Аннотация 2
Введение 4
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 11
§1.1 Политика здравоохранения 11
§1.2 Осуществление образовательной политики 21
ГЛАВА II. ОХРАНА ДЕТСТВА И МАТЕРИНСТВА И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ 33
§2.1 Социальное обеспечение матерей и детей 33
§2.2 Социальное обеспечение нетрудоспособного населения 51
Заключение 63
Список используемой литературы и источников 67
Приложения 75
Актуальность исследования. Социальная политика является приоритетным направлением деятельности органов, как государственной власти, так и местного самоуправления. Именно, спокойное течение жизни, не нарушаемое неудачами, несчастиями, гарантирует политическую устойчивость общественной системы. Поэтому, значимым действием, для реализации эффективной социальной политики, является обращение к историческому опыту, как страны в целом, так и на местах. Осуществляя реформы, необходимо главным образом учитывать опыт советского государства, включая и 1930-е гг., когда вопросы социальной политики, являлись ключевыми, как и сейчас. Однако, обращая внимание на опыт прошлого, следует учитывать способы организации экономических отношений. В СССР это административно -командная система, для которой характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование социалистических методов управления; господство партийно -государственной бюрократии при отсутствии экономической свободы. Экономическая система современной России отличается от советской и построена на рыночных принципах: свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. В соответствии с различием экономических систем следует отметить, что для Российской Федерации, как и для страны советов, вопрос социальной политики остаётся приоритетным.
30-е гг. ХХ в. являются важным этапом для Советского Союза, так как именно в это время социальное обеспечение получает свое становление и активное развитие. Именно в это время в социалистическом государстве появляются и развиваются подобные виды социальной помощи: медпункты на предприятиях, трудоустройство инвалидов, скорая помощь, детские сады и т. д.
Построение коммунизма в СССР предполагало создание развитой сист е- мы государственного соцобеспечения. В советский период понятия социальной политики не существовало. Оно заменялось понятием социальное обеспечение, которое толкуют в узком и широком смысле (В. С. Андреев). Социальное обеспечение в узком смысле - это материальное обеспечение нетрудоспособных и престарелых граждан, осуществляемое государством при помощи денежных средств выделяемых из государственного бюджета.1 В широком смысле социальное обеспечение включает: материальное обеспечение военных, медицинское обслуживание, заботу о детстве и материнстве, выплату пенсий, социальное страхование и т. д.2 Однако исследователь В. Д. Попков полагает, что Андреев слишком широко трактует термин социальное обеспечение, внося в него заботу детства и материнства, и медицинское обслуживание.
Из вышесказанного становится ясно, что понятие социальная политика, или социальное обеспечение имеет различные трактовки. К сожалению и по сей день нет устоявшегося и единого мнения насчет того, что необходимо понимать под термином социальная политика. Она может включать разные направления: систему образования, систему здравоохранения, защиту материнства и детства, развитие общественного питания и т. д.
В рамках бакалаврской работы нам не удастся рассмотреть все направления социальной политики, поэтому коснемся только некоторых из них. Особый интерес представляют следующие направления соцобеспечения: система здравоохранения, обеспечение нетрудоспособного населения, институты материнства, воспитания и образования. Рассматривая вопросы системы здравоохранения и обеспечения нетрудоспособного населения, интересно было узнать, как именно, в условиях индустриализации, осуществлялась охрана здоровья населения страны, как государство заботилось о нетрудоспособных гражданах. Институты материнства, воспитания и образования представляют огромный интерес, потому, что в 1930-е гг. в регионе, происходят процессы, которые изменяют традиционные устои общества и формируют новый тип человека - советского.
Степень изученности темы. В изучении проблем социального обеспечения выделяют три этапа: 1) 1930-е - середина 1950-х гг.; 2) середина 1950-х - 1980-е гг.; 3) 1990-е гг. - настоящее время.
Впервые исследованиями социальных проблем начали заниматься в конце 20-х - 30-е гг. ХХ в. Это время когда историческая наука развивается в условиях официальной идеологии, и, порой работы писались под заказ, отображая только положительные изменения в социальной сфере. Но термина социальной политики тогда не существовало, в следствие чего не существовало и целостных работ по данной проблеме. И дело ограничивалось лишь отдельными сторонами материального состояния трудового народа.
