Введение 3
Глава 1 Теоретические основы муниципального правотворческого процесса 14
1.1 Становление местного самоуправления и эволюция взглядов на
муниципальное правотворчество как юридическую категорию 14
1.2 Правовая основа муниципального правотворческого процесса 26
Глава 2 Методологические основы муниципального правотворческого процесса в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований 40
2.1 Принципы и этапы муниципального правотворческого процесса .... 40
2.2 Юридическая техника как показатель уровня правовой культуры ... 63
Глава 3 Адаптация муниципального правотворческого процесса к условиям цифровой трансформации 74
3.1 Ключевые векторы и правовые ограничения в развитии
муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации 74
3.2 Перспективы применения машиночитаемых норм права и
искусственного интеллекта в муниципальном правотворческом процессе 89
Заключение 101
Список используемой литературы и используемых источников 114
Муниципальный правотворческий процесс является основополагающим видом деятельности органов местного самоуправления, направленным на формирование правовой базы, регулирующей правовые отношения в процессе самоуправления, включая создание, принятие, внесение изменений и дополнений, отмену муниципальных правовых актов.
В процессе муниципального правотворческого процесса в Российской Федерации создается масштабный блок правовых актов. Так, по состоянию на 01.01.2021 в Российской Федерации по данным Федеральной службы государственной статистики зарегистрировано 20303 муниципальных образований [98]. Активность муниципальных образований в правотворческом процессе различна и динамична, зависит от ряда факторов.
В единой информационной базе данных сведения о количестве изданных муниципальных правовых актов в Российской Федерации за отчетные периоды отсутствуют. Исключение составляет количество изданных муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих регистрации в Федеральном регистре правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации.
Так, по состоянию на 10.10.2021 в Федеральном регистре правовых актов зарегистрировано 10187841 муниципальных нормативных правовых актов муниципальных образований (для сравнения, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - 1797379), 227 соглашений о передаче государственных полномочий [50]. К компетенции, например, муниципальных городских округов отнесено 44 вопроса местного значения [71]. Приведенные статистические количественные данные указывают на роль и масштабность муниципального правотворческого процесса в Российской Федерации и доказывают актуальность темы исследования.
Кроме того, в период глобализации таких процессов, как цифровая экономика, модернизация, инновация, научно-техническое развитие наблюдается сокращение «периода стабильности» действия правовых актов в изданной редакции до исторического минимума, доказательством чего являются многочисленные изменения в действующее законодательство.
С одной стороны, такое явление можно объяснить скоростью происходящих явлений и процессов в общественной, политической, социальной среде, с другой стороны, возникает вопрос в качестве разработки самих правовых актов, соблюдения регламента их разработки, и как следствие, профессионализме их разработчиков.
Об эффективности муниципального правотворческого процесса в Российской Федерации приводится много споров и аргументов. Состояние муниципального правотворчества отражается в обзорах Верховного суда Российской Федерации по спорам о признании недействительными нормативных правовых актов, информации органов Прокуратуры Российской Федерации, ежегодных отчетах о контрольной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации при оценке правового пространства.
Исследование сущности, основных принципов и этапов муниципального правотворческого процесса невозможно без анализа формулировок таких основных понятий, как: муниципальный
правотворческий процесс, правотворчество, нормотворчество, виды муниципальных правовых актов и особенности их классификация. Аспекты организации муниципального правотворческого процесса, его оценки и путей оптимизации в научной литературе разработаны недостаточно. Нет единого общепринятого понятия «правотворчество», «муниципальный правотворческий процесс».
В то же время, необходимость комплексного подхода к исследованию проблем муниципального правотворческого процесса и отсутствие практики применения научно-обоснованного инструментария в условиях цифровой трансформации определила выбор темы, направленность концептуальных положений, цели и задачи настоящего исследования.
Исследованию актуальных проблем муниципального правотворческого процесса посвятили работы такие отечественные ученые правоведы, как: С.С. Алексеев, В.М. Баранов, В.В. Лазарев, В.В. Нерсесянц, В.А. Томин, Л.С. Явич и другие теоретики в области конституционного и муниципального права.
Актуальность темы исследования подтверждается количеством докторских и кандидатских диссертаций. Такие авторы, как Н.П. Алешкова И.Н. Баранов, В.В. Сорока, Ю.А. Сысоев уделили внимание проблематике муниципального правотворческого процесса. Однако вопросам муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации уделено недостаточно работ и исследований, что подтверждает актуальность темы исследования.
Информационная база исследования представлена правовыми актами Российской Федерации, официальными статистическими и информационно - аналитическими данными, методическими рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации, научными публикациями отечественных и зарубежных ученых, материалами периодической печати, ресурсами сети Интернет.
Цель исследования состоит в анализе проблем муниципального правотворческого процесса, определении ключевых векторов развития муниципального правотворческого процесса в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований в условиях цифровой трансформации.
Цель исследования определяет необходимость решения следующих задач:
- изучить вопросы становления местного самоуправления и эволюции взглядов на муниципальное правотворчество как юридическую категорию;
- уточнить понятия «правотворчество», «муниципальное
правотворчество», «муниципальный правотворческий процесс»;
- определить принципы и этапы муниципального правотворческого процесса в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований;
- аргументировать, является ли юридическая техника показателем правовой культуры в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований;
- исследовать особенности муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации, в частности, определить ключевые векторы развития и правовые ограничения, перспективы и правовые барьеры применения машиночитаемого права и искусственного интеллекта в муниципальном правотворческом процессе в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований.
Исследование базируется на теории и методологии, изложенной в фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых по вопросам правотворчества, принципам и основным проблемам муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации.
Основополагающим методом научного познания правовой действительности выбран диалектико-материалистический метод. Кроме того, исследованы философские категории, применены логические приемы индукции и дедукции, анализа и синтеза.
Обоснование основных положений и аргументация выводов осуществлялись на основе применения таких методов научного познания, как историко-правовой, формально-юридический, структурный и сравнительно-правовой методы, факторный, сравнительный анализы, классификация и агрегирование данных, метод правового моделирования.
Объектом исследования выступает муниципальный правотворческий процесс в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований.
Предметом исследования являются теоретические и методологические аспекты и правовая основа муниципального правотворческого процесса в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований, его особенности развития в условиях цифровой трансформации.
