РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Потенциальные возможности игр-драматизаций в развитии у детей 6-7 лет образной речи 14
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет образной речи 22
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций 36
2.3 Динамика развития у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций 54
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 68
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста 9
1.1 Психолого-педагогические аспекты развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста 9
1.2 Потенциальные возможности игр-драматизаций в развитии у детей 6-7 лет образной речи 14
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций 22
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет образной речи 22
2.2 Содержание работы по развитию у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций 36
2.3 Динамика развития у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций 54
Заключение 61
Список используемой литературы 63
Приложения 68
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная деятельность. Это связано, в первую очередь, с тем, что речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка дошкольного возраста становится одной из наиболее актуальных проблем в педагогической деятельности дошкольной образовательной организации.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена также состоянием развития речи дошкольников на современном этапе. В век компьютерных технологий все больше и больше встречается детей с различными речевыми нарушениями. Это и односложность речи, её бедность, не достаточный словарный запас, замусориванием речи сленгом, бедность диалогической и монологической речи. Все это обуславливает необходимость разработки и проведения целенаправленно работы по формированию речи в старшем дошкольном возрасте.
Ведущий исследователь проблемы развития речи в детском возрасте О.С. Ушакова отмечает, что «...это важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языков, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Одной из составляющих культуры речи является образная речь» [36].
Проблемой развития образной речи в старшем дошкольном возрасте занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. По мнению С.Л. Рубинштейна, речь ребенка наполняется образностью в ситуациях непосредственного общения ребенка с другими. В таких случаях речь ребенка непроизвольна, непосредственна, в ней много импульсивной эмоциональности.
В литературе описаны различные исследования, раскрывающие роль произведений изобразительного искусства (Е.А. Флерина, Р.Г. Казакова, Н.М. Зубарева), природы (Е.И. Тихеева, Н.Ф. Виноградова, В.А. Сухомлинский), художественной литературы и фольклора, пословиц, поговорок и фразеологизмов (Е.А. Ставцева, И.Н. Митькина) в развитии образной речи.
Несмотря на то, что вопросами развития образной речи занимались многие ученые, эта проблема еще остается открытой, поскольку в дошкольных образовательных организациях работа над развитием образной речи проводится в недостаточной мере. Исследователи Н.М. Зубарева, Н.Ф. Виноградова, Н.С. Карпинская отметили, что дети способны тонко воспринимать образный строй литературных и фольклорных произведений, но они затрудняются образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных высказываниях.
Таким эффективным средством развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста является игра-драматизация. Она сочетает в себе эмоциональность, непосредственность речи и поведения детей; а также направление, контроль воспитателя.
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. В тесной связи с развитием личности у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание и другие. Особое влияние игра- драматизация оказывает на развитие речи ребенка, усвоение языка, характерного для героев того или другого литературного произведения, способствует активизации детской деятельности, коллективного общения, обогащая тем самым речь, делая ее образной и яркой.
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой проблемы, позволяет нам определить противоречие: между пониманием педагогами дошкольной организации важности развития у детей 6-7 лет образной речи и недостаточным использованием воспитателями в образовательном процессе игр-драматизаций.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности игр-драматизаций в развитии у детей 6-7 лет образной речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций.
Объект исследования - процесс развития образной речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - игра-драматизация как средство развития образной речи у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития образной речи у детей 6-7 лет будет эффективным, если:
• осуществлен подбор для игр-драматизаций художественных произведений, характеризующихся образными и художественными средствами выразительности;
• организованы игры-драматизации в совместной деятельности детей и педагогов;
• обогащена предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для организации игр-драматизаций.
Цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста и организации игр-драматизаций в ДОО.
2. Выявить уровень развития образной речи у детей 6-7 лет.
3. Организовать работу по развитию у детей 6-7 образной речи посредством игр-драматизаций.
4. Выявить динамику развития у детей 6-7 образной речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические: (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
• эмпирические: (психолого-педагогический эксперимент, констатирующий, формирующий и контрольный этапы, беседы с детьми);
• методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов.
Теоретические основы исследования:
• теоретические положения о важности дошкольного возраста как сензитивного периода развития речи у детей (Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.С. Ушакова и др.);
• теоретические положения о роли развития образной речи для детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева и др.);
• концептуальные подходы о роли игр-драматизаций в развитии образной речи детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования игр-драматизаций в развитии у детей 6-7 лет образной речи; определены показатели и уровни развития у детей 6-7 лет образной речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны и обоснован процесс развития у детей 6-7 лет образной речи посредством игр- драматизаций.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию образной речи у детей 6-7 лет посредством игр-драматизаций. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №476, г. Нижний Новгород. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа) подготовительной к школе группы №10.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 наименования), 5 приложений. Текст иллюстрирован 13 таблицами, 3 рисунками.
