Аннотация 2
Введение 4
1 Гражданство как институт конституционного права Российской Федерации 9
1.1 Краткая история развития института гражданства в России 9
1.2 Понятие, сущность, принципы и содержание института гражданства Российской Федерации 16
1.3 Правовые основы гражданства Российской Федерации 28
2 Организационно-правовые основы гражданства Российской Федерации 36
2.1 Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации 36
2.2 Органы и должностные лица, занимающиеся вопросами гражданства Российской Федерации. Порядок получения гражданства Российской Федерации 50
2.3 Актуальные проблемы функционирования института гражданства Российской Федерации и пути их решения 59
Заключение 71
Список используемой литературы и используемых источников 76
Работа посвящена одному из самых важных институтов в обществе и государстве - институту гражданства и тому спектру отношений, которые находятся в данном институте: правам граждан, связанным с вопросом гражданства, и закрепленным положениями, регулирующими данный институт; вопросам, которые возникают в связи с реализацией гражданства в государстве.
В современную эпоху мир становится все более сложным и взаимосвязанным. С каждым годом мировое сообщество становится все более взаимосвязанным, взаимозависимым, превращаясь в единую зону, где национально-государственные границы становятся все более прозрачными. Развивающийся процесс глобализации делает мир более сложным. Например, страны Западной Европы строят единое пространство, где государственные границы довольно условны, введена единая денежная единица - евро, люди могут жить в одной стране, работать в другой, а отдыхать в третьей. Подобная свобода передвижения граждан этих стран помимо положительного, несет в то же время проблемы определения гражданского правового статуса людей, определения их взаимоотношений с государством. То есть вследствие возрастания мобильности населения, увеличиваются и смежные с ней проблемы определения статуса личности, установления характера ее связи с государством. Все это требует скрупулезной разработки вопроса о взаимоотношениях личности и государства. И главный показатель этих взаимоотношений, а также один из главных определителей правового статуса человека в государстве - это институт гражданства.
Гражданство - сложная научная категория, которая тесно связана с правовым статусом человека и охватывает самый разнообразный спектр взаимоотношений лица с государством. Эта взаимосвязь проявляется в невозможности нормального существования по отдельности каждой из перечисленных категорий. Задачей государства является обеспечение реализации интересов человека, защиты его прав и свобод и одновременно для обеспечения исполнения собственных функций государство требует соблюдения установленных правил поведения и исполнения обязанностей. Данная взаимосвязь юридически оформляется гражданством. Наличие гражданства у индивида является гарантией полного распространения на него юрисдикции данного государства, обеспечение возможности реализации им своих прав и законных интересов.
Принятый в 2002 году ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» имеет огромное значение, как для жителей России, так и для людей, проживающих в соседних независимых государствах, потому что этот документ регулирует основные вопросы гражданства. В данном законе содержатся основные понятия, принципы российского гражданства, регламентирована процедура и основания приобретения, прекращения российского гражданства.
В то же время следует отметить, что в последние десятилетия в условиях глобализации и интенсификации миграционных процессов значение института гражданства постепенно снижается. Многие страны вводят достаточно высокие стандарты обращения с иностранцами, оказывают им высокую социальную поддержку, что позволяет иностранцам довольно комфортно себя чувствовать, живя в этих странах и не являясь их гражданами. В качестве примера можно привести Скандинавские страны: Данию, Финляндию, Швецию. Тем не менее, несмотря на некоторое снижение привлекательности, значение института гражданства недооценивать было бы абсолютно неправильно. Лица, не являющиеся гражданами страны, не могут участвовать в процессе принятия важнейших политических решений на общенациональном уровне. Гражданство сохраняет свое значение для трудоустройства в публичном секторе. Несмотря на то, что права иммигрантов в социальной сфере значительно расширены, иммигранты все-таки не имеют столько прав, сколько коренные граждане страны. Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что иностранцев, проживающих в другом государстве на долгосрочной основе, при некоторых обстоятельствах могут выслать из страны, хотя при наличии у них гражданства сделать это было бы невозможно.
В целом, актуальность исследования обусловливает в настоящее время, существование проблем, связанных с вопросами приобретения и прекращения гражданства нашей страны, необходимость дальнейшего законодательного совершенствования данного института.
Со времени своего возникновения до настоящего времени институт российского гражданства вызывает неподдельный интерес ученых- правоведов. Тем не менее, значительная часть вопросов, касающихся института гражданства остаются дискуссионными. Множество представлений, теорий и положений влекут за собой многозначное восприятие института гражданства.