На защиту выносятся следующие положения:
- местное самоуправление, как понятие, имеет множество интерпретаций, как форма управления, подвергаясь многократному реформированию, имеет свою эволюцию развития, однако, основная его функция не изменилась;
- в научных источниках юридической литературы, в правовых актах и функциональной деятельности органов местного самоуправления можно наблюдать тождественность в употреблении таких понятий, как «муниципальное правотворчество», «муниципальный правотворческий процесс», «муниципальный нормотворческий процесс», «муниципальное нормотворчество», автор полагает, что «муниципальное правотворчество» является предшественником «муниципального правотворческого процесса», понятие «муниципальный правотворческий процесс» объемнее, исходя из целей, задач и содержания, чем понятие «муниципальный нормотворческий процесс»;
- понимание «публичная власть» объединяет государственную власть и местное самоуправление, определяя единый базис их правовой основы, способов формирования и методологической основы организации деятельности, однако, обозначенный принцип единства публичной власти имеет некоторый дисбаланс: в Конституции Российской Федерации отсутствует такая подсистема публичной власти, как народовластие (гражданское общество, общественная власть), которое имеет право на участие в решении публичных вопросов; поэтому, если вопросы гражданского общества будут закреплены дополнительной статьей Конституции Российской Федерации, то данная норма положительно отразится на развитии гражданского общества и консолидации социальной практики, найдя отражение в законодательстве и правоприменительной практике;
- анализ правовой основы муниципального правотворческого процесса свидетельствует о другой стороне принципа системности муниципального правотворческого процесса, а именно: правовая база должна быть не только достаточной, но и структурированной и систематизированной;
- в систему муниципальных правовых актов муниципального образования входят муниципальные нормативные и иные правовые акты, однако решение о виде муниципального правового акта принимается его разработчиком по субъективному принципу;
- под этапами муниципального правотворческого процесса автором предлагается понимать ряд последовательных регламентированных алгоритмов действий субъектов муниципального правотворческого процесса в целях разработки и принятия муниципальных правовых актов, поэтапно - структурированное описание механизма муниципального правотворческого процесса в правовых актах отсутствует;
- автором предпринята попытка выделить четыре обобщенных этапа муниципального правотворческого процесса (в которых определены под ступени): прогнозирование и планирование правотворческой деятельности; подготовка проекта муниципального правового акта, его рассмотрение и согласование; итоговое редактирование, визирование ответственным специалистом уполномоченного структурного подразделения и включение проекта муниципального правового акта в электронную базу проектов; принятие проекта муниципального правового акта (подписание главой муниципального образования или уполномоченным должностным лицом), рассылка (в том числе, в прокуратуру в случае его нормативности) и официальное опубликование муниципального правового акта;
- в целях построения алгоритма муниципального правотворческого процесса и его применения в практической правовой деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, необходимо исходить из нормативности или ненормативности и видов муниципальных правовых актов;
- юридическая техника как показатель правовой культуры в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований, требует апгрейда; такой предмет, например, как курс юридического письма, должен быть обязательным для направлений юриспруденции, экономики, менеджмента в высших учебных заведениях, базовым юридически- грамотным языком должны владеть без исключения все разработчики муниципальных правовых актов в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований, кроме того, единая правовая терминология должна быть закреплена, а на федеральном и региональных уровнях популяризирована работа по разработке и применению модельных муниципальных актов;
- автор полагает, что адаптация муниципального правотворческого процесса к условиям цифровой трансформации, несомненно является приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления, поэтому требуется не только совершенствование принимаемых муниципальных правовых актов со стороны юридической техники и их систематизация, но и активная практика внедрения атоматизации и цифровизации на всех этапах муниципального правотворческого процесса;
- ключевыми векторами развития муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации являются: создание архитектуры данных на муниципальном уровне и стратегический подход к управлению данными; развитие «цифрового менталитета» субъектов муниципального правотворческого процесса, в том числе, муниципальных служащих; выявление и устранение правовых ограничений;
- в рамках настоящей работы автором предложено под системными правовыми ограничениями в развитии муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации понимать положения правовых актов федерального, регионального и муниципального уровня, которые способны ограничить применение технологий автоматизации и цифровизации субъектами муниципального правотворческого процесса при осуществлении ими полномочий в установленных сферах деятельности в пределах компетенции;
- определение и минимизация системных правовых ограничений в развитии муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации должно применяться на всех этапах муниципального правотворческого процесса, таких, как: нормативное регулирование и планирование, оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и мониторинг правоприменения действующих муниципальных правовых актов, механизм «регуляторной гильотины» и применяемых экспериментов в сфере цифровых технологий, автором разработаны предложения в части мероприятий, направленных на выявление и устранение системных правовых ограничений;
- для последовательного, системного выявления правовых ограничений цифровизации в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований, учитывая уровень внедрения цифровых технологий, автором предложено выделить три уровня правовых ограничений: правовые ограничения автоматизации, правовые ограничения цифровизации, правовые ограничения цифровой трансформации;
- концепция интеграции муниципального правотворческого процесса на условия цифровой трансформации в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований отсутствует, она должна исходить из «уровня зрелости органа местного самоуправления»: долгосрочных информационных потребностей, уровня цифрового развития, степени информационной безопасности, цифровой грамотности субъектов муниципального правотворческого процесса, в том числе, муниципальных служащих, данная концепция должна быть ориентирована на внедрение единой методологии при использовании цифровых инноваций;
- машиночитаемые нормы права должны дополнять, а не исключать нормы права, олицетворенные на естественном языке, в перспективе возможно, что машиночитаемое право, займет лидирующую роль в правовой базе над нормами, описанными на естественном языке, используемые инструменты машиночитаемого права позволят внедрить нормы права в функционирование автоматизированных муниципальных информационных систем и сервисов, в целях их использования и обмена данными без участия человека, в этих целях, в первую очередь, необходимо разработать машиночитаемые словари по правовым и техническим терминам, а также минимизировать административные барьеры для их практического применения;
- автором определены основные актуальные вопросы в правовом упорядочивании и концептуальные пути решения проблем использования искусственного интеллекта в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований на этапах муниципального правотворческого процесса;
- вопросы о правосубъектности искусственного интеллекта, о возможности не только усваивать, коррелировать, но и понимать им правовые акты, остаются актуальными, дискуссионными, скорее всего, автор полагает, что консервативность юридического общества объясняется нежеланием и неготовностью пресечь границы правовой «зоны комфорта»;
- внедрение технологий атоматизации и цифровизации в исполнително- распорядительных органах муниципальных образований будет способствовать вовлечению населения муниципального образования в муниципальный правотворческий процесс и активной связи всех его субъектов;
- по аналогии с органами государственной власти, автор считает необходимым создать структурные подразделения, утвердить ответственных должностных лиц - руководителей цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer) в органах местного самоуправления, разработать дорожные карты по развитию муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации;
- учитывая экономическую составляющую, автором предлагается рассмотреть возможность интеграции развития муниципального правотворческого процесса в федеральную платформу «Нормотворчество» или разработать и внедрить аналогичную платформу «Муниципальное правотворчество» на муниципальном уровне, создать сервисы на базе искусственного интеллекта «Ассистент муниципального служащего» или «Юридический консультант».
