Проведен эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ Средняя школа№6 (г. Когалым Ханты-Мансийский автономный округ Югра).
Выборка: 20 мальчиков 14-15 лет .
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………..3-5
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ........5
1.1 Общее понятие выносливости. Виды выносливости…………..5-7
1.2 Анатомо- физиологические особенности воспитания выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет…………………………………………….....8-15
1.3 Средства и методы воспитания выносливости у лыжников-гонщиков 14-15 лет…15-30
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ…………………31-33
ГЛАВА II.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ………………34
2.1 Методы исследования ……34-36
2.2 Организация исследования………36
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ…….37
3.1 Комплекс упражнений по воспитанию выносливости у лыжников-гонщиков в 14-15 лет…37
3.2 Результаты исследования..37-40
3.3 Обсуждение результатов исследования…40-43
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..44-45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ЛИТЕРАТУРЫ…46-50
Стремительный рост спортивного мастерства лыжников-гонщиков мирового уровня и обострение конкуренции на международной арене выдвигают новые требования к системе подготовки спортсменов, в частности юных лыжников-гонщиков.
Научится побеждать в спорте, это и есть, в общем-то, наука о спортивной подготовке и управлении ею.
В лыжном спорте, где движения связаны с продолжительной циклической работой, решающим фактором для достижения высокого спортивного результата, имеют высокоразвитые качества специальной выносливости, выражаясь научным языком, это уровень развития аэробных и анаэробных возможностей организма спортсмена. При низком уровне выносливости, не возможен высокий уровень специальной подготовки юных спортсменов. За последнее время создано множественно научных методик для развития выносливости в тех видах спорта, где присутствует циклическая деятельность. В данных работах, уделяется значительное внимание методике воспитания выносливости у юных лыжников-гонщиков 14-15 лет, ведь данный возраст является более благоприятным для того, чтобы заниматься лыжным спортом [18, 26].
В настоящее время упражнения для воспитания выносливости лыжников–гонщиков используются по разному и в разной последовательности, с различной дозировкой, на современном этапе развития юных лыжников- гонщиков возникает недостаточность обеспечения тренировочного процесса в секциях, направленного на воспитание выносливости конкретными четко дозированными и структурированными упражнениями.
Вышеуказанные данные свидетельствует о том, что научно-методическое обеспечение в настоящее время по данной проблеме раскрыто недостаточно. Поэтому разработка комплекса упражнений, направленных на воспитание выносливости лыжников –гонщиков 14-15 лет, занимающихся в секции по лыжным гонкам, является актуальным.
Гипотеза исследования: предполагалось, что процесс воспитания выносливости, будет проходить более эффективно, если в учебно-тренировочный процесс внедрить разработанные комплексы упражнений.
Объект исследования: тренировочный процесс лыжников-гонщиков, направленный на воспитание выносливости.
Предмет исследования: разработанный комплекс упражнений, направленный на воспитание выносливости лыжников- гонщиков 14-15 лет.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать эффективность применения комплекса упражнений, направленного на воспитание выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет.
Задачи исследования:
1.Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2.Разработать комплекс упражнений, направленный на воспитание выносливости лыжников- гонщиков 14-15 лет.
3.Экспериментально доказать эффективность разработанных комплексов упражнений, направленных на воспитание выносливости лыжников- гонщиков 14-15 лет.
1.В подростковом возрасте идёт бурный подъём, рост и развитие систем органов. Становление организма происходит неравномерно, волнообразно, то замедляясь, то, наоборот, развиваясь быстрыми темпами. Благодаря 41 пластичности и высокой реактивности нервной системы подростковый возраст благоприятен для запоминания двигательных навыков. В тоже время гормональная перестройка в организме подростка может привести к тому, что занятия сортом станут дополнительным раздражителем для изменения течения биологических процессов как в лучшую, так и худшую сторону. Стоит помнить, что в разные периоды развития подростков специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой по объему и интенсивности физической нагрузке будет давать различный эффект. Высокое развитие выносливости у мальчиков наблюдается в возрасте 8-12 лет и 14-15 лет, в возрасте 15-16 лет происходит временное снижение общей выносливости.
2.При планировании подготовки лыжников-гонщиков 14-15 лет обычно используют все методы подготовки лыжников-гонщиков, однако их выбор определяется основными задачами занятия (цикла); так на начальных этапах подготовки в этом возрасте не применяют методы оказывающие «жёсткое» воздействие на организм (например, интервальный метод). Поэтому мы разработали комплексы на воспитание выносливости лыжников-гонщиков 14-15 лет. В процессе исследования было выявлено, что для повышения уровня выносливости целесообразно лыжникам-гонщикам в возрасте 14-15 лет применять составленные комплексы упражнений, в которые включены бег, лыж роллеров, тренажёров для лыжников «ERCOLINA».
3. По результатам межгруппового анализа было выявлено, что составленные комплексы упражнений является эффективными при воспитании выносливости у лыжников-гонщиков 14-15 лет. Статистически достоверные положительные изменения произошли в экспериментальной группе по результатам всех контрольных тестов по сравнению с контрольной группой в конце эксперимента.