Вторая половина 1920-х - начало 1930-х гг. знаменуются публикациями статистических источников, которые отражали материально -бытовое положение рабочего класса в СССР.3 Первым исследовательским трудом по данной тематике стала монография Е. А. Кабо. В ней автор раскрывает такие особенности социальной политики как питание, одежда, жилище и др.4
Этот период характеризуется поднятием вопроса жилищной политики. Следует отметить труд А. С. Введенского, который уделял внимание состоянию занимаемого семьями помещения, не нарушены ли его санитарно-гигиенические нормы.5 На областном уровне в свет выходит труд В. А. Градского о городе Самаре.6 В нём автор, помимо положительных черт, пытается показать недостатки жилищного вопроса.
Проблемам социального страхования рабочих посвящены различные труды, в которых уделяется внимание вопросам общественного питания , социального страхования, а также продемонстрирован рост оплаты труда рабочим.7
Труды конца 1920-х - начала 1930-х гг., вне всякого сомнения, внесли огромный вклад в развитие исторической науки и способствовали воссоздать объективную картину государственной социальной политики. Однако интерес к данной проблеме постепенно угасает и возобновляется он только в 1950 -е гг.
В 1950 - 1980 гг. в исследовании темы происходят положительные изменения, но обобщающих трудов по прежнему не наблюдается, как на региональном уровне, так и по стране в целом. Социальная политика освещается исключительно по отдельным направлениям.
Появляются работы, посвященные развитию образования и здравоохранения в СССР.8 В трудах отмечается главенствующая роль КПСС в решении практически всех задач, стоявшими перед обществом. При написании данных работ, авторами, было привлечено достаточно огромное количество документального материала. В сфере образования, помимо результатов образовательной политики, вопросы посвящались и финансированию этой сферы.9
Много работ выходит в 70-е гг. ХХ в., посвященные отдельным проблемам социального обеспечения.10 Авторы обращают в первую очередь внимание на правовой аспект развития социальной политики в СССР. Работа Е. А. Астрахана посвящена истории пенсионного обслуживания граждан различных категорий и имеет обзорный характер. М. С. Ланцев в своем исследовании социального обеспечения, исходит из сопоставительных и сравнительных характеристик. Он сравнивает социальное обеспечение СССР и социальное страхование в капиталистических государствах.
В этот период исследователи проявляют интерес к изучению проблем детства и материнства. В работах затрагиваются законодательные и практические стороны данной проблемы.11
Весомым вложением в изучение государственной социальной политики 30-х гг. ХХ в. стал аналитический труд Л. А. Гордона и Э. В. Клопова, вышедший в конце 80-х гг. ХХ в. Изучая направления социальной политики, авторы пришли к выводу, что индустриальный скачок в народном хозяйстве сам по себе требовал улучшения условий жизни граждан советского союза и повышение культурного уровня населения. Отмечается, что для формирования работника индустриального типа требовали развитие медицинское обслуживание, первичное школьное образование и переход к городскому, новому, образу жизни.12
После распада Советского Союза возникает потребность пересмотреть многие идейные установки, сложившиеся за десятилетия существования советской власти, и переосмыслить предшествующий исторический опыт в социальной политике.
Объемных специализированных трудов, которые рассматривают социальную действительность 30-х гг. ХХ в., не слишком много. Из них можно выделить монографии некоторых исследователей.13 К примеру, труд В. Б. Жиром- ской посвящён комплексному анализу демографической ситуации в 30-х гг. ХХ в. в России. Ссылаясь на результаты переписи населения, автор, стремится уследить изменение движения численности сельских и городских жителей. Историей повседневности, с её всеми плюсами и минусами, занималась Н. Б. Лебина.