В концептуальном подходе, положения диссертационного исследования имеют определенное теоретическое и практическое значение. Основные теоретические выводы исследования, характеризующие научную новизну автора, доведены до конкретных методических положений и практических предложений. Это касается наиболее важных аспектов организации муниципального правотворческого процесса и направлений его оптимизации в условиях цифровой трансформации. Главные векторные направления и результаты исследования могут служить основанием для будущих работ в данной сфере.
Практическая роль исследования состоит в разработке конкретных выводов и предложений, комплекса мероприятий, направленных на адаптацию и совершенствование муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации.
Теоретические положения и практические выводы, раскрытые в настоящей диссертации, отражены в опубликованной статье автора в научном журнале «Становление местного самоуправления и эволюция взглядов на муниципальное правотворчество как юридическую категорию» (Инновации. Наука. Образование» 31.05.2021, выпуск № 35).
Содержание и структурированная последовательность исследования способствует достижению цели и задач работы, логическому его представлению и представлена введением, тремя главами, заключением, списком используемой литературы и используемых источников.
В результате проведенного исследования можно установить, что цель работы была достигнута, поставленные задачи решены. Рассмотренные вопросы муниципального правотворческого процесса в обобщенном варианте можно сформулировать следующим образом.
В первой главе рассмотрены вопросы становления местного самоуправления, эволюции взглядов на муниципальное правотворчество как юридическую категорию и правовые основы муниципального правотворческого процесса.
Местное самоуправление является важным институтом современного российского общества. Основной задачей органов местного самоуправления является создание условий для повышения качества уровня жизни населения муниципальных образований. Неотделимым направлением в функционировании местного самоуправления в Российской Федерации является муниципальный правотворческий процесс.
Муниципальное правотворчество является предшественником муниципального правотворческого процесса, инициируя деятельность органов местного самоуправления по разработке муниципальных правовых актов - источников муниципального права. Многие исследователи используют понятия «нормотворчество» и «правотворчество» как синонимы. Отсутствие единообразного применения понятий в научной литературе приводит к искажению определенных действий и процессов при подготовке и принятии правовых актов. Нормотворчество является элементом правотворчества, цель нормотворчества - разработка отдельных норм, целью «правотворчества» является разработка правовых актов.
Обобщая результаты исследования понятия «правотворчество», следует, что еще в начале научного познания о праве отсутствовала единая точка зрения на данную категорию, единый способ к раскрытию содержания и значения этой категории, действиям, процессам как с объективной, так и с субъективной стороны. Такой теоретический ресурс является базисом для разработки проблемы правотворчества в развитии юридической науки.
По вопросу разграничения понятий «муниципальный правотворческий процесс» и «муниципальный нормотворческий процесс», полагаем следующее, данные понятия, однозначно, не являются синонимами. Понятие «муниципальный правотворческий процесс» объемнее, исходя из целей, задач и содержания, чем понятие «муниципальный нормотворческий процесс».
Институту муниципального правотворчества в Российской Федерации, в его актуальной вариации, более 25 лет, однако в научных источниках по настоящее время отсутствует общепринятый понятийный аппарат, в том числе, в части понимания его сущности и значимости. И само местное самоуправление воспринимается или как совершенно обособленный от государственной власти институт, или как ее прямое продолжение, или как сочетание государственной власти и местного самоуправления.
Правовые и организационные вопросы в муниципальном правотворческом процессе особенно остро обозначились в условиях цифровой трансформации. Несомненно, адаптация муниципального правотворческого процесса к условиям цифровой трансформации является приоритетным направлением в деятельности органов местного самоуправления.
Во второй главе рассмотрены методологические основы муниципального правотворческого процесса в исполнительно - распорядительных органах муниципальных образований.
Муниципальный правотворческий процесс, как и иной правотворческий процесс, не являясь исключением, базируется на основных принципах правотворческой деятельности. Базой муниципального правотворческого процесса несомненно является процесс создания правовых норм. Соответственно, основные его принципы распространяются на все его этапы.
В ходе исследования раскрыто содержание следующих принципов муниципального правотворческого процесса: объективность, демократизм, конституционность, законность, профессионализм, научность, системность. Базирование муниципального правотворческого процесса на перечисленных выше принципах является гарантией качества принимаемых правовых решений в муниципальных образованиях.
Следует сделать вывод, что каждый из рассмотренных принципов не существует обособленно, взаимодействуя и дополняя друг друга, составляя целостную систему, которая учитывает потребности и тенденции развития общества и устоявшиеся закономерности муниципального правотворческого процесса.
Под этапами муниципального правотворческого процесса автором предлагается понимать ряд последовательных регламентированных алгоритмов действий субъектов муниципального правотворческого процесса в целях разработки и принятия муниципальных правовых актов. Первоисточником, определяющим основные этапы муниципального правотворческого процесса, является Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Автором по итогам изучения мероприятий муниципального правотворческого процесса предпринята попытка выделить основные четыре этапа муниципального правотворческого процесса с их детализацией на под ступени.
На сегодняшний день, юридическая техника муниципальных правовых актов в Российской Федерации несовершенна: большое количество отсылочных и бланкетных норм, взаимоисключающих понятий, тавтологий содержится в издаваемых муниципальных правовых актах.
Практическое пособие «Мониторинг нормотворческого процесса органов местного самоуправления с иллюстрацией типичных нарушений правил юридической техники на конкретных примерах», разработанное федеральным бюджетным учреждением «Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации» (2018 год) должно являться настольной книгой разработчиков проектов муниципальных правовых актов.
