Работа сделана на материале трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЭТИКА ВЕЩИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО 6
1.1. Творчество М. Горького как предмет исследования 6
1.2. Предметный мир в произведениях М. Горького 18
ГЛАВА 2. ОБРАЗ ВЕЩИ В ТРИЛОГИИ М. ГОРЬКОГО 28
2.1. Образ вещи в повести «Детство» 28
2.2. Образ вещи в повести «В людях» 38
2.3. Образ вещи в повести «Мои университеты» 43
Заключение 52
Список литературы 54
Каждый из нас живет в мире вещей природных (моря, реки, облака, горы, леса) и созданных им самим (город, дом, мебель, одежда, экипажи, автомобили, самолеты). И любое литературное произведение по необходимости содержит в себе описание этого окружающего нас внешнего мира. Предметный мир в литературе – это та реальность, которая отображена в произведении и располагается в художественном пространстве и существует в художественном времени. Эти реалии есть у совершенно разных писателей, но вещная насыщенность текста различна, отличается и отношение к вещи. Этим отношением характеризуются целые литературные направления (сентиментализм - натурализм - символизм -акмеизм).
Тип предметных деталей характеризует индивидуальность писателя, его видение мира не меньше, чем его язык или структура его сюжетов. Художественный предмет концептуален, отражает систему ценностей писателя. В связи с этим проблема художественного предмета представляется одной из важнейших в поэтике большинства писателей, и такое понимание лежит в основе темы настоящего исследования.
Между тем если исследованию других аспектов поэтики писателей посвящена огромная литература, проблема предметного мира изучена явно недостаточно: специальных работ, ей посвященных, почти не существует, как до 1980-х гг. не было и теоретических работ по этому вопросу. До сих пор предметному миру писателя, который чаще всего сводится к проблеме художественной детали, уделяется, как правило, лишь небольшое место в работах по поэтике писателя. Этим определяется актуальность проблематики данного исследования в целом.
Что касается произведений Горького, то, несмотря на обширную литературу, посвященную исследованию различных аспектов творчества, проблема предметного мира и художественной детали принадлежит к тем вопросам горьковедения, которые нечасто становились предметом пристального интереса и объектом изучения со стороны исследователей.
Поэтому неотложной целью настоящей работы является исследование предметного мира прозы Горького как одной из важнейших сторон его художественного мира.
Актуальность данной работы связана с тем, что имя Максима Горького стоит в первом ряду величайших деятелей русской и мировой литературы. Его творчество относится к той замечательной странице в истории России, когда столкновение двух эпох нашло свое широкое распространение в русской литературе. Вся литературная и общественная деятельность Горького была направлена на то, чтобы в своих произведениях воплотить жизнь русского народа с точки зрения писателя, поэта и художника. Отдельные этапы народной борьбы отразились в лучших произведениях писателя. Изучение поэтики вещи в произведениях позволяет выявить особенности и внутренний мир лирического героя, проследить отсылки к другим произведениям разных периодов, увидеть божественное, а также поэтика вещи занимает важное место в творчестве самого Максима Горького.
Научная новизна данного исследования состоит в том, что в нем впервые анализируется предметный мир в трилогии Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Объектом исследования является трилогия Максима Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Предмет исследования – поэтика вещи в творчестве Максима Горького на материале трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
В качестве материала исследования выступает трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также произведения М. Горького, как пример вещного мира.
Теоретическую основу данного исследования составляют работы:
Цель исследования – выявить особенности поэтики вещи в творчестве Максима Горького на материале трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты»
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Кратко рассмотреть основные факты истории и теории художественного предмета в русском литературоведении.
2. Дать обзор работ, в которых в той или иной степени затрагивается вопросы художественной детали, реалий, бытовых подробностей, вещей и т. п. в трилогии Горького.
3. Рассмотреть основные сегменты предметного мира Горького: интерьер, портрет, одежда, пейзаж, гастрономия.
4. Описать некоторые художественные принципы поэтики Горького в связи с проблемой художественного предмета.
5. Проанализировать роль художественного предмета в системе отдельного произведения, функционирование детали, а также ее знаковую функцию в пространстве текста Горького.
