Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ Средняя школа№6 (г. Когалым Ханты-Мансийский автономный округ Югра).
Выборка: 20 мальчиков 14-15 лет .
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ........5
1.1 Общее понятие выносливости. Виды выносливости…………..5-7
1.2 Анатомо- физиологические особенности воспитания выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет…………………………………………….....8-15
1.3 Средства и методы воспитания выносливости у лыжников-гонщиков 14-15 лет…15-30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………31-33
ГЛАВА II.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………34
2.1 Методы исследования ……34-36
2.2 Организация исследования………36
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…….37
3.1 Комплекс упражнений по воспитанию выносливости у лыжников-гонщиков в 14-15 лет…37
3.2 Результаты исследования..37-40
3.3 Обсуждение результатов исследования…40-43
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..44-45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ…46-50
Стремительный рост спортивного мастерства лыжников-гонщиков мирового уровня и обострение конкуренции на международной арене выдвигают новые требования к системе подготовки спортсменов, в частности юных лыжников-гонщиков.
Научится побеждать в спорте, это и есть, в общем-то, наука о спортивной подготовке и управлении ею.
В лыжном спорте, где движения связаны с продолжительной циклической работой, решающим фактором для достижения высокого спортивного результата, имеют высокоразвитые качества специальной выносливости, выражаясь научным языком, это уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При низком уровне выносливости, не возможен высокий уровень специальной подготовки юных спортсменов. За последнее время создано множественно научных методик для развития выносливости в тех видах спорта, где присутствует циклическая деятельность. В данных работах, уделяется значительное внимание методике воспитания выносливости у юных лыжников-гонщиков 14-15 лет, ведь данный возраст является более благоприятным для того, чтобы заниматься лыжным спортом [18, 26].
В настоящее время упражнения для воспитания выносливости лыжников–гонщиков используются по разному и в разной последовательности, с различной дозировкой, на современном этапе развития юных лыжников- гонщиков возникает недостаточность обеспечения тренировочного процесса в секциях, направленного на воспитание выносливости конкретными четко дозированными и структурированными упражнениями.
Вышеуказанные данные свидетельствует о том, что научно-методическое обеспечение в настоящее время по данной проблеме раскрыто недостаточно. Поэтому разработка комплекса упражнений, направленных на воспитание выносливости лыжников –гонщиков 14-15 лет, занимающихся в секции по лыжным гонкам, является актуальным.
Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс воспитания выносливости, будет проходить более эффективно, если в учебно-тренировочный процесс внедрить разработанные комплексы упражнений.
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков, направленный на воспитание выносливости.
Предмет исследования: разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитание выносливости лыжников- гонщиков 14-15 лет.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективность применения комплекса упражнений, направленного на воспитание выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Разработать комплекс упражнений, направленный на воспитание выносливости лыжников- гонщиков 14-15 лет.
3.Экспериментально доказать эффективность разработанных комплексов упражнений, направленных на воспитание выносливости лыжников- гонщиков 14-15 лет.
1.В подростковом возрасте идёт бурный подъём, рост и развитие систем органов. Становление организма происходит неравномерно, волнообразно, то замедляясь, то, наоборот, развиваясь быстрыми темпами. Благодаря 41 пластичности и высокой реактивности нервной системы подростковый возраст благоприятен для запоминания двигательных навыков. В тоже время гормональная перестройка в организме подростка может привести к тому, что занятия сортом станут дополнительным раздражителем для изменения течения биологических процессов как в лучшую, так и худшую сторону. Стоит помнить, что в разные периоды развития подростков специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке будет давать различный эффект. Высокое развитие выносливости у мальчиков наблюдается в возрасте 8-12 лет и 14-15 лет, в возрасте 15-16 лет происходит временное снижение общей выносливости.
2.При планировании подготовки лыжников-гонщиков 14-15 лет обычно используют все методы подготовки лыжников-гонщиков, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла); так на начальных этапах подготовки в этом возрасте не применяют методы оказывающие «жёсткое» воздействие на организм (например, интервальный метод). Поэтому мы разработали комплексы на воспитание выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет. В процессе исследования было выявлено, что для повышения уровня выносливости целесообразно лыжникам-гонщикам в возрасте 14-15 лет применять составленные комплексы упражнений, в которые включены бег, лыж роллеров, тренажёров для лыжников «ERCOLINA».