Предпосылки для развития машиночитаемого права и внедрения технологий искусственного интеллекта в муниципальный правотворческий процесс, в том числе, в целях решения проблем юридической техники как показателя уровня культуры в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований, очевидны. Несомненно, что внедрение технологий автоматизации и информатизации в муниципальный правотворческий процесс требует значительных бюджетных средств, поэтому альтернативным вариантом решения проблем отсутствия четкого механизма муниципального правотворческого процесса, единых терминологических правовых понятий, должного уровня юридической техники является популяризация разработки и принятия модельных правовых актов на федеральном и региональном уровнях в соответствующих отраслях по вопросам компетенции исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований.
Активность в этом направлении правотворческой деятельности значительно возросла. Примером могут служить размещенные на официальных порталах органов государственной власти модельные муниципальные нормативные акты, разработанные, например, Министерством финансов Российской Федерации, Прокуратурой Тамбовской области, модельные муниципальные правовые акты, разработанные Правительством Тюменской области, Иркутской области, Волгоградской области.
Третья глава исследования посвящена вопросам адаптации муниципального правотворческого процесса к условиям цифровой трансформации, попытке автора определить ключевые векторы и правовые ограничения в развитии муниципального правотворческого процесса, перспективы применения машиночитаемых норм права и искусственного интеллекта в муниципальном правотворческом процессе.
В рамках национального проекта «Цифровая экономика» на портале государственных услуг функционирует не один десяток суперсервисов (комплексные оцифрованные услуги, сгруппированные по типичным жизненным ситуациям). Одной из целей данного проекта: к 2024 году 70% вопросов взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления, организациями и учреждениями осуществлять в цифровом формате.
Так, например, населению муниципального городского округа город Тюмень, доступно 49 муниципальных услуг через сайт госуслуги, а также электронные сервисы в сфере здравоохранения, транспорта, образования, жилищно-коммунального хозяйства, строительства, культуры, электронные порталы «Тюмень-наш дом», «Тюменская марка 2021», «Я решаю», «Твой бюджет» и другие.
Новации в муниципальном правотворческом процессе в первую очередь исторически коррелируют с происходящими в государстве правовыми и иными реформами, кроме того, они могут быть обусловлены примерами эффективности реализации правоприменителями муниципальных правовых актов, интегрируя с социальными нормами института гражданского общества в сложных политических и экономических условиях (внешние санкции западных государств, борьба с новой короновирусной инфекцией COVID-19) и новациями в сфере цифровых технологий.
В таких условиях несомненно возрастает роль правотворческого процесса на муниципальном уровне, соответственно, и ответственность субъектов правотворческого процесса за качество принятия и реализацию муниципальных правовых актов.
Автором изучены и представлены следующие ключевые векторы развития муниципального правотворческого процесса в условиях цифровой трансформации. Применение цифровых технологий позволит, например, осуществить правовой мониторинг над системой муниципальных правовых актов, устранить пробелы, дублирование, способствовать своевременному внесению изменений в муниципальные правовые акты. Цифровой мониторинг проектов муниципальных правовых актов способен привлечь широкий круг заинтересованных независимых экспертов разных областей экономики.
Большое появление интернет форумов способствует вовлечению населения муниципальных образований в правотворческий процесс и повышению его гражданской активности. Проекты муниципальных правовых актов при размещении в интернет ресурсах подвергаются независимой экспертной оценке, формируются предложения по совершенствованию правовых норм.
До принятия проекта муниципального правового акта можно будет моделировать и прогнозировать различные правовые и социальные последствия его принятия. Здесь можно отметить целесообразность и эффективность проекта муниципального правового акта.
Такие цифровые формы взаимодействия, как онлайн-встречи, онлайн площадки приобретают актуальность в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в итоге обсуждения важных вопросов и проблем, повышается оперативность решения вопросов местного значения и их правового регулирования.
В целях совершенствования организации муниципального правотворческого процесса в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований предложен активно применять возможности автоматизированных информационных систем «Муниципальные правовые акты», «Согласование проектов правовых актов» и другие, что будет способствовать автоматизации согласования, подготовки, принятию и хранению правовых актов, оперативному доступу к электронному архиву, информационному взаимодействию участников муниципального правотворческого процесса.
В общем понимании, для последовательного, системного выявления правовых ограничений цифровизации в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований, учитывая уровень внедрения цифровых технологий, автором предложено выделить три уровня правовых ограничений (автоматизации, цифровизации и трансформации).
Автором разработаны предложения в части мероприятий, направленных на выявление и устранение системных правовых ограничений в деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в условиях цифровой трансформации.
Таким образом, отсутствие системного инструментария выявления и устранения системных правовых ограничений цифровизации муниципального управления в целом, является в настоящее время актуальной проблемой. Предложенный комплекс мероприятий по выявлению и устранению системных правовых ограничений целесообразно проводить в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований такими этапами (подходами), как: организационно-штатный, предметный и регулятивный.
Решение проблем бюрократизма в правотворческой деятельности заключается во внедрении цифровых технологий, которые способны будут ликвидировать процедурные барьеры, а также моделировать положительные и негативные изменения в правовой, экономической и социальной сферах, связанные с принятием муниципального правового акта.
Основные направления развития и правовые ограничения автоматизации права с применением технологий машиночитаемого права, как первого этапа цифровой трансформации, содержатся в Концепции развития технологий машиночитаемого права, утвержденной Правительственной комиссией по цифровому развитию 27.09.2021.
Автор полагает, что основные преимущества применения технологий машиночитаемого права в муниципальном правотворческом процессе заключаются в следующем:
- увеличение скорости правотворческого процесса и качества муниципальных правовых актов;
- непрерывный автоматический процесса мониторинга правоприменения;
- автоматический сбор и анализ судебных решений по вопросам компетенции, в том числе, полномочиям в части муниципального контроля;
- снижение влияния человеческого фактор на муниципальный правотворческий процесс.
- автоматическая правовая экспертиза проектов муниципальных правовых актов;
- снижение времени и повышение качества нормативно-правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов;
- автоматизация контрольной (надзорной) деятельности;
- возможность оперативной публикации машиночитаемых муниципальных правовых актов в актуальной редакции без участия человека.
Полагаем, что в Российской Федерации в настоящее время существует потенциал для внедрения технологий машиночитаемого права в реальные нормотворческие и правоприменительные процессы на муниципальном уровне.
Направления разработок в сфере искусственного интеллекта и цифровизации экономики в общем определены Президентом Российской Федерации, федеральными и региональными программами. Однако, необходима разработка новых концептуальных направлений механизмов правового регулирования в области разработки и внедрения цифровых технологий и искусственного интеллекта в деятельность исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Законодательство в этом вопросе должно быть системным.