Наравне с специализированными трудами можно выделить работы, которые не имеют прямого отношения к социальным механизмам, но занимающие ключевое место в их изучении. К подобным работам можно отнести исследование В. А. Заводчикова, который уделяет внимание истории профессиональных союзов Среднего Поволжья, их организации, деятельности, развитию, а также роли в принятии решений социальных проблем, таких как социальное страхование, народное образование, жилищные проблемы.14
Несмотря на большое количество научной литературы по социальной тематике, историографический анализ выявил неполную степень изученности темы, так как социальную политику 30-х гг. ХХ в. не исследовали комплексно, а старались обращать внимание лишь на отдельные аспекты социального обеспечения.
Цель данного исследования: провести анализ осуществления социальной политики государства на региональном уровне. В согласии с данной целью выдвигаются следующие задачи:
1. осветить организацию медицинского обслуживания населения;
2. охарактеризовать социальную политику по отношению к инвалидам и другим категориям нетрудоспособного населения;
3. проанализировать выполнение государственных мер, направленных на поддержку материнства и детства;
4. раскрыть содержание и особенности реализации образовательной политики;
5. охарактеризовать проводимые государством мероприятия по социальному обеспечению населения в регионе.
Объект исследования: социальная политика советского государства в 1930-е гг.
Предмет исследования: основные тенденции социальной политики советского государства и воплощение её на практике.
Хронологическими рамками исследования выбраны 1930-е гг. Интерес к этому периоду вызван его важным значением для становления и развития с и- стемы соцобеспечения в СССР. Начало 1930-х гг. ХХ в. характеризуется началом процесса модернизации в стране народного хозяйства, а конец 1930-х гг. - милитаризацией экономики, подготовкой государства к войне.
Территориальные рамки исследования: территория современной Самарской области.
Источниковая база исследования состоит в основном из архивных и опубликованных материалов, которые делятся на нормативно -правовые, делопроизводственные источники, статистику и периодическую печать. Ключевое значение для рассмотрения вопроса социальной политики в границах Самарской области играют источники, взятые из местных архивах данной области (ЦГАСО, СОГАСПИ, МКУ «Тольяттинский архив»). Сведения почерпнутые из определенных архивов повествуют об особенностях местной жизни и поэтому позволяют как можно точно отразить своеобразие социальной политики на региональном уровне.
К первой группе относятся источники, которые носят нормативно-правовой характер и представлены различными постановлениями, приказами и др. нормативно -правовыми актами местных и государственных органов.15 Они содержат богатый материал о развития здравоохранения, пенсионного обеспечения, образования и т. д. Эти документы помогают определить государственные приоритеты и ориентиры социальной политики советской власти.
Вторая группа источников включает в себя такие делопроизводственные документы, как отчеты, докладные, объяснительные записки и т. д., правительственных и партийных местных органов, по вопросам реализации социальной политики. Например, отчеты детских комиссий, протоколы заседаний Президиума горсовета, стенограммы заседаний горсоветов и т. д.16
Особенно следует отметить важность статистических источников. Они представляют данные экономического и социального развития Самарского (Куйбышевского) региона, помогают лучше увидеть и понять его социально - экономические процессы и сопоставить их с данными других регионов и по стране.17
Четвертая группа источников - периодическая печать. Это источники представлены газетными публикациями 1930-х гг., что позволяет проникнуться духом этого времени, и журналами. Информация взята из таких источников как «Волжская коммуна», «Комсомольская правда», «За всеобщее обучение» и других. Они дают важные сведения о хозяйственной жизни города, области, края, страны. Также на их страницах представлены отчёты руководителей советских и партийных органов.18
Поставленными задачами определяется структура бакалаврского исследования, которая состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложений.
Куйбышевская область, входившая в рассматриваемый период в Средневолжский край, являлась одним из важных регионов СССР. Как и в других частях страны, его развитие в 1930-е гг. определялось начавшимся процессом индустриализации. Именно масштабные процессы в экономической жизни страны, вызвали, не менее масштабные, социальные перемены в обществе. Одной из главных целей социалистического общества являлось создание в нем всеобщего равенства. Впрочем, сложившаяся в 1930-х гг. ситуация, не позволяла развиваться социальной политики должным образом. Для осуществления социальной политики не хватало материальных и людских ресурсов. В сочетании с классовым подходом и идеологическими принципами этот недостаток породил систему соцобеспечения, построенную на неравенстве: рабочему классу предоставлялись пенсии, единовременные выплаты и другие льготы; малое количество врачей вынуждало обслуживать в первую очередь рабочее население; из-за недостатка ясельных и детских садов, школьных помещений в них принимались сначала дети рабочих и служащих, а после дети других граждан.