3. По результатам межгруппового анализа было выявлено, что составленные комплексы упражнений является эффективными при воспитании выносливости у лыжников-гонщиков 14-15 лет. Статистически достоверные положительные изменения произошли в экспериментальной группе по результатам всех контрольных тестов по сравнению с контрольной группой в конце эксперимента.
1.Айзман, Р.И. Возрастная физиология и учебное пособие [Текст] / Р.И. Айзман, Н.Ф. Лысова. – М.: Инфра-М, 2015 – 352 с.
2.Алексеев, В. Оценка интенсивности соревновательных упражнений по частоте сокращений сердца у лыжников[Текст] / В. Алексеев // Лыжный спорт. – 2008 – № 5 – С. 50-53.
3.Андреев, А.П. Построение структуры тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом основных факторов, определяющих спортивный результат [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук / А.П. Андреев; МГАФК. –Малаховка, 2008 – 25 с.
4.Аникин, Н.П. Совершенствование методики подготовки резервов в лыжных гонках [Текст] / Н.П. Аникин. – М.: Физкультура и спорт, 2010 – 158 с.
5.Антонова, О.Н. Лыжная подготовка: методика преподавания: учебное пособие [Текст] / О.Н. Антонова, B.C. Кузнецов. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012 –208 с.
6.Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: пособие для учителя [Текст] / Б.А. Ашмарин. – М.: Академия, 2001 – 345 с.
7.Барчуков, Е.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для ССУЗов. Для всех специальностей [Текст] / Е.С. Барчуков. – М.: КноРус, 2015 – 368 с.
8.Белоликов, К.Ю. Пути совершенствования методики подготовки лыжников-гонщиков в соревновательном периоде [Текст] / К.Ю. Белоликов, Е.А. Грозин // Лыжный спорт. – 2011 – Вып.2. – С. 7-9.
9.Бергер, Г.И. Спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры [Текст] / Г.И. Бергер, Ю.Г. Бергер. – М.: ВЛАДОС, 2012 – 144 с.
10.Бутин, И.М. Развитие физических способностей детей [Текст] / И.М. Бутин, А.Д. Викулов. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012 – 80 с.
11.Гусева, Н.А. Контроль специальной подготовленности как компонент управления тренировочным процессом лыжников- гонщиков [Текст] / Н.А. Гусева, А.В. Шишкина, Н.М. Тарбеева // Вестникспортивной науки. – 2010 – № 4 – С. 57-59.
12. Горшков, В. Н. Развитие физических качеств [Текст] / В.Н.
Горшков. – М.: Физкультура и спорт, 2003 – 342 с.
13. Двоскин, А. С. Тактическая подготовка квалифицированных лыжников-гонщиков спринтеров [Текст] Двоскин А.С теоретический журнал «Ученые записки университета Лесгафта». - 2010 - № 5 - C. 25-27.
14. Деревянин, А. Комплекс упражнений для лыжников-гонщиков
[Текст] / А. Деревянин // Физкультура и спорт. - 2002 – № 7 - С. 14-19.
15. Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры
[Текст]: Курс лекций. Екатеринбург, 2014 – 191 с.
16.Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - М.:Издательский центр «Академия», 2002 - 264 с.
17. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст].
Основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – М.: Советский
спорт, 2009 – 199 с.
18. Зимкина, Н.В. Физиологические определяющие выносливость в спорте [Текст] / Н.В. Зимкина М.: Физическая культура и спорт, 2002 - 370 с.
19. Илькин, Алексей Николаевич.спортивной подготовки лыжников-универсалов массовых разрядов [Текст].Автореф. дис. канд. пед. наук / А.Н. Илькин. − Набережные Челны, 2013 −
20. Караулова, Л.К. Физиология физического воспитания и спорта
[Текст]: учеб. для студ. ВУЗов / Л.К. Караулова. - М.: Академия, 2016 - 304 с.
Квашук, П.В. Лыжные гонки [Текст]. Примерная программа
спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР / П.В. Квашук, Л.Н.
Бакланов,
21.О.Е. Левочкина. – М.: Советский спорт, 2003 – 72 с.