Актуальность выбора темы исследования обусловлена также состоянием развития речи дошкольников на современном этапе. В век компьютерных технологий все больше и больше встречается детей с различными речевыми нарушениями. Это и односложность речи, её бедность, не достаточный словарный запас, замусориванием речи сленгом, бедность диалогической и монологической речи. Все это обуславливает необходимость разработки и проведения целенаправленно работы по формированию речи в старшем дошкольном возрасте.
Ведущий исследователь проблемы развития речи в детском возрасте О.С. Ушакова отмечает, что «...это важнейшее условие воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языков, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно. Одной из составляющих культуры речи является образная речь» [36].
Проблемой развития образной речи в старшем дошкольном возрасте занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин. По мнению С.Л. Рубинштейна, речь ребенка наполняется образностью в ситуациях непосредственного общения ребенка с другими. В таких случаях речь ребенка непроизвольна, непосредственна, в ней много импульсивной эмоциональности.
В литературе описаны различные исследования, раскрывающие роль произведений изобразительного искусства (Е.А. Флерина, Р.Г. Казакова, Н.М. Зубарева), природы (Е.И. Тихеева, Н.Ф. Виноградова, В.А. Сухомлинский), художественной литературы и фольклора, пословиц, поговорок и фразеологизмов (Е.А. Ставцева, И.Н. Митькина) в развитии образной речи.
Несмотря на то, что вопросами развития образной речи занимались многие ученые, эта проблема еще остается открытой, поскольку в дошкольных образовательных организациях работа над развитием образной речи проводится в недостаточной мере. Исследователи Н.М. Зубарева, Н.Ф. Виноградова, Н.С. Карпинская отметили, что дети способны тонко воспринимать образный строй литературных и фольклорных произведений, но они затрудняются образно выражать свои мысли, впечатления, переживания в собственных высказываниях.
Таким эффективным средством развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста является игра-драматизация. Она сочетает в себе эмоциональность, непосредственность речи и поведения детей; а также направление, контроль воспитателя.
Игры-драматизации способствуют социально-нравственному и эмоциональному развитию дошкольника, развитию его познавательной активности, творческих способностей и воображения, адекватному эмоциональному реагированию, формированию таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание, отзывчивость. В тесной связи с развитием личности у детей развиваются и остальные психические процессы: восприятие, мышление, внимание и другие. Особое влияние игра- драматизация оказывает на развитие речи ребенка, усвоение языка, характерного для героев того или другого литературного произведения, способствует активизации детской деятельности, коллективного общения, обогащая тем самым речь, делая ее образной и яркой.
Таким образом, выше обозначенный анализ актуальности исследуемой проблемы, позволяет нам определить противоречие: между пониманием педагогами дошкольной организации важности развития у детей 6-7 лет образной речи и недостаточным использованием воспитателями в образовательном процессе игр-драматизаций.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы потенциальные возможности игр-драматизаций в развитии у детей 6-7 лет образной речи?
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития у детей 6-7 лет образной речи посредством игр-драматизаций.
Объект исследования - процесс развития образной речи у детей 6-7 лет.
Предмет исследования - игра-драматизация как средство развития образной речи у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития образной речи у детей 6-7 лет будет эффективным, если:
• осуществлен подбор для игр-драматизаций художественных произведений, характеризующихся образными и художественными средствами выразительности;
• организованы игры-драматизации в совместной деятельности детей и педагогов;
• обогащена предметно-пространственная среда группы атрибутами и материалами для организации игр-драматизаций.
Цель, объект, предмет и гипотеза определили задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития образной речи детей старшего дошкольного возраста и организации игр-драматизаций в ДОО.
2. Выявить уровень развития образной речи у детей 6-7 лет.
3. Организовать работу по развитию у детей 6-7 образной речи посредством игр-драматизаций.
4. Выявить динамику развития у детей 6-7 образной речи.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические: (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; моделирование гипотезы исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах бакалаврской работы);
• эмпирические: (психолого-педагогический эксперимент, констатирующий, формирующий и контрольный этапы, беседы с детьми);
• методы обработки результатов: качественный и количественный анализы результатов исследования, метод наглядного представления материалов.
Теоретические основы исследования:
• теоретические положения о важности дошкольного возраста как сензитивного периода развития речи у детей (Ж. Пиаже, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.С. Ушакова и др.);
• теоретические положения о роли развития образной речи для детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева и др.);
• концептуальные подходы о роли игр-драматизаций в развитии образной речи детей дошкольного возраста (Л.В. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С. Фурмина и др.).
Новизна исследования: определены потенциальные возможности использования игр-драматизаций в развитии у детей 6-7 лет образной речи; определены показатели и уровни развития у детей 6-7 лет образной речи.
