РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 4
1.1 Понятие и особенности развития у детей 5-6 лет патриотических чувств...9
1.2 Художественная литература и фольклор как средства развития у детей 5-6
лет патриотических чувств 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет патриотических чувств 26
2.2 Содержание педагогической работы по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 38
2.3 Определение эффективности содержания педагогической работы по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 48
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 64
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 4
1.1 Понятие и особенности развития у детей 5-6 лет патриотических чувств...9
1.2 Художественная литература и фольклор как средства развития у детей 5-6
лет патриотических чувств 16
Глава 2 Экспериментальное исследование развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 26
2.1 Выявление уровня развития у детей 5-6 лет патриотических чувств 26
2.2 Содержание педагогической работы по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 38
2.3 Определение эффективности содержания педагогической работы по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора 48
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложения 64
Одной из проблем современного российского общества является дефицит патриотизма, который проявляется в духовной опустошенности и низком уровне гражданской культуры членов социума. В последнее время наблюдается отчуждение, утрата интереса подрастающего поколения к русской народной и национальной культуре, истории своей страны и народа. В связи с этим не теряет своей актуальности проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение и отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС ДО, примерных образовательных программах («Я и моя Родина», «Дорогою добра», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»). В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание является одним из главных направлений в образовании наряду с гражданским и духовным воспитанием, поддержкой семьи.
В процессе воспитания у детей дошкольного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю используются разнообразные педагогические средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающая богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что обусловливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе - патриотизма.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребенка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. А.М. Горький в детях видел будущее страны и особое значение придавал проблеме детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.
Над проблемой патриотического воспитания дошкольников работали и работают Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, О.Л. Князева, Н.З.Максименко, М.Д. Маханева, О.М. Потаповская.
Отечественными педагогами изучен и обоснован образовательный и воспитательный потенциал художественной литературы и фольклора в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности, связанные с отбором конкретных художественных произведений, с определением алгоритмической последовательности использования литературы в работе с детьми.
Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между требованиями ФГОС ДО к содержанию и условиям организации патриотического воспитания детей 5-6 лет и отсутствием методических материалов для педагогов по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет на основе произведений художественной литературы и фольклора.
Выявленное противоречие позволяют сформулировать проблему исследования: каковы возможности художественной литературы и фольклора в развитии патриотических чувств у детей 5-6 лет?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования «Развитие патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора».
Цель бакалаврской работы: теоретически обосновать и экспериментально изучить эффективность применения художественной литературы и фольклора как средств развития у детей 5-6 лет патриотических чувств.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет патриотических чувств.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора .
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет патриотических чувств;
3) разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением художественной литературы и фольклора;
4) оценить эффективность комплекса мероприятий по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением художественной литературы и фольклора.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной и методической литературы по проблеме развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
- эмпирические - формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления уровня развития у детей 5-6 лет патриотических чувств;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора будет эффективным, если:
- разработан комплекс мероприятий образовательной деятельности по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
- организована поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением средств художественной литературы и фольклора;
- разработано совместное мероприятие с родителями воспитанников, приобщающее их к развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные проблеме развития патриотических чувств дошкольников Л.Е. Никоновой, М.Ю. Новицкой, Ю.В. Харлановой, Н.Ю Ясевой;
- исследования, посвященные изучению возможностей художественной литературы и фольклора В.В. Гербовой, М.Б. Елисеевой, О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой;
- исследования, посвященные изучению влияния художественной литературы и фольклора на развитие патриотических чувств дошкольников Ю.С.Григорьевой, И.Н. Евтушенко, С.С.Яковлевой.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей художественной литературы и фольклора в развитии патриотических чувств у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития патриотических чувств у детей 5-6 лет; создание и обоснование комплекса мероприятий непосредственно образовательной деятельности на основе художественной литературы и фольклора составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития патриотических чувств у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения педагогической работы по развитию патриотических чувств у 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора воспитателями, педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальной базой является МБУ детский сад №16 г.о. Сызрань. В эксперименте принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников) и 9 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение и отражается в Законе «Об образовании в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, ФГОС ДО, примерных образовательных программах («Я и моя Родина», «Дорогою добра», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»). В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года патриотическое воспитание является одним из главных направлений в образовании наряду с гражданским и духовным воспитанием, поддержкой семьи.
В процессе воспитания у детей дошкольного возраста гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю используются разнообразные педагогические средства, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература - это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающая богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность, что обусловливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе - патриотизма.
Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский писали о том, что литературные произведения оказывают огромное влияние на знания детей о своей стране, на чувства ребенка, на воспитание уважение к труду, любви к природе, человеку. А.М. Горький в детях видел будущее страны и особое значение придавал проблеме детского чтения, детской литературы, рассматривал книгу как могучее средство воспитания патриотизма.
Над проблемой патриотического воспитания дошкольников работали и работают Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, О.Л. Князева, Н.З.Максименко, М.Д. Маханева, О.М. Потаповская.
Отечественными педагогами изучен и обоснован образовательный и воспитательный потенциал художественной литературы и фольклора в решении задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но педагоги дошкольных образовательных организаций испытывают трудности, связанные с отбором конкретных художественных произведений, с определением алгоритмической последовательности использования литературы в работе с детьми.
Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между требованиями ФГОС ДО к содержанию и условиям организации патриотического воспитания детей 5-6 лет и отсутствием методических материалов для педагогов по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет на основе произведений художественной литературы и фольклора.
Выявленное противоречие позволяют сформулировать проблему исследования: каковы возможности художественной литературы и фольклора в развитии патриотических чувств у детей 5-6 лет?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования «Развитие патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора».
Цель бакалаврской работы: теоретически обосновать и экспериментально изучить эффективность применения художественной литературы и фольклора как средств развития у детей 5-6 лет патриотических чувств.
Объект исследования: процесс развития у детей 5-6 лет патриотических чувств.
Предмет исследования: развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора .
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора;
2) выявить уровень развития у детей 5-6 лет патриотических чувств;
3) разработать и реализовать комплекс мероприятий по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением художественной литературы и фольклора;
4) оценить эффективность комплекса мероприятий по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением художественной литературы и фольклора.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научной и методической литературы по проблеме развития у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
- эмпирические - формирующий эксперимент; комплекс диагностических заданий для выявления уровня развития у детей 5-6 лет патриотических чувств;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора будет эффективным, если:
- разработан комплекс мероприятий образовательной деятельности по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора;
- организована поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением средств художественной литературы и фольклора;
- разработано совместное мероприятие с родителями воспитанников, приобщающее их к развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора.
Теоретическая основа исследования:
- исследования, посвященные проблеме развития патриотических чувств дошкольников Л.Е. Никоновой, М.Ю. Новицкой, Ю.В. Харлановой, Н.Ю Ясевой;
- исследования, посвященные изучению возможностей художественной литературы и фольклора В.В. Гербовой, М.Б. Елисеевой, О.Л. Князевой, М.Д.Маханевой;
- исследования, посвященные изучению влияния художественной литературы и фольклора на развитие патриотических чувств дошкольников Ю.С.Григорьевой, И.Н. Евтушенко, С.С.Яковлевой.
Новизна исследования заключается в обосновании возможностей художественной литературы и фольклора в развитии патриотических чувств у детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления об особенностях развития патриотических чувств у детей 5-6 лет; создание и обоснование комплекса мероприятий непосредственно образовательной деятельности на основе художественной литературы и фольклора составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах развития патриотических чувств у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для построения педагогической работы по развитию патриотических чувств у 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора воспитателями, педагогами- психологами дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальной базой является МБУ детский сад №16 г.о. Сызрань. В эксперименте принимали участие 20 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (40 источников) и 9 приложений. Работа проиллюстрирована 13 таблицами и 2 рисунками.
Анализ теоретической литературы показал, что патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому.
Формирование патриотических чувств базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства - художественное слово. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие художественных литературных произведений способствует переносу вызванных данным произведением эмоций и чувств у дошкольников на реальные объекты и явления окружающей действительности и способствуют формированию патриотических чувств.
В связи с тем, что ребенок растет и развивается в рамках своей национальной культуры, любовь к Родине, патриотические чувства лучше всего воспитывать, раскрывая все то прекрасное, что характеризует родной край, воспитывать на материале народного творчества, песнях, сказках, красоте родной природы, произведениях русских писателей и поэтов.
В ходе экспериментального исследования развития патриотических чувств у детей 5-6 лет был установлен преимущественно низкий и средний уровень. Дети не испытывают ярко выраженного эмоционально-чувственного отношения своей родине, характеризуются неустойчивым интересом к сведениям исторического и этнографического характера, затрудняются подобрать аргументы для своих ответов, нуждаются в помощи педагога.
Эти данные были учтены при разработке содержания педагогической работы по развитию патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора, реализация которой была осуществлена в процессе формирующего эксперимента. Для разработанного комплекса НОД по развитию патриотических чувств у детей 5-6 лет, для которых были подобраны произведения художественной литературы (стихи, былины, рассказы) а также произведения устного народного творчества (загадки, потешки, пословицы и поговорки).
