Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фантастическое как философско-эстетическая доминанта поэтики Ф.М. Достоевского (на материале рассказов «Кроткая» и «Сон смешного человека»)

Работа №119938

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЭТИКИ ФАНТАСТИЧЕСКОГО В ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО 9
1.1. Проблема фантастического в русской литературе XIX века 9
1.2. Предпосылки поэтики «фантастического» в художественной антропологии Ф.М. Достоевского 14
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ПОЭТИКЕ РАССКАЗОВ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «КРОТКАЯ» И «СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА» 20
2.1. Фантастическое начало в поэтике рассказа «Кроткая» 20
2.2. Фантастическое в рассказе «Сон смешного человека» 32
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Документы, подтверждающие апробацию результатов бакалаврской работы 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Конспект урока по литературе на тему: «Путь героя в рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» 55

В данном исследовании рассматривается поэтика фантастического, которая помогает автору отобразить сознание героя, проникнуть в тайны человеческой природы, человеческой души. К этой теме неоднократно обращались многие литературоведы. В своем труде «Приготовительная школа эстетики» (1804) Жан Поль (Рихтер) рассматривает «реальное» и «фантастическое» и определяет три способа их взаимодействия. Ю.В. Манн в работе «Эволюция гоголевской фантастики» (1973), также обращаясь к «фантастическому», описывает способы его введения в текст художественных произведений. В книге «Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты» (2012) В.Н. Захаров обосновывает деление фантастики на условную и неусловную.
Мы решили рассмотреть проявления фантастического начала в рассказах Ф.М. Достоевского «Кроткая» и «Сон смешного человека». На данный момент творчество Ф.М. Достоевского изучено достаточно хорошо. Однако мнения исследователей относительно этих рассказов неоднозначны и часто противоречивы.
Рассказ «Кроткая» исследовали многие литературоведы и лингвисты, среди них К.В. Мочульский «Достоевский. Жизнь и творчество» (М., 1980), Л. Аллен «Кроткая» и самоубийцы в творчестве Достоевского» (Наука., 2000), О.Ю. Юрьева «Бунт против тирании и тирания бунта» (Серебряный век., 2006) и др. Камнем преткновения для многих исследователей становится образ Кроткой. О.Ю. Юрьева утверждает, что героиня вовсе не кроткая, а ее самоубийство - это месть герою-тирану. В то же время Т.А. Касаткина встает на защиту героини и говорит о спасении внутреннего человека ценой внешнего. Л. Аллен также трактует самоубийство как мольбу о помощи, сигнал бедствия. Притчей во языцех также стали замечания исследователей о противоречивых характеристиках Кроткой самим героем («кроткая», «невинность» - «строптивая», «зверь», «мучитель»).
Рассказ «Сон смешного человека», по сравнению с названным выше, исследован в меньшей степени. Однако имеет место полемика, связанная с вопросом образа героя-рассказчика: положительный он или все-таки отрицательный герой [Степанян 2014]. Данные противоречия снимаются, если принять положение о том, что герой-рассказчик является антигероем или подпольным человеком. Слово «антигерой» впервые использовал сам Ф.М. Достоевский в повести «Записки из подполья». Несостоятельность данного типа героя состоит в невозможности действовать из-за усиленной рефлексии, берущей истоки в гегелевской диалектике. В.Я. Кирпотин подчеркивает, что подпольный человек Ф.М. Достоевского - это «образованный бедный чиновник» со «слабым сердцем». Он обречен на неудачу в любом начинании, так как вывел для себя математический закон: все предопределено, даже его желания, которые, вроде бы, могут иметь место при условии свободы воли. И что бы он не делал, результат все равно будет продиктован тем самым математическим, природным законом, а потому от героя не зависит. При этом Подпольный человек обладает амбицией, которая в таком социальном положении, неспособности действовать и уверенности, что унижение и несправедливость продиктованы косностью, законом, может выражаться только самым жалким способом: через мстительность и эгоизм.
Объектом исследования выступили рассказы Ф.М. Достоевского «Кроткая», «Сон смешного человека».
Предметом настоящего исследования является поэтика фантастического в рассказах Ф.М. Достоевского «Кроткая», «Сон смешного человека».