Проблемы гражданства в советское время рассматривали такие известные ученые-правоведы как Н. В. Витрук, Д. А. Гайдуков Д. Л. Златопольский, B. C. Шевцов и др. В своих работах они раскрывали собственный взгляд на само понятие «гражданство», выявляли его взаимосвязь с правами и обязанностями личности как на внутригосударственном, так и на международном уровне, выделили принципы гражданства, вносили свои предложения в проект Конституции и законодательство о гражданстве СССР. Работы данного периода носят фундаментальный характер для теории и практики развития института гражданства в России. С. С. Кишкин, Н. Я. Корж, Д. А. Паршенцев, В. В. Полянский и прочие исследователи уделяли большое внимание изучению этапов становления и развития института гражданства в нашей стране. В настоящее время проблемы гражданства находят свое отражение как в рамках теории конституционного права (М. В. Баглай, Н. М. Добрынин, А. Н. Кокотов, О. Е. Кутафин и многие другие), так и в научных публикациях (В. В. Данилкин, Н. В. Соколова, А. А. Югов и пр.). В разное время ученых интересовали и вопросы двойного гражданства. К числу правоведов, уделявших повышенное внимание к данному институту можно отнести А. В. Белова, Н. В. Витрука, Э. Э. Джалилову, А. И. Ковлера, В. В. Свинарева, С. В. Черниченко, Ю. Х. Яхину и т.д.
В то же время, несмотря на достаточно обширный научно-исследовательский материал, в связи с тем, что законодательство о гражданстве Российской Федерации продолжает совершенствоваться, вновь появляющиеся проблемы гражданства требуют своего решения и научного осмысления.
В качестве объекта исследования выделяются регулируемые законодательством Российской Федерации общественные отношения между личностью и государством, связанные с гражданством.
Предметом исследования является институт гражданства Российской Федерации.
Целью исследования является комплексный анализ конституционно-правового института гражданства Российской Федерации, выявление основных проблем в данной области, а также возможных путей их решения.
Задачи исследования, необходимые для достижения указанной цели:
• охарактеризовать краткую историю развития института гражданства в нашей стране;
• исследовать сущность института гражданства, его признаки, принципы и содержание;
• определить правовую основу регулирования гражданства в Российской Федерации;
• исследовать процедуры (приобретения, вступления, выхода, восстановления) гражданства России;
• выделить субъектов регулирования российского гражданства и раскрыть сущность производства по делам о гражданстве;
• исследовать упрощенный порядок получения российского гражданства для граждан Украины как наиболее актуальной проблемы в настоящее время;
• рассмотреть основные проблемы и выработать предложения по совершенствованию российского законодательства о гражданстве.
Проблемы, связанные с гражданством Российской Федерации, постоянно привлекают внимание и анализируются российскими учеными- юристами. Попытки комплексного анализа этого правового института предпринимались и предпринимаются как специалистами в области конституционного права, так и учеными, занимающимися международным, административным и другими отраслями права. Поэтому при написании работы нами были использованы учебные пособия, монографии и диссертационные исследования. Кроме того, изменения в действующем российском Законе о гражданстве также не проходят незамеченными и получают оперативную реакцию на страницах периодических изданий, а также в электронных ресурсах. Поэтому большой интерес при разработке темы исследования представляют публикации в периодических изданиях, освещающие как общие, так и частные вопросы, связанные с вопросами гражданства.
Нормативную основу составили, прежде всего, Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», а также иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет диалектический метод как общенаучный метод познания социально-правовых явлений. Комплексно-системное исследование обусловило применение различных научных методов: историко-юридического, формально-догматического (логического), системного анализа, сравнительно-правового и др.
Структура работы обусловлена поставленной целью и сформулированными задачами исследования, исходя из которых работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Итак, по результатам исследования темы можно предложить следующие выводы.
1. Говоря об институте гражданства, понимаешь, что в России он появился относительно недавно. Он стал формироваться лишь с провозглашением России республикой. Важным актом, способствующим правовому закреплению норм о советском гражданстве, стал Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 11 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Немного позже, 1 апреля 1918 г., ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства», конкретизировавший вопросы приобретения иностранными гражданами российского гражданства, а также компетенцию Советов в качестве органов государственной власти при рассмотрении вопросов принятия в гражданство. Первый Закон «О гражданстве СССР» был принят 19 августа 1938 года. В данном законе были утверждены некоторые новые положения, затрагивающие вопросы принадлежности к гражданству СССР. Последующий Закон «О гражданстве СССР», изданный в 1978 г., основывался на положениях Конституции 1977 г. В нем закреплялись иные условия принадлежности к советскому гражданству. Закон «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 года стал завершающим нормативным актом, регламентирующим вопросы гражданства, в истории советского государства. В связи с распадом СССР и образованием самостоятельного государства - Российской Федерации в 1991 г. был принят Закон «О гражданстве Российской Федерации». В настоящее время вопросы гражданства регулируются действующей Конституцией 1993 г., принятым на ее основе ФЗ РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31. 05. 2002 г., а также международными нормативно-правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией.
2. Гражданство как конституционно-правовой институт - это предписания конституционных и иных законодательных норм в их
3. совокупности и взаимодействии, которые регулируют вопросы, связанные с таким важнейшим в жизни каждого человека политико-правовым состоянием как его связь с государством. Законодательные предписания регулируют принципы гражданства, основные его положения, в том числе, основания, способы и порядок его приобретения и прекращения.
4. Изучение принципов гражданства Российской Федерации позволило выделить существенное значения для определения особенностей характера и содержания гражданства. Как и любой другой институт права, институт гражданства базируется на присущих только ему принципах. Конституцией РФ и ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлены следующие принципы гражданства:
• гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
• проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации;
• гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;
• гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;
• Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
• наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В данных принципах отражено поведение личности его права, свободы и обязанности, показывающие его отношения с личностью.