Социальное обеспечение населения в советском государстве осуществлялось в нескольких направлениях: политика здравоохранения, образования, охрана детства и материнства, обеспечение нетрудоспособного населения и др. В условиях индустриализации государство не могло полностью финансировать все упомянутые программы. На всем протяжении 1930-х гг. наблюдается недостаток средств для развития данных направлений соцобеспечения. Зачастую правительству даже приходилось обращаться к общественности за помощью.
Оценивая эффективность соцобеспечения в 1930-е гг., можно признать ее достаточно высокой для нормальных темпов экономического развития, но недостаточной для форсированных темпов индустриализации. Таким образом для всех исследуемых направлений можно выделить ряд общих черт, направлений и проблем. Такими из них являлись: антисанитарные условия помещений, низкая заработная плата, нехватка мест (помещений), персонала, недостаточное финансирование, классовый подход, который нарушал главные принципы советской системы соцобеспечение - доступность и бесплатность.
Тем не менее, социальная политика в регионе приносила свои плоды. 1930-е гг. характеризуются активным процессом развития системы медицинского обслуживания в регионе. Были приняты меры по улучшению предоставления услуг населению и повышению эффективности медпомощи. На предприятиях создавались медпункты, что значительно позволило снизить число неблагоприятных последствий из -за травм. В это же время получили свое становление и развитие системы скорой медпомощи и помощи на дому.
Прогресс системы здравоохранения можно видеть в появлении новых видов медицинской помощи. Так, в Куйбышеве, был создан и открыт областной диспансер и стационар, где оказывались все виды медпомощи, базой которого послужил областной онкологический пункт. В жизнь воплощались новые методы лечения. Стали проводиться: сывороточная профилактика крови, поверхностная и глубокая рентгенотерапия, обезболивание родов. Несомненно, что появление новых методов медицинского лечения, повышало качество, как самой системы здравоохранения, так и медицинского обслуживания населения.
Потребность в дополнительных рабочих руках привела к сокращению числа домохозяек, что в свою очередь дало толчок развитию охраны материнства и детства. Вследствие этого возросла и потребность в детских дошкольных учреждениях, санаториев и оздоровительных лагерях. Их финансированием занималась в основном общественность.
Чтобы увеличить рождаемость населения запрещались аборты, однако борьба с ними носила сложный характер, что привело к появлению «подпольных абортов». Запрещение абортов также имело целью снизить процент смертности среди женщин. Чтобы стимулировать женщин к рождению детей, применялись меры экономического воздействия на них. Таким образом, стали выплачиваться детские пособия.
В 1930-х гг. продолжала остро стоять проблема беспризорности. Значительного сокращения беспризорных удалось добиться к концу 30 -х гг. ХХ в. благодаря государственному вмешательству и естественному снижению детского населения, родители которых погибли в периоды первой мировой и гражданской войн.
Анализ социальной политики в регионе позволил определить, что наиболее успешным из исследуемых направлений является развитие социального обеспечения нетрудоспособного населения. Лица с ограниченными возможностями находились в куда более лучшем положении, чем другие категории населения. Им выплачивались пенсии, именно они, как более знакомые с производством, стали набираться на предприятия для работы. Трудоустройство нетрудоспособных позволило им улучшить свое материальное положение. Для инвалидов организовывались многочисленные бесплатные учебные курсы для повышения квалификации и переквалификации. Подобная поддержка прилично подняла материальное состояние инвалида. Росла численность инвалидных домов. В целом за 1930-е гг. система соцобеспечения в области усилилась и приобрела ту законченную форму, в которой просуществовала еще много лет. Трехгрупповая классификация инвалидности, появившаяся в 1932 г., продолжает существовать и в настоящее время.