В работе использовались следующие методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод (наблюдение, анализ, обобщение материала), описательно-аналитический метод, филологический анализ, сравнительный анализ, статистический анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с тем с возможностью использования работы для дальнейших теоретических обобщений и возможностью детализирования последующих изучений.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования исследования на курсах литературоведческого анализа, при изучении поэтики вещи в трилогии Горького.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Гениальность писателя - творца заключается в умении отобрать из богатейшего словаря языка самые точные, самые сильные и ясные слова. А. М. Горький писал: «...Слова необходимо употреблять с точностью самой строгой». Сам Горький восхищался своими предшественниками, великими писателями-классиками, которые умело пользовались богатством народного языка. Он считал, что ценность литературы в том, что наши классики отобрали из речевого хаоса наиболее точные, яркие, веские слова и создали «великий прекрасный язык».
Язык в повестях «Детство», «В людях», «Мои университеты» по своей конкретности, богатству, смене тона в описании поэтики вещи, мудрой сдержанности в накоплении выразительных средств ставит трилогию на одно из первых мест среди других произведений А. М. Горького.
Обзор истории вопроса показал, что несмотря на многочисленные исследования различных аспектов чеховского творчества, проблема предметного мира и художественной детали недостаточно полно освещена в научной литературе.
Изучение роли предмета в художественном мире Горького в целом показало, что в предметном мире писателя можно выделить следующие вещные сегменты: интерьер, портрет, одежда, пейзаж. Во всех названных сегментах обнаруживаются три основных способа изображения предметного мира:
1. Горький следует литературной традиции в обращении с предметом, когда каждая деталь функциональная, характеристичная и необходима для изображения героя, сюжета, ситуации, т. е. некоего целого. Такие детали во множестве представлены как в прозе, так и в драматургии. Но традиционный прием использования предмета у Горького не единственный и сочетается с другими.
2. Горький стремится обнаружить в человеке и явлении как существенные, так и случайные черты, поэтому использует так называемые «нехарактеристичные детали». У Горького такой принцип изображения носит системный, универсальный характер, охватывая самые разные виды текста.
3. Символичность некоторых деталей. В качестве символов могут выступать самые обычные предметы бытового окружения. Это не знаки иной реальности, - эти символы всегда включены в обыденно-бытовой план. Такие предметы у Горького всегда двуплановы, так как они одновременно реальны и символичны.
Наблюдения над поэтикой вещи в автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты» показывают, что «подлинное словесное искусство всегда очень просто, картинно и почти физически ощутимо».
1. Горький М. Неизданная переписка. М.: Наследие, 1998. 343 с.
2. Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М.: ГИХЛ, 1953. Т. 27. 589 с.
3. Горький и его корреспонденты. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 679 с.
4. Максим Горький: pro et contra. Антология. СПб.: Изд-во Русского Христианского Гуманитарного Ин-та, 1997. 895 с.
5. Спиридонова, Л. М.Горький: новый взгляд. Гл. 12 / Л. Спиридонова. Горьковедение на рубеже веков. Москва: ИМЛИ РАН, 2004. 263 с.
6. Хазан, В. Пинхас Рутенберг. От террориста к сионисту. Москва: Иерусалим, 2008. Т. 1–2. 977 с.
7. Ходасевич, В. Воспоминания о Горьком. Москва: Правда, 1989. 67 с.
8. Захарова, В.Т. М. Горький – урбанист провинциальной России / В.Т. Захарова. Горьковские чтения, 2004 год : Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи: материалы между нар. конф. – Новгород : ИНГУ, 2006. – 37–45 с.
9. Иванов, Н.Н. Авторский миф М. Горького / Н.Н. Иванов. Горьковские чтения, 2004 год : Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи: материалы междунар. конф. –Новгород : ИНГУ, 2006. – 27–36 с.
10. Коновалова, С.А. Казань в творчестве Максима Горького и Льва Толстого / С.А. Коновалова. Горьковские чтения, 2004 год: Творчество Максима Горького в социокультурном контексте эпохи: материалы междунар. комф. – Новгород : ННГУ, 2006. – 275–281 с.
11. Ляско, К. Уникум по имени Илья Зильберштейн / К. Ляско. Библиофилы России – Москва : Любимая Россия, 2006. – Т. 3. – 220–262 с.
12. Акимов, В.М. Максим Горький – наш современник: к 140-летию со дня рождения писателя / В.М. Акимов. Санкт-Петербург ведомости. – 2008. – 6 с.
