Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков

Работа №114142

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста 9
1.1 Роль культурно-гигиенических навыков в воспитании
детей младшего дошкольного возраста 9
1.2 Методы формирования культурно-гигиенических навыков в дошкольной образовательной организации и семье 18
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков 25
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 3-4 лет
культурно-гигиенических навыков 25
2.2 Организация педагогических условий формирования
у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков 39
2.3 Изучение динамики сформированности у детей 3-4 лет
культурно-гигиенических навыков 50
Заключение 62
Список используемой литературы 65
Приложение А Список детей экспериментальной группы 67
Приложение Б Результаты констатирующего этапа исследования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста 68
Приложение В Анкета для родителей 69
Приложение Г Результаты анкетирования родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей на констатирующем этапе 70
Приложение Д Комплекс методов и приемов по формированию
культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет... 71
Приложение Е Иллюстрации по формированию культурно- гигиенических навыков у детей 75
Приложение Ж Материал для родителей по формированию культурно-гигиенических навыков в домашних условиях 78
Приложение И Результаты контрольного этапа исследования культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет. 79
Приложение К Результаты анкетирования родителей по формированию культурно-гигиенических навыков у детей на контрольном этапе 80


Актуальность исследования. В настоящее время здоровье детей дошкольного возраста вызывает особую тревогу. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от контингента детей, поступающих в школу. В связи с этим, данная проблема является особенно актуальной для нашего времени, сохранение и укрепление здоровья детей становится одной и главных задач реформы системы дошкольного образования.
Здоровье человека формируется еще в раннем детстве, когда организм ребенка особо чувствителен к влиянию внешней среды. Гигиеническое воспитание - неотъемлемая часть общего воспитания детей дошкольного возраста и культуры человека в целом. Культурно-гигиенические навыки формируются у детей в младшем дошкольном возрасте, так как в этом возрасте нервная система у детей очень пластична, а такие действия как, прием пищи, умывание, одевание, повторяются систематически. Соблюдение чистоты тела, поддержание порядка, культура еды, правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, все эти навыки прививаются детям в детском саду.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены является очень важной задачей в охране здоровья дошкольников, помогает правильной организации детей в семье, в дошкольной образовательной организации и в общественных местах. Качественное выполнение детьми необходимых гигиенических норм и правил поведения обеспечит детям сохранение не только собственного здоровья, но и здоровья окружающих их детей и взрослых. Усердная повседневная работа с детьми позволит совершенствовать их гигиенические навыки, со временем их выполнение станет естественной потребностью.
Многие отечественные авторы исследовали проблему воспитания культурно-гигиенических навыков детей. Такие известные педагоги как, С.Д. Забрамная, А.Р. Малер, Л.М. Шипицина доказали, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей лучше всего осуществляется в игре.
С.В. Петерина рассматривает проблему формирования у дошкольников культурно-гигиенических навыков с позиций нравственного воспитания, как составляющую культуры поведения, поскольку здесь формируется первый вид труда детей - самообслуживание, умение доводить дело до конца, стремление к самостоятельности, поддержанию чистоты тела.
Анализ научных исследований и практики образовательной деятельности в детских организациях выявил следующее противоречие: между необходимостью формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков и недостаточностью исследования результативных педагогических условий, направленных на реализацию данного процесса.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования «Педагогические условия формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность педагогических условий формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Объект исследования: процесс формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Предмет исследования: педагогические условия формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет возможно при следующих педагогических условиях:
- определение компонентов культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей детей;
- организация поэтапной работы (подготовительный этап, деятельностный, преобразовательный) с детьми при использовании результативных форм, методов и приемов данного процесса;
- осуществление взаимодействия воспитателей и родителей, обеспечивающее действенность проявления детьми культурно-гигиенических навыков в поведении.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностические методики и выявить актуальный уровень сформированности у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
3. Определить и проверить результативность педагогических условий, направленных на формирование у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков. Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- психолого-педагогические исследования проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста (Е.М. Белостоцкая, Л.Г. Нисканен, С.В. Петерина, С.В. Хабарова);
- исследование игровой деятельности детей и её развивающее воздействие (Л.С. Выготский, Н.Ф. Губанова, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин).
Для достижения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования: теоретический анализ проблемы исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №19 «Детский сад комбинированного вида» Новгородский р-н, п. Панковка, ул. Октябрьская 4а.
В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте 3-4 лет, 2 педагога, 10 родителей.
Новизна исследования заключается в уточнении показателей и уровней сформированности у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий формирования у детей 3-4 лет культурно-гигиенических навыков.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования в практике дошкольной образовательной организации диагностических материалов для изучения уровня сформированности культурно-гигиенических навыков, педагогических условий организации данного процесса.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 наименования), 8 приложений. Для иллюстрации текста используются 16 таблиц. Основной текст работы изложен на 66 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Навыки гигиены являются важнейшей частью в культуре поведения личности. Нормы отношений в социуме предполагают соблюдении правил поведения, опрятности, чистоты, соблюдения правил гигиены. Каждому ребенку в процессе взросления, становления следует сформировать культурно-гигиенические навыки, они включают в себя не только усваивание норм и правил поведения, но и вхождение ребенка во взрослый мир, происходит очень важный процесс социализации. Культурно-гигиенические навыки следует формировать именно в раннем возрасте, он считается самым удачным и благоприятным для успешного, качественного формирования навыков гигиены на всю оставшуюся жизнь.
Культурно-гигиенические навыки формируются ежедневной работой с каждым ребенком, при успешном обучении, соблюдение норм гигиены становится для детей естественным процессом, без которого не обойдется ни один день, взрослея, дети продолжают тренировать и усовершенствовать гигиенические навыки. Педагог играет важнейшую роль в обучении детей навыкам гигиены, в его обязанностях формирование, повторение, закрепление усвоенных детьми культурно-гигиенических навыков.
Констатирующий эксперимент показал низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет, дети не всегда пользуются последовательностью умывания, одевания, раздевания. Теряются при использовании столовых приборов, затрудняются пользованием носового платка, уборкой кровати после сна.
Формирующий эксперимент направлен на использовании в работе потешек, стихов, сказок, прибауток, такую информацию дети будут воспринимать быстрее и легче. Для успешного становления личности каждый ребенок должен полноценно овладеть культурно-гигиеническими навыками, ведь они являются немаловажной частью культуры человека в целом. Культурно-гигиенические навыки воспитывают в взрослеющем человеке самостоятельность, осознанность, правильно сформированные правила и нормы поведения в обществе, без них невозможно создать полноценную, достойную, воспитанную личность.
Анализ полученных результатов исследования свидетельствует о том, что показатели уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет по результатам контрольного этапа эксперимента увеличился. Количество детей, достигших высокого уровня навыков увеличилось. Изменилось количество детей с низким уровнем сформированности навыков гигиены, на констатирующем этапе низким уровнем обладали три ребенка, а на контрольном этапе уже один. Большинство детей достигли успехов в формировании культурно-гигиенических навыков и улучшили свои результаты.
Из результатов проведённого анкетирования на контрольном этапе мы сделали вывод о том, что 100% родителей сформировали представления о содержании навыков гигиены, и 80% родителей активно и систематически формируют навыки гигиены в домашних условиях и уделяют им должное внимание.
Проведя исследование, методом наблюдения за воспитателями детского сада сделали вывод о том, что: воспитатели пользуются различными, действенными приемами воспитания детей, придерживаются систематической, последовательной, целенаправленной работы, доброжелательно относятся к детям, используют поощрение, поддерживают положительную атмосферу, пользуются литературой, подбирают художественные произведения в зависимости от конкретных различных задач воспитания.
Таким образом, проведя эксперимент, мы можем говорить о том, что рациональная организация обстановки в дошкольной образовательной организации, которая включает не только обеспечение воспитательно-образовательного процесса материально-технической базой, но и наличие правильно организованной воспитательной работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, приносит положительные результаты. В ходе эксперимента мы доказали выдвинутую гипотезу о том, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет возможно при следующих педагогических условиях:
- определение компонентов культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных особенностей детей;
- организация поэтапной работы (подготовительный этап, деятельностный, преобразовательный) с детьми при использовании результативных форм, методов и приемов данного процесса;
- осуществление взаимодействия воспитателей и родителей, обеспечивающее действенность проявления детьми культурно-гигиенических навыков в поведении.