22.Лебедев, С.М. Развитие качества выносливости у лыжников-
гонщиков [Текст]: методическая разработка / С.М. Лебедев. – Сургут, 2012 –
23. Мащенко, О. В. Структура и содержание тренировочного
процесса квалифицированных спортсменок, специализирующихся в летнем
полиатлоне, в подготовительном периоде годичного цикла подготовки
[Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук / О.В. Мащенко. − Брянск, 2011 − 25 с.
24.Михайловский, С.П. Исследование уровня подготовленности
лыжников-спринтеров различных квалификационных групп [Текст] / С.П.
Михайловский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011 –
№ 1 (71). – С. 89-93.
25. Михайловский, С.П. Технология совершенствования двигательных действий лыжников-спринтеров [Текст]: Автореф. дисс. канд. пед. наук / С.П. Михайловский. - Хабаровск, 2011 – 24 с.
26. Михайловский, С.П. Управление тренировочным процессом на основе моделирования ведущих показателей подготовки лыжников- гонщиков [Текст] /С.П. Михайловский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009 – № 7 (53). – С. 74-77.
27. Начинская, С. В. Математическая статистика в спорте [Текст] /С.В. Начинская. - Киев: «Здоровье», 2004 - 68 с.
28. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать[Текст]
/ Н.Г. Озолин. – М.: Астрель, 2002 – 864 с.
29. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте [Текст]: Учебное пособие / В.Н Платонов. – Киев. – Олимпийская литература, 2007 – 584 с.
30. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и её практические приложения [Текст] / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004 - 808 с.
31. Посохов, Д. В. Развитие выносливости юных лыжников на основе
комплекса дыхательных упражнений при выполнении физических нагрузок
[Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук / Д.В. Посохов. − Челябинск, 2009 −
32. Раменская, Т. И. Лыжный спорт [Текст]: учебник / Т.И. Раменская, А.Г. Баталов. – М.: Физическая культура, 2005 - 320 с.
33. Раменская, Т.И. Резервы повышения технико-тактического мастерства лыжников-гонщиков [Текст] / Т.И. Раменская, К.М. Гераскин //Теория и практика физической культуры. – 2009 - № 11 – С. 66-71.
34. Раменская, Т.И. Специальная подготовка лыжника [Текст]: учебная книга / Т.И. Раменская. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001 – 228 с.
35. Савосина, М.Н. Общая силовая подготовка для конькового хода в
лыжных гонках [Текст]: учебное пособие / М.Н. Савосина. – Нижнекамск:
НХТИ, 2012 – 74 с.
36.Смирнов, Ю. И. Спортивная метрология / Ю.И. Смирнов, М.М. Полевщиков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 – 232 с.
37. Солодков, А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст] / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – Олимпия- пресс, 2005 –528 с.
38. Современная система спортивной подготовки лыжников- гонщиков 13-15 лет [Текст] / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М.: 2005 – 446с.Спортивная физиология [Текст]: Учеб. для институтов физ.культ. / Под ред. Я.М. Коца. М.: Физкультура и спорт, 2016 - 250 с.
39.Тарбеева, Н. М. Методика низкоинтенсивной силовой подготовки квалифицированных лыжников-гонщиков в подготовительный период [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук / Н.М. Тарбеева. - Набережные Челны, 2013 - 25 с.
40.Тарбеева, Н.М. Метод интервальной тренировки Табата как способ контроля скоростно-силовой подготовленности в лыжных гонках [Текст] / Н.М. Тарбеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. –2011 – № 6 – С. 156-159.
41. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Под
ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2010 – 464 с.
42. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В. П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2007 – 232 с.
43.Физическая культура: лыжные гонки [Текст]: учеб. пособие // А.В. Шишкина, Н.М. Тарбеева, Л.Л. Брехова, Н.А. Гусева. – Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2013 – 140 с.
44. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М.: Изд. центр «Академия», 2014 - 480 с.
45. Шишкина, А.В. Мониторинг специальной подготовленности в лыжных гонках [Текст] / А.В. Шишкина, Н.М. Тарбеева // Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в зимних видах спорта: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.участием. – М.: ФНЦ ВНИИФК, 2013 – С. 162-167.