачей учителя является формирование у учеников познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя некоторые умения: извлекать необходимую информацию их предоставленных схем, иллюстраций, текстов; демонстрировать информацию в виде схем; находить главное, отличительное в объектах; предоставлять результаты на основе анализа объекта; объединять и группировать по общим признакам; находить ответы на задаваемые вопросы.
Многие российские педагоги работали над проблемой повышения самостоятельности у младших школьников, а также формирования умений работы с информацией. Среди них Г.А. Жаркова, Н.Г. Мальцева, Т.С. Фещенко, М.А. Почемова, Е.В. Шохирева и др. Важное значение в процесс совершенствования основ методики по работе с информацией внесли известные ученые и методисты. Среди них можно выделить следующие: Б. Блум, Э. Боно, Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и др.
Проблема исследования заключается в организации самостоятельной работы учащихся с информацией. Данная деятельность ставит своей задачей вызвать активность у школьников и сохранить свою индивидуальность в процессе обучения.
Объект исследования — работа с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе.
Предмет исследования — формирование умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе.
Цель исследования — разработка комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть сущностные характеристики понятий «самостоятельная работа обучающихся», «информация», «умения самостоятельной работы обучающихся с информацией»;
2) Изучить возрастные особенности четвероклассников в умениях самостоятельной работы с информацией;
3) Раскрыть методику работы с информацией на уроках литературного чтения;
4) Выявить сформированность навыков самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранного языка г. Санкт-Петербурга;
5) Обосновать выбор практических заданий по работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе;
6) Проверить результаты апробации комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Гипотеза исследования: нами предположено, что разработка
комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе поможет повысить мотивацию учащихся искать информацию в тексте.
Методы исследования:
Теоретические — теоретический анализ литературы, анализ документов.
Эмпирические — анкетирование, беседа.
База исследования — ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранных языков; г. Санкт-Петербург.
В рамках данного исследования было проанализировано и изучено понятие информации, самостоятельной работы с информацией, также была проведена диагностика по сформированности умений самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса на базе ГБОУ Средней общеобразовательной школы № 274 с углубленным изучением иностранных языков, а также разработан комплекс заданий по самостоятельной работе с информацией. Согласно поставленным задачам, удалось раскрыть сущностные характеристики понятий «самостоятельная работа обучающихся», «информация», «умения самостоятельной работы обучающихся с информацией»; подверглись изучению возрастные особенности четвероклассников в умениях самостоятельной работы с информацией; была раскрыта методика работы с информацией на уроках литературного чтения; проведена диагностика по сформированности навыков самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранного языка г. Санкт-Петербурга; разработаны практические задания по работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе; проведена проверка результатов апробации комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Проанализированный материал дает нам представление о значении понятия информации, которое означает, что информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Работа с информацией учащихся проходит в самостоятельной форме, т.е. самостоятельная работа в рамках представленного исследования выступает как средство, помогающее завлечь учащихся в самостоятельную познавательную учебную деятельность, возможность реализации указанной деятельности в рамках логической и психологической направленности. В процессе организации самостоятельной работы с информацией обязательно следует учитывать психологические особенности возраста учащихся. Младший школьный возраст является самым эффективным для организации самостоятельной работы. Для учителя первостепенной задачей является выбрать правильные методы и приемы организации такой работы.
Была проведена опытно–экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности умений самостоятельно работать с информацией, которая включала в себя три этапа.
Общий результат исследуемой работы показал, что разработанный комплекс упражнений по самостоятельной работе с информацией на уроках литературы в 4 классе повысил показатель сформированности вышеописанных умений, а значит разработанные и реализованные задания, направленные на формирование умений младших школьников работать с информацией, являются практически значимыми.
Цель работы достигнута.
Проанализированный материал дает нам представление о значении понятия информации, которое означает, что информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Работа с информацией учащихся проходит в самостоятельной форме, т.е. самостоятельная работа в рамках представленного исследования выступает как средство, помогающее завлечь учащихся в самостоятельную познавательную учебную деятельность, возможность реализации указанной деятельности в рамках логической и психологической направленности. В процессе организации самостоятельной работы с информацией обязательно следует учитывать психологические особенности возраста учащихся. Младший школьный возраст является самым эффективным для организации самостоятельной работы. Для учителя первостепенной задачей является выбрать правильные методы и приемы организации такой работы.
Была проведена опытно–экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности умений самостоятельно работать с информацией, которая включала в себя три этапа.
Общий результат исследуемой работы показал, что разработанный комплекс упражнений по самостоятельной работе с информацией на уроках литературы в 4 классе повысил показатель сформированности вышеописанных умений, а значит разработанные и реализованные задания, направленные на формирование умений младших школьников работать с информацией, являются практически значимыми.
Цель работы достигнута.