1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения // Дошкольное воспитание, 1989. №11. С. 17-21.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и [др.] Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 9, М.: Просвещение, 2011. 273 с.
3. Богина Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. М.: Просвещение, 2007. 95 с.
4. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2011. 207 с.
5. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2007. 240 с.
6. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 2011. 160 с.
7. Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2001 121 с.
8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. СПб.: Литера, 2007. 30 с.
9. Давидчук Е. Г. Организация деятельности детей в разновозрастной группе. СПб.: Литера, 2002. 198 с.
10. Логинова В. И., Ноткина Т. И. и [др.]. Под ред. Т. И. Бабаевой,
З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб.: Детство - Пресс, 2010. С. 224.
11. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Просвещение, 2008. 256 с.
12. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. М: Айрис-пресс, 2007. 19 с.
13. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. М.: Просвещение, 1973. 160 с.
14. Лямлина Г. М. Воспитание культурно-гигиенических навыков
в старшем дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание, 1976. №2.
С. 80-82.
15. Макаренко А. С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2014. 288 с.
16. Паунова С. Гигиенические навыки - с малых лет // Дошкольное воспитание, 1993. № 11. С. 67.
17. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей
дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2006. 141 с.
18. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку // Дошкольное
образование, 2008. №10. С. 53-59.
19. Урунтаева Г. А, Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша
к гигиене и самообслуживанию. М.: Просвещение, 2007. 215 с.
20. Хабарова С. В. Культура повседневной жизни. М.: Педагогика, 2015. 122 с.
21. Челпакова С. М. Занятия с детьми раннего возраста в детском саду. М.: Педагогика, 2015. 218 с.
22. Чулкова Н. Воспитание культурно-гигиенических навыков // Дошкольное воспитание, 1991. №5. С. 11.
23. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. М-СПб. - Киев: Диалектика, 2010. 256 с.
24. Юркевич В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании
волевых привычек. М.: Знание, 2006. 80 с.
25. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно -
гигиенических навыков // Дошкольное воспитание, 1979. № 8. С. 15-20.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