Самым отсталым направлением социального обеспечения в регионе следует признать образовательную политику. Ее активное развитие начинается только с 1935 г. Однако на всем протяжении десятилетия регион испытывал острый кризис в системе образования. Это было связано с недостатком школьных зданий, учебников, школьных принадлежностей, антисанитарными условиями, перегруженностью действующих школ (учиться приходилось в две -три смены и без выходных). Отсутствовало слаженное снабжение школ топливом. Подобная ситуация вынуждала принимать в школы детей по классовому признаку. Во второй половине 30-х гг. ХХ в. ситуация улучшилась, однако кризис окончательно удалось ликвидировать лишь к концу третьего десятилетия.
Для Средневолжского края, а затем для Куйбышевской области социальная проблема являлась одной из самых острых, по сравнению с другими регионами страны. В 1932-33 гг. по Поволжью ударил сильный голод, в связи с чем, проблема беспризорности для Средневолжского края оказывается одной из главных. Голод вызвал большой приток детей из деревень в города, из-за чего наблюдается рост беспризорных. Чтобы покончить с безнадзорностью и беспризорностью правительству пришлось усиливать борьбу в этом направлении. Во второй половине 30-х гг. отмечается наплыв беспризорников из Средней Азии и Сибири.
В целом массовая миграция охватывает не только детей. Значительно увеличивается численность городского населения, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа рабочих рук на производстве. В городах увеличивается спрос на продукты питания, бытовые услуги, жилье и т. д. Это все требовало выработки эффективной и взвешенной социальной политики. Важнейшими компонентами этой политики становились: развитие здравоохранения, охрана детства и материнства, совершенствование образования и т. д.
Неопубликованные источники
Самарский областной государственный архив социально-политической истории (СОГАСПИ)
1. Ф. 656 - Самарский обком КП РСФСР. Оп. 3. Д. 120; Оп 28. Д. 325; Оп. 29. Д. 2, 116;
2. Ф. 714 - Самарский горком КП РСФСР. Оп. 1. Д. 190, 659;
3. Ф. 1141 - Куйбышевский крайком ВКП(б). Оп. 4. Д. 56; Оп. 20. Д. 730;
4. Ф. 2461 - Куйбышевский горком ВЛКСМ. Оп. 1. Д. 266;
5. Ф. 9356 - Куйбышевский областной совет профсоюзов. Оп. 6. Д. 84, 119; Оп. 7. Д. 320.
Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО)
1. Ф. Р-56 - Самарский городской Совет народных депутатов. Оп. 1. Д. 476, 476б, 487, 720, 897, 898, 904, 1194, 1197;
2. Ф. Р-400 - Отдел народного образования исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов. Оп. 1. Д. 40;
3. Ф. Р-779 - Исполнительный комитет Куйбышевского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 2. Д. 114, 138, 247; Оп. 5. Д. 18;
4. Ф. Р-1141 - Куйбышевский краевой отдел коммунального хозяйства. Оп. 8. Д. 65;
5. Ф. Р-1160 - Отдел здравоохранения исполкома Куйбышевского краевого Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1. Д. 21, 22;
6. Ф. Р-1198 - Куйбышевская областная комиссия по улучшению жизни детей при Куйбышевском облисполкоме. Оп. 2. Д. 1; Оп. 4. Д. 2, 8; Оп. 6. Д. 4, 9; Оп. 26. Д. 21; Оп. 31. Д. 12, 17;
7. Ф. Р-1245 - Средневолжское краевое управление народно -хозяйственного учета при Госплане СССР. Оп. 1. Д. 21; Оп. 17. Д. 11;
8. Ф. Р-2056 - Куйбышевский краевой отдел соцобеспечения. Оп. 1. Д. 3; Оп. 2. Д. 329; Оп. 5. Д. 18;
9. Ф. Р-2521 - Куйбышевское областное управление статистики. Оп. 3. Д. 550; Оп. 10. Д. 3;
10. Ф. Р-2558 - Самарский областной совет народных депутатов. Оп. 2. Д. 40, 61, 65,67; Оп. 7. Д. 84;
...