Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: средняя школа №2072 (г. Москва).
Выборка: 40 школьников (14-16 лет).
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ……6
1.1 Морфо-физиологическая характеристика подростков…………………….6
1.2. Возрастные изменения двигательных качеств……………………............13
1.3. Двигательная активность школьников и ее формы…………………........16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, ОБЪЕМ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Организация и объем исследования…24
2.2.Методы исследования………24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ……...28
3.1.Определение состояния здоровья, физической подготовленности и физической активности школьников 14-16 лет…28
3.2. Практические рекомендации по повышению уровня физической подготовленности и физической активности школьников 14-16 лет………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…46
Специфической чертой нынешней концепции физического воспитания детей школьного возраста является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности. Дети в современном мире мало двигаются, играют в подвижные игры меньше чем раньше из-за привязанности к телевизору, телефону и компьютерным играм. В связи с этим уровень развития двигательных качеств снижается и в настоящее время находится на довольно низком уровне [22, 24].
Физическая подготовленность и физическая активность учащегося является одним из основных специфических результатов учебной деятельности. Ее характеризует уровень развития силы, быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, координации движений, гибкости и количества движений, производимых в течение суток [35, 38].
Физическая подготовленность является результатом физической подготовки – одного из аспектов содержания физического воспитания, в свою очередь физическая подготовка является важным фактором укрепления здоровья человека, повышения уровня функциональных возможностей жизненно важных органов и систем организма. Поэтому при оценке результатов учебной деятельности по физической культуре важное место отводится оценке уровня физической подготовленности и его изменения в процессе физического воспитания. Изучение и оценка показателей физической подготовленности учащихся имеет важное значение для повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию в учреждениях образования [35, 37].
Физическая культура является также, неотъемлемой частью содержания учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, одной из назначений которой – обеспечение воспитания, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил [3, 6, 31]. Построение многолетнего учебно-воспитательного процесса учащихся осуществляется на основе закономерностей формирования растущего организма и включает такие компоненты, как проведение систематических учебных занятий по физическому воспитанию с учетом пола, возрастных и функциональных возможностей занимающихся, индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности [32, 39]. В настоящее время вопросы, связанные с изучением физической подготовленности, все более и более привлекают внимание исследователей и специалистов в области физической культуры и спорта [28, 29, 41]. Решение этих вопросов имеет самое непосредственное отношение к изучению и оценке показателей физической подготовленности и физической активности учащихся 14-16 лет.
Цель исследования
Изучить состояние здоровья, физической подготовленности и физической активности школьников 14-16 лет средней школы № 2072 города Москвы.
Объект исследования
Состояние здоровья, физическая подготовленность и физическая активность школьников 14-16 лет города Москвы.
Предмет исследования
Особенности состояние здоровья, физической подготовленности и физической активности школьников 14-16 лет средней школы № 2072 города Москвы.
Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме состояния здоровья, физической подготовленности и физической активности школьников 14-16 лет в России.
2. Определить уровни состояния здоровья, физической подготовленности и физической активности в выборке школьников 14-16 лет средней школы № 2072 города Москвы.
3. Предложить практические рекомендации по повышению состояния здоровья, физической подготовленности и физической активности школьников 14-16 лет в средней школе № 2072 города Москвы.
Контингент исследуемых
Обучающиеся средней школы № 2072 города Москвы
Методы исследования
Теоретический анализ научно-методической литературы, анализ и обобщение, педагогическое тестирование, эмпирическое исследование, методы вариационной статистики.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В ходе теоретического анализа научно-методической литературы и проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:
1. Достаточно быстро развивают индивидуальные координационные способности, силовые и скоростно-силовые способности, а также повышают выносливость и скоростные способности детей старшего школьного возраста. Но в развитии гибкости можно увидеть низкие показатели.
Непрерывный этап двигательного совершенствования моторных способностей, большие возможности в развитии двигательных качеств происходят в подростковом возрасте. С помощью правильной методике занятия спортом в подростковом возрасте оказывают исключительно положительное влияние на формирование организма занимающихся.
2. Исследование проходило в три этапа:
На первом этапе проводился анализ научно – методической литературы и документальных материалов по состояния здоровья, физической подготовленности и физической активности школьников 14-16 лет средней школы. Формировалась цель и задачи исследования.
На втором этапе проводилось исследование уровня функционального состояния подростков и уровня физической подготовленности школьников 14-16 лет. Исследование проходило на базе средней школы №2072 города Москва. В исследовании приняли участие 40 школьников.