Теоретическая значимость исследования: описаны и обоснован процесс развития у детей 6-7 лет образной речи посредством игр- драматизаций.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию образной речи у детей 6-7 лет посредством игр-драматизаций. Результаты экспериментальной работы могут быть использованы воспитателями ДОО по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад №476, г. Нижний Новгород. В исследовании принимали участие 40 детей 6-7 лет (20 детей - экспериментальная группа, 20 детей - контрольная группа) подготовительной к школе группы №10.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (45 наименования), 5 приложений. Текст иллюстрирован 13 таблицами, 3 рисунками.
К концу дошкольного возраста у детей сформированы все компоненты речи, такие как лексическая и произносительная стороны речи, её грамматический строй связная речь. Однако на практике оказывается, что речь детей остается бедной в плане экспрессивной лексики. Речь старших дошкольников не выразительна, насыщена речевыми штампами, они с трудом подбирают средства выразительности, часто не понимают значение образных выражений [3]. В современном мире, когда современные технологии становятся частой заменой живому общению, образная речь детей является одной из самых слабых сторон их речевого развития.
Достаточно эффективным методом развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста, сочетающим в себе экспрессивность, эмоциональность, непосредственность речи и поведения детей с одной стороны, направление и контроль воспитателя, c другой, является игра- драматизация.
Данная исследовательская работа направлена на развитие образной речи старших дошкольников посредством игр-драматизаций.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития образной речи в старшем дошкольном возрасте посредством игр- драматизаций позволил установить, что важным звеном в решении данной проблемы, является формирование образной речи, художественных средств языка, выражающееся в обогащение речи детей синонимами, антонимами, обобщающими словами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Одним из наиболее эффективных методов развития образной речи в старшем дошкольном возрасте является игра-драматизация. Она оказывает большое влияние на развитие образной, связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей, а также способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональности.
Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать предположение о том, что развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если организовать игры- драматизации с учетом принципа интеграции различных видов деятельности.
Разработанный и проведенный цикл занятий с использованием игр- драматизаций для детей старшего дошкольного возраста способствовали развитию образной речи и её показателей. Большинство старших дошкольников экспериментальной группы научились определять жанровые особенности литературных произведений и их формы, понимать и применять в речи фразеологизмы, подбирать схожие и противоположные по смыслу слова, использовать элементы образной речи в повседневном общении со своими сверстниками, родителями, другими взрослыми. Также они показали способность одну и ту же мысль выразить разными словами (что также отражает уровень словарного запаса).
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, связанные с поиском педагогических условий для развития образной речи, для осуществления дифференцированного подхода в развитии дошкольников, с поиском педагогического механизма эффективного развития личности дошкольника.
Достаточно эффективным методом развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста, сочетающим в себе экспрессивность, эмоциональность, непосредственность речи и поведения детей с одной стороны, направление и контроль воспитателя, c другой, является игра- драматизация.
Данная исследовательская работа направлена на развитие образной речи старших дошкольников посредством игр-драматизаций.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития образной речи в старшем дошкольном возрасте посредством игр- драматизаций позволил установить, что важным звеном в решении данной проблемы, является формирование образной речи, художественных средств языка, выражающееся в обогащение речи детей синонимами, антонимами, обобщающими словами, сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Одним из наиболее эффективных методов развития образной речи в старшем дошкольном возрасте является игра-драматизация. Она оказывает большое влияние на развитие образной, связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей, а также способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональности.
Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать предположение о том, что развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если организовать игры- драматизации с учетом принципа интеграции различных видов деятельности.
Разработанный и проведенный цикл занятий с использованием игр- драматизаций для детей старшего дошкольного возраста способствовали развитию образной речи и её показателей. Большинство старших дошкольников экспериментальной группы научились определять жанровые особенности литературных произведений и их формы, понимать и применять в речи фразеологизмы, подбирать схожие и противоположные по смыслу слова, использовать элементы образной речи в повседневном общении со своими сверстниками, родителями, другими взрослыми. Также они показали способность одну и ту же мысль выразить разными словами (что также отражает уровень словарного запаса).
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшего разрешения и являющихся актуальными в современной педагогической ситуации. Это проблемы, связанные с поиском педагогических условий для развития образной речи, для осуществления дифференцированного подхода в развитии дошкольников, с поиском педагогического механизма эффективного развития личности дошкольника.
Подобные работы
- Развитие у детей 4-5 лет эмоциональной сферы посредством игр-драматизаций
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ПОСРЕДСТВОМ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование у детей 6-7 лет диалогической формы речи в процессе игры- драматизации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Г.М. ЦЫФЕРОВА И С.Л. ПРОКОФЬЕВОЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Развитие словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Формирование диалогической речи детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ СВЯЗАННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019