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы раскрыть природу и значение фантастического элемента в поэтике рассказов Ф.М. Достоевского «Кроткая», «Сон смешного человека».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему фантастического в русской литературе XIX века.
2. Выявить предпосылки поэтики фантастического в художественной антропологии Ф.М. Достоевского.
3. Осмыслить и систематизировать проявления принципа фантастичности в поэтике рассказов «Кроткая», «Сон смешного человека».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Метод аналитико-синтезирующего и систематизирующего изложения, с помощью которого был собран и обобщен теоретический материал по обозначенной проблеме и сделаны обобщения по проблеме исследования.
2. Метод структурно-аналитического рассмотрения.
3. Метод контекстуального историко-культурного рассмотрения.
Элементы герменевтического метода.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Специфика проявления фантастического начала в поэтике Ф.М. Достоевского определяется его особенностями мироощущения и художественной антропологии писателя.
2. Антропология Ф.М. Достоевского раскрывает глубокий внутренний разлад человека с самим собой, являющийся первоистоком трагизма его героев и трагического состояния изображаемого писателем мира; в этом проявляется связь мироощущения Ф.М. Достоевского с христианской традицией.
3. Трагический разлад героев Ф.М. Достоевского с самими собой делает труднообъяснимыми их поведение и поступки, создавая тем самым эффект предельной парадоксальности, непостижимости, «фантастичности» этого поведения и этих поступков.
4. Эффект фантастичности появляется на всех уровнях поэтики рассказов «Кроткая» и «Сон смешного человека»: на уровне повествования, характерологии, конфликта, сюжета, композиции, жанра, общей картины мира, приобретая тем самым статус философско-эстетической доминанты.
5. Значение эффекта «фантастичности» должно учитываться при истолковании общего художественного итога рассказа «Кроткая»; «фантастичность», доведенная до последних пределов, намечает переход трагического кризиса в катарсис.
6. Приемы фантастического изображения в рассказе «Сон смешного человека» - пересечение реального и ирреального планов, выход повествователя за пределы земного пространства и времени - помогают создать картину большой художественной емкости и огромного историософского масштаба и значения.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты сделанных наблюдений позволят применить их в учебных целях на уроках литературы в 10 классе, а также при проведении филологического анализа текста в вузе.
Апробация исследования. Материалы исследования представлены в докладах, сделанных на конференциях различного уровня (см. Приложение 1):
1) всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «МОЛОДЕЖЬ. НАУКА. ОБЩЕСТВО», 5 декабря 2018 г., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти (диплом III степени);
2) конференция «Студенческие дни науки в ТГУ», 3 апреля 2019 г., Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти (диплом III степени);
3) XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», 8-12 апреля 2019 г., Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва;
4) XLV Самарская областная студенческая научная конференция, 9­19 апреля 2019 г., Самарский университет, г. Самара.
Также результаты исследования были апробированы при проведении урока литературы в период прохождения педагогической практики в ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево (Приложение 2).
Структура бакалаврской работы подчинена логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, который насчитывает 58 источников. Общий объем бакалаврской работы составляет 59 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей бакалаврской работе была рассмотрена поэтика фантастического в рассказах Ф.М. Достоевского «Кроткая» и «Сон смешного человека».
Поэтика фантастического разрабатывалась многими писателями XIX века. Из-за многоаспектности явления исследователи не могли прийти к единому мнению в отношении него. Однако сходились в том, что обращение к фантастическому помогает авторам создавать особую атмосферу, глубже проникать в сознание героев и выявлять мотивацию их поступков.
В творчестве Ф.М. Достоевского фантастические явления не становятся первостепенными, они способствуют развитию сюжета и созданию «второго плана» повествования.
Изучая образы Кроткой и Закладчика в рассказе «Кроткая», мы выявляем глубокий внутренний разлад героев с самими собой. Этот разлад является первоистоком трагизма его героев и трагического состояния изображаемого писателем мира. Он же делает труднообъяснимыми их поведение и поступки, создавая тем самым эффект предельной парадоксальности, непостижимости, «фантастичности» этого поведения и этих поступков.
Эффект фантастичности появляется на всех уровнях поэтики рассказа «Кроткая»: на уровне повествования, характерологии, конфликта, сюжета, композиции, жанра, общей картины мира, приобретая тем самым статус философско-эстетической доминанты.