5. У института гражданства имеется своя правовая база. Она долго формировалась и изменялась для качественного урегулирования этого института. Бесспорно, мы определили Конституцию РФ в качестве базовой правовой основы гражданства РФ. Также мы выяснили, что кроме Конституции РФ, в качестве правовых основ выступает федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», а регулированием правовых взаимоотношений у иностранных граждан и лиц без гражданства, является федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Другие нормативно-правовые акты, направленные на урегулирования института гражданства - являются вспомогательными. Законодательные органы, а также Президент, РФ принимают непосредственное участие в формировании правовой базы института гражданства в РФ.
6. На территории РФ основаниями приобретения гражданства являются приобретение гражданства по рождению; прием в гражданство РФ, который может осуществляться в общем и упрощенном порядке; восстановление в гражданстве РФ; иные основания, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации.
Прекращение гражданства предусматривает утрату лицом гражданства Российской Федерации с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства. В большинстве случаев прекращение гражданства Российской Федерации происходит, основываясь на добровольном волеизъявлении, исключая ситуации с участием несовершеннолетних и недееспособных граждан, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении.
7. Рассмотрев органы и должностных лиц, мы обозначили, что верховенство в системе органов в урегулировании вопросов гражданства РФ
8. принадлежит Президенту РФ. Он обладает значительным спектром полномочий. Он регулирует нормативно-правовую базу института гражданства РФ, издавая указы, связанные с процедурами гражданства РФ. Также он принимает, восстанавливает в гражданстве заинтересованных в этом лиц, утверждает положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, обеспечивает согласованное функционирование взаимодействия уполномоченных органов, ведающими делами о гражданстве РФ. У других органов системы института гражданства тоже достаточно полномочий, необходимых в урегулировании вопросов гражданства. Благодаря им в государстве обеспечивается производство по делам института гражданства РФ.
9. В 2014 году было принято несколько нововведений в законодательстве, регулирующих порядок и основания приобретения гражданства, согласно которым процедура получения гражданства Российской Федерации для отдельных категорий иностранных граждан различается в зависимости от вариантов его получения. В целом процесс получения российского гражданства включает в себя стадию получение разрешения на временное проживание, стадию получения вида на жительство и, собственно, стадию получения гражданства.
10. Поправки в Закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривают упрощенную процедуру получения российского гражданства для украинцев. К изменениям и дополнениям, направленных на упрощение процедуры получения гражданства украинцами относятся сроки рассмотрения документов и условия получения разрешения на временное проживание и разработка специальных программ переселения.
В целом, мы можем констатировать, что действующий закон с одной стороны значительно расширил как сами возможности получения российского гражданства, так и круг лиц, которые могут его получить в упрощенном порядке. Но, в то же время закон расширил и перечень оснований для отказа в приеме в российское гражданство. На основании этого мы можем сделать вывод о том, что нормы закона, связанные с приобретением и прекращением российского гражданство, стоят на страже интересов государства и его граждан.
Но практика показывает, что Закон о гражданстве РФ не решил все проблемы гражданства, особенно в связи внешнеполитическими событиями, когда в страну хлынул поток беженцев.
11. К сожалению, разработка общих теоретических вопросов гражданства в отечественном правоведении, на наш взгляд, отстает от жизни, от потребностей практики. К наиболее существенным современным проблемам, связанным с реализацией законодательства о гражданстве Российской Федерации мы бы отнесли следующие:
• проблемы, связанные с процедурой оформления гражданства. К сожалению, современное законодательство о гражданстве не исчерпывается одним только Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации». Огромное количество вопросов регулируется на подзаконном уровне и на уровне приказов, положений и рекомендаций органов исполнительной власти;
• проблемы, связанные с двойным гражданством;
• проблемы, связанные с расхождением законодательства государств о порядке приобретения и утраты гражданства;
• не совсем четкой остается реализация на практике требования о природном владении русским языком, когда претендент должен являться именно носителем русского языка.
Подводя итоги, мы можем констатировать: несмотря на то, что законодательство нашей страны о гражданстве претерпевает изменения для того, чтобы соответствовать современным потребностям, институт гражданства сталкивается с целым рядом серьезных проблем, которые необходимо решать.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.01.2020).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020)[Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.01.2020).
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения 19.01.2020).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 14.01.2020).
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www. www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_39570/ (дата обращения: 20.01.2020).
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 16.01.2020).
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 18.01.2020).
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 25.01.2020).
9. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3 6927/ (дата обращения: 14.01.2020).
10. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 01.03.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_37868/ (дата обращения: 17.01.2020).
11. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61569/ (дата обращения: 29.01.2020).
12. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (ред. от 04.04.2020) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_160618/ (дата обращения: 01.02.2020).
13. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/ (дата обращения: 10.02.2020).
14. Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Подписан в г. Москве 18.03.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160398/ (дата обращения: 05.02.2020).
15. Указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (ред. от 19.09.2019) [Электронный ресурс]. URL: http ://www. www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3 9607/ (дата обращения: 03.02.2020).
...