13. Басинский, П. Трагедия М. Горького / П. Басинский. Горький М. Проза. Драматургия. Публицистика Москва : ACT; Олимп, 1996. – 5–17 с.
14. Басинский, П. Опасные связи. Нижегородский ужас Максима Горького: (Формирование мировоззрения писателя) / П. Басинский. Литературная газета. 1998.-№ 12. - 11 с.
15. Кубрякова, Е.С. О понятиях места, предмета и пространства / Е.С. Кубрякова. Логический анализ языка. Языки пространств / отв. ред.: Н.Д. Арутюнова, И.Б. Левонтина. Москва : Языки русской культуры, 2000. – 84–91 с.
16. Кукушкина, Е.Ю., Никитина С.Е. Жанровые «портреты» фольклорного дома / Е.Ю. Кукушкина, С.Е. Никитина. Живая старина. Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. – Москва, 2000. –№ 2. – 5–7 с.
17. Баранов, В.И. Максим Горький : «биография» страны и биография личности / В.И. Баранов Горьковские юбилейные чтения 2008 года : Максим Горький : взгляд из XXI века : материалы междунар. конф.-Москва : Наука, 2010. - С. 58-64.
18. Ханов, В.А. Легенда о граде Китеже в художественной интерпретации М. Горького / В.А. Ханов Нижегородский текст русской словесности : межвуз. сб. науч. ст. - Нижний Новгород : НГПУ, 2009. - С. 166-170.
19. Ничипоров, И.Б. «Нижегородский текст» в автобиографических повестях М. Горького («Детство», «В людях») / И.Б. Ничипоров Нижегородский текст русской словесности : межвуз. сб. науч. ст. – Нижний Новгород : НГПУ, 2009. - С. 95-102.
20. Мальцева, Т.В. «Жизнестроительство» Алексея Пешкова в координатах «нижегородского» текста А.М. Горького / Т.В. Мальцева Нижегородский текст русской словесности : межвуз. сб. науч. ст, Нижний Новгород : НГПУ, 2009. - С. 26-31.
21. Вилков, Д.В. Функции урбанистических образов в прозе М. Горького и А.И. Куприна / Д.В. Вилков Нижегородский текст русской словесности : межвуз. сб. науч. ст. - Нижний Новгород : НГПУ, 2009,- С. 82 85.
22. Быстрова, О.В. М. Горький и проблемы религии / О.В. Быстрова Концепция мира и человека в творчестве М. Горького. - Москва : ИМЛИ РАН, 2009. - С. 280-316.
23. Лотман, Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. Санкт-Петербург: Искусство – Санкт-Петербург, 1997. - 848 с.
24. Бочарова, И.А. Коммуникативность - феномен сознания Горького (эпистолярное наследие) / И.А. Бочарова Концепция мира и человека в творчестве М. Горького. - Москва : НМЛ И РАН, 2009. - С . 356-373.
25. Басинский, П.В. Максим Горький / П.В. Басинский Русская литература рубежа веков (1980-е – начало 1920-х годов). – Москва, 2000.
26. Белый, А. Мастерство Гоголя. – Москва, 1996.
27. Бобылев Б.Г. Л. Андреев «На реке». // Русский язык в школе. – Москва, 2014, №12.
28. Быков В. Недочитанная книга / В. Быков Дружба народов, 1968, № 2.
29. Кранихфельд Вл. Утро жизни / Современный мир. – 1914. – № 12. – Отд. 2.
30. Кузнецов В.И. Из наблюдений над синтаксисом автобиографической трилогии А.М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»/ В.И. Кузнецов Научный ежегодник Черновицкого государственного университета за 1957 год. – Черновцы, 1958.
31. Ильенко С.Г. Лексика повести М. Горького «Детство» / С.Г. Ильенко Изучение языка писателя. – Львов, 1957.
32. Маймин Е.А., Попова Э.В. Язык и стиль повести А.М. Горького «Детство»/ Е.А. Маймин, Э.В. Попова Русский язык в школе, 1961, № 3.
Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. – М., 1998.
33. Цирулев А.Ф. Проблема автобиографизма в трилогии М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»/ А.Ф. Цирулев Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 2-1.
