Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 4
1.1 Понятие и особенности развития у детей 5-6 лет патриотических чувств...9
1.2 Художественная литература и фольклор как средства развития у детей 5-6
лет патриотических чувств 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет патриотических чувств 26
2.2 Содержание педагогической работы по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 38
2.3 Определение эффективности содержания педагогической работы по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 48
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 64
Одной из проблем современного российского общества является дефицит патриотизма, который проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. В последнее время наблюдается отчуждение, утрата интереса подрастающего поколения к русской народной и национальной культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение и отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС ДО, примерных образовательных программах («Я и моя Родина», «Дорогою добра», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»). В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание является одним из главных направлений в образовании наряду с гражданским и духовным воспитанием, поддержкой семьи.
В процессе воспитания у детей дошкольного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю используются разнообразные педагогические средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающая богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что обусловливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе - патриотизма.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребенка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. А.М. Горький в детях видел будущее страны и особое значение придавал проблеме детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.
Над проблемой патриотического воспитания дошкольников работали и работают Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, О.Л. Князева, Н.З.Максименко, М.Д. Маханева, О.М. Потаповская.
Отечественными педагогами изучен и обоснован образовательный и воспитательный потенциал художественной литературы и фольклора в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности, связанные с отбором конкретных художественных произведений, с определением алгоритмической последовательности использования литературы в работе с детьми.
Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между требованиями ФГОС ДО к содержанию и условиям организации патриотического воспитания детей 5-6 лет и отсутствием методических материалов для педагогов по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет на основе произведений художественной литературы и фольклора.
Выявленное противоречие позволяют сформулировать проблему исследования: каковы возможности художественной литературы и фольклора в развитии патриотических чувств у детей 5-6 лет?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования «Развитие патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора».
Цель бакалаврской работы: теоретически обосновать и экспериментально изучить эффективность применения художественной литературы и фольклора как средств развития у детей 5-6 лет патриотических чувств.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет патриотических чувств.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора .
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет патриотических чувств;
3) разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением художественной литературы и фольклора;
4) оценить эффективность комплекса мероприятий по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением художественной литературы и фольклора.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной и методической литературы по проблеме развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
- эмпирические - формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления уровня развития у детей 5-6 лет патриотических чувств;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора будет эффективным, если:
- разработан комплекс мероприятий образовательной деятельности по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
- организована поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением средств художественной литературы и фольклора;
- разработано совместное мероприятие с родителями воспитанников, приобщающее их к развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные проблеме развития патриотических чувств дошкольников Л.Е. Никоновой, М.Ю. Новицкой, Ю.В. Харлановой, Н.Ю Ясевой;
- исследования, посвященные изучению возможностей художественной литературы и фольклора В.В. Гербовой, М.Б. Елисеевой, О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой;
- исследования, посвященные изучению влияния художественной литературы и фольклора на развитие патриотических чувств дошкольников Ю.С.Григорьевой, И.Н. Евтушенко, С.С.Яковлевой.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей художественной литературы и фольклора в развитии патриотических чувств у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития патриотических чувств у детей 5-6 лет; создание и обоснование комплекса мероприятий непосредственно образовательной деятельности на основе художественной литературы и фольклора составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития патриотических чувств у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения педагогической работы по развитию патриотических чувств у 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора воспитателями, педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальной базой является МБУ детский сад №16 г.о. Сызрань. В эксперименте принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников) и 9 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
Анализ теоретической литературы показал, что патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Формирование патриотических чувств базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства - художественное слово. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие художественных литературных произведений способствует переносу вызванных данным произведением эмоций и чувств у дошкольников на реальные объекты и явления окружающей действительности и способствуют формированию патриотических чувств.
В связи с тем, что ребенок растет и развивается в рамках своей национальной культуры, любовь к Родине, патриотические чувства лучше всего воспитывать, раскрывая все то прекрасное, что характеризует родной край, воспитывать на материале народного творчества, песнях, сказках, красоте родной природы, произведениях русских писателей и поэтов.
В ходе экспериментального исследования развития патриотических чувств у детей 5-6 лет был установлен преимущественно низкий и средний уровень. Дети не испытывают ярко выраженного эмоционально-чувственного отношения своей родине, характеризуются неустойчивым интересом к сведениям исторического и этнографического характера, затрудняются подобрать аргументы для своих ответов, нуждаются в помощи педагога.
Эти данные были учтены при разработке содержания педагогической работы по развитию патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора, реализация которой была осуществлена в процессе формирующего эксперимента. Для разработанного комплекса НОД по развитию патриотических чувств у детей 5-6 лет, для которых были подобраны произведения художественной литературы (стихи, былины, рассказы) а также произведения устного народного творчества (загадки, потешки, пословицы и поговорки).
Проведение повторного исследования показало, что на 20% повысилось количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем развития патриотических. Так в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования выявлено 30% детей с высоким уровнем развития патриотических чувств. В контрольной группе детей с высоким уровнем развития патриотических чувств только 10%.
Таким образом, благодаря использованию произведений художественной литературы (стихов, былин, рассказов) а также произведений устного народного творчества (загадок, потешек, пословиц и поговорок) в процессе развития патриотических чувств у детей 5-6 лет нам удалось:
- приобщить детей к отечественным духовно-нравственным традициям;
- сформировать у детей представлений о народном быте, укладе жизни;
- духовно обогатить дошкольников, поддержать их интерес к прошлому и настоящему отечества, оказать влияние на развитие потребности в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;
- содействовать формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные литературные произведения, отражающие жизненный уклад и характер русского народа.