В рассказе «Сон смешного человека» Ф.М. Достоевский с помощью приемов фантастического изображения дает некоторую художественно-мифологическую реконструкцию. Писателем воссоздается некое гипотетическое «после-райское», но еще «до-языческое» состояние человечества. В изображенном писателем мире уже действует смерть, но она вполне безболезненна и блаженна. Люди этой планеты путем сердечной непосредственной интуиции переживают присутствие единого божественного Начала как Любви, пронизывающей все мироздание. Это не вполне соответствует языческому пантеизму, а скорее похоже на некоторый еще до-ветхозаветный монотеизм. Кроме того, люди на этой планеты жили как единый народ, у них не было разделения на племена и, соответственно, не было племенных богов, то есть не было языческой религии - политеизма.
Герою во сне было показано, что это некогда существовавшее гармоническое состояние мира было разрушено внесением начала обособления, были показаны катастрофические проявления этого начала в человеческой истории, и ее движение к неминуемому гибельному финалу. Потрясенный этой картиной, герой переживает катарсис и пробуждается от сна с ярким сознанием Истины - необходимости и возможности преодоления начала обособления: для этого только нужно, чтобы каждый человек сделал очень простую вещь - лишь один шаг навстречу другому человеку. Это не абстрактная истина ума, но реальное действие Истины в сердце. И эту Истину он готов проповедовать.
Приемы фантастического изображения в рассказе «Сон смешного человека» - пересечение реального и ирреального планов, выход повествователя за пределы земного пространства и времени - помогают создать картину большой художественной емкости и огромного историософского масштаба и значения.
Мы убедились, что понятие фантастического в творчестве Ф.М. Достоевского имеет весьма широкий диапазон семантических оттенков. Оно может характеризовать те стороны человеческой природы, в которых отражается трагический разлад человека с самим собой, но может характеризовать и те стороны, в которых проявляется огромный духовный потенциал личности. При изучении произведений писателя необходимо учитывать эту широту художественной семантики категории фантастического, отражающей широту самого феномена человеческой природы.


1. Аллен, Л. «Кроткая» и самоубийцы в творчестве Достоевского [Текст] / Л. Аллен // Достоевский: материалы исследования. - Т. 15. - СПб.: Наука, 2000. - С. 228 - 237.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1972. - 470 с.
3. Бахтин, М.М. Собрание сочинений в 7 томах. Т. 6. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М. Бахтин. - М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2002. - 801 с.
4. Белик, А.П. Художественные образы Ф.М. Достоевского [Текст] / А.П. Белик. - М.: Наука, 1978. - С. 26 - 81.
5. Бельтраме, Ф. О парадоксальном мышлении «подпольного человека» [Текст] / Ф. Бельтраме // Достоевский. Материалы и исследования. - СПб.: Наука, 2007. - С. 135 - 142.
6. Бердяев, Н.А. Миросозерцание Достоевского [Текст] / Н.А. Бердяев. - Париж: YMCA-Press, 1968. - 239 с.
7. Буданова, Н.Ф. «Подпольный человек» в ряду лишних людей [Текст] / Н.Ф. Буданова // Русская литература: историко-литературный журнал №1. - Л.: Наука, 1976. - С. 110 - 122.
8. Гершензон, М.О. Видение поэта [Текст] / М.О. Гершензон. - М.: 2-я типолитогр. МГСНХ, 1919. - 82 с.
9. Гроссман, Л.П. Достоевский-художник [Текст] / Л.П. Гроссман // Творчество Достоевского / отв. ред. Н.Л. Степанов. - М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 547 с.
10. Гус, М.С. Идеи и образы Ф.М. Достоевского [Текст] / М.С. Гус. - М.: Художественная литература, 1971. - 595 с.
11. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах. Т. IV [Текст] / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1980. — 532 с.
12. Добролюбов, Н.А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи [Текст] / Н.А. Добролюбов. - М.: Наука, 1970. - 50с.
13. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя [Текст] / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1994. - 420 с.
14. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 25.: Дневник писателя за 1877 год. Январь - август [Текст] / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1983(а). - 470 с.
15. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30 т. Т. 28. Кн. 1.: Письма. 1832-1859: Публицистика и письма [Текст] / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1985. - 552 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