Разработка концепции цветочного фестиваля для развития событийного туризма в Томской области
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В
УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ОЩУЩЕНИЙ 9
1.1 Влияние экономики ощущений на развитие событийного
туризма 9
1.2 Зарубежный и отечественный опыт развития событийного
туризма 14
1.3 Современные тенденции проведения цветочных фестивалей 20
2. ЦВЕТОЧНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ 27
2.1 Анализ рынка событийного туризма в Томской области 27
2.2 Исследование востребованности проведения цветочного фестиваля в
Томской области 35
2.3 Разработка концепции проведения цветочного фестиваля 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Программа цветочного фестиваля «Сады феи» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Паспорт события 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бланк заявки на участие в конкурсе в рамках цветочного фестиваля «Сады феи» 72
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В
УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ОЩУЩЕНИЙ 9
1.1 Влияние экономики ощущений на развитие событийного
туризма 9
1.2 Зарубежный и отечественный опыт развития событийного
туризма 14
1.3 Современные тенденции проведения цветочных фестивалей 20
2. ЦВЕТОЧНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК АКТУАЛЬНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА В ТОМСКОЙ
ОБЛАСТИ 27
2.1 Анализ рынка событийного туризма в Томской области 27
2.2 Исследование востребованности проведения цветочного фестиваля в
Томской области 35
2.3 Разработка концепции проведения цветочного фестиваля 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Программа цветочного фестиваля «Сады феи» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Паспорт события 69
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Бланк заявки на участие в конкурсе в рамках цветочного фестиваля «Сады феи» 72
Актуальность. Актуальность связана с тем, что сейчас появляется тенденция роста интереса у туристов к событийным мероприятиям, где гость может получить больше впечатлений, чем от стандартных направлений туризма. В конкурентной борьбе российских регионов за туристов активно развивающийся событийный туризм мог бы стать одним из ключевых элементов туристского интереса к региону. С каждым годом в Томской области появляется все больше событий, которые могут привлечь туристов. И одним из таких ярких событий может стать цветочный фестиваль, так как это интересно не только для большого количества населения Томской области, но и для соседних регионов, где такие мероприятия не проводятся.
Степень теоретической разработанности проблемы: Специфике проведения событийных мероприятий посвящено большое количество исследований таких отечественных авторов, как А.В. Бабкин, Т.Б. Климова, Е.В. Вишневская, А.Е. Назимко, С.А. Глобова, Е.Г. Леонидова, Е.С. Сизикова, и зарубежных авторов: Д. Бурстин, Э. Бинкорст.
Объект исследования - особенности развития событийного туризма в условиях экономики ощущений.
Предмет исследования - цветочный фестиваль как направление развития событийного туризма в Томской области.
Проблему исследования можно сформулировать в вопросе, является ли цветочный фестиваль актуальной формой развития событийного туризма в Томской области?
Цель исследования - разработать концепцию проведения цветочного фестиваля в Томской области.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить основные тренды развития событийного туризма в условиях экономики ощущений.
• Проанализировать рынок событийного туризма в Томской области.
• Разработать программу проведения цветочного фестиваля.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрывается понятие событийного туризма и влияние на него принципов экономики ощущений, дается характеристика зарубежного и отечественного опыта развития событийного туризма, выявляются современные тенденции проведения цветочных фестивалей. Во второй главе проводится исследование рынка событийного туризма в Томской области, исследуется востребованность на проведение цветочного фестиваля, разрабатывается его концепция.
Для решения обозначенных задач использованы следующие методы: анализ отечественных и иностранных источников информации по проблеме исследования, мониторинг Интернет-ресурсов, опрос в социальной сети «Вконтакте», экспертное интервью.
Новизна исследования заключается в том, что в нем разработана концепция первого томского цветочного фестиваля.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Данная работа представляет интерес для тех, кто изучает тему событийного туризма, в частности, в Томской области, так как цветочный фестиваль предлагается как новый путь развития событийного туризма в Томской области. В процессе написания работы была составлена смета цветочного фестиваля, программа его проведения, проанализирован рынок событийного туризма Томской области. Результаты, полученные при проведении опроса в социальной сети «Вконтакте» и экспертного интервью могут быть использованы в качестве вторичных данных проектировании цветочного фестиваля в Томской области.