Для разработки и внедрения концепции цифровизации муниципального правотворческого процесса в целях вовлечения муниципального управления в процесс цифровой трансформации необходимо сочетать научные подходы к разработке новой правовой конструкции с применением гибких правовых регуляторов.
Новаторство в сфере цифровых технологий 21 века рождает потребность инновационного подхода к каждому элементу муниципального правотворческого процесса с учетом традиций и практики правоприменения, выработанных институтами гражданского общества конкретного муниципального образования.
Однако действующая правовая база по предоставлению, например, муниципальных услуг, содержит нормы, которые не позволяют выполнить задачу по переводу всех ключевых муниципальных услуг в электронный формат. Для решения этой проблемы необходимо создание правовых условий, внедрение новых принципов: инициативного режима, суперсервисов, реестровой модели.
Перед органами местного самоуправления стоит задача повысить качество оказания муниципальных услуг, снизить издержки муниципального управления, что связано с переводом муниципальных услуг в цифровой формат, это касается также осуществления контрольно-надзорной деятельности и муниципальных функций. Управление, основанное на данных, позиционируется как один из ключевых принципов эффективного муниципального управления.
Муниципальный правотворческий процесс в условиях цифровой трансформации должен отражать тенденции в развитии общественных отношений, способствовать комплексному решения приоритетных вопросов населения муниципального образования, базируясь на внедрении агрегированных данных в едином информационном цифровом пространстве.
Развитие регионов и цифровизация есть важные ориентиры государственной политики в Российской Федерации. Особенную актуальность переход к цифровым технологиям приобрел в условиях общемирового противостояния новой короновирусной инфекции, что является доказательством того, что цифровые технологии будут применяться в юридической, политической, социально-экономической сферах и способствовать эволюционировано государственного управления и местного самоуправления.
Конечно, полностью полагаться на результат применения искусственного интеллекта в ходе муниципального правотворческого процесса не стоит, решение должно быть за специалистом. Факультативную дополнительно роль правовых технических функций (Legaltech) в муниципальном правотворческом процессе в настоящее время несомненно следует концептуализировать.
С другой стороны, вопрос внедрения искусственного интеллекта в практику правотворческого процесса в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований, в частности, на этапах планирования, прогнозирования, моделирования и разработки модельных проектов муниципальных правовых актов особенно актуален с учетом объема обрабатываемых данных. Неизбежность и важность его внедрения в муниципальный правотворческий процесс в условиях цифровой трансформации очевидна. Поэтому, автор полагает, что в настоящее время, оптимальным подходом к оценке искусственного интеллекта будет являться интеграция его в гибридное решение, включая традиционные методы и принципы муниципального правотворческого процесса.
Однако в скором будущем, есть вероятность, что возможности искусственного интеллекта превзойдут интеллектуальные и профессиональные способности юриста. Вопрос концептуальной разработки новых направлений правового регулирования, правовых актов, методических указаний и рекомендаций, правовых норм, регулирующих отношения применения искусственного интеллекта на муниципальном уровне, остается актуальным.
Правовое регулирование процессов цифровой трансформации государственного управления на региональном уровне находится в руках государственной власти. Концепции цифровой трансформации в отношении органов местного самоуправления не разработано. Данная концепция должна быть разработана на основе долгосрочных информационных потребностей муниципального образования, потребности в информатизации, уровне социально-экономического развития, степени безопасности, в которой должны быть представлены алгоритмы действий всех субъектов в целях создания единого информационного пространства для выбора наиболее оптимального пути развития цифровой трансформации.
Концепция должна быть ориентирована на уровень «цифровой зрелости» органов местного самоуправления применение единой методологии в органах местного самоуправления при проектировании прикладных информационных технологий, методологической поддержке внедрения цифровой трансформации как на федеральном, так и на региональном уровне. Принцип горизонтального и вертикального взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственно власти в этом направлении является приоритетным.
Требуется доработка и уточнение отдельных норм правовых актов на федеральном уровне с учетом международной практики, сложности регулируемой сферы правоотношений, в целях нормативного правового регулирования новых видов правоотношений во взаимодействии с разработчиками систем искусственного интеллекта.
Практическая реализация комплекса предложенных мероприятий по выявлению и устранению правовых ограничений в рамках правового регулирования деятельности исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований в условиях цифровой трансформации, интегрируя с концепцией цифровой трансформации государственного управления в целом, несомненно приведет к повышению результативности и эффективности цифровизации муниципального управления и соответственно, государственного управления в Российской Федерации.
Проведенный систематизированный анализ мероприятий по выявлению и устранению системных правовых ограничений цифровизации в муниципальном правотворческом процессе имеет практическое значение: в первую очередь, для выявления в тестовом режиме таких правовых ограничений, во вторую очередь - для учета в разработке нормативной и организационной базы регулирования цифровой трансформации в исполнительно-распорядительных органах муниципальных образований.
1. Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Вып. 1. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1963. 265 с.
2. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М.: 1981. 361 с.
3. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 2. Свердловск: 1973. 401 с.
4. Алексеев С. С. Теория права. Харьков:1994. 224 с.
5. Алешкова Н.П. Конституционно-правовые основы муниципального
правотворчества в Российской Федерации: специальность 12.00.02:
диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Алешкова Наталья Павловна; ГОУ ВПО «Уральская государственная юридическая академия», Екатеринбург, 2010. 219 с. [Электронный ресурс]: URL: https://www.dissercat.com/content/konstitutsionno-pravovye-osnovy(дата обращения: 12.10.2021).
6. Баранов В.М. Норморайтер как профессия // Научная электронная
библиотека eLIBRARY. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6. C.16-29. eLIBRARY ID: 32301045.URL:
https://elibrary.ru/defaultx.asp(дата обращения: 12.10.2021).
7. Баранов В.М. Техника правотворчества как явление культуры // Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая техника. 2016. № 10. С. 28-39. ISSN 0712-0076. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/297052(дата обращения: 12.10.2021).
8. Баранов И.Н. Муниципальный правотворческий процесс: понятие и стадии [Электронный ресурс]: Административное и муниципальное право. 2015. № 9. URL: https://justicemaker.ru/view-article.php?id=13&art=5227(дата обращения: 03.01.2021).