34. Львов-Рогачевский В. Две правды: книга о Леониде Андрееве. – Санкт-Петербург, 1914
35. Цирулев, А.Ф. Проблема автобиографизма в трилогии М.Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты»/ А.Ф. Цирулев Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 2-1
36. Цирулев, А.Ф. Концепция разума в трилогиях Л. Толстого и М. Горького / А.Ф. Цирулев Вести. Нижегород. ун-та. - 2010. - No 3. С . 324-327.
37. Маймин, Е.А., Попова, Э.В. Язык и стиль повести А.М. Горького «Детство» / Е.А. Маймин, Э.В. Попова Русский язык в школе, 1961, № 3.
38. Минералова, И.Г. Наследие Максима Горького и стиль шохи / И.Г. Минералова Горьковские чтения, 2006 год : Человек и мир в творчестве М. Горького : материалы междунар. конф. - Нижний Новгород :ИНГУ, 2008. - С. 84-86.
39. Петелин, В.В. «Я - каторжник, который всю жизнь рабо тал на других...» /В.В. Петелин Лит. в шк. - 2008. - No 7. - С. 18-24 : ил.
40. Примочкина, Н.Н. Андрей Белый и Максим Горький и 1920 - 1930-е годы /Н.Н. Примочкина Андрей Белый в изменяющемся мире : К 125-летию со дня рождения / сост. М.Л. Спивак и др. - Москва : Наука, 2008. - С. 100-108.
41. Суслова, Т.С. О тексте мемориальной доски на доме по улице Ковалихинской, 33 / Т.С. Суслова Горьковские чтения, 2006 год : Че ловек и мир в творчестве М. Горького : материалы междунар. конф. – Нижний Новгород : ННГУ, 2008. - С . 399-404.
42. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. Москва: Наука, 1990. — 528 с.
43. Токарева, Н.А. «Как кончится война ...» : «Домик Каши рина» : хроника военных лет / Н.А. Токарева Нижегородский музей. - 2008. — No 15.- С. 109-113.
44. Петрография гения. Максим Горький // Мы и мир. Психологическая газета. -2001. № 4. - С. 8-10.
45. Попова, З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И.А. Стернин. — Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999. 30 с.
46. Уртминцева, М.Г. «Из воспоминаний» М. Горького (к вопросу о возможном литературном «первоисточнике») / М.Г. Уртминцева Горьковские чтения, 2006 год : Человек и мир в творчестве М. Горького : материалы междунар. конф. - Нижний Новгород : ИНГ У, 2008. - С .176-183.
47. Ханов, В.А. Интерпретация жития святого Алексея - человека Божия в творчестве М. Горького / В.И. Ханов Горьковские чтения, 2006 год : Человек и мир в творчестве М. Горького : материалы междунар. конф. – Нижний Новгород : ИНГУ, 2008. —С. 195—200.
48. Рылькова, Г.С. Жажда страдания / Г.С. Рылькова / Russian Literature, 1997.-XLI.- С. 37-50.
49. Сарычев, В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества»: Автореф. дис. докт. филол. наук / В.А. Сарычев. - Воронеж, 1991. - 34 с.
50. Шамурагова, З.А. Библейский текст в повести М. Горького «Детство» и его переводы на тюркские языки / З.А. Шамурагова Русская литература XX - XXI веков : проблемы теории и методологии изучения: материалы Третьей междунар. науч. конф. / МГУ. - Москва : МАКС Пресс, 2008. - С. 415-420.
51. Семенова, С.Г. Мыслительные диапазоны М. Горького / С.Г. Семенова / Человек. 1999. -№ 6. - С. 115-132.
52. Спиридонова, JI.A. Горький: Диалог с историей / JI.A. Спиридонова. -Москва, 1994.-320
53. Шапошников, А.А. Пространственная картина мира в раннем творчестве М. Горького : к постановке проблемы / А.А. Шапошников Вести. Воронеж, ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2008. - Ном. 1. - С. 152- 156.
54. Штырлиева, Л.С. Проблема любви и пола в раннем творчестве М. Горького/ Л.С. Штырлиева Студент и наука : студенч. науч.-практ. конф.-2008 :тез.докл.- Магнитогорск : МаГУ, 2008. - С. 193.
55. Богданов, К.А. Vox populi : фольклорные жанры советской культуры / К.А. Богданов РАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом). - Москва : Новое лит. обозрение, 2009. - 368 с. : ил. - (Научная библиотека). - Указ, имен : с. 352-362.