Степень теоретической разработанности проблемы: Специфике проведения событийных мероприятий посвящено большое количество исследований таких отечественных авторов, как А.В. Бабкин, Т.Б. Климова, Е.В. Вишневская, А.Е. Назимко, С.А. Глобова, Е.Г. Леонидова, Е.С. Сизикова, и зарубежных авторов: Д. Бурстин, Э. Бинкорст.
Объект исследования - особенности развития событийного туризма в условиях экономики ощущений.
Предмет исследования - цветочный фестиваль как направление развития событийного туризма в Томской области.
Проблему исследования можно сформулировать в вопросе, является ли цветочный фестиваль актуальной формой развития событийного туризма в Томской области?
Цель исследования - разработать концепцию проведения цветочного фестиваля в Томской области.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• Выявить основные тренды развития событийного туризма в условиях экономики ощущений.
• Проанализировать рынок событийного туризма в Томской области.
• Разработать программу проведения цветочного фестиваля.
Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым материалом. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе раскрывается понятие событийного туризма и влияние на него принципов экономики ощущений, дается характеристика зарубежного и отечественного опыта развития событийного туризма, выявляются современные тенденции проведения цветочных фестивалей. Во второй главе проводится исследование рынка событийного туризма в Томской области, исследуется востребованность на проведение цветочного фестиваля, разрабатывается его концепция.
Для решения обозначенных задач использованы следующие методы: анализ отечественных и иностранных источников информации по проблеме исследования, мониторинг Интернет-ресурсов, опрос в социальной сети «Вконтакте», экспертное интервью.
Новизна исследования заключается в том, что в нем разработана концепция первого томского цветочного фестиваля.
Теоретическая и практическая значимость работы.
Данная работа представляет интерес для тех, кто изучает тему событийного туризма, в частности, в Томской области, так как цветочный фестиваль предлагается как новый путь развития событийного туризма в Томской области. В процессе написания работы была составлена смета цветочного фестиваля, программа его проведения, проанализирован рынок событийного туризма Томской области. Результаты, полученные при проведении опроса в социальной сети «Вконтакте» и экспертного интервью могут быть использованы в качестве вторичных данных проектировании цветочного фестиваля в Томской области.
Событийный туризм в настоящее время является одним из динамично развивающихся и популярных направлений. Современные эксперты прогнозируют интенсивное развитие данного вида туризма, полагая, что количество участников событийных туров превысит количество участников экскурсионных туров. Популяризация событийных мероприятий способствует развитию внутреннего и въездного туризма, формированию целей путешествия.
Одним из направлений развития событийного туризма в регионе является организация различных фестивалей. Фестивали, в основном, отличаются своей яркостью, фееричностью. Несомненно, это зависит от тематики. Причем, в настоящее время принципы экономики ощущений все больше проникают в сферу туризма, в том числе и событийного. Влияние таких принципов, как неценовая конкуренция, вовлечение в совместные действия, инсценирование переживаний, - не исключение и для фестивалей цветочной тематики.
В теоретической части работы было раскрыто понятие событийного туризма и влияние на него экономики ощущений, исследован зарубежный и отечественный опыт развития событийного туризма, выявлены современные тенденции проведения цветочных фестивалей.
В практической части работы был проведен анализ рынка событийного туризма в Томской области, исследование востребованности проведения цветочного фестиваля в Томской области. Для разработки концепции цветочного фестиваля был проведен опрос в социальной сети «Вконтакте» среди потенциальной целевой аудитории, было организовано экспертное интервью с организатором городских мероприятий - Департаментом по культуре и туризму Томской области Администрации Томской области, с такими крупными участниками, как Сибирский Ботанический сад Томского государственного университета, ООО «Азалия», Группа компаний цветоводства и озеленения г.Томска.