9. Барьеры в развитии цифровой экономики в субъектах Российской
Федерации [Электронный ресурс]: Доклад Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, 2019. URL: https://ac.gov.ru/news/page/vyavleny-barery-dla-razvitia-cifrovoj-ekonomiki-v-regionah-25839 (дата обращения 03.10.2021).
10. Белясов С.Н. Теоретико-правовые подходы в определении понятия
«муниципальное нормотворчество» // Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 4. С. 52-55. ISSN 2078-5356. URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/311984(дата обращения: 12.01.2021).
11. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М.: Юрид. изд-во, 1947. 364 с.
12. Васильев М. Некоторые вопросы технологии нормотворческого
процесса в муниципальных образованиях [Электронный ресурс]: Журнал Муниципальное право. 2016. №3. URL: http://emsu.ru (дата обращения:
12.01.2021).
13. Голоскоков Л. В. Методология исследования модернизации права:
классический и информационно-коммуникативный подходы [Электронный ресурс]: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук, 2006. 46 с. URL: https://new-
disser.ru/avtoreferats/01003319954.pdf (дата обращения 21.03.2021).
14. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: 1972. 258 с.
15. Давыдова М.Л. Профессия норморайтера: массовость или
элитарность? / М.Л. Давыдова // Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. С. 357-360. ISSN 2078-5356. URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/308785(дата обращения: 24.06.2020).
16. Дрейшев Б.В. Правотворчество в советском государственном управлении. М.: Юрид. лит., 1977. 160 с.
17. Дугарская Т.А., Кузнецов В.Н. Влияние различных теорий местного самоуправления на процесс становления местного самоуправления в России [Электронный ресурс]: Журнал: Бюллетень науки и практики, 6 т.6, 2020. URL: https://bulletennauki(дата обращения 21.03.2021).
18. Европейская хартия местного самоуправления: совершено в Страсбурге 15.10.1985, ратифицирована Россией Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
19. Ефремов А.А. К формированию механизма выявления и устранения
системных правовых ограничений цифровизации государственного управления. Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. [Электронный ресурс]: URL: https://vgmu.hse.ru/data/2020/12/11/
1356551687/Ефремов.рйГ (дата обращения 25.09.2021).
20. Жилкин В.А. Цифровые технологии и применение искусственного
интеллекта в Финляндии и России: сравнительно-правовое исследование. Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. [Электронный ресурс]: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-
tehnologii-i-primenenie-iskusstvennogo-intellekta-v-finlyandii-i-rossii (дата
обращения 25.09.2021).
21. Зазулин А. Мечтает ли искусственный интеллект об идеальных правовых актах? [Электронный ресурс]: статья от 12.05.2021. URL: https://zakon.ru/blog/2021/5/12/mechtaet li iskusstvennyj intellekt ob idealnyh pravovyh aktah (дата обращения 25.09.2021).
22. Закиеев В. Законотворчество и «цифра» (лонгрид на тему)
[Электронный ресурс]: статья от 05.01.2020 URL:
https://zakon.ru/blog/2020/3/2/zakonotvorchestvo i_cifra_longrid_na_temu. (дата обращения 20.03.2020).
23. Иеринг Р. Юридическая техника. Перевод с немецкого
Ф.С.Шендорфа. С.-Петербург. 1905. [Электронный ресурс]: URL:
https://expert.kursksu.ru/wp content/uploads/2019/02/IheringYuridicheskaya
tekhnika.pdf (дата обращения: 01.10.2021).
24. Казаков И.В. Современная стратегия законодательства Российской Федерации в области местного самоуправления / И.В. Казаков //Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая техника. 2015. № 9. С. 280-281. ISSN 0712-0076. URL: https:ZZe.lanbook.com/journal/issue/296160(дата обращения: 03.01.2021).
25. Казанцева О.Л. Муниципальное нормотворчество: состояние, проблемы и перспективы развития / О.Л. Казанцева // Лань: электронно-библиотечная система. Вестник Омского университета серия «Право». 2015. № 3. С. 44-48. ISSN 1990-5173. URL: https:ZZe.lanbook.com/journalZissueZ296236(дата обращения: 25.03.2021).
26. Какадий И.И. История развития местного самоуправления в Российской Федерации / И. И. Какадий, Д. Б. Ширипова // Лань: электронно-библиотечная система. Бюллетень науки и практики. 2020. № 6. С. 261-268. ISSN 2414-2948. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312872(дата обращения: 13.01.2021).
27. Калязин В.И. Проблемы использования искусственного интеллекта. Институт права и управления ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» г. Москва. Издательский дом «Среда» 20 Цифровая трансформация государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: URL: https:ZZphsreda.com/e-publicationsZe-publication- 10285.pdf (дата обращения: 13.01.2021).
28. Карева И.А. Процессуально-инструментальные особенности содержания муниципальной правотворческой техники / И.А. Карева // Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2. с. 220-226. ISSN 2078¬5356. URL: https:ZZe.lanbook.comZ journalZissueZ296163 (дата обращения: 04.07.2020).
29. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) ZZ Консультант плюс: справочно-правовая система.
30. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10.07.1918, документ утратил силу). Сайт Конституции Российской Федерации // Гарант: справочно-правовая система.
31. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05.12.1936, документ утратил силу). Сайт Конституции Российской Федерации // Гарант: справочно-правовая система.
32. Конституция (Основной закон) Союза Советских
Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07.10.1977, документ утратил силу). Сайт Конституции Российской Федерации // Гарант: справочно¬правовая система.
33. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
34. Концепция развития технологий машиночитаемого права
[Электронный ресурс]: утверждена Правительственной комиссией по цифровому развитию 27.09.2021. URL: https://www.economy.gov.
ru/material/file/ 792d50ea6a6f3a9c75f95494c253ab99/31_15092021.pdf. (дата обращения 05.10.2021).
35. Краснушкина Н., Райский А., Крючкова Е., Скоробогатько Д.
Судебный процессор. Правительство обсуждает использование искусственного интеллекта в правовой сфере [Электронный ресурс]: Газета «Коммерсантъ» № 210 от 13.11.2017. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/3466185(дата обращения 05.10.2021).
36. Кузнецова Е.Н. Принципы муниципального правотворческого процесса / Е.Н. Кузнецова // Лань: электронно-библиотечная система. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 20. С. 149-153. ISSN 2075-4566. URL: https:ZZe.lanbook.com/journal/issue/288836(дата обращения: 17.01.2021).
37. Липень С.В. Информационные технологии в правотворческой деятельности ZZ Lex Russica. 2019. №8. С. 111-120.
38. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник.
(Университетская версия). М.: 2007. 640 с.
39. Методология права. Перевод с сербохорватского / Лукич Р.; под ред. Керимов Д.А. М.: Прогресс, 1981. 304 с.
40. Мицкевич А.В. Юридическая природа актов правотворчества высших органов государственной власти и управления СССР: (Специальность 710. Теория государства и права): Автореферат дис. на соискание ученой степени доктора юридических наук / Всесоюз. науч.- исслед. ин-т советского законодательства. М: 1967. [Электронный ресурс]: https://search.rsl.ru/ru/record/01006353959(дата обращения 06.10.2021).
41. Методические рекомендации по подготовке муниципальных нормативных правовых актов: подготовлены ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2018 год // Консультант плюс: справочно-правовая система.
42. Методические рекомендации по проведению правовой и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (с иллюстрацией на конкретных примерах): утверждены Минюстом России, 2017 год // Консультант плюс: справочно-правовая система.
43. Методические рекомендации по определению нормативности правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в целях ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов и регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: разработаны Минюстом России, 2019 год // Консультант плюс: справочно-правовая система.
44. Модельный муниципальные правовые акты [Электронный ресурс]:
Официальный портал. Иркутская область. URL:
https://irkobl.ru/documents/vedenie-registra-mnpa/modelnye_mnpa (дата
обращения 06.10.2021).
45. Модельные муниципальные нормативные правовые акты
[Электронный ресурс]: Официальный портал. Волгоградская область. URL: https://www.volgograd.ru/ munitsipalnye-obrazovaniya/normotvor/acts (дата
обращения 03.10.2021).
46. Модельные муниципальные акты, разработанные прокуратурой Тамбовской области и согласованные с правовым департаментом [Электронный ресурс]: Официальный портал Тамбовской области. URL: https://www.tambov.gov.ru/law/struktura/otdel-pravovogo-soprovozhdeniya- reformy-mestnogo-samoupravleniya/modelnye(дата обращения 01.10.2021).
47. Модельные правовые акты [Электронный ресурс]: Официальный
портал органов государственной власти Тюменской области. URL: https://admtyumen.ru/ogvru/gov/localgov/methodical (дата обращения
06.10.2021).
48. Мониторинг нормотворческого процесса органов местного самоуправления с иллюстрацией типичных нарушений правил юридической техники на конкретных примерах: пособие, подготовлено ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2018 год // Консультант плюс: справочно-правовая система.
49. Научные основы советского правотворчества. Академия наук СССР. Институт государства и права; под ред. Р.О. Халфина. М.: Наука, 1981. 317 с.
50. Нормативные правовые акты в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: Официальный портал Министерства юстиции Российской Федерации. URL: http://pravo-search.minjust.ru:
8080/bigs/portal.html. (дата обращения 10.10.2021).
51. Нормотворческая юридическая техника / под ред. Н. А. Власенко. М.: 2013. 312 с.
52. О ведении федерального регистра муниципальных нормативных
правовых актов (вместе с Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов): Постановление
Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 (ред. от
20.11.2018) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
53. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
54. О государственной программе Российской Федерации
«Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815- р (документ утратил силу) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
55. О Государственном Совете Российской Федерации: Федеральный закон от 08.12.2020 № 394-ФЗ // Гарант: справочно-правовая система.
56. О мониторинге правоприменения в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 (ред. от 25.07.2014) (вместе с Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
57. О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1(дата обращения
25.09.2021).
58. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
59. О правовых актах Главы города Тюмени: постановление Главы
города Тюмени от 02.11.2018 № 3-пг // Консультант плюс: справочно¬
правовая система.
60. О правотворческой деятельности органов прокуратуры и
улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления» (вместе с «Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации»): Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 11.08.2020) //
Консультант плюс: справочно-правовая система.
61. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
62. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
63. О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации (вместе с Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года): Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 № 490 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
64. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: заключение Конституционного Суда РФ от 16.03.2020 № 1-З // Консультант плюс: справочно-правовая система.
65. О стратегии развития информационного общества в Российской
Федерации на 2017-2030 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919(дата обращения: 24.09.2021).
66. О Федеральной государственной информационной системе
«Национальная единая среда взаимодействия всех участников нормотворческого процесса при подготовке регуляторных решений»: приказ Минэкономразвития России от 09.07.2019 № 400 // Консультант плюс:
справочно-правовая система.
67. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
68. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 (ред. 10.07.2017) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
69. Об общественной экспертизе проектов муниципальных
нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства: постановление Администрации города Тюмени от 12.07.2010 № 74 (ред. от 04.07.2016) // Консультант плюс: справочно¬
правовая система.
70. Об общих началах местного самоуправления и Закон СССР от 09.04.1990 № 1417-I местного хозяйства в СССР: (документ утратил силу). Сайт Конституции Российской Федерации // Гарант: справочно-правовая система.
71. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 30.09.2021 // Консультант плюс: справочно-правовая система.
72. Об обязательных требованиях в Российской Федерации:
Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ (ред. от 11.06.2021) //
Консультант плюс: справочно-правовая система.
73. Об определении порядка опубликования муниципальных
нормативных правовых актов в уставе муниципального образования: письмо Минюста России от 20.11.2018 № 08/151193-ДН // Консультант плюс:
справочно-правовая система.
74. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 (ред. от 20.02.2020) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
75. Об организационно-документационном обеспечении деятельности
Администрации города Тюмени. Инструкция по подготовке муниципальных правовых актов Администрации города Тюмени: распоряжение
Администрации города Тюмени от 03.02.2011 № 163 (ред. от 08.10.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
76. Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники на период до 2024 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 № 2129-р // Консультант плюс: справочно-правовая система.
77. Об утверждении Плана нормотворческой деятельности
Администрации города Тюмени на 2021 год и внесении изменений в распоряжение Администрации города Тюмени от 26.12.2019 № 1121:
распоряжение Администрации города Тюмени от 23.12.2020 № 1087 (ред. от 04.10.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
78. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной
экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов: постановление
Администрации города Тюмени от 30.06.2010 № 70 (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
79. Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, Порядка проведения экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности: постановление Администрации города Тюмени от 23.06.2014 № 99-пк (ред. от 04.10.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
80. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р (документ утратил силу). URL: http: //static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 24.09.2021).
81. Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.2020 № 258-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
82. Обзор изменений Конституции Российской Федерации [Электронный ресурс]: подготовлено экспертами компании «Гарант», июнь 2020 год. URL: https://base.garant.ru/77399046(дата обращения 29.09.2021).
83. Общая теория права: учеб. для юрид. вузов / Ю. А. Дмитриев и др.; под общ. ред. А. С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 1998. 384 с.
84. Остроумов Н.В. Перспективы и этапы развития профессии
«норморайтер» в России / Н.В. Остроумов // Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. С. 470-472. ISSN 2078-5356. URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/308785(дата обращения: 07.09.2021).
85. Орлов Д.В. Организационные проблемы обучения
нормотворчеству и предполагаемые пути их решения / Д.В. Орлов // Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 2. С. 468-470. ISSN 2078-5356. URL: https:ZZe.lanbook.com/journal/issue/308785(дата обращения: 04.07.2020).
86. Ромашов Р.А. Национальная правовая культура России: традиции, ценности, техника / Р.А. Ромашов // Лань: электронно-библиотечная система. Юридическая техника. 2016. № 10. С. 49-52. ISSN 0712-0076. URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/297052(дата обращения: 12.10.2021).
87. Сборник модельных актов органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях от 31.07.202 [Электронный ресурс]: URL:
https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/regions/model/7id57M30986-sbornik modelnykh aktov (дата обращения: 12.10.2021).
88. Соловьев С.Г Муниципальный кодекс Российской Федерации:
необходимость принятия // Лань: электронно-библиотечная система. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2013. № 1. С. 93-98 ISSN 1991-9778. URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/296994(дата обращения: 03.01.2021).
89. Степанян В.В. Теоретические проблемы правообразования в социалистическом обществе. Ереван: Изд-во АН АРМССР, 1986. 183с.
90. Сущность права. Социально-философское понимание генезиса, развития и функционирования юридической формы общественных отношений; под ред. Явич Л.С. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985, 207с.
91. Сысоев Ю.Е. Системообразующие принципы нормотворчества: автореф. дис. канд. юрид. наук. М.: 2006. С. 15-23 [Электронный ресурс]: URL: https://organov gosudarstvennoi vlasti subektov rossiiskoi federatsii iorganov mestnogo samoupravleniya v tselyakh ryealizatsii polozhenii b (дата обращения 07.02.2021).
92. Томин, В. А. Юридическая техника: учебное пособие / В. А. Томин. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. 84 с. [Электронный ресурс]: URL: http://www.procuror.spb.ru/izdanija/201703 17.pdf (дата обращения 07.02.2021).
93. Томин В.А. Правотворческая деятельность субъектов Российской
Федерации: учебное пособие / В. А. Томин. Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. 96 с. [Электронный ресурс]: URL: http://www.procuror.spb.ru/izdanija/2017_03_17.pdf(дата обращения
07.02.2021).
94. Устав муниципального образования городской округ город Тюмень (Устав города Тюмени): принят решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 № 162 (ред. от 25.05.2021), зарегистрировано в ГУ Минюста Российской Федерации по Уральскому федеральному округу 19.07.2007 № RU723040002007001) // Консультант плюс: справочно-правовая система.
95. Цифровая трансформация государственного и муниципального
управления [Электронный ресурс]: сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 1 июля 2021 г.) / под. ред. Н.В. Морозова. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. 172 с. URL: https://phsreda.com/e-publications/e-publication-
10285.pdf (дата обращения 24.09.2021).
96. Цифровая экономика: 2021: Краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ, 2021 [Электронный ресурс]: URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/43400 7067.pdf (дата обращения 24.09.2021).
97. Чертков А. Публичная власть в обновленной Конституции.
26.03.2020. Тандему государственной и муниципальной властей необходим триумвират с властью гражданского общества [Электронный ресурс]: URL: https://www.budgetnik.ru/art/103746-izmeneniya-v-konstitutsii-rf-2020 (дата
обращения 24.09.2021).
98. Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru(дата обращения 01.10.2021).
99. Экимов А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Л.: 1984. 135 с.
100. Юридический принцип. Понятие [Электронный ресурс]: URL: ttps://ru.wikipedia.org/wiki(дата обращения 15.02.2021).
101. Юсупов А.В. Нормотворчество на уровне местного самоуправления. Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 / Юсупов А.В. Волгоград: 2004. 170 с. [Электронный ресурс]: URL: https://www.dissercat.com/content/ normotvorchestvo-na-urovne-mestnogo-samoupravleniya (дата обращения: 03.01.2021).
102. Council of Europe European Commission for the efficiency of justice (CEPEJ) [Электронный ресурс]: URL: https://www.coe.int/en/web/cepej(дата обращения: 02.05.2021).
103. E-Government Survey 2020: E-Government for the People
[Электронный ресурс]: URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/
234524470 (дата обращения: 08.10.2021).
104. Omar A. et al. Digitally enabled service transformation in Digitally
transformation in UK public sector: A case analysis of universal credit: International Journal of Information Management. 2017. №. 4. С. 350-356.
[Электронный ресурс]: URL:
https: //bradscholars. brad. ac.uk/bitstream/handle/10454/12100/omar_et_al_2017.pdf (дата обращения: 02.10.2021).
105. Reis J., Amorim M., Meteo N., Matos P Digital Transformation: Literature Review and Guidelines for Future Research. In: А. Rocha et al. (Eds.): WorldCIST’18. AISC745 С. 411-421. [Электронный ресурс]: URL: https://doi. org/10.1007/978-3-319-77703-0 41 (дата обращения: 09.09.2021).
106. Perez-Morote R. et al. The effects of e-government evaluation, trust and
the digital divide tion, trust and the digital in the levels of e-government use in European countries: Technological Forecasting and Social Change. 2020. 154 с. [Электронный ресурс]: URL: https://doi.org/10.1016Zj.tech-
i.org/10.1016/j.techfore.2020.119973 (дата обращения: 02.10.2021).
107. Chr. Helfer Rudolf von Jhering. Электронная Библиотека Giessener
echtssoziologe. 5 с. [Электронный ресурс]: URL:
http://geb.unigiessen.de/geb/volltexte/2013/9784/ pdf/GU519722S40 pdf (дата обращения: 02.10.2021).
108. Methode und Zivilrecht beim «Begriffsjuristen» Jhering (1818 -
1892). Series: NomosStudium. Edition 2012. С.123-150. Электронная
библиотека Nomos: URL: https://www.nomos-elibrary(дата обращения: 09.09.2021).