Это подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования о том, что развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора будет эффективным, если: разработан комплекс мероприятий образовательной деятельности по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора; организована поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением средств художественной литературы и фольклора; разработано совместное мероприятие с родителями воспитанников, приобщающее их к развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора.
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2012. - 31.12 (№ 269) // Режим доступа:http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2018)
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] // Российская газета, №6693 (122)// Режим доступа:http://www.consultant.ru (дата обращения: 1.04.2018)
3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа: http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html.(дата обращения: 17.02.2018)
4. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В. Розова. - М.: Владос, 2015. - 245 с.
5. Атемаскина, Ю.К. Формирование положительного образа родного дома [Текст] / Ю.К. Атемаскина // Дошкольное воспитание. - 2016. - №10. - С.75-81.
6. Алешина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В.Алешина. - М.: ЦГЛ, 2015. - 256 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2012. - 465 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Наша Родина [Текст] / Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. - М.: Просвещение, 2014. - 95 с.
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2014. - 187 с.
10. Григорьева, Ю.С. Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста [Текст] / Ю.С.Григорьева, Е.В.Шаронова // Пермский педагогический журнал. 2016. - № 8. - С. 64-67.
11. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк. - М.:
Просвещение, 2014. - 24 с.
12. Елисеева, М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет [Текст] / М.Б. Елисеева. - М.: АСТ, 2015. - 145 с.
13. Евтушенко, И.Н. Ознакомление с художественной литературой как
условие воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // И.Н. Евтушенко, С.В. Самойлова // Актуальные проблемы дошкольного образования: современные концепции и технологии
дошкольного образования : материалы XV Международной научно - практической конференции, г. Челябинск, 16-17 марта 2017 г. - Челябинск : Изд-во ЗАО «Цицеро», 2017. - С. 109-111.
14. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [Текст]: учеб. -метод. пособие / Н.Г.Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Издательство Скрипторий, 2018. - 112 с.
15. Зимина, И.В. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст] / И.В.Зимина // Дошкольное воспитание. - 2015. - №1. - С. 18-27.
16. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст] / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 234 с.
17. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Куликова, Т.А.Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2015. - 314 с.
18. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина [Текст]: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалева. - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.
19. Куприна, Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 234 с.
20. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст] / Г.В.Лунина. - М.: ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЭЙДИНГ», 2014. - 128 с.
21. Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Детство- Пресс, 2016. - 142 с.
22. Маркова, И.Г. ФГОС - о патриотическом воспитании дошкольников [Текст] / И.Г.Маркова // Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной нтернет-конференции (25 августа - 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. - С. 55-57.
23. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2015. - 256 с.
24. Никонова, Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л.Е. Никонова. - Минск: Нар. Асвета, 2014. - 163 с.
25. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М.Ю. Новицкая. - М.: Линка-Пресс, 2013. - 131 с.
26. Пестерева, О.В. Воспитание патриотических чувств у дошкольников через приобщение к традиционной народной культуре [Текст] /О.В. Пестерева // Патриотическое воспитание: взаимодействие семьи и образовательной организации: материалы Областной заочной нтернет- конференции (25 августа - 3 октября 2016 года) / сост.: С.В.Токмянина. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016. - С. 70-72.
27. Проблемы воспитания детей от рождения до школы. Наука и практика [Текст]: [сб. ст.] / М-во образования и науки Российской Федерации ; Моск. Гос. Гуманитар. Ун-т им. М.А. Шолохова; [отв. Ред.
Т.С.Комарова]. - Вып. 2. - Ч. 1. - Москва : Изд-во МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. - 106 с.
28. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З.Неверова. - М.: Педагогика, 2016. - 172 с.
29. Романенко, О.Г. Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре [Текст] / О.Г. Романенко, Т.В.Дорошина, К.И. Григорян // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. Науч. Конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). - Уфа: Лето, 2012. - С. 65-69.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2014. - 720 с.
31. Салимова, Л.Х. Нравственное воспитание на традициях народной педагогики [Текст] / Л.Х. Салимова. - Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. - 136 с.
32. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] / под ред. Е.Ю. Александровой. - Волгоград: Учитель, 2017. - 203 с.
33. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] /И.Ф. Харламов. - М.:
Гардарики, 2013. - 349 с.
34. Харланова, Ю.В. Идеи патриотического воспитания в истории педагогической мысли [Текст] /Ю.В. Харланова // Образование в современной школе. - 2014. - № 4. - С. 52-62.
35. Ушинский, К.Д. О пользе педагогической литературы [Текст] / К.Д.Ушинский. - М.: Просвещение. 2015. - 89 с.
36. Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П.Усова. - М.: Просвещение, 2013. - 117 с.
37. Ясева, Н.Ю. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников [Текст] / Н.Ю. Ясева. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2015. - 121 с.
38. Яковлева, С.С. Восприятие художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста в поликультурной среде [Текст] / С.С.Яковлева // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - С. 43-47.
39. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. Психол. тр. [Текст] / П. М. Якобсон. - М.: Ин-т практ. Психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2016. - 304 с.
40. Ястребцова, А.О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников [Текст] / А.О.Ястребцова // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 64-68.