В результате проведенных экспертных интервью было одобрено название цветочного фестиваля - «Сады феи», поддержку получила также продолжительность фестиваля - 3 дня. По рекомендациям была составлена примерная смета на организацию и проведение мероприятия. Организатор, основные участники фестиваля и участники опроса в социальной сети «Вконтакте» подтвердили выбор периода проведения - середина мая. Был разработан логотип фестиваля, составлена программа фестиваля с участием творческих коллективов Томска и Томской области.
На основе полученных исследований выяснилось, что помимо основных площадок, должны быть организованы цветники, клумбы, экспозиции и в черте города. Для этого оформлению подлежат такие территории, как набережная реки Томи, район Белого озера, площади Ленина, Новособорной площади, Лагерного сада, рощи ТГУ, Игуменского парка, Буфф-сада, Дворца спорта. Мачты уличного освещения вдоль проспекта Ленина тоже подлежат цветочному оформлению.
Должна быть решена проблема с парковкой автотранспорта около парка «Околица» во время проведения мероприятий, что ведет к наложению запрета на использование личного транспорта для заезда посетителей фестиваля. Добраться до парка можно будет только на автобусах.
Сельский парк «Околица» обладает всеми ресурсами для осуществления идеи, так как территория достаточно большая, ее нужно задействовать и развивать, парк будет являться основной площадкой проведения мероприятия. Также второй основной площадкой будет выступать Ботанический сад, так как фейхоа, к цветению которой приурочен фестиваль, растет в его закрытой оранжерее.
Одним из направлений развития событийного туризма в регионе является организация различных фестивалей. Фестивали, в основном, отличаются своей яркостью, фееричностью. Несомненно, это зависит от тематики. Причем, в настоящее время принципы экономики ощущений все больше проникают в сферу туризма, в том числе и событийного. Влияние таких принципов, как неценовая конкуренция, вовлечение в совместные действия, инсценирование переживаний, - не исключение и для фестивалей цветочной тематики.
В теоретической части работы было раскрыто понятие событийного туризма и влияние на него экономики ощущений, исследован зарубежный и отечественный опыт развития событийного туризма, выявлены современные тенденции проведения цветочных фестивалей.
В практической части работы был проведен анализ рынка событийного туризма в Томской области, исследование востребованности проведения цветочного фестиваля в Томской области. Для разработки концепции цветочного фестиваля был проведен опрос в социальной сети «Вконтакте» среди потенциальной целевой аудитории, было организовано экспертное интервью с организатором городских мероприятий - Департаментом по культуре и туризму Томской области Администрации Томской области, с такими крупными участниками, как Сибирский Ботанический сад Томского государственного университета, ООО «Азалия», Группа компаний цветоводства и озеленения г.Томска.
В результате проведенных экспертных интервью было одобрено название цветочного фестиваля - «Сады феи», поддержку получила также продолжительность фестиваля - 3 дня. По рекомендациям была составлена примерная смета на организацию и проведение мероприятия. Организатор, основные участники фестиваля и участники опроса в социальной сети «Вконтакте» подтвердили выбор периода проведения - середина мая. Был разработан логотип фестиваля, составлена программа фестиваля с участием творческих коллективов Томска и Томской области.
На основе полученных исследований выяснилось, что помимо основных площадок, должны быть организованы цветники, клумбы, экспозиции и в черте города. Для этого оформлению подлежат такие территории, как набережная реки Томи, район Белого озера, площади Ленина, Новособорной площади, Лагерного сада, рощи ТГУ, Игуменского парка, Буфф-сада, Дворца спорта. Мачты уличного освещения вдоль проспекта Ленина тоже подлежат цветочному оформлению.
Должна быть решена проблема с парковкой автотранспорта около парка «Околица» во время проведения мероприятий, что ведет к наложению запрета на использование личного транспорта для заезда посетителей фестиваля. Добраться до парка можно будет только на автобусах.
Сельский парк «Околица» обладает всеми ресурсами для осуществления идеи, так как территория достаточно большая, ее нужно задействовать и развивать, парк будет являться основной площадкой проведения мероприятия. Также второй основной площадкой будет выступать Ботанический сад, так как фейхоа, к цветению которой приурочен фестиваль, растет в его закрытой оранжерее.