На третьем этапе проводилась систематизация, обобщение и интерпретация полученных результатов исследования, что позволило сделать соответствующие выводы.
3. Таким образом, прирост в тесте «бег 30 м» составил 11,7%. В тесте «прыжки на скакалке» прирост составил 20%. В тесте «челночный бег» прирост составил 8.90%. В тесте «бег 3000 м» прирост составил 12%.
Исходя из прироста результатов уровня развития физической подготовленности школьников 14-16 лет можно сказать, что, в ходе учебного года они получали достаточную нагрузку для развития физических качеств.
На основании проведенного исследования нами были предложены комплексы упражнений, направленных на повышение уровня развития основных физических качеств. В комплексы мы включили упражнения на точность выполнения движений руками и ногами, на развитие и совершенствование координации движений и ловкости, на равновесие, на тренировку вестибулярного аппарата.
1) Абрамович Д.В., Шпорин Э.Г. Влияние дополнительных занятий по физической культуре во внеурочное время на физическую подготовленность учащихся среднего и старшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2016. – №4. – С. 36-37.
2) Антропова, Е. В. Основные виды и функции двигательной активности / Е.В. Антропова // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 67-й науч. конф. / отв. за вып. С.Д. Ваулин; Южно-Урал. гос. ун-т., Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015.– 218 с.
3) Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания / Б.А. Ашмарин. М.: Просвещение, 2015. – 325 с.
4) Бурдюкова, Е. В. Актуальные проблемы физического здоровья детей и подростков / Е. В. Бурдюкова, Ю. В. Скотникова, Д. А. Пустовалов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. – 2016. – № 1. – С. 25–29.
5) Ванюшин, Ю.С., Хайруллин Р.Р. Кардиореспираторная система в онтогенезе при адаптации к функциональным нагрузкам. [Текст]/ Ю.С. Ванюшин, Р.Р. Хайруллин. – Казань: Отечество, 2016. – 200 с.
6) Виленский, М.Я. Физическая культура (учебник для бакалавров) / М.Я. Виленский. – М.: КноРус, 2017. – 128 c.
7) Виноградов, П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни: (Проблемы и перспективы использования средств массовой информации в их пропаганде) / П. А. Виноградов. – М: Мысль, 2012. – 286 с.
8) Волков, Н. И. Биохимические основы выносливости спортсмена / Н. И. Волков. – Теория и практика физической культуры. – 1967. – № 3. – С. 15–21.
9) Воронов Н.А. Спорт как основа здорового образа жизни // В сборнике: Проблемы теории и практики современной науки. Сборник научных статей. Науч. ред. Т.А. Колесникова. – Москва, – 2018. – С. 17-20.
10) Воронов Н.А. Гармоничное развитие человека под влиянием физической культуры / Н.А. Воронов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – №10-1. – С. 51-53.
11) Габай Т.В., Педагогическая психология / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2008. – 240 с.
12) Гандельсман А. Б. Адаптация к неблагоприятным изменениям внутренней среды организма как условие волевых проявлений спортсмена // Проблемы психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 1962.- С. 143-154.
13) Губа В. Теория и методика современных спортивных исследований / В. П. Губа, В. В. Маринич. - Москва: Спорт, 2016. - 230с.
14) Губа В. П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи / В. П. Губа, О. С. Морозов, В. В. Парфененков. — М. : Советский спорт, 2016. — 208 c.
15) Дубровский В.И. Спортивная физиология: Учебник для сред и высш. учеб. заведений по физической культуре / В.И. Дубровский - М.: ВЛАДОС, 2015.- 462 с.
16) Ерменова, Б. О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников / Б.О. Ерменова //Проблемы педагогики. – 2016. – №. 7. – С. 23- 27.
17) Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016. - №: 1. - с. 15-19.
18) Кахнович С. В. Физическая культура в целостном процессе формирования личности / С. В. Кахнович, В. В. Извеков, К. В. Извеков // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 2. – С. 52–53.
19) Коданева, Л.Н. Физическое развитие и состояние здоровья современных школьников / Л.Н. Коданева, В.А. Белокринкина // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 10 (164). – С. 124–127.
20) Корниенко, В. В. Двигательная активность человека как механизм становления личности / В.В. Корниенко, Т.Н. Курицына //Инновационная наука. – 2018. – №. 1.-С. 451-452.
21) Кучма В. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Вып.VII / В. Кучма и др. - М: Гэотар-Медиа, 2019. - 176 c.