Проведение повторного исследования показало, что на 20% повысилось количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем развития патриотических. Так в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования выявлено 30% детей с высоким уровнем развития патриотических чувств. В контрольной группе детей с высоким уровнем развития патриотических чувств только 10%.
Таким образом, благодаря использованию произведений художественной литературы (стихов, былин, рассказов) а также произведений устного народного творчества (загадок, потешек, пословиц и поговорок) в процессе развития патриотических чувств у детей 5-6 лет нам удалось:
- приобщить детей к отечественным духовно-нравственным традициям;
- сформировать у детей представлений о народном быте, укладе жизни;
- духовно обогатить дошкольников, поддержать их интерес к прошлому и настоящему отечества, оказать влияние на развитие потребности в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;
- содействовать формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные литературные произведения, отражающие жизненный уклад и характер русского народа.
Это подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования о том, что развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора будет эффективным, если: разработан комплекс мероприятий образовательной деятельности по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора; организована поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением средств художественной литературы и фольклора; разработано совместное мероприятие с родителями воспитанников, приобщающее их к развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора.
Формирование патриотических чувств базируется на развитии эмоционально-чувственной сферы ребенка. Одно из наиболее сильных средств воздействия на эмоции и чувства - художественное слово. Эмоциональное, положительно-окрашенное восприятие художественных литературных произведений способствует переносу вызванных данным произведением эмоций и чувств у дошкольников на реальные объекты и явления окружающей действительности и способствуют формированию патриотических чувств.
В связи с тем, что ребенок растет и развивается в рамках своей национальной культуры, любовь к Родине, патриотические чувства лучше всего воспитывать, раскрывая все то прекрасное, что характеризует родной край, воспитывать на материале народного творчества, песнях, сказках, красоте родной природы, произведениях русских писателей и поэтов.
В ходе экспериментального исследования развития патриотических чувств у детей 5-6 лет был установлен преимущественно низкий и средний уровень. Дети не испытывают ярко выраженного эмоционально-чувственного отношения своей родине, характеризуются неустойчивым интересом к сведениям исторического и этнографического характера, затрудняются подобрать аргументы для своих ответов, нуждаются в помощи педагога.
Эти данные были учтены при разработке содержания педагогической работы по развитию патриотических чувств у детей 5-6 лет в процессе восприятия художественной литературы и фольклора, реализация которой была осуществлена в процессе формирующего эксперимента. Для разработанного комплекса НОД по развитию патриотических чувств у детей 5-6 лет, для которых были подобраны произведения художественной литературы (стихи, былины, рассказы) а также произведения устного народного творчества (загадки, потешки, пословицы и поговорки).
Проведение повторного исследования показало, что на 20% повысилось количество детей в экспериментальной группе с высоким уровнем развития патриотических. Так в экспериментальной группе после формирующего этапа исследования выявлено 30% детей с высоким уровнем развития патриотических чувств. В контрольной группе детей с высоким уровнем развития патриотических чувств только 10%.
Таким образом, благодаря использованию произведений художественной литературы (стихов, былин, рассказов) а также произведений устного народного творчества (загадок, потешек, пословиц и поговорок) в процессе развития патриотических чувств у детей 5-6 лет нам удалось:
- приобщить детей к отечественным духовно-нравственным традициям;
- сформировать у детей представлений о народном быте, укладе жизни;
- духовно обогатить дошкольников, поддержать их интерес к прошлому и настоящему отечества, оказать влияние на развитие потребности в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;
- содействовать формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные литературные произведения, отражающие жизненный уклад и характер русского народа.
Это подтверждает гипотезу, поставленную в начале исследования о том, что развитие у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора будет эффективным, если: разработан комплекс мероприятий образовательной деятельности по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств в процессе восприятия художественной литературы и фольклора; организована поэтапная работа по развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств с применением средств художественной литературы и фольклора; разработано совместное мероприятие с родителями воспитанников, приобщающее их к развитию у детей 5-6 лет патриотических чувств посредством художественной литературы и фольклора.
Подобные работы
- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДЧИНЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе краеведческой работы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Развитие восприятия и понимания произведений изобразительного искусства у детей старшего дошкольного возраста в условиях дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2021 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в беседах об искусстве
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - “ПОЧВЕННОЕ” НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: ТИПОЛОГИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ
Диссертация , история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТРАДИЦИЯХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ У
ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЛА ПРИМЕРЕ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