56. Бочарова, И.А. Коммуникативность - феномен сознания Горького (эпистолярное наследие) / И.А. Бочарова Концепция мира и человека в творчестве М. Горького. - Москва : НМЛ И РАН, 2009. - С . 356-373. - (М Горький. Материалы и исслед.; вып. 9).
57. Лотман, Ю.М. О русской литературе / Ю.М. Лотман. С.-Петербург: Искусство – Санкт-Петербург, 1997. - 848 с.
58. Быстрова, О.В. М. Горький и проблемы религии / О.В. Быстрова Концепция мира и человека в творчестве М. Горького. - Москва : ИМЛИ РАН, 2009. - С. 280-316. —(М. Горький. Материалы и Исслед.; вып. 9).
59. Вилков, Д.В. Функции урбанистических образов в прозе М. Горького и А.И. Куприна / Д.В. Вилков Нижегородский текст русской словесности : межвуз. сб. науч. ст. - Нижний Новгород : НГПУ, 2009,- С. 82 85.
60. История русской литературы конца XIX - начала XX века. В 2 т. Т. I. / под ред. В.А. Келдыша. - 2-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. - 288 с. - Указ, имен : с. 281-286.
61. Мальцева, Т.В. «Жизнестроительство» Алексея Пешков координатах «нижегородского» текста А.М. Горького / Т.В. Мальцева Нижегородский текст русской словесности : межвуз. сб. науч. ст, Нижний Новгород : НГПУ, 2009. - С. 26-31.
62. Ничипоров, И.Б. «Нижегородский текст» в автобиографических повестях М. Горького («Детство», «В людях») /И.Б. Ничипоров Нижегородский текст русской словесности : межвуз. сб. науч. ст. – Нижний Новгород : НГПУ, 2009. - С. 95-102.
63. Баранов, В.И. Максим Горький : «биография» страны и биография личности / В.И. Баранов Горьковские юбилейные чтения 2008 года : Максим Горький : взгляд из XXI века : материалы междунар. конф.-Москва : Наука, 2010. - С. 58-64.
64. Русские поэты XX века : материалы для библиографии 11900-1960] / сост. Л.М. Турчинский. – Москва : Знак, 2007. - XIV, 706 с. - (studia poetica). - Указ, имен : с. 634-705.
65. Розенталь, И.С. Горький М. / И.С. Розенталь Общественная мысль Русского зарубежья : энцикл. – Москва : РОССПЭН, 2009. - С. 266- 269.
66. Литература о Горьком, 1991-1995 : библиогр. указ. I РАН, БАН, ИРЛИ (Пушкинский Дом) ; сост. Е.Б. Валуйская , отв. ред. Г.В. Бахарева. – Санкт-Петербург : БАН, 2008. - 134 с.
67. Грудкипа, Т.В. 100 великих мастеров прозы. - М. : Вече, 2006. - 480 с. - (100 великих).
68. Гезен, Г. Литературная критика и литературоведение на страницах зарубежной периодики на русском языке, 1980-1995 : сб. реф. и аннот. / Г. Гезен, Л. Хотин ; предисл. Р. Хьюза. - Москва : Книжница, 2007. - 512 с. - Библиогр. : с. 501—510. - Указатели : с. 445-500.
69. Цирулев, А.Ф. Проблема автобиографизма в трилогии М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты» II Вести. Нижегород. ун-та. - 2010. - No 2. - С. 269-273.
70. Цирулев, А.Ф. Концепция разума в трилогиях Л. Толстого и М. Горького / А.Ф. Цирулев Вести. Нижегород. ун-та. - 2010. - No 3. С. 324-327.
71. Ханов, В.А. Художественное воплощение легенды о граде Китеже в творчестве М. Горького и литературная традиция / В.А. Ханов Изд. Самара, науч. центра РАН «Педагогика и психология. Филология и искусствоведение». - 2010. - Т. 12 No 3 ч 3 -С, 788-792.
72. Ханов, В.А. Образ церкви и связанные с нею понятия в автобиографической трилогии М. Горького / В. А. Ханов Изд. Самара, науч. центра РАН «Педагогика и психология. Филология и искусствоведение». - 2010. – Т. 12, No 3. - С. 2 12–2 16.
73. Чудаков, А.П. Предметный мир литературы / А.П. Чудаков Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. Москва, 1986. С. 251-254.
74. Журавлева, А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. Москва: МГУ, 1998. С. 40