22) Лубышева, Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография [Текст]. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2017. – 200 с.
23) Лубышева Л.И. Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности / Лубышева Л.И., Салахов И.М. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 2. - С. 71-73.
24) Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев: учебное пособие. М.: Издательство «ФиС», 2018. -169с.
25) Паршикова Н. В. Развитие физической культуры и спорта: стратегия будущего / Н. В. Паршикова, С. И. Изаак, В. Н. Малиц // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 12. – С. 3–5.
26) Пегушина, Ю. В. Развитие двигательных качеств, обучающихся на уроках физической культуры / Ю. В. Пегушина, Н. Н. Грачева // Инновационная наука. – 2017. – Т. 2. – №. 4. – С. 130-133.
27) Пенькова, И. В. Особенности физического воспитания детей / И. В. Пенькова, Н. В. Карпова, С. В. Шмелева // Редакционная коллегия. – 2017. – С. 281.
28) Погудин, С. М. Оценка оздоровительной эффективности физической подготовки и направления ее индивидуализации у школьников / С. М. Погудин, Д. В. Фонарев // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2017. – Т. 27. – №. 2.-С. 458.
29) Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. – М.: Академия, 2018. – 288 c.
30) Рубанович В. Б. Врачебно-педагогический контроль при занятиях физической культурой. Учебное пособие / В.Б.Рубанович. - М.: Юрайт, 2019. - 254 с.
31) Сальников В А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования : автореф. дис… д-ра пед. наук : 13.00.04 / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры. – СПб., 1994. – 42 с.
32) Семенов Л. А. - Коррекция отклонений в кондиционной физической подготовленности школьников на основе мониторинга: учеб. пособие / Л. А. Семенов. М. - Советский спорт 2013. — 100 с.
33) Семенов Л. А. - Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях : монография / Л.Л. Семенов, — М. Советский спорт, 2007. — 168 с.
34) Свечкарев, В. Г. Подвижные игры как система совершенствование физических качеств / В. Г. Свечкарев // Научные известия. – 2017. – №. 7.-С. 145.
35) Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. М.: Спорт, 2017. - 624 с.
36) Столяров, В.И. Теория и методология современного физического воспитания. Состояние разработки и авторская концепция [Текст] / В.И. Столяров. - М.: Олимпийская литература, 2015. - 704 с.
37) Спирин, В.К. Без методики нет целенаправленной физической подготовки / В. К. Спирин // Физическая культура в школе. - 2011. - № 1. - С. 10- 12.
38) Стыценко, М. М. Влияние занятий баскетболом на уровень физического развития школьников / М. М. Стыценко, Н. В. Бурова. – Текст: непосредственный // Юный ученый. – 2021. – № 3 (44).
39) Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С. – М.: Юнити, 2017. – 288 c.
40) Хазаров, И.Н. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей среднего и среднего школьного возраста: Автореф. Дисс. / И.Н. Хазаров. – Омск, 2015. – 31 с.
41) Щанкин, А.А. Возрастная анатомия и физиология: курс лекций /А.А. Щанкин. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 174 с.
42) Щуров, А. Г. Динамика показателей физической активности школьников в свободное от учебных занятий время / А.Г. Щуров // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2015. – №. 12 (130). – С. 145-148.
43) Фомин, Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В. П. Филин. – Москва: Физкультура и спорт, 2011. – 175 с.
44) Яковлева, В. Н. Спортивные и подвижные игры, как средство оздоровления и повышение интереса к урокам физической культуры/ В. Н. Яковлева //Science Time. – 2015. – №. 7 (19).-С. 14-16.
45) Яковлева, Л.А. Анатомия и физиология человека: учеб. пособие. / Л.А. Яковлева, Е.Ю. Шпаковская. – М.: ФЛИНТА, 2015. – 40 с.
46) Ярлыкова, О. В. Двигательный режим школьников и здоровьесберегающие технологии в процессе занятий физической культурой / О.В. Ярлыкова //Таврический научный обозреватель. – 2016. – №. 8-3 (13).- С.44.
47) Яруллин, Р.Х. Педагогические детерминанты эффективности образования Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 1 (83) – 2012 год 36 школьников по физической культуре: дис. ... д-ра пед. наук / Яруллин Р.Х. – Казань, 2003. – 426 с.
48) Сапин М.Р., Билич Г.Л. Нормальная анатомия человека: Учебник. В 2 кн. Кн. 1. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2010. – 480 с.